Теоретические аспекты формирования доходов и расходов предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Августа 2012 в 22:46, курсовая работа

Описание работы

Значение доходов и расходов в современной рыночной экономике огромно. Показатели доходов и расходов являются важнейшими в системе оценки результативности и деловых качеств предприятия, степени его надежности и финансового благополучия как партнера. При сравнении доходов с расходами предприятия за тот же период определяется прибыль - показатель, наиболее полно отражающий эффективность произ¬водства.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические аспекты формирования доходов и расходов предприятия……………………………………………………………………….5
1.1. Доходы и расходы: понятие, сущность, виды……………………….5
1.2. Методы учета затрат…………………………………………………11
1.3. Финансовые методы управления расходами предприятия………..14
Глава 2. Анализ доходов и расходов на предприятии ОАО «Московский хлебокомбинат «Каравай»………………………………………20
2.1. Краткая характеристика предприятия ОАО «Московский хлебокомбинат «Каравай»………………………………………………………20
2.2. Анализ доходов и затрат предприятия ОАО «Московский хлебокомбинат «Каравай»………………………………………………………33
2.3. Мероприятия по увеличению доходов и снижению расходов ОАО «Московский хлебокомбинат «Каравай»………………………………………37
Заключение………………………………………………………………..40
Список литературы……………………………………………………….42
Приложение…………………………………

Файлы: 1 файл

Курсовая Хлебокомбинат.docx

— 88.98 Кб (Скачать файл)

Безусловно, доминирующими по значимости являются доходы (расходы) от обычных видов  деятельности - именно они дают основной вклад в формирование конечного  финансового результата.

 

1.2. Методы учета затрат

 

Определение себестоимости - очень сложный процесс, причем калькулирование себестоимости  продукции (работ, услуг) должно отвечать отраслевой специфике предприятия, а также особенностям организации  его производства.

Различают четыре основных метода калькулирования  продукции: простой, нормативный, позаказный и попередельный.

Простой применяется на предприятиях, вырабатывающих однородную продукцию, не имеющих полуфабрикатов и незавершенного производства. В этих предприятиях все производственные расходы за отчетный период составляют себестоимость всей выработанной продукции (работ, услуг), Себестоимость единицы продукции исчисляется путем деления суммы производственных расходов на количество единиц продукции.

Нормативный применяется на предприятиях с массовым и серийным характером производства. Обязательным условием его применения является составление нормативной калькуляции по действующим на начало месяца нормам и последующее систематическое выявление в текущем порядке отклонений от этих норм (экономии и перерасхода) в конце месяца. Действующими нормами называются такие, по которым в данное время производится отпуск материалов и оплата труда.

Позаказный метод учета применяется на предприятиях индивидуального и мелкосерийного производства, где производственные расходы учитываются по отдельным заказам на изделие или работам. Здесь фактическая себестоимость определяется по окончании выполненного заказа. Вся сумма затрат будет составлять ее себестоимость.

Попередельный метод применяется на предприятиях, где исходное сырье и материалы  в процессе производства проходит ряд  пределов, этапов (кирпичное, текстильное), или там, где из одних исходных материалов в одном технологическом  процессе производства получают различные  виды продукции. При попередельном  методе сначала определяется себестоимость  всей продукции, а затем себестоимость  ее единицы.

Любая деятельность, создающая потребительскую ценность, использует на входе сырье и материалы, человеческие ресурсы, технологию и  информацию для выполнения своих  функций. При этом на выходе получаются результаты в виде информации (например, данные о покупателях, параметры  производительности, статистика брака), активов (например, запасы готовой продукции, дебиторская задолженность) и пассивов (например, кредиторская задолженность) предприятия (рис.2).

Рисунок 2. Общий вид деятельности фирмы.

 

В совокупности покупатели, поставщики и сама фирма  с точки зрения их участия в  создании потребительской стоимости  образуют “целостную цепочку".

Отправной точкой при анализе затрат фирмы  являются ее цепочки ценности и распределение  имеющихся активов и расходов по видам деятельности.

При распределении  затрат внутри цепочки ценности необходимо следовать следующим трем принципам:

Во-первых, выделяются те виды деятельности, на которые  приходится большая или быстро растущая часть расходов или активов. В  связи с этим выделяют отрасли  и предприятия, в затратах которых  преобладают те или иные элементы: материалоемкие (с большим удельным весом сырья и материалов), энергоемкие (с большим удельным весом топлива  и энергии), трудоемкие (оплата труда), фондоемкие (с большим удельным весом  амортизационных отчислений). Выделение  из всех затрат наиболее быстрорастущей их части позволяет определить наиболее эффективный источник снижения себестоимости  продукции.

Во вторых, виды деятельности, затраты которых  ведут себя по-разному, должны рассматриваться  раздельно. Речь идет о широко распространенном за рубежом способе деления затрат на условно-постоянные и условно-переменные.

В-третьих, важным критерием для выделения  видов деятельности является поведение  конкурентов. Если конкуренты выполняют  ту или иную деятельность по-другому, то она должна рассматриваться отдельно в цепочке ценности фирмы. Это  объясняется тем, что различия между  конкурентами могут привести к тому, что данный вид деятельности окажется источником конкурентного преимущества или недостатка.

 

1.3. Финансовые методы управления расходами предприятия

 

Управление  материальными затратами на предприятии  происходит при помощи финансовых методов.

Финансовые  методы:

    1. Планирование.
    2. Инвестирование.
    3. Кредитование.
    4. Самокредитование.
    5. Самофинансирование.
    6. Налогообложение.
    7. Система расчетов.
    8. Страхование.
    9. Трансфертные операции.
    10. Аренда.
    11. Лизинг.
    12. Факторинг.

Планирование  затрат осуществляется в целях: подготовки исходной информации для планирования прибыли и рентабельности - основных показателей эффективности производства; обеспечения необходимых условий  для осуществления хозрасчетных взаимоотношений между подразделениями  предприятия; проведения правильной маркетинговой  и ценовой политики; выработки и принятия оптимальных управленческих решений в области финансовой политики; выявления нормальной величины текущих затрат при определенных условиях производства.

Инвестирование  выражает вложение инвестиций в бизнес и осуществление практических действий для получения прибыли или  иного полезного эффекта. Она может быть направлена на внутреннее и внешнее развитие предприятия.

Инвестиционный  процесс-это открытая система, в  которой наряду с заказчиком принимают  участия и другие контрагенты.

Инвестиции  в активы предприятия отражают на левой стороне бухгалтерского баланса, а источники их финансирования - на правой (в пассиве баланса). Их направляют в капитальные, нематериальные, оборотные и финансовые активы, что  является хорошим средством для  борьбы с затратами.

Кредиты могут предоставляться банками  в любой валюте, которая требуется  клиенту. По срокам они делятся на краткосрочные - до 1 года, среднесрочные - от 1 до 5 лет, долгосрочные - свыше 5 лет. Краткосрочные кредиты предназначены  для осуществления текущих платежей, т.е. обеспечивают предприятие оборотным  капиталом. Долгосрочные кредиты связаны с осуществлением инвестиций в основной капитал и служит для оплаты экспорта (импорта), строительства за рубежом крупных предприятий.

Самокредитование  означает участие работников данного  хозяйствующего субъекта в развитии его производственно-торговой деятельности и строительстве объектов социально-культурного  назначения путем передачи ему взаймы своих собственных средств.

Самокредитование  может быть реализовано через  выпуск и распространение акций  трудового коллектива, а так же через инвестиционный взнос.

Преимущества:

    • самокредитование дает гражданам-вкладчикам возможность получать дополнительный доход;
    • самокредитование - это источник дополнительных финансовых ресурсов хозяйственного субъекта;
    • самокредитование не меняет правовой статус и форму собственности хозяйственного субъекта.

Недостатки:

    • не дает гражданам-вкладчикам право на управление хозяйственными субъектами;
    • требует от хозяйственного субъекта денежных затрат на организационные расходы, на выплату дивидендов или процентов.

Наличие собственных источников доходов  оборотов каждого уровня бюджетной  системы, направленных на погашение  производственных затрат, и на другие операции. Предприятие в праве  самостоятельно определять направления  расходования средств бюджета, определять источники покрытия дефицитов бюджетов.

Под налогообложением понимается обязательный, индивидуально  безвозмездный платеж, взимаемый  с организаций и физических лиц  в форме отчуждения принадлежащих  им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового  обеспечения деятельности государства  и (или) муниципальных образований.

Объектом  налогообложения является реализация товаров, работ, услуг, имущество, прибыль, доход, расход или иное обстоятельство, имеющее стоимостную, количественную или физическую характеристику, с  наличием которого законодательство о  налогах и сборах связывает возникновение  у налогоплательщика обязанности  по уплате налога.

Любое предприятие  ежедневно осуществляет огромное количество расчетных операций со своими контрагентами, бюджетом, работниками, собственниками. Безусловно, доминирующую роль в расчетных операциях составляют расчеты:

    1. за приобретенное сырье и материалы;
    2. за проданную продукцию.

В первом случае на предприятии имеет место  отток денежных средств, во втором - их приток. В зависимости от формы  расчетов между предприятием и его  контрагентами потоки материальных ресурсов и соответствующие им потоки денежных средств чаще всего не совпадают  во времени.

Страхование - необходимый элемент производственных отношений. Оно связано с возмещением  материальных потерь в процессе общественного  производства. Страхование является экономической категорией, находящейся  в подчиненной связи с категорией финансы. Как и финансы, страхование  обусловлено движением денежной формы стоимости при формировании и использовании соответсвующих целевых фондов денежных средств  в процессе распределения денежных доходов и накоплений.

После оптимизации  структуры доходно-расходной части  бюджетной системы ставится следующая  проблема - нахождение оптимальной  институциональной формы перераспределения  доходов с целью вертикального  понижения затрат предприятия. Одним  из способов ее решения являются трансфертные операции, которые представляют собой  доходы для одних уровней правительства  и расходы для других ярусов. Использование  трансфертов в последние годы стало отличительной чертой современного бюджетного федерализма. Трансферты выполняют  три функции:

    1. фискальную (т.е. стабилизирующую);
    2. корректирующую (нейтрализующую внешние эффекты);
    3. регулирующую (предполагающее воздействие центра на поведение нижестоящих правительств).

Аренда - предоставление или принятие во временное  владение и пользование различных  природных и имущественных объектов (земли, помещения, предприятия, и т.д.), а так же иного имущества за определенную договорную плату. Арендодатель может разрешить арендатору сдавать  арендованное имущество в субаренду (поднаем) и передавать свои права  и обязанности по договору. По срокам аренда бывает краткосрочной и долгосрочной. Произведенные арендатором улучшения являются его собственностью (согласно законодательству РФ). Аренда имеет различные виды:

    • прокат;
    • аренда зданий и сооружений;
    • финансовая аренда (лизинг) и др.

Лизинг - форма предпринимательской деятельности, основанная на передаче в пользование  на условиях оплаты, срочности и  возвратности специально для этого  приобретенного оборудования.

Различают две основные формы лизинга - финансовый и оперативный.

Финансовый  лизинг отличается тем, что оборудование (имущество) по договору лизинга передается на срок, равный или несколько меньше его нормативного срока службы, т.е. срока, заложенного в расчет нормы  амортизационных отчислений.

По договору оперативного лизинга оборудование передается лизингополучателю на срок существенно меньший его нормативного срока службы, что предполагает возможность  лизингодателя передавать его в  лизинг неоднократно.

Сущность  международного факторинга сводится к  тому, что "фактор-фирма" соглашается  по договору с "фирмой-экспортером" профинансировать экспортера под уступки  им своих требований к импортерам.

Факторинг упрощает получение экспортерам  оборотного капитала для осуществления  последующих сделок, что особенно важно для предприятий.

Различают следующие виды договоров факторинга в зависимости от вида операций и  степени осведомленности их участников: открытый (закрытый), взаимный (двусторонний) и полного обслуживания.

В заключение теоретического обзора можно сделать  выводы о том, что была определена сущность финансовых методов управления затратами на предприятии. Также  были рассмотрены различные приёмы анализа финансового состояния  и дана характеристика методам финансовой устойчивости предприятия.

Информация о работе Теоретические аспекты формирования доходов и расходов предприятия