Теоретические аспекты формирования государственного долга

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2015 в 10:17, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является определение понятия, экономического содержания категории «государственный долг», причин и последствий его образования, степени влияния государственного долга на экономику и особенностей его регулирования в условиях переходного периода, а также характеристика государственного долга Республики Беларусь, анализ динамики и тенденций его развития.

Файлы: 1 файл

2_Vvedenie_rabota_i_zaklyuchenie.docx

— 92.19 Кб (Скачать файл)

В целом рост госдолга делает страну более уязвимой к любым негативным явлениям на мировых финансовых рынках. И любой внешний кризис, например такой, какой наблюдается сегодня в ряде европейских стран, таких как Италия, Греция и др., может негативно сказываться и на экономическом положении Республики Беларусь.

Так, в настоящий момент госдолг одной только Италии более 2 трлн евро, это выше 132,4% от ВВП страны. Доходность по гособлигациям Италии снижается. Она сейчас находится на уровне 2,69% годовых. В 2014 году, как ожидает Еврокомиссия, долговая нагрузка достигнет пика в 135,2% ВВП, а в 2015 году снизится до 133,9% ВВП. [23]. При этом многие аналитики считают, что тяжелое экономическое положении ряда участников еврозоны поставило под вопрос будущее единой европейской валюты. Если в ближайшее время не принять решительных шагов по выходу из кризиса, евро ждет коллапс.

Резкое падению цен на нефть, привело к замедлению развития российской экономики и, в конечном счете, к падению белорусского экспорта в Россию, на который в 2015 году власти делают большую ставку. Падение цен на нефть в таких странах как Россия и Казахстан приведет к снижению спрос на белорусскую продукцию и усилит потребность в дополнительном финансировании.

Несмотря на указанные негативы, нельзя не отметить, что госдолг является основным источником покрытия бюджетного дефицита практически всех стран. Единственная оговорка в данном случае - это разумные пределы как дефицита бюджета, так и заимствований, поскольку чрезмерная задолженность означает, что долг страны превышает ожидаемые возможности его погашения, а ожидаемые платежи по обслуживанию долга могут все в большей степени зависеть от объема производства. Госдолг выступает инструментом, при помощи которого проводится в жизнь социально-экономическая политика. Осуществляя долговые преобразования, государство может манипулировать своим влиянием и участием в производстве валового общественного продукта. Непосредственной выгодой, которая обосновывает полезность госдолга, является возможность привлекать в бюджет заемные денежные ресурсы и при этом сохранять относительный размер долга - в процентах от ВВП (за определенный промежуток времени, как правило, за экономический цикл). Считается, что размер сальдо бюджета и объем реального ВВП - важнейшие факторы, которые определяют динамику госдолга. Дефицит бюджета приводит к увеличению объема госдолга, за счет профицита бюджета долговые обязательства погашаются. Экономический рост обеспечивает пополнение доходной части бюджета, за счет которой уплачиваются проценты по долгу [24, с. 163].

Стоит заметить, что проблема государственного долга относится к числу тех ключевых проблем в Республике Беларусь, которыми активно занимаются органы государственного регулирования страны и от эффективности решения которых не в последнюю очередь зависит ее экономический рост. Управление государственным долгом является важнейшим направлением бюджетной политики государства

Значительное влияние, оказываемое внешним долгом на социально-экономические процессы в стране, обусловливает необходимость организации эффективного долгового управления. Управление внешним государственным долгом Республики Беларусь осуществляется в соответствии с Бюджетным кодексом Республики Беларусь от 16 июля 2008 г. № 412-3, Указом Президента Республики Беларусь от 18 апреля 2006 года № 252 «Об утверждении Положения о внешних государственных займах (кредитах)», законом о республиканском бюджете на очередной финансовый год и Постановление Совета Министров Республики Беларусь, Национального банка Республики Беларусь от 06.05.2011 № 574/12 "Об утверждении Концепции управления валовым внешним долгом Республики Беларусь и плана мероприятий по ее реализации".

Таким образом, на современном этапе построение грамотной, научно обоснованной стратегии и тактики управления совокупной внешней задолженностью и ее увязка с другими направлениями экономической политики государства — задача исключительной важности. Реализация  Концепции управления валовым внешним долгом Республики Беларусь позволит Правительству Республики Беларусь и Национальному банку эффективно контролировать объем валового внешнего долга и его составляющих по мере развития соответствующего инструментария, внутреннего финансового рынка и накопления кредитной истории.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Интенсификация международного обмена, начавшаяся во второй половине ХХ в., привела к усилению финансовой взаимозависимости между его сторонами. Одним из основных проявлений такой зависимости стало то, что сегодня в мире практически нет стран, которые бы не имели государственного долга, под которым в общем виде понимают задолженность правительства юридическим и физическим лицам - своим и иностранным, правительствам других стран.

Привлечение заемных ресурсов носит неоднозначный характер. С одной стороны, содержание государственных финансов в уравновешенном состоянии за счет ограничения удовлетворения необходимых и неотложных потребностей общества может привести к серьезным отрицательным последствиям для процесса общественного воспроизводства.

Осознанное преувеличение бюджетных расходов над доходами нередко необходимо для страны и положительно сказывается на состоянии экономики при условии разумного и обоснованного использования внешних заемных средств. Внешнее заимствование означает приток в экономику дополнительных ресурсов. В краткосрочный временной интервал происходит реальный приток средств, в долгосрочном интервале страна отдаст больше, чем получила за счет выплаты и долга, и процентов по нему. Таким образом, экономическое содержание внешнего заимствования заключается в увеличении валовых инвестиций в краткосрочном периоде.

С другой стороны, наличие внешнего долга является дополнительным фактором нестабильности экономики, поскольку зачастую складывается ситуация, когда на привлеченные средства не обеспечивается эффективность, которая может гарантировать государству-должнику погашение и обслуживание внешнего долга. Когда несоответствие между требуемой и реальной отдачей от использования привлеченных средств приобретает значительные масштабы, создаются предпосылки долгового кризиса, который может повлечь за собой финансовый. Использование внешних источников является негативным фактором еще и потому, что при этом увеличивается доля национального богатства, вывозимая из страны в виде процентов за кредит. Необходимость обслуживания и погашения внешнего долга в случае неэффективного использования внешнезаемных средств ведет к сокращению потребления и инвестиций в данной стране, необходимости повышения в будущем налогов, возникновению угрозы национальной безопасности.

Большой внешний долг снижает международный авторитет страны и может осложнить получение новых иностранных займов. При значительных объемах внешнего долга для состояния отечественных финансов и решения социально-экономических проблем всегда существует опасность попасть в чрезмерную зависимость от международных финансов, а также потерять политическую независимость.

Анализ причин, особенностей формирования внешней задолженности Республики Беларусь, сложившейся системы управления внешним долгом показал, что разработка стратегии управления внешним долгом Беларуси входит в настоящее время в число наиболее актуальных. Стратегия управления внешним долгом призвана обеспечить своевременное обслуживание внешнего долга с минимальными затратами, идентификацию, хеджирование и предотвращение финансовых рисков на основании анализа и прогноза внутренних и внешних экономических факторов посредством оптимального выбора долговых методов и инструментов.

В заключение, стоит отметить, что в целом общая ситуация с задолженностью Республики Беларусь находится в рамках критериев, установленных международными организациями. Однако за последние годы произошли кардинальные изменения в объеме и структуре государственного долга страны, при этом наблюдается постоянный рост величины внешнего долга страны. В то же время расходы государства по обслуживанию государственного долга в настоящее время снижаются, что в дальнейшем может увеличить нагрузку на экономику страны в связи с необходимостью погашения внешних долгов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

1 Финансы и кредит: учеб. пособие / Л.Г. Колпина [и др.]; под общ. ред. Л.Г. Колпиной. – Мн.: Выш.шк., 2010. – 367 с.

2 Финансовая система РБ: пособие / Т.Г. Струк. – Мн.: Акад.упр. при Президенте Респ. Беларусь, 2006. – 95 с.

3 Мартьянов А.В. Воззрения классических экономистов на государственный долг / А.В. Мартьянов // Финансы и кредит. – 2008. - №21. – С. 44-47.

4 Бюджетный кодекс Республики Беларусь: Кодекс Респ. Беларусь, 16 июля 2008 г. № 412-З// Консультант Плюс: Беларусь [Электронный ресурс] / ООО «Юрспектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Мн., 2002. - Дата доступа 15.01.2015.

5 Жук, И.Н. Внешний долг Республики Беларусь: динамика и современное состояние / И.Н. Жук // Банкаўскi веснiк. – 2010. - №1. – С. 11-19.

6 Желиба, Б. Внешний долг и экономическая безопасность государства / Б. Желиба // Вестник ассоциации белорусских банков. – 2007. - №38. – С. 11-14.

7 Жук, И.Н. Внешний долг государства: методология и стратегия управления: моногр./ И.Н. Жук. - Мн.: БГЭУ, 2010. – 218 с.

8 Жук, И.Н. Компаративный анализ внешнего долга отдельных стран/ И.Н. Жук // Банкаўскi веснiк. – 2009. - №1. – С. 23-30.

9 Макроэкономика: учебно-методический комплекс / Т.В. Юрьева, Е.А. Марыганова. - М.: 2008. – 286 с.

10 Государственный бюджет: Учеб. пособие для учреждений, обеспеч. получение высш. образования по спец. "Финансы и кредит" / Т. В. Сорокина. Мн.: БГЭУ, 2003.  289с.

11 Макконнелл, К.Р. Экономикс: учебное пособие / К.Р. Макконнелл, С.Л. Брю. – Минск: ИНФРА-М, 2003. – 983 с.

12 Шагас, Н.Л. Макроэкономика: учебник /  Н.Л. Шагас, Е.А. Тумаова. – Минск: Издательство МГУ, 2006. – 441 с.

13 Концепция управления валовым внешним долгом Республики Беларусь: постановление Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь, 06.05.2011, № 574/12 [Электронный ресурс]. – Минск, 2011.

14 Сайт Национального банка Республики Беларусь [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://nbrb.by /statistics/. - Дата доступа 25.01.2015.

15 Официальный сайт Министерства финансов Республики Беларусь [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.minfin.gov.by/ public_debt/pressreleases/ . - Дата доступа 26.01.2015.

16 Все о финансах в Беларуси [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://infobank.by/ . - Дата доступа 23.01.2015.

17. Григорьева А. Между свободой и регулированием / А. Григорьева // Экономическая газета. – 2010. - №9(1326). – С. 3-4.

18 Государственный долг: как и кому будет платить Беларусь в 2015 году [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://charter97.org/ru/news/2015/1/6/133984/. Дата даступа 30.01.2015

19 Сайт Национального банка Республики Беларусь [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://nbrb.by - Дата доступа 25.01.2015.

20 Дайнеко А.Н. Внешнеэкономический дисбаланс и рост внешнего долга Беларуси/ А. Дайнеко // Банковский вестник. – 2011. - №528. – С. 5-11

21 Шиманович Г.А. Факторы роста валового внешнего долга Беларуси / Г. Шиманович // Банковский вестник. – 2011. - №528. – С. 48-54.

22 Лемешевский, И.М. Макроэкономика: мировой опыт и белорусская практика. Учеб. пособие для студентов экон. специальностей вузов / И.М. Лемешевский. – 3-е изд., доп. и перераб. – Мн.: «ФУАинформ», 2009. – 702 с.

23 Банковский портал BANKIR.RU [Электронный ресурс] – Режим доступа:   http://bankir.ru/. - Дата доступа 10.01.2015

24 Ржевская Т.Г. Долговая политика как важный инструмент социально-экономического развития / Т. Ржевская // Вопросы экономики и права. – 2010. – № 12. – С. 160-164

25 Сайт Национального статистического комитета Республики Беларусь  [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://belstat.gov.by/ - Дата доступа 24.01.2015.

26. Ржевская Т.Г. Долговая политика как важный инструмент социально-экономического развития / Т. Ржевская // Вопросы экономики и права. – 2010. – № 12. – С. 160-164

27. Бюджетная  классификация Республики Беларусь: нормативные Б98 документы. – Минск: ИВЦ Минфина, 2009. 208.

 

 


Информация о работе Теоретические аспекты формирования государственного долга