Теоретические аспекты формирования государственного долга

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2015 в 10:17, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является определение понятия, экономического содержания категории «государственный долг», причин и последствий его образования, степени влияния государственного долга на экономику и особенностей его регулирования в условиях переходного периода, а также характеристика государственного долга Республики Беларусь, анализ динамики и тенденций его развития.

Файлы: 1 файл

2_Vvedenie_rabota_i_zaklyuchenie.docx

— 92.19 Кб (Скачать файл)

Внутренний государственный долг отражает общую сумму долговых обязательств Республики Беларусь перед резидентами, т.е. перед юридическими и физическими лицами на территории республики. Гарантиями по возврату внутреннего государственного долга выступает имущество и другие активы, находящиеся в республиканской собственности. Внешний государственный долг представляет непогашенные обязательства резидентов Республики Беларусь перед нерезидентами.

Долг местных органов обеспечивается средствами соответствующих местных бюджетов и иным имуществом, находящимся в собственности административно-территориальной единицы. Республика Беларусь не несет ответственности по долговым обязательствам административно-территориальных единиц, если указанные обязательства не были ею гарантированы. Административно-территориальные единицы не отвечают по долговым обязательствам друг друга, если указанные обязательства не были гарантированы ими, а также по долговым обязательствам Республики Беларусь в целом.

Внутренний и внешний государственный долг могут быть долгосрочным и краткосрочным.  К  долгосрочному относится долг со сроком погашения свыше 1 года или без установленного срока погашения, к краткосрочному — долг, выплачиваемый по требованию или с первоначальным сроком погашения не более 1 года.

Капитальный долг  представляет собой все долговые обязательства на начало года.   Текущий долг отражает сумму предстоящих платежей, срок погашения которых наступает в данном периоде [1, c. 107]. 

Облигационные займы реализуются путем продажи   выпущенных государственных облигаций. Безоблигационные займы  производятся на основе подписанных соглашений, договоров  или выдачей особых свидетельств. 

Законодательство содержит понятия основного долга Республики Беларусь по внешним государственным займам и основного долга по внутренним государственным займам на определенный момент времени. В основной долг не включаются начисленные по займам проценты и другие возможные платежи. Их относят к понятию обслуживание государственного долга. Государственный долг считается погашенным, если возвращена его основная сумма.

 Платежи  по обслуживанию и погашению  государственного долга Республики  Беларусь являются первоочередными  по отношению к другим расходам  при исполнении республиканского бюджета и местных бюджетов.

Основными источниками формирования внутреннего государственного долга являются долговые обязательства в виде государственных ценных бумаг и кредиты, выданные Национальным банком Республики Беларусь на финансирование дефицита республиканского бюджета (в случаях, предусмотренных законодательством и (или) Президентом Республики Беларусь). Основными источниками формирования внешнего государственного долга являются кредиты, привлеченные Правительством Республики Беларусь, и кредиты, привлеченные резидентами под гарантии Республики Беларусь. Внешние государственные займы Беларуси могут быть также представлены в виде займов, получаемых от размещения на внешних финансовых рынках государственных ценных бумаг в качестве государственных долговых обязательств.

Совокупность внешнего и внутреннего государственного долга на определенный момент времени образует государственный долг Республики Беларусь. По своему составу он состоит из задолженности прошлых периодов и вновь возникшей задолженности.

В развитых странах не принято разделять государственный долг на внутренний и внешний, но для Беларуси это деление сохраняет свою актуальность. Внешний долг нужно возвращать в свободно конвертируемой валюте, что означает дополнительную нагрузку на экономику, так как основным источником получения конвертируемой валюты является экспорт. Еще один путь привлечения иностранной валюты — получение новых внешних займов. Однако этот источник увеличивает государственный долг и, соответственно, проблему его возврата. К тому же получение иностранных кредитов может быть обусловлено требованиями, не всегда отвечающими национальным интересам страны-должника. [5, с. 11]

Быстрый рост внешнего государственного долга может угрожать экономической безопасности страны. Если расходы по государственному кредиту превышают так называемую «красную черту» (25 %-е соотношение платежей на погашение кредитов и валютных поступлений от экспорта), то при определенной величине государственного долга практически вся выручка от экспорта в свободно конвертируемой валюте направляется на погашение ранее полученных кредитов и процентов по ним, а оплата текущего импорта требует привлечения новых займов.

Быстрый рост внутреннего государственного долга требует изыскания дополнительных доходных источников. Чтобы не допускать негативного воздействия государственного долга на экономику, необходимо грамотно управлять государственным кредитом и контролировать формирование и погашение государственного долга [1, с.105].

Таким образом, основой классификации государственного долга является выделение двух его видов – внешнего долга, который представляет собой общую сумму основного долга страны по внешним государственным займам на определенный момент времени, и внутреннего, включающего в себя сумму основного долга страны по внутренним государственным займам, в том числе займам органов местного управления и самоуправления, на определенный момент времени. Капитальный долг  представляет собой все долговые обязательства на начало года. Текущий долг отражает сумму предстоящих платежей, срок погашения которых наступает в данном периоде.

Если сравнивать последствия роста внешнего и внутреннего государственного долга страны, то нужно отметить, что наличие внешнего долга предполагает, что государству-должнику придется передавать часть созданного продукта, ценных  товаров  и  услуг за пределы страны, чтобы  оплатить  проценты  и  погасить долг. Рост внешнего долга снижает международный авторитет страны и подрывает доверие населения к политике ее правительства.

Основными кредиторами внешнего долга, как правило, являются другие государства, международные финансовые организации (такие как Международный валютный фонд, Международный банк реконструкции и развития и др.), частные фонды – нерезиденты.

Внутренний государственный долг рассматривается как «заем нации сам себе» и не влияет на общие размеры совокупного богатства нации. Определенные отрицательные последствия по его управлению перекрываются положительными эффектами от мобилизации дополнительных финансовых ресурсов в инвестиции или развитие экономики страны. Однако присутствует и ряд отрицательных последствие наличия внутреннего государственного долга:

- погашение задолженности производится за счет бюджетных средств, т.е. за счет налогоплательщиков: таким образом происходит переток доходов к владельцам государственных ценных бумаг, как правило, состоятельным слоям общества;

- для уменьшения долга государство может увеличивать налоги, что может привести к макроэкономическим последствиям, таким как уменьшение инвестиций.

-действует эффект «вытеснения инвестиций» частных предпринимателей, т.е. выход государства на ссудный рынок усиливает конкуренцию на денежном рынке, что в свою очередь приводит к увеличению процентных ставок на денежный капитал. Это лишает частный сектор какой-то части инвестиций и соответственно «тормозит» экономическое развитие страны.

Основными кредиторами внутреннего долга, как правило, являются

1)  население;

2)  корпорации;

3)  банки;

4)  другие финансовые и кредитные учреждения.

 

 

 

1.3 Управление государственным долгом  и методы его погашения и  реструктуризации

 

Учитывая значимость  государственного долга, который,  как известно, погашается за счет средств государственного бюджета, государство в законодательном порядке определяет его объем, структуру и постоянно контролирует своевременность его погашения. В данном случае идет речь об абсолютных размерах внутреннего и внешнего государственного долга и относительных показателях, которые отражают его соотношение к общему валовому продукту. Ежегодно планируется доля расходов на погашение и обслуживание государственного долга в объеме бюджетных средств. Поскольку государственный долг отражает долговое бремя для национальной экономики, то организация его  управления должна быть комплексной и отвечать интересам всего общества.

Управление государственным долгом представляет собой  непрерывный, сознательный  процесс формирования и распределения  средств государственного долга, а также его  обслуживание.   Цель управления госдолгом заключается в нахождении оптимального соотношения между потребностями государства в дополнительных ресурсах и затратами по их привлечению, обслуживанию и погашению.

В настоящее время управление государственным долгом Республики Беларусь осуществляется на основании и в соответствии с такими нормативными документами, как Закон Республики Беларусь «О внешнем государственном долге», Закон «О внутреннем государственном долге», Закон Республики Беларусь «О бюджете на 2006 год», Положение Совета Министров «О порядке привлечения, использования и погашения внешних государственных займов», Постановление Совета Министров «Об учете внешнего государственного долга и регистрации внешних государственных займов, а также оказываемой республике технической и иной иностранной безвозмездной помощи», Постановление Совета Министров «О мерах по реализации Закона Республики Беларусь «О внутреннем государственном долге» и др.

Эффективная политика управления государственным долгом включает в себя следующие направления:

—  поддержание государственного долга на уровне, обеспечивающем сохранение экономической безопасности страны;

— осуществление постоянного мониторинга динамики долговых выплат с тем, чтобы в графике погашения долга отсутствовали периоды пиковых нагрузок, а основные выплаты приходились бы на моменты ожидаемого роста экономики;

— создание такой структуры государственных займов, чтобы выполнение обязательств по ним было сопряжено с наименьшими затратами и минимальным риском для экономики страны;

— минимизация стоимости долга за счет удлинения срока заимствований и снижения доходности по долговым обязательствам;

— своевременное и полное выполнение обязательств с целью недопущения начисления штрафов за просрочки и обеспечения стране репутации первоклассного заемщика;

— обеспечение эффективного целевого использования привлеченных средств;

— создание единой системы управления долгом для координации мер по снижению уровня задолженности и обеспечения более эффективного контроля за привлечением и использованием средств;

— согласование политики по обслуживанию внешнего долга с финансовой и экономической политикой в целом;

— применение различных методов управления государственным долгом [6, c.37].

Управление как внутренним, так и внешним долгом осуществляется посредством применения целого ряда технических методов, которые можно условно разделить на административные и рыночные (таблица 1). Характерным для административного подхода к техническим методам управления долгом является одностороннее принятие эмитентом управленческого решения (без получения предварительного согласия кредиторов). К ним относятся конверсия, консолидация, унификация, отсрочка погашения, списание, аннулирование долга и др.

 

Таблица 1 – Технические методы управления долгом

 

Административные методы

Рыночные методы

Конверсия

Консолидация

Унификация

Отсрочка погашения

Списание долга

Аннулирование долга

Другие

Реструктуризация

Новация

Пролонгация

Доразмещение облигаций

Выкуп долга

Секьюритизация

Обмен долга и др.


Примечание – Источник: [7, с.99].

 

Рыночный подход к управлению долгом характеризует переговорный процесс, предшествующий принятию управленческого решения, в ходе которого находятся точки соприкосновения, удовлетворяющие должника и кредиторов; либо эмитент в одностороннем порядке воздействует на рынок долговых обязательств, а кредиторы добровольно (руководствуясь собственными интересами) решают, принимать им новые условия, предложенные эмитентом, или нет. К ним относятся реструктуризация, новация, доразмещение облигаций, выкуп долга, секьюритизация, обмен долга и др.

Остановимся подробнее на одном из наиболее актуальных рыночных методов управления долгом – реструктуризация.

Реструктуризация представляет собой пересмотр первоначального графика погашения и обслуживания долга. При реструктуризации должнику предоставляется льготный период, в течение которого уплачиваются только проценты, и увеличивается срок погашения суммы основного долга. Реструктуризация долга может быть проведена с частичным списанием, т.е. с сокращением суммы основного долга [8, c. 101].

В мировой практике известны четыре основных схемы реструктуризации государственного долга:

1) Схема «облигации-облигации». Основная идея состоит в том, что страна-должник эмитирует новые долговые обязательства в виде облигаций, которые либо непосредственно обмениваются на старый долг, либо продаются. В случае продажи, вырученные средства направляются на выкуп старых обязательств.

2) Схема «облигации-акции». Долговые обязательства заменяются принципиально иным финансовым инструментом – акциями, которые не предполагают получения инвестором фиксированного дохода. Государство выигрывает благодаря сокращению долга за счет реализации части госсобственности на приемлемых для него условиях.

3) Схема «выкуп». Технически эта схема предполагает два варианта реализации. Первый из них заключается в том, что регулирующий финансовый орган государства обращается к держателям ценных бумаг с предложением о выкупе принадлежащих им облигаций по некоей фиксированной цене, при этом торги этими бумагами на некоторое время приостанавливаются. Как правило, это предложение сопровождает схему реструктуризации долга «облигации-облигации». Второй вариант представляет собой так называемые операции монетарных властей на открытом рынке, когда регулирующие органы, пользуясь благоприятной рыночной ситуацией, покупают на вторичном рынке облигации. При этом они могут как фактически осуществлять их досрочное погашение, так и использовать их в дальнейшем с целью получения торговой прибыли. Однако эта практика не приветствуется международными кредиторами государств, особенно если она применяется в отношении долговых обязательств, номинированных в иностранной валюте, в связи с тем, что получаемые страной кредиты, как правило, ориентированы на поддержку реального сектора экономики, а не на проведение интервенций на рынке госдолга.

Информация о работе Теоретические аспекты формирования государственного долга