Теоретические аспекты формирования государственного долга

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2015 в 10:17, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является определение понятия, экономического содержания категории «государственный долг», причин и последствий его образования, степени влияния государственного долга на экономику и особенностей его регулирования в условиях переходного периода, а также характеристика государственного долга Республики Беларусь, анализ динамики и тенденций его развития.

Файлы: 1 файл

2_Vvedenie_rabota_i_zaklyuchenie.docx

— 92.19 Кб (Скачать файл)

         По данным НББ, краткосрочный валовой внешний долг составил на 1 октября 2014г $15,03 млрд и сократился с начала года на 3,9%, долгосрочный валовой внешний долг вырос за 9 месяцев на 6,5% до $25,5 млрд.

Внешний долг сектора государственного управления на 1 октября 2014 г. составил 13,6 млрд. долларов (33,5 % валового внешнего долга страны) и увеличился с начала 2014 года на 574,3 млн. долларов, или на 4,4 %. Внешний долг данного сектора представлен долгосрочными обязательствами.

Внешние долговые обязательства центрального банка на 1 октября 2014 г. составили 1,3 млрд. долларов (3,3 % валового внешнего долга страны) и увеличились за январь – сентябрь 2014 г. на 33,3 млн. долларов, или на 2,6 %. Краткосрочные обязательства уменьшились с начала 2014 года на 120,7 млн. долларов, или на 15,1 %. Долгосрочные обязательства сложились в размере 654,3 млн. долларов (49,1 % всех внешних долговых обязательств данного сектора) и увеличились за рассматриваемый период на 154 млн. долларов, или на 30,8 %.

За январь – сентябрь 2014 г. внешний долг прочих депозитных организаций сократился на 274,1 млн. долларов, или на 3,3 %, и на 1 октября 2014 г. составил 7,9 млрд. долларов (19,6 % валового внешнего долга страны). В том числе краткосрочные внешние обязательства сложились в размере 2,8 млрд. долларов и уменьшились на 9,3 %. Долгосрочный внешний долг увеличился на 13,8 млн. долларов, или на 0,3 %.

На 1 октября 2014 г. внешний долг других секторов увеличился на 616,8 млн. долларов, или на 3,6 %, и составил 17,7 млрд. долларов (43,6 % валового внешнего долга страны).

Обязательства по долговым инструментам между прямыми инвесторами и предприятиями прямого инвестирования (межфирменное кредитование) составили 1,8 млрд. долларов и увеличились за январь – сентябрь 2014 г. на 171,3 млн. долларов, или на 10,8 %.

За 2013 год валовой внешний долг Беларуси вырос на 16,3%, до $39,6 млрд (55,5% ВВП) на 1 января 2014 года, после незначительного снижения на 0,8% в 2012 году. Если же проанализировать тенденции изменения государственного долга в 2013 году, то можно заметить, что за 2013 год валовой внешний долг Беларуси увеличился на 5,8 млрд. долларов, или на 19,8%, и на 1 января 2014 года составил 39,6 млрд. долларов.

На начало 2014 года размер валового внешнего долга составил 55,5% ВВП против 53,2% ВВП на 1 января 2013 года. В расчете на душу населения валовой внешний долг на 1 января 2014 года вырос на 616 долларов, или на 17,3%, и составил 4 185 долларов против 3 568 долларов на 1 января 2013 года, за январь-сентябрь 2014года валовый внешний долг на душу населения вырос на 2,3% ( на 97$). [14]

Беларусь направила в январе-сентябре $8,8 млрд на обслуживание валового внешнего долга (без учета торговых кредитов и краткосрочных обязательств банков) что эквивалентно 16,3 % ВВП или 26,3 % экспорта товаров и услуг. Об этом свидетельствует статистика Национального банка.

Государственный долг Республики Беларусь на 1 января 2014 года составил 154,0 трлн. рублей и увеличился по сравнению с началом 2013 года на 25,3 трлн. рублей, или на 19,6%.

Если же смотреть на государственный долг в более узком спектре, Внешний государственный долг по состоянию на 1 января 2014 года составил 12,4 млрд. долларов США (лимит внешнего государственного долга Республики Беларусь на 2013 год утвержден в размере 16,3 млрд. долларов США), увеличившись в 2013 году на 433,1 млн. долларов США, или на 3,6% (с учетом курсовых разниц).

В 2013 году привлечены внешние государственные займы на сумму 2 429,6 млн. долларов США: 880,0 млн. долларов США по кредиту АКФ ЕврАзЭС; 533,3 млн. долларов США по кредитам банков Китайской Народной Республики; 435,6 млн. долларов США по государственному экспортному кредиту Правительства Российской Федерации для строительства АЭС; 440,0 млн. долларов США по кредиту Банка ВТБ Российской Федерации; 140,7 млн. долларов США по кредитам МБРР.

Погашение внешнего государственного долга в 2013 году составило 1 995,8 млн. долларов США: 1 646,9 млн. долларов США по кредиту «стэнд-бай» МВФ; 150,0 млн. долларов США по кредитам Правительства Российской Федерации; 99,5 млн. долларов США по кредиту Банка экономического и социального развития Венесуэлы; 87,2 млн. долларов США по кредитам банков Китайской Народной Республики; 12,2 млн. долларов США по прочим внешним государственным займам.

Внешний государственный долг по состоянию на 1 октября 2014 года составил 13,0 млрд. долларов США, увеличившись с начала года на 603,3 млн. долларов США, или на 4,8% (с учетом курсовых разниц). В январе-сентябре 2014 года привлечены внешние государственные займы на сумму 4 721,8 млн. долларов США: 4 387,5 млн. долларов США – Правительства и банков Российской Федерации; 295,6 млн. долларов США – банков КНР; 38,4 млн. долларов США – МБРР; 0,3 млн. долларов США – ЕБРР.

Объем внутреннего госдолга по состоянию на 1 января 2014 года составил 35,7 трлн. рублей (лимит внутреннего государственного долга Республики Бела русь на 2013 год утвержден в размере 37 трлн. рублей), увеличившись с начала года на 9,8 трлн. рублей, или на 38,1 процента (с учетом курсовых разниц). На чистой основе в 2013 году размещено внутренних валютных государственных облигаций для юридических и физических лиц на сумму 803,4 млн. долларов США. Поступления от размещения валютных государственных облигаций для юридических и физических лиц (без учета операций по обмену) составили 949,2 млн. долларов США (в т.ч. 841,5 млн. долларов США - для юридических лиц и 107,7 млн. долларов США - для физических лиц). Погашение валютных государственных облигаций (без учета операций по обмену) составило 145,8 млн. долларов США (в т.ч. 95,9 млн. дол- ларов США - юридическим лицам и 49,9 млн. долларов США - физическим лица). На чистой основе в 2013 году размещено внутренних государственных облигаций для юридических лиц, номинированных в белорусских рублях, на сумму 764,9 млрд. рублей. Поступления от размещения (без учета операций по обмену) составили 1 600,0 млрд. рублей, погашение облигаций (без учета операций по обмену) - 835,1 млрд. рублей.

Внутренний государственный долг по состоянию на 1 октября 2014 года составил 41,8 трлн. рублей, увеличившись с начала года на 6,1 трлн. рублей, или на 17,1% (с учетом курсовых разниц). За январь-сентябрь 2014 года размещено внутренних государственных облигаций для физических лиц на сумму 35,5 млн. долларов США и для юридических лиц на сумму, эквивалентную 377,0 млн. долларов США, и 1 141,5 млрд. рублей. С начала 2014 года погашено государственных облигаций для физических и юридических лиц на сумму 112,2 млн. долларов США и 220,3 млрд. рублей.

Если рассматривать структуру государственного долга Беларуси, то следует отметить, что на данном этапе преобладает внешний долг. [15]

За период с 1997 по 2014 г. величина валового внешнего долга Республики Беларусь увеличилась в 20,8 раз — с 1908,4 в 1997 г. до 39621,1 млн дол. США в 2014 г (приложение Б), что составляет 55,5% ВВП.

Рассматривая внешний долг как финансовый источник воспроизводства, необходимо обращать особое внимание на такой аспект, как сроки привлечения внешних заемных ресурсов. В периоды экономического спада государство заинтересовано в увеличении срока погашения долговых обязательств, поскольку сокращение объема производства, уменьшение доходов и налоговых поступлений негативно отражаются на состоянии государственного бюджета. В этот период выплаты по долгу затруднительны из-за нехватки финансовых средств и нежелательны с точки зрения проведения стабилизационных мероприятий и поддержки воспроизводственного процесса. В свою очередь главное преимущество краткосрочного долга состоит в его низкой стоимости по сравнению с долгосрочным долгом. Достижение цели минимизации издержек согласуется не только с чисто фискальными интересами, но и с потребностями стимулирования инвестиционной активности и задачей максимизации благосостояния в долгосрочном периоде, что оказывает стимулирующее воздействие на процесс общественного воспроизводства.

Однако чем меньше срок, на который привлекаются заемные средства, тем больше вероятность того, что в момент наступления срока погашения государство окажется не в состоянии выполнить свои внешнедолговые обязательства. Отрицательное воздействие краткосрочной задолженности на финансовое положение ссудополучателей состоит в том, что она резко ухудшает их способность своевременно погашать внешние обязательства. Если в нормальных условиях краткосрочная задолженность легко пролонгируется (возобновляется), то в кризисной обстановке, когда ссудодатели теряют доверие к должникам, рефинансирование становится затруднительным или вообще невозможным. Это повышает вероятность банкротства страны-должника со всеми вытекающими отсюда последствиями для кредиторов, качество кредитного портфеля которых резко ухудшается.

В настоящее время в структуре как внешнего, так и внутреннего государственного долга преобладает долгосрочная задолженность.

 Анализ  структуры валового внешнего  долга Беларуси в разрезе финансовых  инструментов (Приложение Б, таблица Б.1) показал следующее: в общей сумме внешнего долга на протяжении рассматриваемого периода большую часть составляли обязательства по привлеченным из-за рубежа кредитам и займам.

В настоящее время с привлечением средств республиканского бюджета осуществляется обслуживание и погашение займов Всемирного банка, МВФ, ЕБРР, российских, китайских и немецких госкредитов, кредитов британского банка ABN AMRO, Сбербанка, Товарно-кредитной корпорации США, а также просроченной задолженности госорганизаций по иностранным кредитам, привлеченным под гарантии правительства.

Следует отметить, что в 2010 году Беларусь осуществила дебютное размещение еврооблигаций со средней доходностью 8,7% почти на 1 млрд. долларов. В январе 2011 года Беларусь разместила второй выпуск номинированных в долларах евробондов на сумму 800 млн. с доходностью 8,95% годовых. Выпуск еврооблигаций позволяет привлекать иностранные инвестиции, а также открывает доступ к дешевым кредитным ресурсам белорусским банкам и предприятиям [16].

Если говорить о рынке еврооблигаций, то инвесторы практически никак не отреагировали на состоявшуюся в Беларуси ступенчатую девальвацию национальной валюты. Котировки двух выпусков евробондов Беларуси с погашением в 2015 г. и в 2018 г. даже несколько подросли, что привело к снижению доходности по бумагам.

Как уже отмечалось выше, для измерения государственного долга, оценки его влияния на экономику, а также возможности международного сравнения в мировой практике существует ряд показателей и индикаторов государственного долга. Одним из наиболее употребляемых показателей совокупного госдолга является его процентное отношение к ВВП.

Многие экономисты считают, что основная тяжесть долга состоит именно в необходимости обслуживания, т.е. отчисления процентных платежей, возникающих как результат государственного долга. При достижении определенного уровня платежей по обслуживанию госдолга по отношению к ВВП государство теряет возможность дальнейшего экономического роста. Границей опасности считается превышение суммы долга по сравнению с экспортом в 2 раза, повышенной опасности - в 3 раза. Границей опасности для процентных платежей считается отношение к экспорту 15 - 20%, границей повышенной опасности - 25 - 30% [17, c. 3].

Для исследования платежеспособности нашей страны и безопасного уровня внешнего и внутреннего долга Республики Беларусь целесообразно использовать абсолютные и относительные показатели. Так, их анализ (Приложение Б, таблица Б.2) показывает, что отношение внешнего долга к поступлениям по счету текущих операций на 01 января 2014г. – 84,3 % (пороговое значение 220%).

Вследствие значительного роста объемов внешнего заимствования, который наблюдается начиная с 2007 г., увеличиваются расходы на обслуживание внешнего долга. При критическом уровне в 20 % отношение платежей по обслуживанию внешнего долга к экспорту товаров и услуг на 01.01.14 г. составило 14,0%. При этом в 2014 году наблюдается значительное увеличение показателей обслуживания валового внешнего долга  по сравнению с предыдущими периодами (Приложение Б, таблица Б.2).

Ситуация в сфере обслуживания долга осложняется хроническим дефицитом внешнеторгового сальдо, что продуцирует необходимость сохранения финансирования данного дефицита за счет последующих притоков иностранного капитала в долгосрочной перспективе. Основным источником дефицита внешней торговли являются экспортно-импортные операции с промежуточными (энергоносители, сырье, материалы, комплектующие) и потребительскими товарами.

В перспективе внешний долг Беларуси может ощутимо вырасти. Так, планируется обсуждение дальнейших перспектив сотрудничества Беларуси с МВФ, включая предоставление Беларуси превентивной кредитной линии (Precautionary Credit Line — PCL).

Беларусь вполне может претендовать на кредит по программе PCL. В рамках PCL Республика Беларусь в течение первого года сотрудничества может получить до 500% своей квоты в МВФ — почти 3 млрд. долл. с последующим увеличением кредитования до 1000% квоты — почти 6 млрд. долл.

С другой стороны, хотя отечественные чиновники говорят о высокой оценке руководством МВФ выполнения республикой программы stand-by, многие обещания, данные в ходе ее реализации, не были выполнены. Это касается приватизации, ограничения вмешательства государства в деятельность частного бизнеса и, прежде всего, политики в области заработной платы.

Необходимо отметить, что PCL предоставляется странам, проводящим благоразумную политику, но имеющим проблемы в одной из ключевых областей — например, в банковском секторе, в сфере монетарной политики или платежного баланса, и поэтому уязвимым в условиях кризиса. Главным же условием предоставления PCL является регулярный мониторинг прогресса в проблемных секторах со стороны МВФ.

На 2015 год приходится очередной пик валютных платежей Беларуси по государственному долгу.

Страна должна заплатить кредиторам более 4 млрд. долларов. Изначально планировалось, что с долгами удастся рассчитаться за счет нефтяных доходов и тем самым снизить величину внешнего госдолга. Однако, это вряд ли случится: в новом году, скорее всего, стране понадобятся новые заимствования — для поддержания курса белорусского рубля.

В 2015 году валютные платежи по государственному долгу составят 4,1 млрд. долларов, в том числе на погашение основного долга предстоит направить порядка 3 млрд. долларов, его обслуживание обойдется стране в 1,1 млрд. долларов.

Информация о работе Теоретические аспекты формирования государственного долга