Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2015 в 10:17, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является определение понятия, экономического содержания категории «государственный долг», причин и последствий его образования, степени влияния государственного долга на экономику и особенностей его регулирования в условиях переходного периода, а также характеристика государственного долга Республики Беларусь, анализ динамики и тенденций его развития.
При этом валютные платежи по внутреннему государственному долгу составят около 1 млрд. долларов, на выплаты по внешнему госдолгу придется направить 3,1 млрд. долларов (в том числе на погашение основного долга предстоит перечислить 2,2 млрд. долларов, на обслуживание — 0,9 млрд. долларов).
Основные выплаты по внешнему госдолгу Беларусь должна в наступившем году перечислить России (716,3 млн. долларов), Антикризисному фонду ЕврАзЭС (541,2 млн. долларов), Китаю (380,4 млн. долларов), Международному банку реконструкции и развития (около 130 млн. долларов) и Венесуэле (121,8 млн. долларов).
Кроме этого, еще почти 1,2 млрд. долларов Беларусь в 2015 году должна будет направить на выплаты по пятилетним гособлигациям, которые страна выпустила в 2010 году.
Погашать внешний госдолг Минфин Беларуси планирует за счет поступлений нефтяных доходов. В частности, на погашение внешнего госдолга планируется направить 1,9 млрд. долларов поступлений от вывозных пошлин на нефтепродукты, еще около 330 млн. долларов планируется изыскать на выплаты по долгам за счет взимания пошлин от экспорта белорусской нефти.
Кроме этого, для выполнения обязательств по внешнему госдолгу правительство в 2015 году планирует разместить облигации на 1 млрд. долларов на внешнем рынке и занять около 800 млн. долларов за счет внутренних облигаций.
Таким образом, половину старых долгов планируется закрыть новыми займами, а вторую половину профинансировать за счет недолговых источников (нефтепошлин).[18]
Если будет проводиться жесткая денежно-кредитная, бюджетно-налоговая политика, то можно ожидать, что и внешняя торговля будет более-менее сбалансированной. Соответственно, вторую половину платежей по внешнему госдолгу мы сможем погасить самостоятельно.
Однако нужно отметить тот факт, что варианты рефинансирования внешнего госдолга, на которые соглашается сегодня Беларусь (размещение еврооблигаций, выпуск долговых бумаг на внутреннем рынке), являются дорогими для страны. На внутреннем рынке, как показывает время, государство может занимать валюту под 7,25% годовых.
Важный момент - эффективность использования заемных средств. Согласно экономической теории, заимствования имеет смысл привлекать, если темпы экономического роста превышают стоимость (процентную ставку) обслуживания долга. Наша проблема в том, что темпы экономического роста в Беларуси ниже тех ставок, по которым мы сегодня можем занимать деньги.
Хорошей альтернативой для страны могли бы стать ресурсы МВФ - средства у фонда можно было занять под 2-3% годовых. Однако на рефинансирование долга фонд кредитов не выделяет, а представить программу, под которую МВФ согласится дать деньги, Беларусь сегодня вряд ли сможет.
МВФ четко говорит о том, что новая программа возможна в случае реализации в Беларуси глубоких структурных реформ. В частности, новая программа с фондом наверняка будет предусматривать приватизацию, ограничение кредитования госпрограмм. Однако финансирование госпрограмм является краеугольным камнем так называемой белорусской модели. Кроме того, белорусская сторона вряд ли согласится на приватизацию в том виде, в котором может ее предложить фонд. Поэтому противоречия сторон достаточно велики, и пока непонятно, как они будут преодолены.
С учетом вышесказанного шансы на получение в ближайшее время новых кредитов МВФ у Беларуси невелики. Соответственно, можно ожидать, что Беларусь будет рефинансировать старые долги, привлекая новые заимствования по высоким ставкам. Тем самым перекладывание долговой проблемы на более поздний срок только усилит проблему задолженности страны.
3 Негативные последствия роста государственного долга в Республике Беларусь
Долговая политика является одним из основных направлений проводимой финансово-экономической политики государства. В последние годы в Республике Беларусь реализованы существенные меры, которые затрагивают как внешние, так и внутренние заимствования.
Главными при осуществлении долговой политики в долгосрочном периоде являются внутренние заимствования, поскольку преобладание долга в иностранной валюте ставит страну в зависимость от валютной политики и платежного баланса.
Одним из основных негативов государственного долга многие ученые-экономисты определяют бремя госзаимствований для будущих поколений, которое можно определить при использовании показателя отношения величины госдолга к величине национального дохода или ВВП. Если темпы роста госдолга меньше, чем темпы роста ВВП (экономики), то долг не страшен. При низких темпах экономического роста госдолг превращается в макроэкономическую проблему. К серьезным последствиям госдолга относятся:
- снижение
эффективности экономики, поскольку
отвлекаются средства из
- перераспределение дохода от частного сектора к государственному;
- усиление неравенства в доходах;
- рефинансирование
долга, что ведет к росту процентной
ставки и вызывает вытеснение
инвестиций в краткосрочном
- необходимость
выплаты процентов по долгу, что
может потребовать повышения
налогов и приведет к подрыву
действия экономических
- возложение
бремени выплаты долга на
- появление угрозы долгового кризиса (страна подрывает к себе доверие на мировом рынке, становится некредитоспособной - взять и отдать долг не может, приходится повышать налоги и начинать эмиссию денег) [19, с. 163].
Стоит отметить тот факт, что в настоящее время развитие глобализации и интернационализации хозяйства сопровождается ускоренным ростом международного кредита. Страны всё чаще используют иностранные финансовые средства, что приводит к появлению и увеличению внешнего долга.
Государства, в том числе и Республика Беларусь, заимствуют финансовые ресурсы, как на национальных, так и на международных рынках ссудных капиталов.
Международный кредит позволяет покрывать бюджетный дефицит, но вместе с тем рост внешней задолженности создаёт и весьма ощутимые проблемы. Таковыми могут быть: усиливающаяся зависимость экономики, как стран-кредиторов, так и дебиторов от внешних факторов, не поддающихся контролю национальными средствами, политическое давление на страны-должников.
Республика Беларусь в настоящее время относится к чистым дебиторам, начиная с того момента, когда впервые в 1996 г. МВФ были опубликованы статистические данные по ее международной инвестиционной позиции. С 2005 г. соотношение между активами и пассивами постоянно увеличивалось, что было обусловлено опережающим ростом пассивов над активами. Наиболее благоприятным годом, когда Республике Беларусь значительно удалось накопить иностранных активов, стал 2007 г.
В 2009—2010 гг. ситуация резко изменилась в сторону негативной тенденции. И хотя соотношение активов и пассивов в 2009 г. оставалось на уровне 2008 г., в 2010 г. данный показатель достиг значения 1/3,7. В абсолютном выражении (долларах США) чистая инвестиционная позиция в 2010 г. ухудшилась практически в 2 раза по сравнению с 2008 г. Подобная ситуация может продолжаться достаточно долго, пока страна имеет возможность кредитоваться в других странах или международных финансовых организациях. Однако для того, чтобы по-настоящему стать экономически независимым государством, необходимо иметь достаточное количество собственных иностранных активов для покрытия всех своих международных обязательств [20, с. 7].
Внешний долг может появляться по двум основным причинам:
Фундаментальной причиной увеличения внешней задолженности Беларуси с 2007 г. является рост дефицита текущего счета платежного баланса. Основными факторами увеличения внешней задолженности можно назвать шоки на внешних рынках, дисбалансы в денежно-кредитной политике, мягкую фискальную политику, колебания экономической конъюнктуры. Для Беларуси наиболее подходящими для объяснения динамики внешнего долга будут переменные, отражающие колебания во внешней торговле, изменение обменного курса, объем кредитования экономики и деловой цикл [21, с. 48].
Последствия внешнего долга более тяжелы для страны, чем внутреннего. При внешнем долге нация вынуждена отдавать другим странам ценные товары и услуги, чтобы оплатить проценты и погасить долг, что снижает жизненный уровень населения данной страны. Кроме того, при предоставлении займа страна-кредитор может потребовать выполнения ряда условий, которые "неудобны" для страны-заемщика. В связи с негативными последствиями внешнего долга обычно законодательно устанавливается его лимит. Следует отметить, что абсолютная сумма долга малопоказательна для экономического анализа. Поэтому оценивают его относительную величину.
Большой внешний долг снижает международный авторитет страны и может осложнить получение новых иностранных займов. Поэтому правительство предпринимает определенные меры, чтобы уменьшить внешний долг, если он превышает приемлемый уровень [3, с. 266].
Внутренний долг порождается бюджетными дефицитами, так называемым долговым финансированием. Государственные займы выпускаются на различные сроки. И поэтому государственный долг бывает краткосрочным (до 1 года), среднесрочным (до 5 лет) и долгосрочным (свыше 5 лет). Наиболее обременительными являются краткосрочные долги, так как дата их погашения наступает очень быстро, но проценты по таким займам очень высокие. Большинство экономистов утверждают, что рост внутреннего долга не может привести к банкротству нации, так как это долг самим себе. Кроме того, государство всегда имеет возможность профинансировать его путем повышения налоговых ставок, выпуска денег, рефинансирования.
Вместе с тем нельзя недооценивать негативные последствия внутреннего долга, потому что при определенных условиях он может стать серьезной проблемой для экономики страны. Рассмотрим некоторые из самых ярких проблем, с которыми сталкивается Республика Беларусь в настоящее время.
В целом рост внутреннего долга опасен для страны с низким уровнем доходов, но, следовательно, и сбережений. Покупка населением, субъектами хозяйствования государственных ценных бумаг является альтернативой инвестированию свободных денежных средств в производство. Поэтому наращивание быстрыми темпами выпуска государственных ценных бумаг может привести к сокращению основного капитала.
Другая опасность связана с тем, что государство, продавая ценные бумаги, конкурирует на рынке ссудного капитала с частным сектором. В результате конкуренции ставка ссудного процента повышается, что ведет к совращению частных инвестиций в экономику страны, чистого экспорта и частично потребительских расходов.
Негативным последствием роста внутреннего долга является увеличение суммы процентных выплат по нему. Если в экономике наблюдается стагнация или спад производства, то процентные выплаты могут оказаться неподъемными для страны. Поэтому необходимо постоянно отслеживать динамику соотношения между внутренним долгом и объемом национального производства. Если долг растет медленнее, чем объем валового внутреннего продукта, то это означает уменьшение его доли в национальном продукте. Если же темпы роста внутреннего долга обгоняют темпы роста валового внутреннего продукта, то доля государственного долга в последнем будет увеличиваться. Чтобы при этом его последствия не стали слишком тяжелыми для экономики, правительство должно предпринять определенные меры по управлению государственным долгом [22, с. 333].
Однако не всегда рост государственного долга ведёт к негативные последствиям. Ярким примером являются Соединённые Штаты Америки. Американские экономисты придерживаются теории, что государства не домашние хозяйства. Они не возвращают долги, а амортизируют их по мере роста ВВП и инфляции, которые приводят к росту налоговых поступлений. Чем больше государство берет в долг, тем выше могут быть расходы бюджета (если это не воровство и не вывоз капитала), тем больше ВВП (срабатывает эффект мультипликатора), тем больше налоговые поступления, тем меньше в процентном отношении к ВВП стоит обслуживание долга, тем ниже реальная стоимость долга для должника.
Бесконечный рост дефицита бюджета, финансируемый за счет увеличения долга, рано или поздно закончится дефолтом. Но при стоимости обслуживания долга, сопоставимой с уровнем инфляции, даже при низком темпе роста ВВП и очень медленном сокращении бюджетного дефицита (а США даже в мягком варианте предложенном Обамой планируют достаточно быстрое сокращение), страна легко справляется с ростом долга, перекрывающим бюджетный дефицит. К тому же для страны со своей свободно-конвертируемой валютой и долгом в этой валюте дефолт крайне маловероятен. Может быть падение курса валюты, но не дефолт, даже "печатать" ничего не надо. Дефолт может быть только политическим решением.
У США есть и еще один аргумент в пользу увеличения внешнего долга — это его цена. В середине 1970-х годов государственный долг США составлял 35% ВВП, а стоимость обслуживания — 2,6% ВВП. Рекордом последнего времени был период 1981–1984 годов, когда стоимость обслуживания долга превышала 5% ВВП. В это время рождалась «рейганомика» — залог бурного роста экономики США в следующие 25 лет. Сегодня при государственном долге порядка 100% ВВП стоимость его обслуживания не превышает 2%. Для того чтобы сравняться по нагрузке на бюджет с временами Рональда Рейгана, государственный долг должен вырасти более чем в два раза.
Информация о работе Теоретические аспекты формирования государственного долга