Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 01:30, доклад
Управление финансами организации заключается в умении рационально распоряжаться денежными средствами и другими ресурсами. По мнению И.А. Бланка, вместе с системой прогнозирования и планирования и методами принятия решений в области менеджмента понимание принципов и технологий финансового управления деятельностью организации является необходимым условием развития бизнеса.
2. Прибыль торгового предприятия создает базу экономического развития государства в целом. Механизм перераспределения прибыли торгового предприятия через налоговую систему позволяет «наполнять» доходную часть государственных бюджетов всех уровней (общегосударственного и местных), что дает возможность государству успешно выполнять возложенные на него функции и осуществлять намеченные программы развития экономики. Кроме того, реализация известного принципа — "богатство государства характеризуется уровнем богатства его граждан" — также связана с возрастанием прибыли торгового предприятия, которое обеспечивает рост доходов его владельцев, менеджеров и персонала.
3. Прибыль торгового предприятия является критерием эффективности конкретной торговой деятельности. Индивидуальный уровень прибыли торгового предприятия в сравнении с отраслевым характеризует степень умения (подготовленности, опыта, инициативности) торговых менеджеров успешно осуществлять хозяйственную деятельность в условиях рыночной экономики. Среднеотраслевой уровень прибыли торговых предприятий характеризует рыночные и другие внешние факторы, определяющие эффективность торговой деятельности и является основным регулятором "перелива капитала" в отрасли с более эффективным его использованием. При этом капитал перемещается, как правило, в те сегменты рынка, которые характеризуются значительным объемом неудовлетворенного спроса, что способствует более полному удовлетворению общественных и личных потребностей.
4. Прибыль является основным внутренним источником формирования финансовых ресурсов торгового предприятия, обеспечивающих его развитие. В системе внутренних источников формирования этих ресурсов прибыли принадлежит главенствующая роль. Чем выше уровень генерировать прибыли торгового предприятия в процессе его хозяйственной деятельности, тем меньше его потребность в привлечении финансовых средств из внешних источников и при прочих равных условиях—тем выше уровень самофинансирования его развития, обеспечения реализации стратегических целей этого развития, повышения конкурентной позиции предприятия на потребительском рынке. При этом, в отличие от некоторых других внутренних источников формирования финансовых ресурсов торгового предприятия, прибыль является постоянно воспроизводимым источником и ее воспроизводство в условиях успешного хозяйствования осуществляется на расширенной основе.
5. Прибыль является главным источником возрастания рыночной стоимости торгового предприятия. Способность самовозрастания стоимости капитала обеспечивается путем капитализации части полученной торговым предприятием прибыли, т.е. ее направления на прирост его активов. Чем выше сумма и уровень капитализации полученной торговым предприятием прибыли, тем в большей степени возрастает стоимость его чистых активов (активов, сформированных за счет собственного капитала), а соответственно и рыночная стоимость предприятия в целом, определяемая при его продаже, слиянии, поглощении и в других случаях.
6. Прибыль торгового предприятия является важнейшим источником удовлетворения социальных потребностей общества. Социальная роль торговой прибыли проявляется прежде всего в том, что средства, перечисляемые в бюджеты разных уровней в процессе ее налогообложения, служат источником реализации разнообразных общегосударственных и местных социальных программ, обеспечивающих "выживание" отдельных социально не защищенных (или недостаточно защищенных) членов общества. Кроме того, эта роль проявляется в удовлетворении за счет полученной прибыли торгового предприятия части социальных потребностей его персонала (социальные программы являются неотъемлемой составной частью коллективных или индивидуальных трудовых соглашений). Наконец, определенная социальная роль прибыли проявляется в том, что она служит источником внешней благотворительной деятельности торгового предприятия, направленной на финансирование отдельных неприбыльных организаций, учреждений социальной сферы, оказания материальной помощи отдельным категориям граждан.
7. Прибыль является основным защитным механизмом, предохраняющим торговое предприятие от угрозы банкротства.
Хотя такая угроза может возникнуть и в условиях прибыльной хозяйственной деятельности торгового предприятия (при использовании неоправданно высокой доли заемного капитала, особенно краткосрочного; при недостаточно эффективном управлении ликвидностью активов и т.п.), но при прочих равных условиях, предприятие гораздо успешнее выходит из кризисного состояния при высоком потенциале генерирования прибыли. За счет капитализации полученной прибыли на торговом предприятии может быть быстро увеличена доля высоколиквидных активов (восстановлена платежеспособность), повышена доля собственного капитала при соответствующем снижении объема используемых заемных средств (повышена финансовая устойчивость), сформированы соответствующие резервные финансовые фонды.
Прибыль торгового предприятия характеризуется многообразием обличий, в которых она выступает. Под общим понятием "прибыль торгового предприятия" понимают самые различные ее виды, характеризуемые в настоящее время несколькими десятками терминов. В связи с этим, в целях обеспечения эффективного и целенаправленного управления прибылью торгового предприятия необходимо в первую очередь соответствующим образом классифицировать ее виды. Такая классификация прибыли торгового предприятия приведена в табл. 10.1.
Рассмотрим более подробно отдельные виды прибыли торгового предприятия в соответствии с приведенной ее классификацией по основным признакам.
1. По характеру отражения в учете выделяют бухгалтерскую и экономическую прибыль торгового предприятия.
• Бухгалтерская прибыль представляет собой разность между доходами торгового предприятия и внешними его текущими затратами (издержками), отражаемыми бухгалтерским учетом.
• Экономическая прибыль представляет собой разность между суммой доходов торгового предприятия, с одной стороны, и суммой как внешних, так и внутренних его текущих затрат (издержек обращения), с другой. При этом внутренние текущие затраты предприятия, не отражаемые бухгалтерским учетом, оцениваются по альтернативной их стоимости. Экономическая прибыль торгового предприятия всегда меньше бухгалтерской на величину внутренних текущих затрат (издержек обращения).
2. По характеру деятельности торгового предприятия разделяют прибыль от обычной деятельности и чрезвычайную прибыль.
• Прибыль от обычной деятельности характеризует финансовый результат от всех традиционных для данного предприятия видов деятельности и хозяйственных операций, формируемый на регулярной основе.
• Чрезвычайная прибыль характеризует необычный или очень редкий для данного торгового предприятия источник ее формирования.
3. По подотраслям торговой деятельности прибыль предприятия разделяется в соответствии с Классификатором видов экономической деятельности следующим образом:
• Прибыль по розничной торговле.
• Прибыль по оптовой торговле.
• Прибыль по оптово-посреднической торговле.
4. По направлениям хозяйственной деятельности торгового предприятия выделяют прибыль, полученную от операционной, инвестиционной и финансовой его деятельности.
• Прибыль от операционной деятельности представляет собой совокупный объем прибыли от реализации товаров и прибыли от других операций, не относящихся к инвестиционной или финансовой деятельности.
• Прибыль от инвестиционной деятельности характеризует итоговой финансовый результат от операций по приобретению (сооружению, изготовлению) и продаже амортизируемого имущества — основных фондов, нематериальных активов и других необоротных активов, а также краткосрочных финансовых инвестиций, которые не являются эквивалентами денежных средств.
• Прибыль от финансовой деятельности характеризует финансовый результат операций, которые приводят к изменению размера и состава собственного капитала и ссуд предприятия (привлечения дополнительного акционерного или паевого капитала, эмиссии облигаций и других долговых ценных бумаг, привлечение кредита в различных его формах, погашение обязательств по основному долгу и т.п.).
5. По источникам формирования прибыль торгового предприятия подразделяется на следующие виды:
• Прибыль от реализации товаров покупателям.
• Прибыль от реализации других видов активов.
• Прибыль от внереализационных операций.
Основным объектом торгового менеджмента в процессе управления прибылью торгового предприятия выступает прибыль от реализации товаров.
6. По характеру налогообложения прибыли выделяют налогооблагаемую и не облагаемую налогом ее части. Такое деление прибыли играет важную роль в формировании налоговой политики торгового предприятия, так как позволяет оценивать альтернативные хозяйственные операции с позиций конечного их эффекта. Состав прибыли, не подлежащей налогообложению, регулируется соответствующим законодательством.
7. По составу элементов, формирующих прибыль, различают маржинальную, валовую и чистую прибыль торгового предприятия. Под этими терминами понимают обычно различную степень "очистки" полученных предприятием чистых доходов от понесенных им в процессе хозяйственной деятельности затрат.
• Маржинальная прибыль характеризует сумму чистого дохода от реализации товаров (валового коммерческого дохода предприятия от этой деятельности, уменьшенного на сумму налоговых платежей за счет него) за вычетом суммы постоянных затрат.
• Валовая прибыль характеризует сумму чистого дохода от реализации товаров за вычетом всех связанных с ней текущих расходов (издержек обращения), как постоянных, так и переменных.
• Чистая прибыль характеризует сумму валовой прибыли от реализации товаров, уменьшенную на сумму налоговых платежей за счет нее.
Процесс формирования различных видов прибыли от реализации товаров по составу рассмотренных элементов может быть представлен в следующем виде (рис. 10.2):
Из приведенной схемы видно, что в процессе осуществления торговой деятельности формируются три вида операционной прибыли от реализации товаров:
8. По характеру инфляционной "очистки" прибыли выделяют номинальный и реальный ее виды. Реальная прибыль характеризует размер номинально полученной ее суммы, скорректированный на темп инфляции в соответствующем периоде.
9. По периоду формирования выделяют:
• Прибыль отчетного периода.
• Прибыль планового периода (плановая прибыль). Разновидностью плановой прибыли, характеризующей целенаправленный характер ее формирования с позиций достаточности для эффективного развития торгового предприятия, выступает целевая сумма прибыли.
10. По значению итогового результата хозяйствования
различают положительную прибыль (или собственно прибыль) и отрицательную прибыль (убыток). В нашей практике эта терминология получила пока ограниченное распространение, хотя и встречается в экономических публикациях последних лет по вопросам бухгалтерского учета.
11. По достаточности уровня формирования выделяют низкую, нормальную и высокую прибыль торгового предприятия (критерием такого деления выступает уровень нормальной прибыли).
• Нормальная прибыль характеризует такой уровень ее формирования, когда после покрытия внешних и внутренних текущих затрат (издержек обращения), остается коммерческий доход, равный минимальной ставке депозитного процента (по отношению к сумме используемого собственного капитала).
• Низкая и высокая прибыль характеризует уровень ее формирования, который соответственно ниже или выше уровня нормальной прибыли.
12. По характеру использования в составе прибыли торгового предприятия, остающейся после уплаты налогов и других обязательных платежей (чистой прибыли), выделяют капитализируемую и потребляемую ее части. Капитализированная прибыль характеризует ту ее сумму, которая направлена на финансирование прироста активов торгового предприятия, а потребленная прибыль — ту ее часть, которая израсходована на выплаты собственникам (акционерам), персоналу или на социальные программы торгового предприятия.
Несмотря на довольно значительный перечень рассмотренных классификационных признаков, он, тем не менее, не отражает всего многообразия видов прибыли, используемых в научной терминологии и предпринимательской торговой практике. Ряд из этих терминов будут дополнительно рассмотрены в процессе изложения конкретных вопросов управления прибылью торгового предприятия.
Со структурой отдельных видов прибыли, формируемой на торговом предприятии, связано понятие "качество прибыли". В наиболее обобщенном виде оно характеризует структуру источников формирования прибыли по видам деятельности — операционной, инвестиционной, финансовой. В рамках каждого из этих видов прибыли данное понятие характеризует конкретные источники роста прибыли. Например, высокое качество прибыли от реализации товаров характеризуется ростом объема товарооборота, снижением издержек обращения и т.п., а низкое ее качество — ростом цен на товары без увеличения объема их реализации в натуральных показателях. Понятие "качество прибыли" позволяет правильнее оценивать ее динамику, проводить сопоставимый ее анализ в процессе сравнения с деятельностью других торговых предприятий.
Информация о работе Сущность, задачи и элементы управления финансами организации