Сущность управленческого учета, предмет, методы и принципы ведения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2013 в 21:01, контрольная работа

Описание работы

Управленческий учет представляет собой самостоятельное направление бухгалтерского учета организации, обеспечивающее информационную поддержку системы управления предпринимательской деятельностью1.
Предметом управленческого учета являются планирование, учет, анализ, контроль деятельности центров ответственности, необходимые для повышения эффективности функционирования организации.
Объектами управленческого учета являются доходы, расходы и результаты центров ответственности.

Файлы: 1 файл

основы управленческого учета.docx

— 36.82 Кб (Скачать файл)

     Информация об издержках,  собранная в рамках бухгалтерского  финансового учета, позволяет,  в конечном счете, сформировать  прибыль от реализации продукции,  работ, услуг в целом по предприятию.  Себестоимость каждого изделия,  работы, услуги в этой учетной  системе не показывается вовсе  или рассчитывается усреднение. В рамках всего предприятия  учет и списание затрат на  себестоимость могут быть выполнены  корректно с точки зрения налогообложения,  но информация о структуре  отдельных видов продукции при  этом может быть искажена. Для  целей финансового учета такая  картина вполне приемлема.

     Однако для самого  предприятия важна достоверная  информация о структуре себестоимости  - предприятие получает возможность  влиять на нее, т.е. управлять  своими издержками. Именно такая  информация должна формироваться  в системе бухгалтерского управленческого  учета.

     В зависимости от  того, какие затраты включались  в себестоимость продукции, в  отечественной экономической литературе  ранее выделялись следующие ее  виды:

- цеховая - включала прямые затраты  и общепроизводственные расходы;  характеризовала затраты цеха  на изготовление продукции;

- производственная - состояла из  цеховой себестоимости и общехозяйственных  расходов; свидетельствовала о затратах  предприятия, связанных с выпуском  продукции;

полная себестоимость - производственная себестоимость, увеличенная на сумму  сбытовых расходов. Этот показатель интегрировал общие затраты предприятия, связанные  как с производством, так и  с реализацией продукции.

     Такой подход несколько  противоречил Международным стандартам  финансовой отчетности, в соответствии  с которыми в производственную  себестоимость должны включаться  лишь производственные издержки: прямые трудозатраты, прямые материальные  затраты и общепроизводственные  расходы, а полная себестоимость  состоит из производственной  себестоимости, сбытовых и административных (общехозяйственных) расходов.

     Кроме того, различают  индивидуальную и среднеотраслевую  себестоимость. Индивидуальная себестоимость  свидетельствует о затратах конкретного  предприятия по выпуску продукции;  среднеотраслевая - характеризует средние  по отрасли затраты на производство  данного изделия. Она рассчитывается  по формуле средневзвешенной  из индивидуальных себестоимостей  предприятий отрасли.

     Наконец, существуют  плановая и фактическая себестоимость.  В расчеты плановой себестоимости  включаются максимально допустимые  затраты предприятия на изготовление  продукции, предусмотренные планом  на предстоящий период. Фактическая  себестоимость характеризует размер  действительно затраченных средств  на выпущенную продукцию.

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Характеристика системы учета сокращенной себестоимости.

     Метод директ-костинга  может применяться в любых  организациях различных отраслей  для управления себестоимостью  продукции. В результате его  применения на предприятии рассчитываются  два финансовых показателя - маржинальный  доход и чистая прибыль.

     Достоинство метода  директ-констинга на предприятиях  с массовым и серийным типами  организации производства состоит  в том, что в результате его  применения появляется возможность  управлять объемами производства  товаров с помощью изучения  и оценки рынка на основе  использования приемов маркетинга. С этой целью исчисляется критический  объем производства (так называемая "мертвая точка"), т. е. величина  выручки от продажи продукции,  при которой предприятие будет  в состоянии покрыть все свои  издержки производства без получения  прибыли.[11, с.30.]

     Критический объем  производства в единицах продукции  определяется по формуле

х = ПР:(Ц - ПЗ),

где х - количество выпускаемой продукции;

ПР - общая сумма постоянных издержек производства;

Ц - продажная цена за единицу продукции;

ПЗ - переменные издержки производства на единицу продукции.

     Например, постоянные  издержки производства за месяц  составили 1 600 000 руб., переменные  издержки производства - 120 руб., цена  изделия -200 руб. В таком случае  критическая точка производства, при которой покрываются все  издержки производства, составит:

х = 1 600 000:(200 - 120) = 20 000.

    При выпуске и продаже  20 000 изделий в месяц полученная  предприятием выручка от продажи  возмещает все издержки производства, а каждое изделие, проданное  сверх этого количества, приносит  прибыль в размере 80 руб. (200 - 120).

     Эффективен метод  директ-констинга и на предприятиях  с индивидуальным типом организации  производства.

     Например, постоянные  издержки производства предприятия  за месяц - 200 000 руб. Переменные  издержки производства на одно  изделие - 20 000 руб. Объем выпуска за месяц - 50 000 изделий. Следовательно, себестоимость изделия составляет 24 000 руб. [20 000 + (200 000 : 50 000)].

     Если данному предприятию  предоставляется возможность взять  дополнительный заказ на изготовление 5000 таких изделий по цене 22 000 руб.  за единицу, а себестоимость  изделия - 24 000 руб., то выполнение  такого заказа считается невыгодным. Между тем в случае принятия  этого заказа предприятие получит  дополнительную прибыль 2000 руб.  на одно изделие (22 000 - 20 000), а  на весь дополнительный заказ  10 000 000 руб. (2000 - 5000), ибо при этом  не увеличиваются постоянные  издержки производства.

     Как видим, использование  метода калькулирования сокращенной  производственной себестоимости  позволяет принимать экономически  обоснованные решения о целесообразности  выполнения дополнительного заказа.

     С помощью директ-костинга  обосновываются важные управленческие  решения, в том числе по оптимизации  производственной программы, о  целесообразности принятия к  исполнению определенного заказа, о приобретении или замене  оборудования, производстве полуфабрикатов  или заказе их на стороне,  по вопросам ценообразования  на новую продукцию.

     Вместе с тем этот  метод не может быть использован  для калькулирования полной себестоимости  отдельных видов продукции (работ,  услуг), а также фактической производственной  себестоимости продукции за отчетный  период. Ограниченная информация  о себестоимости продукции не  может быть использована для  прогнозирования рентабельности  на основную продукцию предприятия  в долгосрочном периоде (больше  года).

     Ведение учетных работ  при методе директ-костинга осложняется  трудностью подразделения издержек  производства на переменные и  постоянные, особенно если учесть, что такая классификация не  может быть неизменной даже  на одном предприятии, а должна  уточняться исходя из постоянно  меняющихся условий хозяйствования  на отечественных предприятиях.

     Существующая методология  бухгалтерского учета предусматривает  возможность калькулирования сокращенной  себестоимости продукции, считая  постоянными издержками производства  затраты, собираемые на счетах  Общепроизводственных расходов  и Общехозяйственных расходов  и в конце отчетного периода  списываемые на счет Продаж, минуя  счет Основного производства. Однако  требует уточнения номенклатура  издержек производства в части  общепроизводственных и общехозяйственных  расходов. Сейчас их перечень  носит весьма общий характер. Например, в общехозяйственных расходах  присутствуют расходы на управление  и содержание основных средств общехозяйственного назначения, и в этой части они должны быть отнесены к постоянным издержкам производства.

     Наряду с обоснованным  подразделением издержек производства  на переменные и постоянные  на предприятии важно обеспечить  учет переменных расходов по  прямому признаку, отражая их  по отдельным видам продукции,  выполненным работам, оказанным  услугам. Только при максимальной  локализации издержек производства  можно более обоснованно относить  переменные расходы на отдельные  объекты учета и калькулировать  сокращенную себестоимость продукции.

     Директ-костинг с  его достоинствами и недостатками  целесообразно применять на отечественных  предприятиях наряду с методами, с помощью которых определяется  полная себестоимость продукции.

 

Задача

Общепроизводственные расходы  предприятия по плану на год 125 000 рублей. Предприятие планирует выпуск продукции А и Б. Известно, что стоимость прямых материальных затрат на единицу продукции каждого вида составляет соответственно 16 и 27 рублей, удельные прямые трудозатраты соответственно 18 и 19 рублей. Определить полную производственную себестоимость единицы продукции А и Б, затраты на весь объем производства, если планируется выпустить продукции А – 4000 штук, Б – 3500 штук.

Решение:

 

На первом этапе определим  переменные затраты по каждой продукции.

(16+18)*4000=136 000 руб. – переменные затраты по продукции А.

(27+19)*3500=161 000 руб. - переменные затраты по продукции Б.

 

На втором этапе распределим  общепроизводственные расходы в  соответствии с долями переменных расходов.

125000* = 57 239 руб. – общепроизводственные расходы, относимые на продукцию А.

125000* = 67 761 руб. – общепроизводственные расходы, относимые на продукцию Б.

На третьем этапе определим  производственную себестоимость единицы  продукции:

= 48.31 руб. – полная  себестоимость продукции А.

= 65.36руб. – полная себестоимость  продукции Б.

На четвертом этапе  определим затраты на весь выпуск:

125000+136000+161000=422000 руб. –  полные затраты на выпуск.

 

 

 

 

Список литературы

  1. Васильева Л.С. Бухгалтерский управленческий учет: учебное пособие. – М.: Эксмо, 2007. – 368 с.
  2. Васильева Л.С., Ряховский Д.И., Петровская М.В. Бухгалтерский управленческий учет: учебное пособие. – М.: Эксмо, 2007. – 368 с.
  3. Вахрушина М.А. Бухгалтерский управленческий учет: Учебник для вузов, 2-е изд., доп. и пер. – М.: ИКФ Омега-Л; Высш. шк., 2002. – 528 с.
  4. Вахрушина М.А. Управленческий анализ. – М.: Омега-Л, 2004. – 432 с.
  5. Волкова О.Н. Управленческий учет: учебник – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007. – 472 с.
  6. Ивашкевич В.Б. Практикум по управленческому учету и контроллингу: учеб. пособие. – 2-е изд., М.: Финансы и статистика; ИНФРА-М, 2009.-192 с.
  7. Ивашкевич В.Б. Бухгалтерский управленческий учет. – М.: Юристъ, 2003. – 618с.
  8. Кизилов А.Н. Бухгалтерский (управленческий) учет: учебное пособие. – М.: Эксмо, 2006. – 320 с.
  9. Сборник задач по бухгалтерскому управленческому учету: учебное пособие для вузов / под ред. Л.А. Зимаковой. – М.: КноРус, 2005. – 186 с.
  10. Управленческий учет: учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям / Под ред. Керимова В.О. – 4-е изд., изм. и доп. – М.: Дашков и Ко, 2005. – 460 с.
  11. Управленческий и производственный учет: учебное пособие / под ред. К. Друри. – М.: ЮНИТИ, 2003. – 342 с.
  12. Управленческий учет: учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям / под ред. Т.П.Карповой. – М.: ЮНИТИ, 2003. – 351 с.

1 Воронова Ю.Д., Улина Г.В. Управленческий учет на предприятии: Учебное пособие.-М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006

2 Кондраков Н. П., Иванова М. А.. Бухгалтерский управленческий учет. - М.: Инфра-М, 2005

 


Информация о работе Сущность управленческого учета, предмет, методы и принципы ведения