Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2013 в 13:10, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является определение понятия, экономического содержания категории «государственный долг», причин и последствий его образования, степени влияния государственного долга на экономику и особенностей его регулирования в условиях переходного периода, а также характеристика государственного долга Республики Беларусь, анализ динамики и тенденций его развития.
Исходя из цели, в работе поставлены для решения следующие задачи:
- раскрыть сущность государственного долга, определить его роль;
- дать характеристику основных видов государственного долга;
- провести анализ динамики внутреннего и внешнего долга Республики Беларусь;
ВВЕДЕНИЕ
Современное
рыночное хозяйство, при всем многообразии
его моделей, известных в мировой
практике, характеризуется тем, что
представляет собой смешанную экономику,
где инструменты рыночного
В мире нет
ни одного государства, которое в
те или иные периоды своей истории
не сталкивалось бы с проблемой растущей
задолженности. Сегодня значительный
государственный долг имеют такие
высокоразвитые страны, как США, Япония,
Канада, Германия, Великобритания. При
этом основная его часть - это задолженность,
возникшая в последние два-три
десятилетия и связанная с
проведением долгосрочной дефицитной
бюджетной политики. Популярность использования
методов дефицитного
1) с помощью
государственной задолженности
удается ослабить постоянные
противоречия между величиной
необходимых потребностей
2) как
источник мобилизации
3) финансирование
дополнительных
4) стратегия
управления государственным
В тоже время,
необоснованное использование государственных
займов, выбор неподходящих форм и
инструментов финансирования бюджетных
дефицитов в совокупности с безответственной
денежно-кредитной политикой
Таким образом, в условиях развития рыночных отношений, углубления экономического, политического, культурного сотрудничества государств, существования внутренних противоречий в системе государственного вмешательства в экономику проблема бюджетного дефицита, государственного долга и его регулирования перемещается в центр экономических проблем современности.
Целью данной курсовой работы является определение понятия, экономического содержания категории «государственный долг», причин и последствий его образования, степени влияния государственного долга на экономику и особенностей его регулирования в условиях переходного периода, а также характеристика государственного долга Республики Беларусь, анализ динамики и тенденций его развития.
Исходя из цели, в работе поставлены для решения следующие задачи:
- раскрыть сущность государственного долга, определить его роль;
- дать характеристику основных видов государственного долга;
- провести анализ динамики внутреннего и внешнего долга Республики Беларусь;
- определить
негативные последствия, к
- рассмотреть методы и выявить проблемы управления государственным долгом Республики Беларусь.
Объектом исследования являются внутренний и внешний государственный долг, а предметом – процесс управления государственным долгом.
При выполнении курсовой работы применялись методы исследования: сравнения, анализа, синтеза, табличный.
При написании курсовой работы использовались законодательные и нормативные акты, учебная и монографическая литература, материалы периодических изданий по теме исследования, а также материалы статистических справочников и ресурсы Интернет.
1 Теоретические аспекты |
1.1 Природа происхождения государственного долга |
Существование любого современного государства не обходится без кредита. Поскольку государственный кредит функционирует на условиях срочности, возвратности и платности, то он приводит к образованию государственного долга.
Государственный долг – это сумма всех выпущенных и непогашенных долговых обязательств государства, а также процентов, которые необходимо погасить по соответствующим долговым обязательствам [32, с. 48].
В развитых
странах государственный долг
определяют также как общий
объем непогашенных государственных
облигаций. В Республике Беларусь к
государственному долгу относят
также государственные
Рост государственного долга наблюдается практически во всех странах мира, что в основном объясняется хронической дефицитностью государственных финансов.
Основной возникновения государственного долга является бюджетный дефицит, который представляет собой сумму превышения расходов из бюджета над его доходами. Причинами его возникновения могут быть:
Государственный долг выполняет следующие основные функции:
1) Распределительная функция - позволяет перераспределить денежные ресурсы в соответствии с потребностями экономики в целом и необходимостью поддержки какого-либо направления социально-экономического развития.
С помощью
этой функции идет процесс формирования
централизованных денежных фондов государства
либо использование их на принципах
возвратности, срочности и платности.
В связи с более быстрым
увеличением расходов по сравнению
с налоговыми поступлениями, государственные
займы, стали в последнее время
заметным инструментом финансирования
расходов бюджета. Налоги не увеличиваются,
когда расходы государства
2) Регулирующая функция выражается в том, что государство, вступая в долговые отношения, воздействует на денежное обращение, уровень процентных ставок на денежном рынке и рынке капиталов, на производство и занятость, на заемщиков, которые обязаны обеспечить эффективное применение бюджетных ссуд.
Таким образом, используя государственный долг в качестве инструмента регулирования экономики, государство получает возможность проводить ту или иную финансовую политику.
3) Контрольная функция реализуется в контроле за целевым и эффективным использованием заимствованных средств, соблюдением сроков их возврата и своевременностью уплаты процентов [32, c.119].
Самой главной выгодой для государства, обосновывающей полезность государственного долга, является возможность привлекать в бюджет заемные денежные ресурсы и при этом сохранять относительный размер долга - в процентах к ВВП (за определенный период времени, как правило, за экономический цикл).
Двумя важнейшими факторами, определяющими динамику долга, являются размер сальдо бюджета и объем реального ВВП. В зависимости от состояния данных факторов можно условно выделить два подхода к определению роли государственного долга в рыночной экономике.
1. Классический подход. Заключается в использовании государственных займов в качестве субститута налоговых поступлений. В экономике современных государств данный подход связан с отношением к госдолгу как инструменту стабилизационной макроэкономической политики. Рассмотрим данный подход подробнее.
В фазе понижения
деловой активности снижаются поступления
в бюджет. Правительство в этот
период заинтересовано в сокращении
уровня расходов, поэтому возникает
вопрос о компенсации снижения доходной
части бюджета. Принято считать,
что при снижении деловой активности
хозяйствующих субъектов
В фазе же
увеличения деловой активности поступления
в бюджет увеличиваются, объем займов
сокращается или становится отрицательным
(т.е. имеет место досрочное
Однако существует важнейший момент, значимость которого невозможно переоценить. Правительство сталкивается с проблемой пополнения доходной части бюджета в фазе экономического спада. Именно в этот период обостряется проблема дефицита бюджета, и, хотя государственный долг и должен сыграть роль субститута налогов, но практика показывает, что в такой ситуации рост объема долга нежелателен, поскольку увеличение государственной задолженности усиливается риск долгового кризиса.
Таким образом,
госдолг может успешно
Недостатком
данного подхода служит вероятность
риска ошибочного планирования объемов
займов. Необходимо точно знать, чем
закончится фаза снижения деловой активности
- фазой оживления или
Вместе с тем классический подход предоставляет правительству возможность не менять уровень налогообложения или даже несколько снизить его в фазе снижения деловой активности, но при этом сохранить уровень государственных расходов. В этом состоит преимущество данного подхода [23, c. 45].
2. Альтернативный подход. Основан на противоположной концепции - в фазе снижения деловой активности объем займов сокращают, в фазе ее увеличения - увеличивают. В фазе экономического спада и предшествующий ему период объем займов минимизируют или досрочно погашают государственный долг.
В рамках
данного подхода
Данная схема обладает некоторыми преимуществами перед классическим подходом и при прочих равных условиях позволяет привлекать в бюджет большой объем денежных ресурсов за экономический цикл. Кроме того, решение об оптимальном размере государственных займов принимается не на основе прогнозных оценок фаз экономического развития, а на основе фактических данных о темпах экономического развития: при усилении деловой активности происходит увеличение займов, а при спаде - сокращение займов. Это означает, что риск ошибочного планирования сальдо бюджета в данном случае существенно ниже [23, с.47].
Информация о работе Теоретические аспекты формирования государственного долга