Теоретические аспекты формирования государственного долга

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2013 в 13:10, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является определение понятия, экономического содержания категории «государственный долг», причин и последствий его образования, степени влияния государственного долга на экономику и особенностей его регулирования в условиях переходного периода, а также характеристика государственного долга Республики Беларусь, анализ динамики и тенденций его развития.
Исходя из цели, в работе поставлены для решения следующие задачи:
- раскрыть сущность государственного долга, определить его роль;
- дать характеристику основных видов государственного долга;
- провести анализ динамики внутреннего и внешнего долга Республики Беларусь;

Файлы: 1 файл

Госдолг РБ.docx

— 186.21 Кб (Скачать файл)

Комплексное отслеживание динамики указанных индикаторов  позволит своевременно и качественно  выявлять и минимизировать риски  внешнедолгового портфеля всех секторов экономики [19].

Таким образом, существует ряд абсолютных и относительных  показателей, используемых для определения  величины государственного долга. Особое место среди этих показателей  занимают показатели внешней задолженности  страны. В нашей стране данные показатели определены в Концепции управления валовым внешним долгом Республики Беларусь.

 

 

 

 

 

 

 

2 Структура и динамика государственного  долга в Республике  Беларусь

 

 

Сегодня наиболее актуальными  для Республики Беларусь являются проблемы, связанные с обеспечением устойчивого социально-экономического роста, созданием условий для прогресса социальных отношений. Решение названных проблем неразрывно связано с обеспечением, в первую очередь, экономической безопасности республики. В связи с этим все более актуальной в настоящее время становится проблема роста государственного долга страны.

Как уже  отмечалось выше, основной классификацией, на основе которой выделяют виды государственного долга, является разделение его на внутренний и внешний долг (приложение А).

Как показал  анализ, общая ситуация с задолженностью Республики Беларусь находится в  рамках критериев, установленных международными организациями. Однако за последние  годы произошли кардинальные изменения  в объеме и структуре государственного долга страны. Его колоссальный рост (почти в 7 раз за последние 10 лет),  конвертация внутреннего государственного долга во внешний обусловливают  необходимость более тщательного  исследования тенденций и динамики внешнего долга Беларуси.

Государственный долг Беларуси на 1 января 2010 года составил в эквиваленте 30,449 трлн. бел. руб. (22,3% ВВП), что на 81,6% больше по сравнению с 1 января 2009 года [8, c. 2]. Согласно информации Министерства финансов Республики Беларусь государственный долг Беларуси вырос за 2010 год на 25,9% до 38,3 трлн. руб. в эквиваленте или 23,5% от ВВП на 01.01.2011 г. [25].

Объем внутреннего госдолга на 1 января 2010 года составил 7,887 трлн. бел. руб. (5,8% ВВП), сократившись за 2009 год на 8,1%. В том числе прямой внутренний долг правительства составил 2,474 трлн. бел. руб., что на 58,3% меньше по сравнению с началом 2009 года, а долг, гарантированный правительством, увеличился в 2 раза до 5,412 трлн. бел. руб. [8, c .2]. Внутренний государственный долг Беларуси на 01.01.2011 г. в сравнении с 01.01.2010 г. увеличился на 17,5% до уровня 9,27 трлн. руб. (5,7% от ВВП). Рост долга в декабре 2010 года составил 8,2% [25].

Внешний госдолг Беларуси на 1 января 2010 года составил 7891,4 млн. долл. (16,5% ВВП), увеличившись за 2009 год в 2,12 раза. В его составе прямой долг правительства сформировался в объеме 7778,8 млн. долл. (рост в 2,17 раза), долг субъектов хозяйствования, гарантированный правительством - 112,6 млн. долл. (снижение на 13,5%) [8, c.2]. По состоянию же на 1 января 2011 года сумма внешнего долга страны составила 9 687,2 млн. долл., то есть увеличилась по сравнению с предыдущим годом на 22,8%  [25].

Если  рассматривать структуру государственного долга Беларуси, то следует отметить, что на данном этапе преобладает  внешний долг. Так, по состоянию на 01.07.2011 года валовой внешний долг Республики Беларусь составил 33 101,1 млн. долл.

За период с 1997 по 2011 г. величина валового внешнего долга Республики Беларусь увеличилась  в 14,9 раз — с 1908,4 в 1997 г. до 28 401,1млн  дол. США в 2011 г. (приложение Б).

Анализ  динамики объема внешнего государственного долга показывает, что за период с 1992 по январь 2011 г. долг вырос с 431,9 до 9 687,2 млн. долл. США (в 22 раза), что составляет 52 % ВВП (по состоянию на 01.07.2011 г. – 56,3% ВВП).  При расчете долговой устойчивости  МВФ устанавливает пороговое значение данного отношения в размере 50% [16, с. 28].

Рассматривая  внешний долг как финансовый источник воспроизводства, необходимо обращать особое внимание на такой аспект, как  сроки привлечения внешних заемных  ресурсов. В периоды экономического спада государство заинтересовано в увеличении срока погашения  долговых обязательств, поскольку сокращение объема производства, уменьшение доходов  и налоговых поступлений негативно  отражаются на состоянии государственного бюджета. В этот период выплаты по долгу затруднительны из-за нехватки финансовых средств и нежелательны с точки зрения проведения стабилизационных мероприятий и поддержки воспроизводственного процесса. В свою очередь главное  преимущество краткосрочного долга  состоит в его низкой стоимости  по сравнению с долгосрочным долгом. Достижение цели минимизации издержек согласуется не только с чисто  фискальными интересами, но и с  потребностями стимулирования инвестиционной активности и задачей максимизации благосостояния в долгосрочном периоде, что оказывает стимулирующее  воздействие на процесс общественного  воспроизводства.

Однако  чем меньше срок, на который привлекаются заемные средства, тем больше вероятность  того, что в момент наступления  срока погашения государство  окажется не в состоянии выполнить  свои внешнедолговые обязательства. Отрицательное  воздействие краткосрочной задолженности  на финансовое положение ссудополучателей состоит в том, что она резко  ухудшает их способность своевременно погашать внешние обязательства. Если в нормальных условиях краткосрочная  задолженность легко пролонгируется (возобновляется), то в кризисной  обстановке, когда ссудодатели теряют доверие к должникам, рефинансирование становится затруднительным или  вообще невозможным. Это повышает вероятность  банкротства страны-должника со всеми  вытекающими отсюда последствиями  для кредиторов, качество кредитного портфеля которых резко ухудшается.

В настоящее  время в структуре как внешнего, так и внутреннего государственного долга преобладает долгосрочная задолженность (см. прил. Б, табл. Б.3).

Анализ  структуры валового внешнего долга  Беларуси в разрезе финансовых инструментов (см. прил. Б, табл. Б.1) показал следующее: в общей сумме внешнего долга  на протяжении рассматриваемого периода  большую часть составляли обязательства по привлеченным из-за рубежа кредитам и займам.

В настоящее  время с привлечением средств  республиканского бюджета осуществляется обслуживание и погашение займов Всемирного банка, МВФ, ЕБРР, российских, китайских и немецких госкредитов, кредитов британского банка ABN AMRO, Сбербанка, Товарно-кредитной корпорации США, а также просроченной задолженности  госорганизаций по иностранным кредитам, привлеченным под гарантии правительства.

По данным Министерства финансов, внутренний госдолг  центрального правительства в первом квартале 2011 г. возрос на 7,3% до 9,947 трлн. руб. на 1 апреля, что составляет 5,8% к  объему ВВП. При этом исторический рекорд показателя был достигнут 1 декабря 2009 г. – 10,114 трлн. руб. [25].

Следует отметить, что в 2010 году Беларусь осуществила  дебютное размещение еврооблигаций  со средней доходностью 8,7% почти на 1 млрд. долларов. В январе 2011 года Беларусь разместила второй выпуск номинированных в долларах евробондов на сумму 800 млн. с доходностью 8,95% годовых. Выпуск еврооблигаций позволяет привлекать иностранные инвестиции, а также открывает доступ к дешевым кредитным ресурсам белорусским банкам и предприятиям [6].

Если  говорить о рынке еврооблигаций, то инвесторы практически никак  не отреагировали на состоявшуюся в  Беларуси ступенчатую девальвацию  национальной валюты. Котировки двух выпусков евробондов Беларуси с погашением в 2015 г. и в 2018 г. даже несколько подросли, что привело к снижению доходности по бумагам.

Как уже  отмечалось выше, для измерения государственного долга, оценки его влияния на экономику, а также возможности международного сравнения в мировой практике существует ряд показателей и  индикаторов государственного долга. Одним из наиболее употребляемых  показателей совокупного госдолга является его процентное отношение  к ВВП.

Многие  экономисты считают, что основная тяжесть  долга состоит именно в необходимости  обслуживания, т.е. отчисления процентных платежей, возникающих как результат  государственного долга. При достижении определенного уровня платежей по обслуживанию госдолга по отношению к ВВП государство  теряет возможность дальнейшего  экономического роста. Границей опасности  считается превышение суммы долга  по сравнению с экспортом в 2 раза, повышенной опасности - в 3 раза. Границей опасности для процентных платежей считается отношение к экспорту 15 - 20%, границей повышенной опасности - 25 - 30% [9, c. 3].

Для исследования платежеспособности нашей страны и  безопасного уровня внешнего и внутреннего  долга Республики Беларусь целесообразно  использовать абсолютные и относительные  показатели. Так, их анализ (прил. Б, табл. Б.2) показывает, что отношение внешнего долга к поступлениям по счету  текущих операций – 84.1 % (пороговое  значение 220%).

Вследствие  значительного роста объемов  внешнего заимствования, который наблюдается  начиная с 2007 г., увеличиваются расходы  на обслуживание внешнего долга. При  критическом уровне в 20 % отношение  платежей по обслуживанию внешнего долга  к экспорту товаров и услуг  на 01.07.11 г. составило 7,9 %. При этом в  текущем году наблюдается значительное уменьшение показателей обслуживания валового внешнего долга  по сравнению с предыдущими периодами (см. прил. Б, табл. Б.2).

Ситуация  в сфере обслуживания долга осложняется  хроническим дефицитом внешнеторгового  сальдо, что продуцирует необходимость  сохранения финансирования данного  дефицита за счет последующих притоков иностранного капитала в долгосрочной перспективе. Основным источником дефицита внешней торговли являются экспортно-импортные  операции с промежуточными (энергоносители, сырье, материалы, комплектующие) и  потребительскими товарами.

В перспективе  внешний долг Беларуси может ощутимо  вырасти. Так, планируется обсуждение дальнейших перспектив сотрудничества Беларуси с МВФ, включая предоставление Беларуси превентивной кредитной линии (Precautionary Credit Line — PCL).

Беларусь  вполне может претендовать на кредит по программе PCL. В рамках PCL Республика Беларусь в течение первого года сотрудничества может получить до 500% своей квоты в МВФ — почти 3 млрд. долл. с последующим увеличением  кредитования до 1000% квоты — почти 6 млрд. долл.

С другой стороны, хотя отечественные чиновники  говорят о высокой оценке руководством МВФ выполнения республикой программы stand-by, многие обещания, данные в ходе ее реализации, не были выполнены. Это  касается приватизации, ограничения  вмешательства государства в  деятельность частного бизнеса и, прежде всего, политики в области заработной платы.

Необходимо  отметить, что PCL предоставляется странам, проводящим благоразумную политику, но имеющим проблемы в одной из ключевых областей — например, в  банковском секторе, в сфере монетарной политики или платежного баланса, и  поэтому уязвимым в условиях кризиса. Главным же условием предоставления PCL является регулярный мониторинг прогресса  в проблемных секторах со стороны  МВФ.

Уточнение госбюджета на текущий год и необходимость  найти источники для финансирования увеличиваемого дефицита побуждают  правительство и Министерство финансов провести дополнительные заимствования  из внешних источников, правовая база для которых подготовлена. Указом от 9.10.2010 № 527 «Об организации выпуска  государственных облигаций РБ»  глава государства поручил правительству  организовать эмиссию государственных  ценных бумаг, номинированных в российских рублях, на российском рынке в 2010–2011 гг. на общую сумму 15 млрд. рос. руб. и  сроком обращения 5 лет [10, c.3].

По последним  данным государственный долг Беларуси на 1 октября 2011 года составил 83,967 трлн. руб., что на 9,2% больше, чем он был на 1 сентября. При этом внутренний госдолг достиг 16,939 трлн. руб. (рост на 9,1% за сентябрь). Внешний долг в эквиваленте национальной валюты составил 67,028 трлн. руб.(рост на 9,2% за сентябрь).  По данным Министерства финансов, долг, гарантированный центральным правительством, составил на 1 октября 15,39 трлн. руб. (рост на 10,5%), в том числе внутренний - 12,119 трлн. руб., внешний - 3,271 трлн. руб. [25].

В опубликованном докладе персонала МВФ, подготовленном по итогам визита делегации фонда  в Беларусь летом 2011 года, уровень  внешнего долга нашей страны остается контролируемым. Но при этом финансисты обратили внимание: способность Беларуси обслуживать свои внешние обязательства  будет зависеть от действенности  мер экономической политики. Эксперты высказали мнение, что потенциал  погашения задолженности нашего государства будет оставаться достаточным, но вот внешняя задолженность  будет расти.

По итогам 2011 года, как посчитали в МВФ, внешний  долг достигнет 68,3 % от ВВП, а в 2016 году — и вовсе 85,6 %. При этом согласно мировой практике считается, что 60 % от ВВП — это тот порог, когда  страна начинает испытывать дискомфорт от обслуживания своих внешних обязательств.

Эксперты  фонда подчеркивают, что Беларусь ожидает трудный график погашения  долга в предстоящие годы, включая  выплаты коммерческим банкам и внешним  кредиторам и возврат кредитов МВФ:


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 1 – Потребности в финансировании РБ (базисный сценарий МВФ), 2010-2016 гг. (в  млрд долл. США)

Примечание - Источник: [2, с.6].

 

В МВФ  посчитали, что ситуация с платежеспособностью  Беларуси должна улучшиться в случае реализации в Беларуси предложенного  фондом дополнительного пакета мер. Если страна согласится на их выполнение, то отношение внешнего долга к  ВВП в текущем году превысит 70 % ВВП, но зато к 2016 году уменьшится до 55 %. Кстати, в 2009—2010 годах Беларусь погасила резервный кредит МВФ в размере около $ 80 млн. Сейчас Беларусь расплачивается по кредиту в $ 3,4 млрд., который в режиме «stand by» МВФ начал выделять в 2009 году. В  ближайшее время Беларусь может получить от фонда еще один кредит от $ 3 млрд. до $ 7 млрд [2, с.6].

Потребность страны во внешнем финансировании, по оценке МВФ, будет составлять 15,3 млрд долларов в 2011 году, 13,4 млрд – в 2012 году, 14,1 млрд – в 2013 году. При  этом эксперты фонда обращают внимание на значительный краткосрочный долг, что подвергает Беларусь риску, связанному с пролонгацией долга. На погашение  этого долга Беларуси в нынешнем году понадобится 5,3 млрд долларов, в 2012 – 4,9 млрд, а затем в период с 2013 по 2016 год – по 4,8 млрд.

Информация о работе Теоретические аспекты формирования государственного долга