Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 11:41, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является рассмотрение линии развития системы социальной защиты в стране, выведение перспектив ее развития.
Введение 3
Глава 1. Сущность, структура и роль внебюджетных фондов 4
Глава 2. Развитие системы внебюджетных фондов 9
2.1. Пенсионный фонд РФ 9
2.2. Фонд социального страхования РФ 11
2.3. Фонд обязательного медицинского страхования 12
2.4. Государственный фонд занятости 13
2.5. Российский Фонд технологического развития и отраслевые внебюджетные фонды 14
2.6. Фонды инвестирования жилищного строительства 16
Глава 3. Источники мобилизации и порядок использования средств внебюджетных фондов. Контроль за использованием средств. 18
3.1. Источники мобилизации 18
3.2. Порядок и контроль использования 20
Глава 4. Проблемы функционирования государственных внебюджетных фондов 28
4.1. Пенсионный фонд РФ 28
4.2. Фонд обязательного медицинского страхования 30
4.3. Фонд социального страхования 33
Практическая часть 35
Заключение 43
Список литературы 44
4. Развитие системы внебюджетных фондов. Проблемы функционирования государственных внебюджетных фондов.
2.1. Пенсионный фонд РФ.
Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР) создан в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения в Российской Федерации и является самостоятельным финансово-кредитным учреждением.
ПФР и его денежные средства находятся в государственной собственности Российской Федерации, не входят в состав бюджетов, других фондов и изъятию не подлежат.
В основные задачи Пенсионного фонда России входят:
• целевой сбор и аккумуляция страховых взносов, а также финансирование расходов в соответствии с назначением ПФР;
• организация работы по взысканию с работодателей и граждан, виновных в причинении вреда здоровью работников и дру¬гих граждан, сумм государственных пенсий по инвалидности вследствие трудового увечья, профессионального заболевания или по случаю потери кормильца;
• капитализация средств ПФР, а также привлечение в него добровольных взносов (в том числе валютных ценностей) физических и юридических лиц;
• контроль с участием налоговых органов за своевременным и полным поступлением в ПФР страховых взносов, а также контроль за правильным и рациональным расходованием его средств;
• межгосударственное и международное сотрудничество Российской Федерации по вопросам, относящимся к компетенции ПФР, участие в разработке и реализации в установленном порядке межгосударственных и международных договоров и соглаше¬ний по вопросам пенсий и пособий.
Средства ПФР формируются за счет:
• части единого социального налога, уплачиваемого работодателями, индивидуальными предпринимателями, родовыми се¬мейными общинами, семейными общинами малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, физиче¬скими лицами (адвокатами, нотариусами);
• суммы единого налога на вмененный доход на определенные виды деятельности, поступающие в фонд;
• ассигнований из федерального бюджета Российской Федерации на выплату государственных пенсий и пособий военнослужащим и приравненным к ним по пенсионному обеспечению гражданам, их семьям социальных пенсий, пособий на детей в возрасте старше полутора лет, на индексацию указанных пенсий и пособий, а также на предоставление льгот в части пенсий, по¬собий и компенсаций гражданам, пострадавшим от чернобыльской катастрофы, на расходы по доставке и пересылке пенсий и пособий;
• средств, возмещаемых ПФР Государственным фондом занятости населения Российской Федерации в связи с назначением досрочных пенсий безработным;
• средств, взыскиваемых с работодателей и граждан в результате предъявления регрессивных требований;
• добровольных взносов (в том числе валютных ценностей) физических и юридических лиц, а также доходов от капитализации средств ПФР и других поступлений.
Освобождаются от уплаты взносов в Пенсионный фонд РФ, Фонд обязательного медицинского страхования РФ, Фонд соци¬ального страхования РФ с 2001 г.:
1) организации любых организационно-правовых форм — с сумм доходов, не превышающих 100 000 руб. в течение налогового периода (календарного года), начисленных работникам, явля¬ющимся инвалидами I, II и III групп;
2) следующие категории
работодателей — с сумм
• общественные организации инвалидов (в том числе создан¬ные как общественные организации инвалидов), среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80%, и их структурные подразделения;
• организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов и в которых среднесписочная численность инвалидов составляет не менее 50%, а доля заработной платы инвалидов в фонде оплаты труда составляет не менее 25%;
• учреждения, созданные для достижения образовательных, культурных, лечебно-оздоровительных, физкультурно-спортивных, научных, информационных и иных социальных целей, а также для оказания правовой и иной помощи инвалидам, детям инвалидам и их родителям, единственными собственниками имущества которых являются указанные общественные организации инвалидов.
2.2. Фонд социального страхования РФ.
Фонд социального страхования Российской Федерации со¬здан в целях обеспечения государственных гарантий в системе социального страхования и повышения контроля за правильным и эффективным расходованием средств социального страхова¬ния. Фонд социального страхования (ФСС) является самостоя¬тельным государственным финансово-кредитным учреждением. Денежные средства ФСС не входят в состав бюджетов Россий¬ской Федерации, других фондов и изъятию не подлежат. Управле¬ние Фондом социального страхования Российской Федерации осуществляется Правительством Российской Федерации при участии общероссийских объединений профсоюзов.
Средства фонда социального страхования образуются за счет:
•части единого социального
налога, уплачивающегося рабо-
• страховых взносов на обязательное социальное страхование на производстве от несчастных случаев;
• суммы единого налога на вмененный доход на определен¬ные виды деятельности, поступающие в фонд;
• доходов от инвестирования части временно свободных средств Фонда в ликвидные государственные ценные бумаги и банковские вклады в пределах средств, предусмотренных бюдже¬том на соответствующий период;
• добровольных взносов физических и юридических лиц;
• ассигнований из федерального бюджета Российской Феде¬рации (выплата пособий сверх установленных норм, на санатор¬но-курортное лечение, на возмещение вреда в угольной промыш¬ленности);
• прочих доходов.
2.3. Фонд обязательного медицинского страхования.
Фонд обязательного
медицинского страхования (ФОМС) предназначен
для аккумулирования денежных ресурсов
на обяза¬тельное медицинское
Основными задачами федерального и территориального фон¬дов являются:
• обеспечение предусмотренных законодательством Россий¬ской Федерации прав граждан в системе обязательного медицин¬ского страхования;
• достижение социальной справедливости и равенства всех граждан в области обязательного медицинского страхования;
• участие в разработке и осуществлении государственной финансовой политики в области медицины.
Важнейшие финансовые ресурсы, формирующие бюджет фонда (федеральный и территориальный) :
• часть единого социального налога, уплачивающегося рабо¬тодателями, индивидуальными предпринимателями, родовыми семейными общинами, семейными общинами малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хо¬зяйствования, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, фи¬зическими лицами (адвокатами, нотариусами);
• сумма единого налога на вмененный доход на определенные виды деятельности, поступающие в фонд;
• взносы территориальных фондов на реализацию совмест¬ных программ;
• ассигнования из федерального бюджета на выполнение рес-публиканской программы;
• добровольные взносы юридических и физических лиц;
• средства, предусмотренные органами исполнительной влас¬ти в соответствующих бюджетах на обязательное медицинское страхование неработающего населения;
• финансовые средства в виде штрафов, пени, неустоек, взы¬скиваемых с юридических и физических лиц.
2.4. Государственный фонд занятости.
Государственный фонд занятости (ТФЗ) был создан для фи-нансирования мероприятий, связанных с государственной про¬граммой занятости населения. Средства фонда являются собст¬венностью государства и находятся в оперативном управлении Государственного комитета РФ по занятости населения. ГФЗ представляет собой совокупность федеральной части фонда за¬нятости и фондов занятости, формируемых в республиках, фондов занятости в городах и районах.
Финансовые ресурсы
федеральной части ГФЗ
• отчислений из фонда занятости республик, округов, облас¬тей и т. д.;
• обязательных страховых взносов работодателей и работаю¬щих граждан;
• ассигнований из бюджета РФ;
• доходов от размещения средств на депозитных счетах, от приобретения ГКО, от учредительной деятельности;
• добровольных поступлений от граждан и предприятий;
• прочие.
В 2001 г. средств фонда
централизуются в федеральном бюд¬жете
в соответствующем целевом
2.5. Российский Фонд технологического развития и отраслевые внебюджетные фонды.
Российский Фонд технологического развития и отраслевые внебюджетные Фонды НИОКР создаются в федеральных минис¬терствах и иных федеральных органах исполнительной власти, а также в корпорациях, концернах и ассоциациях, осуществляю¬щих координацию деятельности по разработке, финансирова¬нию и реализации комплексных и целевых научно-технических программ, научно-исследовательских и опытно-конструктор¬ских работ (услуг) (далее НИОКР).
Внебюджетные фонды образуются:
• Министерством промышленности, науки и технологий РФ — Российский фонд технологического развития;
• федеральными министерствами — внебюджетные фонды министерства;
• иными федеральными органами исполнительной власти - внебюджетные фонды ведомств;
• корпорациями, концернами и ассоциациями (далее объеди¬нениями) — внебюджетные фонды объединений.
Внебюджетные фонды министерств, ведомств и объединений создаются по согласованию с Министерством промышленности науки и технологий РФ. Внебюджетные фонды не наделяются правами юридических лиц и действуют от имени федеральных министерств, иных федеральных органов исполнительной власти и объединений, в которых они образованы.
Внебюджетные фонды формируются за счет ежеквартальных добровольных отчислений предприятий и организаций незави¬симо от форм собственности (далее - предприятия и объедине¬ния) в размере 1,5% себестоимости реализуемой продукции (ра¬бот, услуг), а суммы отчисляемых средств включаются предприя¬тиями и организациями в себестоимость продукции (работ, ус¬луг) в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 22 декабря 1993 г. № 2270 «О некоторых изменениях в налогообло¬жении и во взаимоотношениях бюджетов различных уровней». Ука¬занные отчисления предприятиями и организациями не произ¬водятся, если реализуемая продукция (работы, услуги) изготовля¬лась для государственных нужд и ее производство финансирова¬лось за счет бюджетных ассигнований. Для осуществления опе¬раций по поступлению и расходованию средств внебюджетных фондов в банках открываются счета федеральным министерст¬вам, иным федеральным органам исполнительной власти, а так¬же объединениям.
Предприятия и организации на договорной основе ежеквар¬тально перечисляют средства в следующие внебюджетные фон¬ды:
• входящие в объединения — во внебюджетный фонд объеди¬нения, в которое они входят;
• входящие в несколько независимых друг от друга, образую¬щих внебюджетные фонды объединений, — во внебюджетный фонд объединения по своему выбору;
• не входящие в объединения, но находящиеся в ведении фе¬дерального министерства или иного федерального органа испол¬нительной власти, — во внебюджетный фонд соответствующего министерства или ведомства;
• не входящие в объединения и не находящиеся в ведении фе¬дерального министерства или иного федерального органа испол¬нительной власти — в любой из указанных внебюджетных фондов по своему выбору.
Федеральные министерства и иные федеральные органы ис-полнительной власти, а также объединения в соответствии с Ука¬зом Президента Российской Федерации от 27 апреля 1992 г. . № 426 «О неотложных мерах по сохранению научно-технического потен¬циала Российской Федерации» ежеквартально перечисляют в Рос¬сийский фонд технологического развития 25% средств, поступа¬ющих в их внебюджетные фонды; для финансирования НИОКР, по которым они являются государственными заказчиками, могут на договорной основе консолидировать в своих внебюджетных фондах часть средств внебюджетных фондов объединений, нахо¬дящихся в составе или ведении указанных федеральных органов исполнительной власти. Размер средств, перечисляемых объеди¬нениями во внебюджетные фонды министерств и ведомств, уста¬навливается в договорах, заключаемых федеральными органами исполнительной власти с объединениями.
Министерство промышленности, науки и технологий РФ осуществляет регистрацию внебюджетных фондов в порядке, оп¬ределяемом совместно с Министерством финансов РФ, ведет ре¬естр внебюджетных фондов.
Положение о Российском фонде технологического развития утверждается Министерством промышленности, науки и техноло¬гий РФ с учетом соответствующих законодательных документов.
Положение о внебюджетном фонде утверждается федераль¬ным министерством, иным федеральным органом исполнитель¬ной власти или объединением, в котором образуется внебюджет¬ный фонд, с учетом указанного постановления и по согласова¬нию с Министерством науки и технической политики Россий¬ской Федерации.
2.6. Фонды инвестирования жилищного строительства.
Фонды инвестирования жилищного строительства создают субъекты Федерации и местные органы самоуправления как ре¬гиональные внебюджетные (экономические) фонды. Правитель¬ство РФ утвердило примерный порядок создания и использова¬ния региональных (местных) внебюджетных фондов развития жилищного строительства.