Теоретические аспекты формирования межбюджетных отношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2013 в 15:14, курсовая работа

Описание работы

Цель курсового исследования состоит в том, чтобы на основе анализа и обобщения изученного материала определить основные проблемы межбюджетных отношений в России и пути их решения.
Достижение указанных целей предполагает решение следующих задач:
- дать определение понятию «межбюджетные отношения», исследовать его сущность, раскрыть основные принципы и содержание;
- исследовать состояние межбюджетных отношений России на различных уровнях бюджетной системы;
- выявить проблемы бюджетной системы РФ, внести предложения по поводу их решения.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ МЕЖБЮДЖЕТНЫХ ОТНОШЕНИЙ
1.1. Сущность и принципы межбюджетных отношений
1.2. Социально-экономические аспекты межбюджетных отношений в процессе их исторического развития в России
1.3. Нормативно-законодательная база, регламентирующая межбюджетные отношения в РФ
2. ОСОБЕННОСТИ МЕЖБЮДЖЕТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В РОССИИ2
2.1. Механизм взаимоотношений федерального и региональных бюджетов
2.2. Характеристика межбюджетных отношения регионов и муниципальных образований
3. ВОЗМОЖНЫЕ ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ МЕЖБЮДЖЕТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В РОССИИ
ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

гос финансы.docx

— 58.66 Кб (Скачать файл)

Все это, конечно, невозможно без увязки с налоговой политикой, которая  в последнее время направлена, наоборот, на централизацию. Конечно, есть много моментов, когда усиление централизации  оправданно. На наш взгляд, она была оправданна в 90-х и начале 2000-х  годов, когда налогооблагаемая база страны была очень слаба, были сильны сепаратистские настроения в регионах и началась политика по укреплению вертикали власти. Но в последние годы, когда страна была в состоянии интенсивного экономического роста, такая политика неоправданна. Да и с вертикалью власти федеральные власти явно «перегнули палку». Россия все сильнее и сильнее приобретает черты унитарного государства.

Но начавшийся не так давно мировой  финансовый кризис, скорее всего вряд ли даст направить налоговое законодательство в сторону децентрализации. По крайней  мере, на наш взгляд, централизация  не должна ни в коем случае дальше усиливаться. Тем более что мы придерживаемся оптимистических взглядов. По нашим  прогнозам оживление в экономике  начнется уже с середины 2009г., а  в первом полугодии 2010г. экономические  параметры страны достигнут своего докризисного уровня. После этого рост экономики продолжится вперед.

На наш взгляд, также необходимо обеспечивать определенные финансовые преимущества для регионов-доноров, за счет которых живут регионы, получающие федеральную помощь.

Также необходимо применять систему  санкций как за нарушение сроков и размеров перечислений предусмотренных  средств из республиканских и  региональных бюджетов в федеральный, так и за нарушение сроков и размеров предоставления финансирования из федерального бюджета регионам и бюджетным организациям.

К позитивным итогам преобразований в федеративных отношениях, осуществляемых в последние годы, следует отнести  начавшийся процесс совершенствования  федеративной административно-территориальной  структуры государства, а именно, укрупнение регионов. Само количество субъектов Федерации чрезвычайно  велико (89), в мире нет подобного  аналога федеративного государства. Очевидно, что в условиях достаточно централизованной системы управления экономикой и социальной сферой в  России, это сказывается на качестве государственного управления (естественно, не в лучшую сторону). И, наконец, существует очень сложная проблема, как было ранее сказано, асимметричности  российского федерализма в плане  экономического «неравенства регионов». Укрупнение регионов должно несколько  снизить эту ассиметричность  и тем самым облегчить процесс  межбюджетного выравнивания.

Конечно, данный процесс должен проходить  на взаимовыгодной основе и не может, да и не должен затрагивать республики, области, округа, построенные по национальному  признаку.

Что касается дальнейшего развития межбюджетных отношений, то мы, несмотря на сегодняшние трудности в данном направлении, придерживаемся все-таки оптимистических взглядов.

Реформирование межбюджетных отношений  в ближайшие 3-4 года будет идти в  том направлении, которое определено в «Концепции повышения эффективности  межбюджетных отношений и качества управления государственными и муниципальными финансами в Российской Федерации  в 2006-2008 гг» и бюджетном послании Президента Российской Федерации Федеральному собранию от 9 марта 2007г., хотя не так быстро и эффективно, как бы этого хотелось.

В данной Концепции определены следующие  основные задачи:

1) укрепление финансовой самостоятельности  субъектов Федерации;

2) создание стимулов для увеличения  поступлений доходов в региональные  и местные бюджеты;

3) создание стимулов для улучшения  качества управления региональными  и муниципальными финансами;

4) повышение прозрачности региональных  и муниципальных финансов;

5) оказание методологической и  консультационной помощи субъектам  Федерации в целях повышения  эффективности и качества управления  региональными и муниципальными  финансами, а также в целях  реализации реформы местного  самоуправления.

В Бюджетном послании определены следующие  основные задачи на 2008-2010 годы:

- превращение федерального бюджета  в эффективный инструмент макроэкономического  регулирования;

- обеспечение долгосрочной сбалансированности  бюджетов всех уровней

- дальнейшее удлинение горизонта  бюджетного планирования. [6, с.7]

Вывод. Основными направлениями  совершенствования межбюджетных отношений  в России должны стать:

1) укрепление финансовой самостоятельности  субъектов Федерации;

2) укрупнение регионов на взаимовыгодной, экономически целесообразной основе;

3) создание четкой нормативно-правовой  основы, объективно оценивающей  усилия нуждающихся регионов, направленные  на рост своей социально-экономической  базы;

4) введение эффективной дифференцированной  системы выделения трансфертов  нуждающимся регионам в зависимости  от результатов их финансово-экономической  деятельности

5) обеспечение определенных финансовые  преимуществ для регионов-доноров,  за счет которых живут регионы,  получающие федеральную помощь.

Так как мы придерживаемся оптимистических  взглядов, то дальнейшее развитие межбюджетных отношений пойдет именно по направлениям, указанным выше.

ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Межбюджетные отношения -- это отношения между органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, связанные с формированием и исполнением соответствующих бюджетов.

Осуществление политических и экономических  преобразований в России требует  формирования качественно новой  модели бюджетной системы, адекватной федеративному устройству государства, способной обеспечивать эффективное  распределение и перераспределение  общественных финансовых ресурсов на всех уровнях власти. Ведь в конечном итоге от этого зависит не только социально-экономическое развитие страны, но и взаимоотношения между  федеральным центром и регионами.

Бюджетный федерализм определяет взаимоотношения  между бюджетами различных уровней  в рамках единого государства. Построение подлинного бюджетного федерализма  немыслимо при нерешенности основных проблем федерализма в государстве.

Наиболее значимыми проблемами бюджетной системы РФ являются:

1) проблема несоответствия доходов  региональных и местных бюджетов  расходным обязательствам региональных  и местных органов власти;

2) недостаточно эффективная нормативно-правовая  основа, регулирующая межбюджетные  отношения;

3) чрезмерная межрегиональная дифференциация  регионов в плане социально-экономического  развития;

4) неэффективная система распределения  финансовой помощи нуждающимся  регионам и муниципалитетам посредством  межбюджетным трансфертов, поощряющая  иждивенческие настроения и отбивающая  у регионов-доноров совершенствовать  свою финансово-экономическую деятельность.

Основными направлениями совершенствования  межбюджетных отношений в России должны стать:

1) укрепление финансовой самостоятельности  субъектов Федерации;

2) укрупнение регионов на взаимовыгодной, экономически целесообразной основе;

3) создание четкой нормативно-правовой  основы, объективно оценивающей  усилия нуждающихся регионов, направленные  на рост своей социально-экономической  базы;

4) введение эффективной дифференцированной  системы выделения трансфертов  нуждающимся регионам в зависимости  от результатов их финансово-экономической  деятельности;

5) обеспечение определенных финансовые  преимуществ для регионов-доноров,  за счет которых живут регионы,  получающие федеральную помощь.

Что касается дальнейшего развития межбюджетных отношений, то мы, несмотря на сегодняшние трудности в данном направлении, придерживаемся все-таки оптимистических взглядов.

Процесс реформирования межбюджетных отношений в ближайшие 3-4 года будет  идти в следующих направлениях:

1) укрепление финансовой самостоятельности  субъектов Федерации;

2) создание стимулов для увеличения  поступлений доходов в региональные  и местные бюджеты;

3) создание стимулов для улучшения  качества управления региональными  и муниципальными финансами;

4) повышение прозрачности региональных  и муниципальных финансов.

Список использованной литературы

1. Нормативно-правовые  материалы

1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. N 145-ФЗ (с изменениями от 31 декабря 1999 г., 5 августа, 27 декабря 2000 г., 8 августа, 30 декабря 2001 г., 29 мая, 10, 24 июля, 24 декабря 2002 г., 7 июля, 11 ноября, 8, 23 декабря 2003 г., 20 августа, 23, 28, 29 декабря 2004 г., 9 мая, 1 июля, 12 октября, 19, 22, 26, 27 декабря 2005 г., 3 января, 2 февраля, 16 октября, 3 ноября, 4, 19, 30 декабря 2006 г., 20, 26 апреля, 24 июля 2007 г., 06.12.2007) в ред. от 24. 11. 2008 г., consultant.ru.

2. Методика распределения  дотаций из Федерального фонда  финансовой поддержки субъектов  Российской Федерации от 22.11.2004г.(с учетом внесенных изменений), minfin.ru.

3. Налоговый Кодекс РФ  от 31.07.1998г., в ред. от 30.06.2008г., consultant.ru.

4 . Федеральный Закон  «О федеральном бюджете на 2007 год» от 27.12.2006г. , minfin.ru.

5.Федеральнвй Закон «О  федеральном бюджете на 2008-2010-е  годы» от 29.12.2007, minfin.ru.

2. Специальная литература

6. Бюджетное послание  Президента Российской Федерации  Федеральному Собранию от 13 марта  2007г.// Финансы -2007-№3-стр.5-10.

7. Гайзатуллин. Р.Р. Бюджетный  процесс в республике Татарстан  на современном этапе // Финансы  -2008-№6-стр.13-16.

8. Завьялов Д.Ю. Потенциал  межбюджетного регулирования как  инструмента бюджетной политики // Финансы -2008-№3-стр.11-14.

9. Миляков Н.В.- 2-е изд. - М: ИНФРА-М, 2004.-543 с.

10. Нешитой А.С. Финансы.  Учебник.- 8-е изд., перераб. и доп. - М.; Издательско-торговая корпорация  «дашков и К, 2008 - 512с 

11. Родионова А.К. Политический  институт современного бюджетного  федерализма в условиях демократизации  российского государства, ЗИП  СибУПК, 2006г. - 165с.

12. Силуанов А.Г. Финансовая помощь  из федерального бюджета // Бюджет. 2004. № 3. С. 11.

13. Федоров В.А. Бюджетный процесс  в России: этапы становления, перспективы  развития, роль органов Федерального  казначейства. М: Хабаровск, 2004 г. - 345 с.

14. Финансы, денежное обращение  и кредит. Учебник. Краткий курс/Подред.Н.Ф.Самсонова.-М:Инфра -2007.-302с.

15. Финансы: учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям, специальности «Финансы и кредит»/Под ред. Г.Б.Поляка. - 3-е изд. - 703с.(

16. Финансы, денежное обращение  и кредит. Учебник для вузов  /под. ред.Г.Б. Поляка -2007.-302с.

17. Финансы. Денежное обращение.  Кредит: учебник для студентов  вузов, обучающихся по направлениям  экономики и менеджмента /Под.ред.Г.Б.Поляка.-3-е изд., перераб. и доп. - М:ЮНИТИ-ДА

18. Финансовые проблемы бюджета-2005 (по материалам конференции Гильдии  финансистов)//Финансы. - 2005. - №10-стр.11-14.

19. Шишлов А.В. Бюджетное законодательство  и межбюджетные трансферты// Финансы-2007-№  11-стр.10-13.

20. Ходасевич С. Бюджетный федерализм: оценка условий // Экономист 2004 №4 стр.10-14.


Информация о работе Теоретические аспекты формирования межбюджетных отношений