Теоретические основы финансового обеспечения расходов на культуру и спорт

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2013 в 14:54, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы состоит в рассмотрении в теоретическом материале и на практике финансового обеспечения расходов на культуру и спорт в Ленинском районе г.Барнаула.
Задачи курсовой работы:
Рассмотреть теоретические аспекты финансирования учреждений культуры и спорта;
Проанализировать финансовое обеспечение расходов на культуру и спорт в Ленинском районе;
Выявить проблемы и пути их решения финансового обеспечения расходов на культуру и спорт в Ленинском районе.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………………3
Теоретические основы финансового обеспечения расходов на культуру и спорт……………………………………………………………………………….…………..….6
Характеристика учреждений культуры и спорта……………………………....6
Понятие, сущность и особенности финансирования учреждений культуры и спорта………………………………………………………………………………………..........8
Понятие и сущность финансирования………………………………………….8
Особенности финансирования учреждений культуры и спорта………….....11
Нормативно-правовое регулирование финансового обеспечения расходов на культуру и спорт.……………………………………………………………………………….14
Анализ финансового обеспечения расходов на культуру и спорт в Ленинском районе г. Барнаула………………………………………………………………...17
Анализ финансирования общих расходов в Ленинском районе, расходов на культуру и спорт в динамике за период 2009-2012гг. и структуры расходов Ленинского района г. Барнаула……………………………………………………………………………...17
Анализ финансирования расходов на культуру по статьям расходов в Ленинском районе г.Барнаула…………………………………………………………………21
Проблемы финансового обеспечения расходов на культуру и спорт и пути их решения ………………………….……………………………………………………….….25
Заключение……………………………………………………………………………….30
Список использованной литературы………………………………………………...….32

Файлы: 1 файл

Культура - бюджет.docx

— 102.94 Кб (Скачать файл)

Правительством РФ утверждена Концепция федеральной целевой  программы «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации  на 2006 - 2015 годы».

В ней отмечается, что  в последнее десятилетие из-за недостатка финансовых ресурсов и внимания со стороны государственных развитие физической культуры и спорта во многом отстало от развитых стран современного уровня. В концепции приводится обоснование  перехода к программно-целевым методам  бюджетного планирования и выделяются следующие основные преимущества программно-целевого метода:

- комплексный подход к  решению проблемы;

- распределение полномочий  и ответственности; 

- эффективное планирование  и мониторинг результатов реализации Программы. [8].

Финансирование программных  мероприятий предусматривается  осуществлять за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников.

Этим и другими документами  определены принципы финансирования расходов на культуру и спорт при сочетании  бюджетного финансирования с элементами коммерческой деятельности, что вполне соответствует структуре современного рыночного механизма. Например, музеи  финансируются за счет бюджетных  ресурсов, используя коммерческие начала для пополнения коллекций и приобретения эксклюзивных экспонатов на аукционах. Театры, дворцы активно предоставляют  платные услуги, используя полученные ресурсы для удовлетворения духовных, эстетических потребностей населения. Этим реализуются принципы доступности  всех слоев населения к культурным ценностям и благам. Тем не менее, в большинстве случаев бюджетные  ассигнования преобладают.

С этой целью государство  предоставляет учреждениям культуры  и спорта дополнительные льготы (особый порядок налогообложения, налоговые льготы юридическим и физическим лицам, финансирующим культурную сферу и сферу спорта, формирования механизма благотворительности и т.д.).

В зависимости от видов  учреждения культуры и спорта организуются на государственной, региональной и частной собственности. Нормативный порядок финансирования этих учреждений не ограничивает получение ими внебюджетных средств. Однако, чаще всего в культуре, спорте, как и в других областях социальной сферы, действует не нормативный, а постатейный принцип выделения бюджетных средств. По каждой статье применяется своя специфическая методика.

Однако проблемы современного состояния российской экономики, приводящие к дефицитности бюджетов и инфляционным процессам, оказывают влияние на финансирование учреждений культуры и спорта. Поэтому методы определения бюджетных ассигнований различаются по типам и видам этих учреждений. При этом средства выделяются в основном учреждениям, которые не ориентированы на активную коммерческую деятельность.

Согласно бюджетной классификации  расходы на культуру отражаются в  разделах «Культура и искусство», включая кинематографию, «Средства  массовой информации», включая телевидение, радиовещание, периодическую печать и издательства. Распределение расходов осуществляется по целевым и экономическим  статьям посредством постатейного принципа выделения бюджетных средств  на основе сметного расчета. По каждой статье применяется отдельная методика.

Методика расчета по основным статьям театров и концертных организаций не имеет специфических  особенностей. Заработная плата артистических  и художественных работников подразделяется на фонд оплаты труда штатных сотрудников  и приглашенных. Другие расходы регулируются объемом доходов и бюджетных поступлений. Бюджетные средства выделяются в качестве субсидий, определенных как разница между расходами и доходами. Смета театра представляет собой финансовый план, состоящий из 2-х разделов:

  • доходы и поступления;
  • расходы и отчисления.

В 1-м разделе учитываются  доходы и сборы по основной деятельности, прочие доходы, бюджетные субсидии, во 2-м - все расходы независимо от источников покрытия.

Исходя из сложившихся  принципов разграничения расходов между уровнями бюджетной системы  Российской Федерации доля финансирования физической культуры и спорта из региональных бюджетов выше, чем из федерального бюджета, за счет имеющихся на конкретной территории спортивных сооружений и  проведения различных спортивных мероприятий.

Исходя из изложенного  можно отметить ведущую роль влияния бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов в финансировании основных показателей физической культуры и спорта.

Финансирование культуры схоже с финансированием спорта. Из федерального бюджета финансируются  учреждения и организации культуры по перечню, определенному Правительством Российской Федерации. В него включены библиотеки, музеи, театры, учебные  заведения, имеющие особую культурную значимость для России, например, Государственный  Эрмитаж, Всероссийская государственная  библиотека, Государственный академический  Большой театр и др.

В каждом субъекте Российской Федерации имеются организации  культуры, имеющие региональное значение. Источником финансирования их деятельности выступают региональные бюджеты.

Из муниципальных бюджетов финансируется самая массовая сеть государственных учреждений культуры. Финансирование таких объектов может  быть свободным и индивидуальным. В зависимости от этого распределяется общий объем бюджетных ресурсов. Бюджет крупного учреждения культуры подразделяется на 2 части:

  • для финансирования государственных учреждений,
  • для финансирования программ и мероприятий, для обеспечения деятельности негосударственных организаций и лиц, вносящих вклад в развитие культуры и искусства.

При таком формировании бюджета  учреждения культуры применяется методология  «от достигнутого уровня».

Источники финансирования учреждений культуры могут быть разными.

Мировой опыт финансирования, поддержки и развития сферы культуры показал, что существует три основных типа экономики культуры в зависимости  от механизма ее финансирования:

  • «Романский» тип (например, в Италии, Испании, во Франции), когда культура финансируется преимущественно централизованно, за счет государственных средств.
  • «Германский» тип, характерный для ФРГ и стран Скандинавии. В этом случае центральными властями оказывается только патерналистическая поддержка, а государственное финансирование осуществляется преимущественно из местных бюджетов и через независимые структуры и фонды.
  • «Англо-американский» тип: государство выступает лишь вдохновителем и патроном определенных направлений, а финансирование осуществляется за счет привлечения частного капитала, в том числе за счет налоговых льгот. [24].

Для России характерен Германский тип  механизмов финансирования. Подавляющее  большинство учреждений культуры не имеют своих собственных источников дохода, либо их уровень невысок  и его недостаточно для покрытия всех необходимых расходов. Поэтому  они или полностью финансируются  из государственного бюджета (по уровню принадлежащего их категории и типа) или получают из него средства, необходимые  для покрытия части затрат.

 В этом случае имеет место  финансирование по смете текущих  затрат.

В 1989 г. введен так же программный  принцип финансирования. Речь идет о федеральных, региональных и местных  культурных программах, финансируемых  из соответствующих фондов развития культур и искусства. Программное  финансирование фактически является распространением на бюджетные средства механизма  договорных отношений.

Бюджетное финансирование учреждений культуры и спорта не может осуществляться без нормативно-правового урегулирования данной сферы.

 

    1. Нормативно-правовое регулирование финансового обеспечения расходов на культуру и спорт

 

Правовой базой финансового  обеспечения расходов на культуру с  целью ее сохранения и развития является целая серия законов РФ, среди  которых главенствующая роль, несомненно, принадлежит Конституции РФ.

В статье 7 Конституции РФ провозглашено, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное  развитие человека, в том числе  его образовательного и культурного  уровня. [1].

Среди действующих законодательных  актов в культурной сфере важное место занимает Закон РФ «Основы  законодательства РФ о культуре» (от 9 октября 1992 г. № 3612-1). Принятие этого  Закона в октябре 1992 г. явилось попыткой преодолеть остаточный принцип выделения  средств, довлевший над культурой  в течение всего советского периода  истории России, и создать систему  гарантированного государственного финансирования этой отрасли.

В соответствии с ним задачами законодательства Российской Федерации о культуре являются:

  • обеспечение и защита конституционного права граждан Российской Федерации на культурную деятельность;
  • создание правовых гарантий для свободной культурной деятельности объединений граждан, народов и иных этнических общностей Российской Федерации;
  • определение принципов и правовых норм отношений субъектов культурной деятельности;
  • определение принципов государственной культурной политики, правовых норм государственной поддержки культуры и гарантий невмешательства государства в творческие процессы. [3].

Российская Федерация признает равное достоинство культур, равные права и свободы в области  культуры всех проживающих в ней  народов и иных этнических общностей, способствует созданию равных условий  для сохранения и развития этих культур, обеспечивает и укрепляет целостность  российской культуры посредством законодательного регулирования федеральной государственной  культурной политики и федеральных  государственных программ сохранения и развития культуры.

В ст. 45 закона подчеркивается, что  государственное финансирование является основой государственных гарантий сохранения и развития культуры. В  законе закреплена минимальная доля бюджетных ассигнований, направляемых на нужды культуры. Так, предусмотрено, что на эти цели ежегодно выделяется не менее 2% средств федерального бюджета  Российской Федерации и не менее 6% средств бюджетов субъектов Федерации  и местных бюджетов.

Финансирование сферы  культуры так же регулируется Бюджетным  кодексом РФ. Согласно положению статьи 161 БКРФ, значительная часть государственных  организаций культуры получило статус бюджетных учреждений, так как  их деятельность финансируется на основе сметы доходов и расходов.

Помимо указанного Закона нормативная база в сфере финансового  обеспечения культурных мероприятий  представлена совокупностью положений  и норм, изложенных в ГК РФ, федеральными законами «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» (от 11 февраля 1995 г. № 135-ФЗ), «О некоммерческих организациях» (от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ), ежегодными законами о бюджетах, постановлениями  Государственной Думы и Правительства  РФ. Этими документами определены принципы финансирования расходов на культуру при сочетании бюджетного финансирования с элементами коммерческой деятельности, что вполне соответствует структуре современного рыночного механизма.

Деятельность библиотек, музеев, театров, кино-отраслей регулируется дополнительно принятыми специальными законами.

На уровне субъекта Федерации действуют региональные законы, регулирующие данную сферу  финансирования.

Расходные обязательства  Российской Федерации в сфере  физической культуры и спорта определяются следующими нормативными правовыми  актами:

  • Федеральный закон от 4 декабря 2007г. № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»;
  • Постановление Правительства Российской Федерации от 11 января 2006г. № 7 "О Федеральной целевой программе «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006 - 2015 годы» и др.

Таким образом, в Российской Федерации существует большой перечень законов и нормативно-правовых актов, регулирующих деятельность учреждений культуры  и спорта, а так же и порядок их финансирования.

Однако установленные  нормы не всегда выполняются. Ограниченность бюджетных ресурсов, сложности со сбором налогов, появление новых статей расходов не позволяет найти достаточно средств для осуществления социальной функции государства.

Таким образом, в первой главе  были рассмотрены: характеристика учреждений культуры и спорта, сущность, особенности финансирования учреждений культуры и спорта, нормативно-правовое регулирование финансового обеспечения расходов на культуру и спорт.

Выполняя комплекс задач  по идеологическому и социальному  обслуживанию населения культура и  спорт выступают одним из основных претендентов на средства государственного бюджета.

Информация о работе Теоретические основы финансового обеспечения расходов на культуру и спорт