Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2013 в 13:10, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является определение понятия, экономического содержания категории «государственный долг», причин и последствий его образования, степени влияния государственного долга на экономику и особенностей его регулирования в условиях переходного периода, а также характеристика государственного долга Республики Беларусь, анализ динамики и тенденций его развития.
Исходя из цели, в работе поставлены для решения следующие задачи:
- раскрыть сущность государственного долга, определить его роль;
- дать характеристику основных видов государственного долга;
- провести анализ динамики внутреннего и внешнего долга Республики Беларусь;
Остановимся подробнее на одном из наиболее актуальных рыночных методов управления долгом – реструктуризация.
Реструктуризация представляет собой пересмотр первоначального графика погашения и обслуживания долга. При реструктуризации должнику предоставляется льготный период, в течение которого уплачиваются только проценты, и увеличивается срок погашения суммы основного долга. Реструктуризация долга может быть проведена с частичным списанием, т.е. с сокращением суммы основного долга [17, c. 101].
В мировой практике известны четыре основных схемы реструктуризации государственного долга:
1) Схема «облигации-облигации». Основная идея состоит в том, что страна-должник эмитирует новые долговые обязательства в виде облигаций, которые либо непосредственно обмениваются на старый долг, либо продаются. В случае продажи, вырученные средства направляются на выкуп старых обязательств.
2) Схема «облигации-акции». Долговые обязательства заменяются принципиально иным финансовым инструментом – акциями, которые не предполагают получения инвестором фиксированного дохода. Государство выигрывает благодаря сокращению долга за счет реализации части госсобственности на приемлемых для него условиях.
3) Схема «выкуп». Технически эта схема предполагает два варианта реализации. Первый из них заключается в том, что регулирующий финансовый орган государства обращается к держателям ценных бумаг с предложением о выкупе принадлежащих им облигаций по некоей фиксированной цене, при этом торги этими бумагами на некоторое время приостанавливаются. Как правило, это предложение сопровождает схему реструктуризации долга «облигации-облигации». Второй вариант представляет собой так называемые операции монетарных властей на открытом рынке, когда регулирующие органы, пользуясь благоприятной рыночной ситуацией, покупают на вторичном рынке облигации. При этом они могут как фактически осуществлять их досрочное погашение, так и использовать их в дальнейшем с целью получения торговой прибыли. Однако эта практика не приветствуется международными кредиторами государств, особенно если она применяется в отношении долговых обязательств, номинированных в иностранной валюте, в связи с тем, что получаемые страной кредиты, как правило, ориентированы на поддержку реального сектора экономики, а не на проведение интервенций на рынке госдолга.
4) Схема «списание». Этот вариант предполагает безвозмездное списание задолженности – частично или целиком. Такая ситуация может возникнуть, если обязательства страны превышают ее ожидаемую платежеспособность. В этом случае внешний долг выступает в качестве пропорционального налога, т.к. дополнительные доходы государства направляются не собственным гражданам, а кредиторам [22, с. 187].
Для того чтобы последствия роста внутреннего долга для страны не стали слишком тяжелыми правительство предпринимает такие меры, как инфляция, введение специальных налогов и секвестирование бюджета. Если государство финансирует дефицит бюджета путем выпуска денег, то это приводит к инфляции. Она обесценивает номинальный внутренний долг и процентные выплаты по нему. Более того, высокие темпы инфляции могут сделать процентные ставки по государственным ценным бумагам даже отрицательными. Однако такой ход событий может привести к гиперинфляции, которая разрушительная для экономики страны. Следует учитывать также, что значительная доля государственного долга сейчас представлена краткосрочными государственными бумагами, а в условиях инфляции при каждом новом выпуске государственных бумаг ставка дохода будет возрастать. Получили распространение также ценные бумаги с плавающей процентной ставкой, которая изменяется при изменении ставки ссудного процента или учетной ставки. Это ограничивает возможности инфляции.
Введение специальных налогов или повышение налоговых ставок позволит в краткосрочном периоде увеличить доходы бюджета, а значит, уменьшить государственный долг. В долгосрочном временном интервале это может привести к сокращению производства, сужению базы налогообложения и, следовательно, к уменьшению налоговых поступлений в казну.
В некоторых случаях целесообразно прибегнуть к сокращению государственных расходов путем секвестирования, т.е. пропорционального снижения расходов (на 5 или 10,15% и т.д.) ежемесячно практически по всем статьям бюджета до конца текущего финансового года. Секвестированию не подлежат защищенные статьи, состав которых определяется высшими органами власти.
Существуют также статьи, секвестирование которых невозможно (выплата процентов по государственному долгу и др.). Например, в США все федеральные расходы делятся на две части—прямые (обязательные) и дискреционные. К прямым относят те расходы, которые регламентируются постоянно действующим законодательством (пособие по безработице, программы медицинского обслуживания и т.д.). К дискреционным—расходы, которые зависят от конкретного состояния дел в экономике и ежегодно рассматриваются и утверждаются конгрессом США. По данным статьям Конгрессом устанавливается ежегодно лимит расходов. Если фактические расходы начинали превышать лимиты, то в действие вступал механизм секвестирования, что позволяло уменьшить бюджетный дефицит и государственный долг [7, с. 267].
Внешний долг имеет последствия, которые более печальны для страны, по сравнению с последствиями внутреннего долга. Поэтому правительство предпринимает определенные меры, чтобы уменьшить внешний долг, если он превышает приемлемый уровень. Оно может использовать для погашения части долга золотовалютные резервы страны, если таковые имеются. С согласия кредиторов правительство может переоформить краткосрочную и долгосрочную задолженность долгосрочную или отсрочить выплату внешнего долга.
Исходя из вышеизложенного можно сделать вывод о том, что источником погашения государственного долга являются средства государственного бюджета. Доля расходов на погашение и обслуживание государственного долга планируется ежегодно в объеме бюджетных средств.
Управление
государственным долгом предусматривает
нахождение оптимального соотношения
между потребностями
1.4 Абсолютные и относительные
показатели государственного
Для измерения
государственного долга, оценки оказываемого
им влияния на экономику страны,
а также возможности
При анализе объема и структуры государственного долга, объективной оценке его текущего состояния используются абсолютные и относительные показатели. Абсолютные показатели отражают объем государственной внутренней и внешней задолженности в денежном выражении, величину расходов, связанных с ее погашением и обслуживанием. Основные относительные показатели, существенно влияющие на принятие административных решений и выбор методов управления государственным долгом, включают: процентное соотношение суммы долга и ВВП; долю расходов на погашение и обслуживание государственного долга в общей сумме расходов бюджета. Для оценки государственного внешнего долга также применяются показатели процентного соотношения суммы внешнего долга и объема экспорта в денежном выражении, доли расходов на погашение и обслуживание государственного внешнего долга в экспортной выручке, характеризующие уровень долгового бремени для национальной экономики [21, с. 657].
Некоторые экономисты выделяют две основные группы относительных показателей, которые используются для оценки фактической величины государственного долга:
В настоящее время с усилением глобализации и развитием международного сотрудничества между странами важную роль для государства играет оценка его внешнего долга. По методологии Всемирного банка определяют ряд показателей внешнего долга для национальной экономики, за которыми можно сопоставлять состояние внешней задолженности разных стран. Среди них:
Некоторыми
странами также используется такой
показатель, как внешний долг на
душу населения: Он дает представление
скорее о внешнеэкономической
Согласно Концепции управления валовым внешним долгом Республики Беларусь, утвержденной Постановлением Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь 06.05.2011 № 574/12, в целях выявления потенциальных рисков, связанных с внешней задолженностью, и обеспечения тем самым основы для надежного управления внешним долгом рассчитываются абсолютные и относительные показатели. Часть из них с установленными пороговыми значениями предлагаются Концепцией национальной безопасности Республики Беларусь, устанавливающей наиболее важные показатели экономической безопасности в сфере внешних заимствований Республики Беларусь. Помимо установленных Концепцией национальной безопасности Республики Беларусь критериев оценка уровня внешнего долга должна осуществляться на основании следующих показателей:
1. По валовому внешнему долгу Республики Беларусь:
2. По долгу сектора органов государственного управления – отношение обслуживания внешнего государственного долга к доходам республиканского бюджета.
3. По долгу сектора органов денежно-кредитного регулирования и банковского сектора:
4. По долгу других секторов:
Информация о работе Теоретические аспекты формирования государственного долга