Теоретические аспекты формирования государственного долга

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2013 в 13:10, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является определение понятия, экономического содержания категории «государственный долг», причин и последствий его образования, степени влияния государственного долга на экономику и особенностей его регулирования в условиях переходного периода, а также характеристика государственного долга Республики Беларусь, анализ динамики и тенденций его развития.
Исходя из цели, в работе поставлены для решения следующие задачи:
- раскрыть сущность государственного долга, определить его роль;
- дать характеристику основных видов государственного долга;
- провести анализ динамики внутреннего и внешнего долга Республики Беларусь;

Файлы: 1 файл

Госдолг РБ.docx

— 186.21 Кб (Скачать файл)

ВВЕДЕНИЕ

 

Современное рыночное хозяйство, при всем многообразии его моделей, известных в мировой  практике, характеризуется тем, что  представляет собой смешанную экономику, где инструменты рыночного механизма  дополняются государственным регулированием, финансовой базой которого является бюджет. В этих условиях особое значение приобретает вопрос об источниках финансирования государственной деятельности, их структуре  и возможности регулирования. Одним  из таких источников (наряду с налогами и доходами от эксплуатации государственной  собственности) являются правительственные  займы и денежные (кредитные) эмиссии.

В мире нет  ни одного государства, которое в  те или иные периоды своей истории  не сталкивалось бы с проблемой растущей задолженности. Сегодня значительный государственный долг имеют такие  высокоразвитые страны, как США, Япония, Канада, Германия, Великобритания. При  этом основная его часть - это задолженность, возникшая в последние два-три  десятилетия и связанная с  проведением долгосрочной дефицитной бюджетной политики. Популярность использования  методов дефицитного финансирования самыми различными правительствами,   придерживающимися подчас диаметрально противоположных взглядов на роль государства в экономическом процессе, объясняется, прежде всего, тем, что:

1) с помощью  государственной задолженности  удается ослабить постоянные  противоречия между величиной  необходимых потребностей общества  и возможностями государства  по их удовлетворению за счет  бюджетных средств;

2) как  источник мобилизации дополнительных  ресурсов и увеличения финансовых  возможностей, государственный долг  может являться важным фактором  ускорения темпов социально-экономического  развития страны;

3) финансирование  дополнительных государственных  расходов посредством государственного  долга связано обычно с меньшими  негативными последствиями как  для функционирования экономики  (например, по сравнению с практикой  использования эмиссионных источников), так и для правящей политической  элиты (позволяя избежать или  отсрочить повышение налоговых  ставок);

4) стратегия  управления государственным долгом  и адекватная ей стратегия  в области финансирования дефицита  госбюджета выступают главными  элементами, балансирующими всю  схему бюджетной политики в  целом.

В тоже время, необоснованное использование государственных  займов, выбор неподходящих форм и  инструментов финансирования бюджетных  дефицитов в совокупности с безответственной денежно-кредитной политикой Центральных  банков имеют серьезные дестабилизирующие  последствия для экономического развития стран.

Таким образом, в условиях развития рыночных отношений, углубления экономического, политического, культурного сотрудничества государств, существования внутренних противоречий в системе государственного вмешательства  в экономику проблема бюджетного дефицита, государственного долга и  его регулирования перемещается в центр экономических проблем  современности.

Целью данной курсовой работы является определение  понятия, экономического содержания категории  «государственный долг», причин и последствий  его образования, степени влияния  государственного долга на экономику  и особенностей его регулирования  в условиях переходного периода, а также характеристика государственного долга Республики Беларусь, анализ динамики и тенденций его развития.

Исходя  из цели, в работе поставлены для  решения следующие задачи:

- раскрыть сущность государственного долга, определить его роль;

- дать  характеристику основных видов государственного долга;

- провести  анализ динамики внутреннего и внешнего долга Республики Беларусь;

- определить  негативные последствия, к которым  приводит рост государственного  долга;

- рассмотреть методы и выявить проблемы управления государственным долгом Республики Беларусь.

Объектом  исследования являются внутренний и внешний государственный долг, а предметом – процесс управления государственным долгом.

При выполнении курсовой работы применялись методы исследования: сравнения, анализа, синтеза, табличный.

При написании  курсовой работы использовались законодательные и нормативные акты, учебная и монографическая литература, материалы периодических изданий по теме исследования, а также материалы статистических справочников и ресурсы Интернет.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Теоретические аспекты формирования  государственного долга

 

1.1 Природа происхождения  государственного долга


 

 

Существование любого современного государства не обходится без кредита. Поскольку  государственный кредит функционирует  на условиях срочности, возвратности и  платности, то  он приводит к образованию  государственного долга. 

Государственный долг – это сумма всех выпущенных и непогашенных долговых обязательств государства, а также процентов, которые необходимо  погасить   по соответствующим долговым обязательствам [32, с. 48].

В  развитых странах  государственный долг  определяют  также как общий  объем  непогашенных государственных  облигаций. В Республике Беларусь к  государственному долгу относят  также государственные гарантии. Объем государственного долга, его  структура регламентируется Законом  Республики Беларусь «О внешнем государственном  долге Республики Беларусь» от 22 июня 1998 г. № 170-З.

Рост  государственного долга наблюдается  практически во всех  странах  мира, что в основном  объясняется  хронической  дефицитностью государственных  финансов.

Основной  возникновения государственного долга  является бюджетный дефицит, который  представляет собой сумму превышения расходов из бюджета над его доходами. Причинами его возникновения могут быть:

  • осуществление крупных государственных программ развития экономики. Например, ее структурной перестройкой. В этом случае появление дефицита может быть оправдано, так как значительные государственные расходы будут способствовать в будущем подъему экономики и росту доходов бюджета;
  • спад экономики. Сокращение объема производства и доходов ведет к уменьшению налоговых поступлений в бюджет, что при фиксированных расходах государства неизбежно ведет к дефициту;
  • превышение расходов над доходами может быть вызвано милитаризацией экономики, войнами, стихийными бедствиями и другими чрезвычайными обстоятельствами;
  • резкое увеличение государственных расходов в связи с ростом уровня инфляции сверх предусмотренной величины (доходы государственного бюджета обесцениваются, а расходы растут, так как необходимые товары и услуги правительство вынуждено приобретать по более высоким ценам);
  • расширение трансфертных платежей, введение налоговых льгот и принятие других популярных мер в определенные периоды жизни государства (например, в предвыборные годы и т.п.) [31, с. 80].

 

 

Государственный долг выполняет следующие основные функции:

1) Распределительная функция - позволяет перераспределить денежные ресурсы в соответствии с потребностями экономики в целом и необходимостью поддержки какого-либо направления социально-экономического развития.

С помощью  этой функции идет процесс формирования централизованных денежных фондов государства  либо использование их на принципах  возвратности, срочности и платности. В связи с более быстрым  увеличением расходов по сравнению  с налоговыми поступлениями, государственные  займы, стали в последнее время  заметным инструментом финансирования расходов бюджета. Налоги не увеличиваются, когда расходы государства финансируются  за счет госдолга, но при погашении  задолженностей идут и для его  уплаты, и для погашения процентов  по задолженности.

2) Регулирующая функция выражается в том, что государство, вступая в долговые отношения, воздействует на денежное обращение, уровень процентных ставок на денежном рынке и рынке капиталов, на производство и занятость, на заемщиков, которые обязаны обеспечить эффективное применение бюджетных ссуд.

Таким образом, используя государственный долг в качестве инструмента регулирования  экономики, государство получает возможность  проводить ту или иную финансовую политику.

3) Контрольная функция реализуется в контроле за целевым и эффективным использованием заимствованных средств, соблюдением сроков их возврата и своевременностью уплаты процентов [32, c.119].

Самой главной  выгодой для государства, обосновывающей полезность государственного долга, является возможность привлекать в бюджет заемные денежные ресурсы и при  этом сохранять относительный размер долга - в процентах к ВВП (за определенный период времени, как правило, за экономический  цикл).

Двумя важнейшими факторами, определяющими динамику долга, являются размер сальдо бюджета  и объем реального ВВП. В зависимости  от состояния данных факторов можно  условно выделить два подхода  к определению роли государственного долга в рыночной экономике.

1. Классический подход. Заключается в использовании государственных займов в качестве субститута налоговых поступлений. В экономике современных государств данный подход связан с отношением к госдолгу как инструменту стабилизационной макроэкономической политики. Рассмотрим данный подход подробнее.

В фазе понижения  деловой активности снижаются поступления  в бюджет. Правительство в этот период заинтересовано в сокращении уровня расходов, поэтому возникает  вопрос о компенсации снижения доходной части бюджета. Принято считать, что при снижении деловой активности хозяйствующих субъектов увеличение налоговых ставок усиливает негативные тенденции в экономике, поэтому  целесообразно компенсировать снижение доходной части бюджета за счет государственных займов. Государственный долг становится, таким образом, субститутом (заменителем) налоговых поступлений.

В фазе же увеличения деловой активности поступления  в бюджет увеличиваются, объем займов сокращается или становится отрицательным (т.е. имеет место досрочное погашение  долга), за счет чего относительный  размер долга снижается до первоначального  уровня.

Однако  существует важнейший момент, значимость которого невозможно переоценить.  Правительство сталкивается с проблемой  пополнения доходной части бюджета  в фазе экономического спада. Именно в этот период обостряется проблема дефицита бюджета, и, хотя государственный  долг и должен сыграть роль субститута налогов, но практика показывает, что  в такой ситуации рост объема долга  нежелателен, поскольку увеличение государственной задолженности  усиливается риск долгового кризиса.

Таким образом, госдолг может успешно выполнять  роль макроэкономического стабилизатора  только при условии устойчивого  экономического роста, который в  свою очередь состоит из чередующихся периодов повышения и понижения  деловой активности хозяйствующих  субъектов. В период экономического спада целесообразно снижать  размер государственного долга, поскольку  в этом случае государственная задолженность  оказывает весомое отрицательное  влияние как на государственные  финансы, так и на экономику в  целом.

Недостатком данного подхода служит вероятность  риска ошибочного планирования объемов  займов. Необходимо точно знать, чем  закончится фаза снижения деловой активности - фазой оживления или экономическим  спадом. В случае, если фаза снижения деловой активности перерастает  в фазу экономического спада, наращивание  объемов займов ведет к ошибке.

Вместе  с тем классический подход предоставляет  правительству возможность не менять уровень налогообложения или  даже несколько снизить его в  фазе снижения деловой активности, но при этом сохранить уровень  государственных расходов. В этом состоит преимущество данного подхода [23, c. 45].

2. Альтернативный подход. Основан на противоположной концепции - в фазе снижения деловой активности объем займов сокращают, в фазе ее увеличения - увеличивают. В фазе экономического спада и предшествующий ему период объем займов минимизируют или досрочно погашают государственный долг.

В рамках данного подхода государственный  долг, таким образом, выполняет роль финансового механизма, ускоряющего  экономическое развитие. В фазе усиления деловой активности правительство  наращивает объем займов, тем самым  получает возможность направить  дополнительные денежные ресурсы на финансирование проектов, обеспечивающих снижение издержек экономической деятельности и тем самым усилить устойчивость экономического роста. Растущая экономика, в свою очередь, обеспечивает рост доходов бюджета, который позволит правительству выполнить свои финансовые обязательства.

Данная  схема обладает некоторыми преимуществами перед классическим подходом и при  прочих равных условиях позволяет привлекать в бюджет большой объем денежных ресурсов за экономический цикл. Кроме  того, решение об оптимальном размере  государственных займов принимается  не на основе прогнозных оценок фаз  экономического развития, а на основе фактических данных о темпах экономического развития: при усилении деловой активности происходит увеличение займов, а при  спаде - сокращение займов. Это означает, что риск ошибочного планирования сальдо бюджета в данном случае существенно  ниже [23, с.47].

Информация о работе Теоретические аспекты формирования государственного долга