Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2015 в 10:17, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является определение понятия, экономического содержания категории «государственный долг», причин и последствий его образования, степени влияния государственного долга на экономику и особенностей его регулирования в условиях переходного периода, а также характеристика государственного долга Республики Беларусь, анализ динамики и тенденций его развития.
4) Схема «списание». Этот вариант предполагает безвозмездное списание задолженности – частично или целиком. Такая ситуация может возникнуть, если обязательства страны превышают ее ожидаемую платежеспособность. В этом случае внешний долг выступает в качестве пропорционального налога, т.к. дополнительные доходы государства направляются не собственным гражданам, а кредиторам [9, с. 187].
Для того чтобы последствия роста внутреннего долга для страны не стали слишком тяжелыми правительство предпринимает такие меры, как инфляция, введение специальных налогов и секвестирование бюджета. Если государство финансирует дефицит бюджета путем выпуска денег, то это приводит к инфляции. Она обесценивает номинальный внутренний долг и процентные выплаты по нему. Более того, высокие темпы инфляции могут сделать процентные ставки по государственным ценным бумагам даже отрицательными. Однако такой ход событий может привести к гиперинфляции, которая разрушительная для экономики страны. Следует учитывать также, что значительная доля государственного долга сейчас представлена краткосрочными государственными бумагами, а в условиях инфляции при каждом новом выпуске государственных бумаг ставка дохода будет возрастать. Получили распространение также ценные бумаги с плавающей процентной ставкой, которая изменяется при изменении ставки ссудного процента или учетной ставки. Это ограничивает возможности инфляции.
Введение специальных налогов или повышение налоговых ставок позволит в краткосрочном периоде увеличить доходы бюджета, а значит, уменьшить государственный долг. В долгосрочном временном интервале это может привести к сокращению производства, сужению базы налогообложения и, следовательно, к уменьшению налоговых поступлений в казну.
В некоторых случаях целесообразно прибегнуть к сокращению государственных расходов путем секвестирования, т.е. пропорционального снижения расходов (на 5 или 10,15% и т.д.) ежемесячно практически по всем статьям бюджета до конца текущего финансового года. Секвестированию не подлежат защищенные статьи, состав которых определяется высшими органами власти.
Существуют также статьи, секвестирование которых невозможно (выплата процентов по государственному долгу и др.). Например, в США все федеральные расходы делятся на две части—прямые (обязательные) и дискреционные. К прямым относят те расходы, которые регламентируются постоянно действующим законодательством (пособие по безработице, программы медицинского обслуживания и т.д.). К дискреционным—расходы, которые зависят от конкретного состояния дел в экономике и ежегодно рассматриваются и утверждаются конгрессом США. По данным статьям Конгрессом устанавливается ежегодно лимит расходов. Если фактические расходы начинали превышать лимиты, то в действие вступал механизм секвестирования, что позволяло уменьшить бюджетный дефицит и государственный долг [10, с. 267].
Внешний долг имеет последствия, которые более печальны для страны, по сравнению с последствиями внутреннего долга. Поэтому правительство предпринимает определенные меры, чтобы уменьшить внешний долг, если он превышает приемлемый уровень. Оно может использовать для погашения части долга золотовалютные резервы страны, если таковые имеются. С согласия кредиторов правительство может переоформить краткосрочную и долгосрочную задолженность или отсрочить выплату внешнего долга.
Исходя из выше изложенного можно сделать вывод о том, что источником погашения государственного долга являются средства государственного бюджета. Доля расходов на погашение и обслуживание государственного долга планируется ежегодно в объеме бюджетных средств.
Управление государственным долгом предусматривает нахождение оптимального соотношения между потребностями государства в дополнительных ресурсах и затратами по их привлечению, обслуживанию и погашению и осуществляется посредством применения ряда административных и рыночных методов. Для того чтобы последствия роста внутреннего долга для страны не стали слишком тяжелыми, правительство предпринимает определенные меры по управлению долгом. Это могут быть, во-первых, инфляция, во-вторых, введение специальных налогов и, в-третьих, секвестирование бюджета.
1.4 Абсолютные и относительные
показатели государственного
Для измерения государственного долга, оценки оказываемого им влияния на экономику страны, а также возможности международного сравнения в мировой практике был разработан ряд показателей и индикаторов государственного долга. Все они базируются на трех основных данных:
При анализе объема и структуры государственного долга, объективной оценке его текущего состояния используются абсолютные и относительные показатели. Абсолютные показатели отражают объем государственной внутренней и внешней задолженности в денежном выражении, величину расходов, связанных с ее погашением и обслуживанием. Основные относительные показатели, существенно влияющие на принятие административных решений и выбор методов управления государственным долгом, включают: процентное соотношение суммы долга и ВВП; долю расходов на погашение и обслуживание государственного долга в общей сумме расходов бюджета. Для оценки государственного внешнего долга также применяются показатели процентного соотношения суммы внешнего долга и объема экспорта в денежном выражении, доли расходов на погашение и обслуживание государственного внешнего долга в экспортной выручке, характеризующие уровень долгового бремени для национальной экономики [11, с. 657].
Некоторые экономисты выделяют две основные группы относительных показателей, которые используются для оценки фактической величины государственного долга:
В настоящее время с усилением глобализации и развитием международного сотрудничества между странами важную роль для государства играет оценка его внешнего долга. По методологии Всемирного банка определяют ряд показателей внешнего долга для национальной экономики, за которыми можно сопоставлять состояние внешней задолженности разных стран. Среди них:
Некоторыми странами также используется такой показатель, как внешний долг на душу населения: Он дает представление скорее о внешнеэкономической зависимости страны, чем об абсолютном значении внешнего долга.
Согласно Концепции управления валовым внешним долгом Республики Беларусь, утвержденной Постановлением Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь 06.05.2011 № 574/12, в целях выявления потенциальных рисков, связанных с внешней задолженностью, и обеспечения тем самым основы для надежного управления внешним долгом рассчитываются абсолютные и относительные показатели. Часть из них с установленными пороговыми значениями предлагаются Концепцией национальной безопасности Республики Беларусь, устанавливающей наиболее важные показатели экономической безопасности в сфере внешних заимствований Республики Беларусь. Помимо установленных Концепцией национальной безопасности Республики Беларусь критериев оценка уровня внешнего долга должна осуществляться на основании следующих показателей:
1) По валовому внешнему долгу Республики Беларусь:
2) По долгу сектора органов государственного управления – отношение обслуживания внешнего государственного долга к доходам республиканского бюджета.
3) По долгу сектора органов денежно-кредитного регулирования и банковского сектора:
4) По долгу других секторов:
Комплексное отслеживание динамики указанных индикаторов позволит своевременно и качественно выявлять и минимизировать риски внешнедолгового портфеля всех секторов экономики [13].
Таким образом, существует ряд абсолютных и относительных показателей, используемых для определения величины государственного долга. Особое место среди этих показателей занимают показатели внешней задолженности страны. В нашей стране данные показатели определены в Концепции управления валовым внешним долгом Республики Беларусь.
2 Структура и динамика
Сегодня наиболее актуальными для Республики Беларусь являются проблемы, связанные с обеспечением устойчивого социально-экономического роста, созданием условий для прогресса социальных отношений. Решение названных проблем неразрывно связано с обеспечением, в первую очередь, экономической безопасности республики. В связи с этим все более актуальной в настоящее время становится проблема роста государственного долга страны.
Как уже отмечалось выше, основной классификацией, на основе которой выделяют виды государственного долга, является разделение его на внутренний и внешний долг (приложение А).
Как показал анализ, общая ситуация с задолженностью Республики Беларусь находится в рамках критериев, установленных международными организациями. Однако за последние годы произошли кардинальные изменения в объеме и структуре государственного долга страны. Его колоссальный рост (больше чем в 11 раз за последние 10 лет), конвертация внутреннего государственного долга во внешний обусловливают необходимость более тщательного исследования тенденций и динамики внешнего долга Беларуси.
Валовой внешний долг Беларуси представляет собой невыплаченную сумму фактических текущих и необусловленных обязательств, которая требует выплаты основного долга и/или процентов дебитором в будущий период времени и представляет собой обязательства резидентов Беларуси перед нерезидентами.
Валовой внешний долг включает в себя долг органов государственного управления, органов денежно-кредитного регулирования, банков и других секторов экономики.
Валовой внешний долг Республики Беларусь на 1 октября 2014 г. сложился в размере 40,6 млрд. долларов (55,4 % годового ВВП) и за январь – сентябрь 2014 г. увеличился на 950,3 млн. долларов, или на 2,4 %. За первый квартал внешний долг уменьшился на 0,9%, за второй квартал увеличился на 3,9%, в третьем квартале произошло незначительное уменьшение внешнего долга на 0,6%.
Информация о работе Теоретические аспекты формирования государственного долга