Теоретические аспекты формирования государственного долга

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2013 в 13:10, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является определение понятия, экономического содержания категории «государственный долг», причин и последствий его образования, степени влияния государственного долга на экономику и особенностей его регулирования в условиях переходного периода, а также характеристика государственного долга Республики Беларусь, анализ динамики и тенденций его развития.
Исходя из цели, в работе поставлены для решения следующие задачи:
- раскрыть сущность государственного долга, определить его роль;
- дать характеристику основных видов государственного долга;
- провести анализ динамики внутреннего и внешнего долга Республики Беларусь;

Файлы: 1 файл

Госдолг РБ.docx

— 186.21 Кб (Скачать файл)

Рост  внешней задолженности Республики Беларусь усугубляется сложностями  в управлении долгом. К основным недостаткам сложившейся системы управления долгом можно отнести:

• отсутствие законодательной базы Республики Беларусь, определяющей сферу совокупного внешнего долга. Соответственно не обозначены пределы полномочий соответствующих органов в этой области. Бюджетное законодательство регулирует только вопросы заимствований и реструктуризации государственного долга, а целый ряд вопросов, связанных с прочими формами внешнего долга, не имеет необходимой правовой и процессуальной регламентации;

• не сформирована единая система учета долговых обязательств, предполагающая наличие единой учетной методологии, интегрированной базы данных и единого учетного центра. На практике это означает невозможность оперативного получения достоверных данных о состоянии валового внешнего долга и, в конечном счете, является одним из факторов, снижающих качество управленческих решений;

• не сформирована единая система анализа и учета долговых рисков, что повышает вероятность возникновения кризисной ситуации;

• механизмы управления долгом не позволяют в должной мере обеспечить предупреждение возможных финансовых кризисов;

• не отработана система долгосрочной взаимосвязи политики управления государственным долгом с денежно-кредитной и бюджетно-налоговой политикой;

 • информация о состоянии внешнего долга Республики Беларусь раскрывается не в полной мере;

• управление государственными гарантиями неэффективно, что выражается в отсутствии правил проведения конкурсного отбора, а также единых подходов к разработке методологии анализа кредитоспособности заемщика и оценки риска наступления гарантийного случая. [14, c. 93]

Таким образом, на современном этапе построение грамотной, научно обоснованной стратегии  и тактики управления совокупной внешней задолженностью и ее увязка с другими направлениями экономической  политики государства — задача исключительной важности. В силу того, что деятельность отдельных институтов исполнительной власти в данной области (Министерство финансов, Национальный банк) остается недостаточно скоординированной и  результативной, не отвечает объективным  тенденциям развития, когда наблюдается  усиление взаимосвязи многих аспектов управления внешним и внутренним долгом, зарубежными финансовыми  активами, объективно возникает потребность  создания единой системы управления государственным долгом страны. Необходимо сформировать оптимальную институциональную модель, предполагающую четкое разграничение деятельности в рамках данной системы управления, обеспечив реальное разделение сфер компетенции и ответственности всех структурных единиц системы за принимаемые решения. Целесообразно также рассмотреть возможность концентрации функций управления суверенным долгом в рамках единого государственного органа или соответствующей структуры, наделенной необходимыми полномочиями (например, путем создания агентства по управлению суверенным долгом).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Интенсификация  международного обмена, начавшаяся во второй половине ХХ в., привела к  усилению финансовой взаимозависимости  между его сторонами. Одним из основных проявлений такой зависимости  стало то, что сегодня в мире практически нет стран, которые  бы не имели государственного долга, под которым в общем виде понимают задолженность правительства юридическим  и физическим лицам - своим и иностранным, правительствам других стран.

Привлечение заемных ресурсов носит неоднозначный  характер. С одной стороны, содержание государственных финансов в уравновешенном состоянии за счет ограничения удовлетворения необходимых и неотложных потребностей общества может привести к серьезным  отрицательным последствиям для  процесса общественного воспроизводства.

Осознанное  преувеличение бюджетных расходов над доходами нередко необходимо для страны и положительно сказывается  на состоянии экономики при условии  разумного и обоснованного использования  внешних заемных средств. Внешнее  заимствование означает приток в  экономику дополнительных ресурсов. В краткосрочный временной интервал происходит реальный приток средств, в  долгосрочном интервале страна отдаст больше, чем получила за счет выплаты  и долга, и процентов по нему. Таким  образом, экономическое содержание внешнего заимствования заключается  в увеличении валовых инвестиций в краткосрочном периоде.

С другой стороны, наличие внешнего долга  является дополнительным фактором нестабильности экономики, поскольку зачастую складывается ситуация, когда на привлеченные средства не обеспечивается эффективность, которая  может гарантировать государству-должнику погашение и обслуживание внешнего долга. Когда несоответствие между  требуемой и реальной отдачей  от использования привлеченных средств  приобретает значительные масштабы, создаются предпосылки долгового  кризиса, который может повлечь  за собой финансовый. Использование  внешних источников является негативным фактором еще и потому, что при  этом увеличивается доля национального  богатства, вывозимая из страны в  виде процентов за кредит. Необходимость  обслуживания и погашения внешнего долга в случае неэффективного использования  внешнезаемных средств ведет  к сокращению потребления и инвестиций в данной стране, необходимости повышения  в будущем налогов, возникновению  угрозы национальной безопасности.

Большой внешний долг снижает международный  авторитет страны и может осложнить  получение новых иностранных  займов. При значительных объемах  внешнего долга для состояния  отечественных финансов и решения  социально-экономических проблем  всегда существует опасность попасть  в чрезмерную зависимость от международных  финансов, а также потерять политическую независимость.

Анализ  причин, особенностей формирования внешней  задолженности Республики Беларусь, сложившейся системы управления внешним долгом показал, что разработка стратегии управления внешним долгом Беларуси входит в настоящее время  в число наиболее актуальных. Стратегия  управления внешним долгом призвана обеспечить своевременное обслуживание внешнего долга с минимальными затратами, идентификацию, хеджирование и предотвращение финансовых рисков на основании анализа  и прогноза внутренних и внешних  экономических факторов посредством  оптимального выбора долговых методов  и инструментов.

В заключение, стоит отметить, что в целом  общая ситуация с задолженностью Республики Беларусь находится в рамках критериев, установленных международными организациями. Однако за последние годы произошли кардинальные изменения в объеме и структуре государственного долга страны, при этом наблюдается постоянный рост величины внешнего долга страны. В то же время расходы государства по обслуживанию государственного долга в настоящее время снижаются, что в дальнейшем может увеличить нагрузку на экономику страны в связи с необходимостью погашения внешних долгов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

1 Банковский  портал BANKIR.RU [Электронный ресурс] – Режим доступа:   http://bankir.ru/. - Дата доступа 25.11.2011.

2 Базисный  сценарий МВФ // Ежедневная газета  Совета министров РБ "Рэспублiка". – 2011. – 28 сент. – № 185(5348). –  С. 6

3 Белорусский  экономический портал ЭКОНОМИКА.BY  [Электронный ресурс] – Режим  доступа:   http://ekonomika.by/. - Дата доступа 25.11.2011.

4 Бюджетная  классификация Республики Беларусь: нормативные Б98 документы. — Минск:  ИВЦ Минфина, 2009. — 208 с.

5 Бюджетный  кодекс Республики Беларусь: Кодекс  Респ. Беларусь, 16 июля 2008 г. № 412-З// Консультант Плюс: Беларусь [Электронный  ресурс] / ООО «Юрспектр», Нац. центр  правовой информ. Респ. Беларусь. –  Мн., 2002. - Дата доступа 25.10.2010.

6 Все  о финансах в Беларуси [Электронный  ресурс] – Режим доступа: http://infobank.by/ . - Дата доступа 25.11.2011.

7 Государственный  бюджет: Учеб. пособие для учреждений, обеспеч. получение высш. образования  по спец. "Финансы и кредит" / Т. В. Сорокина. Мн.: БГЭУ, 2003.  289с. 

8 Григорьева  А. Бюджет 2011: меньше налогов, больше  расходов / А. Григорьева // Экономическая  газета. – 2010. - №69(1386). – С. 2.

9 Григорьева  А. Между свободой и регулированием / А. Григорьева // Экономическая газета. – 2010. - №9(1326). – С. 3-4.

10 Григорьева  А. Приближение к лимиту и  новые источники / А. Григорьева // Экономическая газета. – 2010. - №79(1396). – С. 3.

11 Григорьева  А. Скромность украшает внешний  долг / А. Григорьева // Экономическая  газета. – 2010. - №75(1392). – С. 5.

12 Дайнеко  А.Н. Внешнеэкономический дисбаланс  и рост внешнего долга Беларуси/ А. Дайнеко // Банковский вестник.  – 2011. - №528. – С. 5-11.

13 Желиба, Б. Внешний долг и экономическая  безопасность государства / Б.  Желиба // Вестник ассоциации белорусских  банков. – 2007. - №38. – С. 11-14.

14 Жук,  И.Н. Внешний долг государства:  методология и стратегия управления: моногр./ И.Н. Жук. - Мн.: БГЭУ, 2010. –  218 с. 

15 Жук,  И.Н. Внешний долг Республики  Беларусь: динамика и современное  состояние / И.Н. Жук // Банкаўскi веснiк. – 2010. - №1. – С. 11-19.

16 Жук  И.Н. Индикативная система внешнедолговой  устойчивости в Республике Беларусь / И. Жук //Банковский вестник.–  2010. - №526.–С. 28-34.

17 Жук,  И.Н. Компаративный анализ внешнего  долга отдельных стран/ И.Н.  Жук // Банкаўскi веснiк. – 2009. - №1. – С. 23-30.

18 Жук,  И.Н. Стратегия управления внешним  долгом Беларуси: принципы построения  и условия реализации  / И.Н.  Жук // Банкаўскi веснiк. – 2010. - №10. – С. 36-42.

 

19 Концепция  управления валовым внешним долгом  Республики Беларусь: постановление  Совета Министров Республики  Беларусь и Национального банка  Республики Беларусь, 06.05.2011, № 574/12 [Электронный ресурс]. – Минск, 2011.

20 Лемешевский,  И.М. Макроэкономика: мировой опыт  и белорусская практика. Учеб. пособие  для студентов экон. специальностей  вузов / И.М. Лемешевский. –  3-е изд., доп. и перераб. –  Мн.: «ФУАинформ», 2009. – 702 с.

21 Макконнелл, К.Р. Экономикс: учебное пособие  / К.Р. Макконнелл, С.Л. Брю. –  Минск: ИНФРА-М, 2003. – 983 с. 

22 Макроэкономика: учебно-методический комплекс / Т.В.  Юрьева, Е.А. Марыганова. - М.: 2008. –  286 с. 

23 Мартьянов  А.В. Воззрения классических экономистов  на государственный долг / А.В.  Мартьянов // Финансы и кредит. – 2008. - №21. – С. 44-47.

24 МВФ  O состоянии и перспективах развития мировой экономики // БИКИ. – 2010. - №61. – С. 4-5.

25 Официальный  сайт Министерства финансов Республики  Беларусь [Электронный ресурс] –  Режим доступа: http://www.minfin.gov.by/. - Дата доступа 12.11.2011.

26 Официальный  сайт Совета министров Республики  Беларусь [Электронный ресурс] –  Режим доступа: http://www.government.by . - Дата доступа 12.11.2011.

27 Попкова  Н.А. Управление госдолгом: проблемы  и возможности / Н.А. Попкова  // Финансы. – 2010. - №1. – С. 49-51.

28 Ржевская  Т.Г. Долговая политика как  важный инструмент социально-экономического  развития / Т. Ржевская // Вопросы  экономики и права. – 2010. –  № 12. – С. 160-164

29 Сайт  Национального банка Республики  Беларусь [Электронный ресурс] –  Режим доступа: http://nbrb.by/. - Дата доступа 13.11.2011.

30 Сайт  Национального статистического  комитета Республики Беларусь  [Электронный ресурс] – Режим  доступа: http://www.belstat.gov.by. - Дата доступа 12.11.2011.

31 Финансовая  система РБ: пособие / Т.Г. Струк.  – Мн.: Акад.упр. при Президенте  Респ. Беларусь, 2006. – 95 с.

32 Финансы  и кредит: учеб. пособие / Л.Г. Колпина  [и др.]; под общ. ред. Л.Г. Колпиной. – Мн.: Выш.шк., 2010. – 367 с.

33 Шагас,  Н.Л. Макроэкономика: учебник /  Н.Л. Шагас, Е.А. Тумаова. –  Минск: Издательство МГУ, 2006. –  441 с.

34 Шиманович  Г.А. Факторы роста валового  внешнего долга Беларуси / Г. Шиманович  // Банковский вестник. – 2011. - №528. – С. 48-54.

 


Информация о работе Теоретические аспекты формирования государственного долга