Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2013 в 13:10, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является определение понятия, экономического содержания категории «государственный долг», причин и последствий его образования, степени влияния государственного долга на экономику и особенностей его регулирования в условиях переходного периода, а также характеристика государственного долга Республики Беларусь, анализ динамики и тенденций его развития.
Исходя из цели, в работе поставлены для решения следующие задачи:
- раскрыть сущность государственного долга, определить его роль;
- дать характеристику основных видов государственного долга;
- провести анализ динамики внутреннего и внешнего долга Республики Беларусь;
Рост
внешней задолженности
• отсутствие законодательной базы Республики Беларусь, определяющей сферу совокупного внешнего долга. Соответственно не обозначены пределы полномочий соответствующих органов в этой области. Бюджетное законодательство регулирует только вопросы заимствований и реструктуризации государственного долга, а целый ряд вопросов, связанных с прочими формами внешнего долга, не имеет необходимой правовой и процессуальной регламентации;
• не сформирована единая система учета долговых обязательств, предполагающая наличие единой учетной методологии, интегрированной базы данных и единого учетного центра. На практике это означает невозможность оперативного получения достоверных данных о состоянии валового внешнего долга и, в конечном счете, является одним из факторов, снижающих качество управленческих решений;
• не сформирована единая система анализа и учета долговых рисков, что повышает вероятность возникновения кризисной ситуации;
• механизмы управления долгом не позволяют в должной мере обеспечить предупреждение возможных финансовых кризисов;
• не отработана система долгосрочной взаимосвязи политики управления государственным долгом с денежно-кредитной и бюджетно-налоговой политикой;
• информация о состоянии внешнего долга Республики Беларусь раскрывается не в полной мере;
• управление государственными гарантиями неэффективно, что выражается в отсутствии правил проведения конкурсного отбора, а также единых подходов к разработке методологии анализа кредитоспособности заемщика и оценки риска наступления гарантийного случая. [14, c. 93]
Таким образом,
на современном этапе построение
грамотной, научно обоснованной стратегии
и тактики управления совокупной
внешней задолженностью и ее увязка
с другими направлениями
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Интенсификация
международного обмена, начавшаяся во
второй половине ХХ в., привела к
усилению финансовой взаимозависимости
между его сторонами. Одним из
основных проявлений такой зависимости
стало то, что сегодня в мире
практически нет стран, которые
бы не имели государственного долга,
под которым в общем виде понимают
задолженность правительства
Привлечение заемных ресурсов носит неоднозначный характер. С одной стороны, содержание государственных финансов в уравновешенном состоянии за счет ограничения удовлетворения необходимых и неотложных потребностей общества может привести к серьезным отрицательным последствиям для процесса общественного воспроизводства.
Осознанное
преувеличение бюджетных
С другой
стороны, наличие внешнего долга
является дополнительным фактором нестабильности
экономики, поскольку зачастую складывается
ситуация, когда на привлеченные средства
не обеспечивается эффективность, которая
может гарантировать
Большой
внешний долг снижает международный
авторитет страны и может осложнить
получение новых иностранных
займов. При значительных объемах
внешнего долга для состояния
отечественных финансов и решения
социально-экономических
Анализ причин, особенностей формирования внешней задолженности Республики Беларусь, сложившейся системы управления внешним долгом показал, что разработка стратегии управления внешним долгом Беларуси входит в настоящее время в число наиболее актуальных. Стратегия управления внешним долгом призвана обеспечить своевременное обслуживание внешнего долга с минимальными затратами, идентификацию, хеджирование и предотвращение финансовых рисков на основании анализа и прогноза внутренних и внешних экономических факторов посредством оптимального выбора долговых методов и инструментов.
В заключение, стоит отметить, что в целом общая ситуация с задолженностью Республики Беларусь находится в рамках критериев, установленных международными организациями. Однако за последние годы произошли кардинальные изменения в объеме и структуре государственного долга страны, при этом наблюдается постоянный рост величины внешнего долга страны. В то же время расходы государства по обслуживанию государственного долга в настоящее время снижаются, что в дальнейшем может увеличить нагрузку на экономику страны в связи с необходимостью погашения внешних долгов.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1 Банковский портал BANKIR.RU [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://bankir.ru/. - Дата доступа 25.11.2011.
2 Базисный сценарий МВФ // Ежедневная газета Совета министров РБ "Рэспублiка". – 2011. – 28 сент. – № 185(5348). – С. 6
3 Белорусский
экономический портал ЭКОНОМИКА
4 Бюджетная
классификация Республики
5 Бюджетный кодекс Республики Беларусь: Кодекс Респ. Беларусь, 16 июля 2008 г. № 412-З// Консультант Плюс: Беларусь [Электронный ресурс] / ООО «Юрспектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Мн., 2002. - Дата доступа 25.10.2010.
6 Все
о финансах в Беларуси [Электронный
ресурс] – Режим доступа: http://
7 Государственный бюджет: Учеб. пособие для учреждений, обеспеч. получение высш. образования по спец. "Финансы и кредит" / Т. В. Сорокина. Мн.: БГЭУ, 2003. 289с.
8 Григорьева А. Бюджет 2011: меньше налогов, больше расходов / А. Григорьева // Экономическая газета. – 2010. - №69(1386). – С. 2.
9 Григорьева
А. Между свободой и
10 Григорьева А. Приближение к лимиту и новые источники / А. Григорьева // Экономическая газета. – 2010. - №79(1396). – С. 3.
11 Григорьева
А. Скромность украшает
12 Дайнеко
А.Н. Внешнеэкономический
13 Желиба,
Б. Внешний долг и
14 Жук,
И.Н. Внешний долг государства:
15 Жук, И.Н. Внешний долг Республики Беларусь: динамика и современное состояние / И.Н. Жук // Банкаўскi веснiк. – 2010. - №1. – С. 11-19.
16 Жук
И.Н. Индикативная система
17 Жук,
И.Н. Компаративный анализ
18 Жук,
И.Н. Стратегия управления
19 Концепция
управления валовым внешним
20 Лемешевский, И.М. Макроэкономика: мировой опыт и белорусская практика. Учеб. пособие для студентов экон. специальностей вузов / И.М. Лемешевский. – 3-е изд., доп. и перераб. – Мн.: «ФУАинформ», 2009. – 702 с.
21 Макконнелл,
К.Р. Экономикс: учебное
22 Макроэкономика: учебно-методический комплекс / Т.В. Юрьева, Е.А. Марыганова. - М.: 2008. – 286 с.
23 Мартьянов
А.В. Воззрения классических
24 МВФ O состоянии и перспективах развития мировой экономики // БИКИ. – 2010. - №61. – С. 4-5.
25 Официальный
сайт Министерства финансов
26 Официальный
сайт Совета министров
27 Попкова
Н.А. Управление госдолгом:
28 Ржевская
Т.Г. Долговая политика как
важный инструмент социально-
29 Сайт
Национального банка
30 Сайт
Национального статистического
комитета Республики Беларусь
[Электронный ресурс] – Режим
доступа: http://www.belstat.
31 Финансовая система РБ: пособие / Т.Г. Струк. – Мн.: Акад.упр. при Президенте Респ. Беларусь, 2006. – 95 с.
32 Финансы и кредит: учеб. пособие / Л.Г. Колпина [и др.]; под общ. ред. Л.Г. Колпиной. – Мн.: Выш.шк., 2010. – 367 с.
33 Шагас, Н.Л. Макроэкономика: учебник / Н.Л. Шагас, Е.А. Тумаова. – Минск: Издательство МГУ, 2006. – 441 с.
34 Шиманович Г.А. Факторы роста валового внешнего долга Беларуси / Г. Шиманович // Банковский вестник. – 2011. - №528. – С. 48-54.
Информация о работе Теоретические аспекты формирования государственного долга