Сущность, задачи и элементы управления финансами организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 01:30, доклад

Описание работы

Управление финансами организации заключается в умении рационально распоряжаться денежными средствами и другими ресурсами. По мнению И.А. Бланка, вместе с системой прогнозирования и планирования и методами принятия решений в области менеджмента понимание принципов и технологий финансового управления деятельностью организации является необходимым условием развития бизнеса.

Файлы: 1 файл

Управление финансами.doc

— 679.50 Кб (Скачать файл)

4. Бюджетирование. Бюджетирование представляет собой систему управления корпорацией посредством совокупности взаимосвязанных бюджетов, полностью отражающих в стоимостных показателях основное направления деятельности корпорации. Именно такой подход реализуется в технологиях бюджетного управления, составляющих ядро управленческого механизма большинства современных успешных компани. Бюджетирование означает принятие управленческих решений, связанных с будущими событиями, на основе систематической обработки данных.

Расчеты, осуществляемые в процессе формирования бюджета корпорации, позволяют в полном объеме и своевременно определить необходимую сумму денежных средств на их реализацию, а также источники поступления этих средств. Результаты расчетов находят свое отражение в долгосрочных и стратегических планах корпорации.

Таким образом, стремление научиться управлять финансами в условиях нестабильности, организовать производство конкурентоспособной продукции, обеспечивая эффективное развитие корпорации, ставит перед менеджментом российских предприятий сложную задачу овладения методикой формирования бюджета как основного финансового плана и экономического регулятора отношений между структурными подразделениями корпорации и корпорации с внешней средой.

Описанные выше четыре сферы применения финансовых методов в корпоративном управлении - долгосрочные инвестиции, структура капитала и управление оборотным капиталом - включают в себя достаточно широкие категории. Для успешной работы предприятия в условиях жесткой деловой конкуренции необходима эффективная организация финансового менеджмента, которая позволит добиться ощутимых экономических результатов.

Методика финансового анализа включает в себя три взаимосвязанных блока:

♦   анализ финансовых результатов деятельности предприятия;

♦   анализ финансового состояния предприятия;

♦   анализ эффективности финансово-хозяйственной деятельности предприятия.

Такая методика необходима для обоснования выбора делового партнера, определения степени устойчивости предприятия, оценки деловой активности и эффективности предпринимательской деятельности.

При решении вопроса о способах и источниках финансирования используется комплексный подход, или обобщенная концепция, включающая: анализ потребности в финансировании, анализ финансового состояния предприятия и его возможности по привлечению различных источников финансирования и анализ риска.

Рассмотрим подробнее обобщенную концепцию, которая основана на детальном изучении вопроса о внешнем финансировании. Начинается она с первого блока - выявление тенденций и изучение сезонной составляющей финансирования  компании. На этом этапе определяется количество средств, необходимых фирме в будущем, и чем будет вызвана эта потребность, а также присутствует ли здесь сезонная компонента. Для ответа на эти вопросы используют аналитические данные Отчета об источниках и использовании фондов (из баланса) и данные о движении денежных средств (из Отчета о движении денежных средств).

Второй блок - оценка финансового состояния и эффективности деятельности фирмы — включает финансовые показатели, при помощи которых квалифицированный аналитик изучает деятельность фирмы с разных сторон в надежде получить верное представление о ее финансовом состоянии и рентабельности.

Третий блок посвящен анализу бизнес-риска для выбора источника финансирования. Фактор так называемого бизнес-риска отражает существование неизбежного при функционировании фирмы элемента неопределенности и нестабиль­ности, поскольку для одних компаний в большей степени характерна стабильность, а для других - ее отсутствие. Аналитик оценивает степень стабильности и уровень бизнес-рис­ка компании. Чем он выше, тем менее желательно финансирование путем получения займов по сравнению с выпуском акций. Другими словами, выпуск новых акций безопаснее, поскольку не предполагает выплаты процентов на привлеченный капитал и, кроме того, привлечение кредита часто сопровождается залогом, что фактически означает заклад компании. Фирме с высокой степенью бизнес-риска обычно не рекомендуется дополнительно брать на себя значительные финансовые риски.

При выборе источников финансирования необходимо так­же оценить общее финансовое состояние фирмы. Чем оно прочнее, тем выше рентабельность и ликвидность компании, тем на больший риск можно пойти при выборе источников финансирования. Поэтому получение займов становится тем более предпочтительным, чем лучше перечисленные показатели.

Рассмотренные факторы должны быть приняты во внимание при выяснении потребности данной фирмы в финансировании. Более того, их следует рассматривать в комплексе, так как чем больше требуемые фонды, тем больше общая потребность в финансировании. Но в то же время природа фондов обусловливает наиболее подходящий тип и объемы финансирования. Если для данной фирмы немаловажна сезонная компонента, то это диктует наибольшую предпочтительность кратрочных кредитов банков.

Сопоставив необходимость, возможность привлечения средств и степень их рисковости, фирма может пойти на компромисс. Для этого необходимо взаимодействие с потенциальными кредиторами и инвесторами для определения размера, условий и цены выбранного источника финансирования. Причем взаимосвязь эта должна быть обоюдной.

К важным способам финансового анализа (методам чтения финансовых отчетов) можно отнести горизонтальный анализ, вертикальный анализ, анализ финансовых коэффициентов, трендовый анализ, сравнительный анализ и факторный анализ.

При проведении финансового анализа необходимо учитывать определенные трудности, а именно:

♦   многопрофильность компаний;

♦   ориентацию на лидеров;

♦   влияние и учет инфляции;

♦   сезонность;

♦   интерпретацию результатов;

♦   вуалирование отчетности.

Учитывая указанные трудности, результативность финансового анализа в первую очередь будет зависеть от уровня знаний и профессионализма финансового аналитика.

Анализ финансового состояния предприятия основывается на показателях, характеризующих степень ликвидности предприятия, его деловую активность, эффективность управле­ния источниками средств, рентабельность и рыночную активность фирмы.

Система финансовых показателей (коэффициентов) включает следующие подгруппы.

Показатели ликвидности компании - относительные показатели, позволяющие ответить на вопросы: будет ли фирма в состоянии погасить в срок свои обязательства, будет ли компания испытывать трудности при выполнении этих обязательств?

Ликвидность (англ. liquidity) - способность превращения активов фирмы, ценностей в наличные деньги, мобильность активов; характеризует степень, в которой активы фирмы яв­ляются ликвидными, что позволяет ей вовремя уплачивать долги, а также использовать новые возможности инвестирования. Ликвидность можно рассматривать как время, необхо­димое для обращения актива в денежную форму, и как вероятность продать актив по определенной цене.

Коэффициент текущей ликвидности -отношение оборотных средств к краткосрочным пассивам. Поскольку этот коэффициент показывает, в какой мере краткосрочные пассивы покрываются активами, которые можно обратить в денежные средства в течение определенного периода времени, примерно совпадающими со сроками погашения этих пассивов, его используют как один из основных показателей платежеспособности. Согласно международным стандартам считается, что этот коэффициент должен находиться в пределах от 1 до 2 (иногда 3). Нижняя граница обусловлена тем, что оборотных средств должно быть по меньшей мере достаточно для погашения краткосрочных обязательств, иначе компания окажется под угрозой банкротства. Превышение верхней границы будет означать нерациональную структуру капитала. Очень важен анализ динамики этого показателя.

Коэффициент быстрой текущей ликвидности - отношение ликвидной части оборотных активов к краткосрочным пассивам. Коэффициент текущей ликвидности показывает отношение наиболее ликвидной части оборотных средств (денежных средств, краткосрочных финансовых вложений, дебиторской задолженности), которая рассчитывается как разница оборотных средств и запасов, к краткосрочным обязательствам. По международным стандартам его уровень должен быть выше 1. В России его оптимальное значение определено в пределах 0,7-0,8.

Коэффициент абсолютной ликвидности - отношение денежных средств к краткосрочным обязательствам. На Западе этот показатель рассчитывается редко. В России оптимальный уровень коэффициента абсолютной ликвидности считается равным 0,2-0,25.

Чистый оборотный капитал -разность между оборотными активами и краткосрочными обязательствами. Чистый оборотный капитал необходим для поддержания финансовой устойчивости предприятия, поскольку превышение оборотных средств над краткосрочными обязательствами означает, что предприятие не только может погасить свои краткосрочные обязательства, но и имеет достаточные финансовые ресурсы для расширения своей деятельности.


Прибыль, методы ее распределения. Факторы, влияющие на величину прибыли

 

 

СУЩНОСТЬ И ВИДЫ ПРИБЫЛИ ТОРГОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ

Среди экономических функций торгового менеджмента наиболее важная роль отводится управлению прибылью. Рассматривая сущность прибыли торгового предприятия в свете современной экономической теории, следует в первую очередь отметить такие ее характеристики:

1.  Прибыль представляет собой форму дохода предпринимателя, осуществляющего торговую деятельность. Эта внешностная, наиболее простая форма выражения прибыли является вместе с тем недостаточной для ее полной характеристики.

2.  Прибыль является формой дохода предпринимателя, вложившего свой капитал с целью достижения определенного коммерческого успеха. Категория прибыли неразрывно связана с категорией капитала — особым фактором производства — и в усредненном виде характеризует цену функционирующего капитала.

3.   Прибыль не является гарантированным доходом предпринимателя, вложившего свой капитал в тот или иной вид торгового бизнеса. Она является результатом только умелого и успешного осуществления этого бизнеса. Но в процессе ведения торгового бизнеса предприниматель вследствие своих неудачных действий или объективных причин внешнего характера может не только лишиться ожидаемой прибыли, но и полностью или частично потерять вложенный капитал. Поэтому прибыль является в определенной мере и платой за риск осуществления торговой деятельности. Как будет показано далее, уровень прибыли и уровень предпринимательского риска находятся между собой в прямо пропорциональной зависимости.

4. Прибыль характеризует не весь доход, полученный в процессе предпринимательской деятельности, а только ту часть дохода, которая "очищена" от понесенных затрат на осуществление этой деятельности. Иными словами, в ко­личественном выражении прибыль является остаточным

показателем, представляющим собой разность между совокупным доходом и совокупными затратами в процессе осуществления торговой деятельности.

5. Прибыль является стоимостным показателем, выраженным в денежной форме. Такая форма оценки прибыли связана с практикой обобщенного стоимостного учета всех связанных с ней основных показателей — вложенного капитала, полученного дохода, понесенных затрат и т.п., а также с действующим порядком налогового ее регулирования. С учетом рассмотренных основных характеристик прибыли ее понятие в наиболее обобщенном виде может быть сформулировано следующим образом: "Торговая прибыль представляет собой выраженный в денежной форме чистый доход предпринимателя на вложенный капитал, характеризующий его вознаграждение за риск осуществления торговой деятельности, представляющий собой разницу между совокупным доходом и совокупными затратами в процессе осуществления этой деятельности".

В условиях рыночной экономики прибыль торгового предприятия играет многогранную роль (рис. 10.1).

1. Прибыль предприятия является главной целью предпринимательской деятельности в сфере торговли. Основным побудительным мотивом осуществления любого вида торгового бизнеса, его главной конечной целью является рост благосостояния собственников торгового предприятия. Характеристикой этого роста является размер текущего и отложенного их дохода на вложенный капитал, источником которого является полученная прибыль.

Если для собственников торгового предприятия по­лучение высокого уровня прибыли является вполне оче­видным мотивом предпринимательской деятельности, то может возникнуть вопрос - является ли получение высокой прибыли столь же побудительным мотивом деятельности наемных менеджеров торгового предприятия и остального его персонала.

Для менеджеров, которые не являются собственниками торгового предприятия, руководимого ими, прибыль является основным мерилом успеха их деятельности. Возрастание уровня прибыли торгового предприятия по­вышает "рыночную цену" этих менеджеров, что сказыва­ется на уровне их личной заработной платы. И наоборот - систематическое снижение уровня прибыли руководимого ими торгового предприятия приводит к обратным результатам в их личной карьере, уровне получаемых доходов, возможностях последующего трудоустройства.

Для остального торгового персонала уровень прибыли предприятия также является достаточно высоким побудительным мотивом их деятельности, особенно при наличии на торговом предприятии программы участия наемных работников в прибыли. Прибыльность торгового предприятия является не только гарантом их занятости (при прочих равных условиях), но в определенной мере обеспечивает дополнительное материальное вознаграждение их труда и удовлетворение ряда их социальных потребностей.

Информация о работе Сущность, задачи и элементы управления финансами организации