Теоретические аспекты формирования государственного долга

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2013 в 13:10, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является определение понятия, экономического содержания категории «государственный долг», причин и последствий его образования, степени влияния государственного долга на экономику и особенностей его регулирования в условиях переходного периода, а также характеристика государственного долга Республики Беларусь, анализ динамики и тенденций его развития.
Исходя из цели, в работе поставлены для решения следующие задачи:
- раскрыть сущность государственного долга, определить его роль;
- дать характеристику основных видов государственного долга;
- провести анализ динамики внутреннего и внешнего долга Республики Беларусь;

Файлы: 1 файл

Госдолг РБ.docx

— 186.21 Кб (Скачать файл)

Согласно  базисному сценарию, общий объем  внешнего долга будет продолжать расти в среднесрочной перспективе. Поэтому, считают в МВФ, необходима решительная комплексная программа  реформ, чтобы усилить способность  Беларуси обслуживать свои обязательства.

По оценке фонда, потенциал погашения задолженности  Беларуси будет оставаться достаточным, хотя крупное увеличение внешней  задолженности указывает на наличие  существенных рисков.

Погашение Беларусью кредитов МВФ достигнет  пика в 2013 году (1,7 млрд долларов), кроме  того, существуют значительные потребности  в обслуживании задолженности перед  другими кредиторами.

Таким образом, общая ситуация с задолженностью Республики Беларусь находится в рамках критериев, установленных международными организациями. Однако за последние годы произошли кардинальные изменения в объеме и структуре государственного долга страны. Анализ структуры и динамики государственного долга Республики Беларусь позволяет констатировать тот факт, что его величина постоянно растет, при этом увеличивается доля внешнего долга страны. Однако расходы государства по обслуживанию государственного долга в настоящее время снижаются, что в дальнейшем может увеличить нагрузку на экономику страны в связи с необходимостью погашения внешних долгов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 Негативные последствия роста государственного долга в Республике   Беларусь

 

 

Долговая  политика является одним из основных направлений проводимой финансово-экономической  политики государства. В последние  годы в Республике Беларусь реализованы  существенные меры, которые затрагивают  как внешние, так и внутренние заимствования.

Главными  при осуществлении долговой политики в долгосрочном периоде являются внутренние заимствования, поскольку  преобладание долга в иностранной  валюте ставит страну в зависимость  от валютной политики и платежного баланса.

Одним из основных негативов государственного долга многие ученые-экономисты определяют бремя госзаимствований для будущих поколений, которое можно определить при использовании показателя отношения величины госдолга к величине национального дохода или ВВП. Если темпы роста госдолга меньше, чем темпы роста ВВП (экономики), то долг не страшен. При низких темпах экономического роста госдолг превращается в макроэкономическую проблему. К серьезным последствиям госдолга относятся:

- снижение  эффективности экономики, поскольку  отвлекаются средства из производственного  сектора;

- перераспределение  дохода от частного сектора  к государственному;

- усиление  неравенства в доходах;

- рефинансирование  долга, что ведет к росту  процентной ставки и вызывает  вытеснение инвестиций в краткосрочном  периоде, а в долгосрочном может  привести к сокращению запаса  капитала и производственного  потенциала страны;

- необходимость  выплаты процентов по долгу,  что может потребовать повышения  налогов и приведет к подрыву  действия экономических стимулов;

- возложение  бремени выплаты долга на будущие  поколения, что приводит к снижению  уровня их благосостояния;

- появление  угрозы долгового кризиса (страна  подрывает к себе доверие на  мировом рынке, становится некредитоспособной - взять и отдать долг не  может, приходится повышать налоги  и начинать эмиссию денег) [28, с. 163].

Стоит отметить тот факт, что в настоящее время  развитие глобализации и интернационализации  хозяйства сопровождается ускоренным ростом международного кредита. Страны всё чаще используют иностранные  финансовые средства, что приводит к появлению и увеличению внешнего долга.

Государства, в том числе и Республика Беларусь, заимствуют финансовые ресурсы, как  на национальных, так и на международных  рынках ссудных капиталов.

Международный кредит позволяет покрывать бюджетный  дефицит, но вместе с тем рост внешней  задолженности создаёт и весьма ощутимые проблемы. Таковыми могут  быть: усиливающаяся зависимость  экономики, как стран-кредиторов, так  и дебиторов от внешних факторов, не поддающихся контролю национальными  средствами, политическое давление на страны-должников.

Республика  Беларусь в настоящее время относится  к чистым дебиторам, начиная с  того момента, когда впервые в 1996 г. МВФ были опубликованы статистические данные по ее международной инвестиционной позиции. С 2005 г. соотношение между  активами и пассивами постоянно  увеличивалось, что было обусловлено  опережающим ростом пассивов над  активами. Наиболее благоприятным годом, когда Республике Беларусь значительно  удалось накопить иностранных активов, стал 2007 г.

В 2009—2010 гг. ситуация резко изменилась в  сторону негативной тенденции. И  хотя соотношение активов и пассивов в 2009 г. оставалось на уровне 2008 г., в 2010 г. данный показатель достиг значения 1/3,7. В абсолютном выражении (долларах США) чистая инвестиционная позиция  в 2010 г. ухудшилась практически в 2 раза по сравнению с 2008 г. Подобная ситуация может продолжаться достаточно долго, пока страна имеет возможность кредитоваться  в других странах или международных  финансовых организациях. Однако для  того, чтобы по-настоящему стать  экономически независимым государством, необходимо иметь достаточное количество собственных иностранных активов  для покрытия всех своих международных  обязательств [12, с. 7].

Внешний долг  может  появляться  по  двум  основным причинам:

    1. в  результате  прямого  заимствования средств  у иностранных  государств,  частных  компаний;
    2. путем  продажи  государственных  ценных  бумаг  иностранным  юридическим  и  физическим  лицам, государствам.

Фундаментальной причиной увеличения внешней задолженности Беларуси с 2007 г. является рост дефицита текущего счета платежного баланса. Основными  факторами увеличения внешней задолженности  можно назвать шоки на внешних  рынках, дисбалансы в денежно-кредитной  политике, мягкую фискальную политику, колебания экономической конъюнктуры. Для Беларуси наиболее подходящими  для объяснения динамики внешнего долга  будут переменные, отражающие колебания  во внешней торговле, изменение обменного  курса, объем кредитования экономики  и деловой цикл [34, с. 48].

Последствия внешнего долга более тяжелы для страны, чем внутреннего. При внешнем долге нация вынуждена отдавать  другим  странам ценные  товары  и услуги, чтобы оплатить  проценты  и погасить долг, что снижает жизненный уровень населения данной  страны.  Кроме того, при предоставлении займа страна-кредитор  может потребовать выполнения  ряда  условий, которые "неудобны" для страны-заемщика. В связи с негативными последствиями внешнего долга   обычно  законодательно  устанавливается  его  лимит.  Следует  отметить, что  абсолютная сумма  долга  малопоказательна для  экономического  анализа. Поэтому оценивают  его   относительную  величину. 

Большой  внешний долг  снижает международный  авторитет  страны  и  может  осложнить  получение  новых  иностранных  займов.  Поэтому  правительство  предпринимает  определенные  меры, чтобы  уменьшить   внешний  долг, если  он  превышает  приемлемый  уровень [7, с. 266].

Внутренний  долг  порождается бюджетными  дефицитами, так  называемым  долговым  финансированием. Государственные  займы  выпускаются на  различные  сроки. И  поэтому государственный  долг бывает краткосрочным (до 1 года),  среднесрочным (до 5 лет)  и  долгосрочным (свыше 5 лет). Наиболее  обременительными  являются  краткосрочные  долги, так  как  дата  их  погашения  наступает  очень  быстро,  но   проценты по таким  займам очень  высокие. Большинство  экономистов  утверждают, что рост  внутреннего  долга не  может  привести к  банкротству нации, так  как это  долг  самим  себе. Кроме того,  государство  всегда  имеет  возможность  профинансировать  его  путем  повышения налоговых  ставок, выпуска  денег, рефинансирования.

Вместе  с тем нельзя  недооценивать  негативные  последствия внутреннего  долга, потому что при определенных  условиях он  может стать серьезной проблемой для экономики страны. Рассмотрим некоторые из  самых ярких проблем, с которыми сталкивается Республика Беларусь в настоящее время.

В целом  рост  внутреннего долга  опасен для  страны с низким  уровнем  доходов,  но,   следовательно, и  сбережений. Покупка населением, субъектами хозяйствования  государственных  ценных  бумаг является  альтернативой  инвестированию  свободных  денежных  средств в  производство. Поэтому  наращивание быстрыми  темпами  выпуска государственных  ценных  бумаг может  привести к  сокращению  основного  капитала.

Другая  опасность связана  с  тем,  что  государство,  продавая  ценные  бумаги, конкурирует  на  рынке  ссудного  капитала с  частным  сектором.  В  результате конкуренции  ставка ссудного  процента  повышается, что  ведет к  совращению частных  инвестиций в  экономику  страны, чистого экспорта  и  частично  потребительских  расходов.

Негативным  последствием роста  внутреннего  долга  является увеличение суммы  процентных  выплат по нему. Если  в  экономике  наблюдается стагнация  или  спад  производства, то  процентные  выплаты  могут оказаться неподъемными  для  страны. Поэтому необходимо  постоянно отслеживать  динамику  соотношения между  внутренним долгом  и  объемом   национального  производства. Если  долг  растет  медленнее, чем объем  валового внутреннего  продукта, то  это  означает уменьшение  его  доли в  национальном продукте. Если  же  темпы роста  внутреннего  долга обгоняют  темпы  роста  валового  внутреннего  продукта, то  доля  государственного долга  в последнем  будет   увеличиваться. Чтобы  при этом  его  последствия  не  стали  слишком тяжелыми  для  экономики, правительство должно  предпринять  определенные  меры  по  управлению  государственным  долгом [20, с. 333].

В целом  рост госдолга делает страну более  уязвимой к любым негативным явлениям на мировых финансовых рынках. И  любой внешний кризис, например такой, какой наблюдается сегодня в  ряде европейских стран, таких как  Италия, Греция и др., может негативно  сказываться и на экономическом  положении Республики Беларусь.

Так, в  настоящий момент госдолг одной  только Италии приближается к 2 трлн евро, это выше 120% от ВВП страны. При  этом растет и доходность по гособлигациям  Италии. Она сейчас, по последним  данным, находится на уровне выше 6% годовых, недавно она почти достигла 8% годовых, а рост ВВП Италии составляет в годовом выражении 1-1,5% [1]. При этом многие аналитики считают, что тяжелое экономическое положении ряда участников еврозоны поставило под вопрос будущее единой европейской валюты. Если в ближайшее время не принять решительных шагов по выходу из кризиса, евро ждет коллапс.

Кризис  в ЕС может иметь негативные последствия  для и так разбалансированной белорусской экономики. По словам экспертов, глубокая рецессия в Европе может  привести к резкому падению цен  на нефть. Это приведет к замедлению развития российской экономики и, в  конечном счете, к падению белорусского экспорта в Россию, на который в 2012 году власти делают большую ставку. И если развитие кризиса приведет к падению цен на нефть и  в таких странах как Россия и Казахстан упадет спрос на белорусскую  продукцию, то ухудшение внешнего баланса  усилит потребность во внешнем финансировании [3].

Несмотря  на указанные негативы, нельзя не отметить, что госдолг является основным источником покрытия бюджетного дефицита практически  всех стран. Единственная оговорка в  данном случае - это разумные пределы  как дефицита бюджета, так и заимствований, поскольку чрезмерная задолженность  означает, что долг страны превышает  ожидаемые возможности его погашения, а ожидаемые платежи по обслуживанию долга могут все в большей  степени зависеть от объема производства. Госдолг выступает инструментом, при помощи которого проводится в  жизнь социально-экономическая политика. Осуществляя долговые преобразования, государство может манипулировать своим влиянием и участием в производстве валового общественного продукта. Непосредственной выгодой, которая обосновывает полезность госдолга, является возможность привлекать в бюджет заемные денежные ресурсы  и при этом сохранять относительный  размер долга - в процентах от ВВП (за определенный промежуток времени, как правило, за экономический цикл). Считается, что размер сальдо бюджета  и объем реального ВВП - важнейшие  факторы, которые определяют динамику госдолга. Дефицит бюджета приводит к увеличению объема госдолга, за счет профицита бюджета долговые обязательства  погашаются. Экономический рост обеспечивает пополнение доходной части бюджета, за счет которой уплачиваются проценты по долгу [28, с. 163].

Стоит заметить, что проблема государственного долга  относится к числу тех ключевых проблем в Республике Беларусь, которыми активно занимаются органы государственного регулирования страны и от эффективности  решения которых не в последнюю  очередь зависит ее экономический  рост. Управление государственным долгом является важнейшим направлением бюджетной  политики государства 

Значительное  влияние, оказываемое внешним долгом на социально-экономические процессы в стране, обусловливает необходимость  организации эффективного долгового  управления. Управление внешним государственным  долгом Республики Беларусь осуществляется в соответствии с Бюджетным кодексом Республики Беларусь от 16 июля 2008 г. № 412-3, Указом Президента Республики Беларусь от 18 апреля 2006 года № 252 «Об утверждении  Положения о внешних государственных  займах (кредитах)» и законом о  республиканском бюджете на очередной  финансовый год [25].

Информация о работе Теоретические аспекты формирования государственного долга