Теоретические основы финансового обеспечения расходов на культуру и спорт

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2013 в 14:54, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы состоит в рассмотрении в теоретическом материале и на практике финансового обеспечения расходов на культуру и спорт в Ленинском районе г.Барнаула.
Задачи курсовой работы:
Рассмотреть теоретические аспекты финансирования учреждений культуры и спорта;
Проанализировать финансовое обеспечение расходов на культуру и спорт в Ленинском районе;
Выявить проблемы и пути их решения финансового обеспечения расходов на культуру и спорт в Ленинском районе.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………………3
Теоретические основы финансового обеспечения расходов на культуру и спорт……………………………………………………………………………….…………..….6
Характеристика учреждений культуры и спорта……………………………....6
Понятие, сущность и особенности финансирования учреждений культуры и спорта………………………………………………………………………………………..........8
Понятие и сущность финансирования………………………………………….8
Особенности финансирования учреждений культуры и спорта………….....11
Нормативно-правовое регулирование финансового обеспечения расходов на культуру и спорт.……………………………………………………………………………….14
Анализ финансового обеспечения расходов на культуру и спорт в Ленинском районе г. Барнаула………………………………………………………………...17
Анализ финансирования общих расходов в Ленинском районе, расходов на культуру и спорт в динамике за период 2009-2012гг. и структуры расходов Ленинского района г. Барнаула……………………………………………………………………………...17
Анализ финансирования расходов на культуру по статьям расходов в Ленинском районе г.Барнаула…………………………………………………………………21
Проблемы финансового обеспечения расходов на культуру и спорт и пути их решения ………………………….……………………………………………………….….25
Заключение……………………………………………………………………………….30
Список использованной литературы………………………………………………...….32

Файлы: 1 файл

Культура - бюджет.docx

— 102.94 Кб (Скачать файл)

Однако финансирование расходов на дворцы и дома культуры, другие учреждения культуры и средств массовой информации в 2010 г. уменьшилось, пусть и незначительно. Показатель финансирования составил 99,9% к предыдущему году.

В 2011г. было запланировано  снижение расходов на культуру до 1675 тыс.р. или 34,4% от 2010г. в связи с  тем, что библиотеки, дворцы и дома культуры, другие учреждения культуры и средств массовой информации были переданы в другие ведомства, а на уровне района из всех вопросов сферы культура, остались лишь мероприятия. Финансирование же культурных мероприятий в 2011г. так же снизилось до 1263 тыс.р. или 65% по сравнению с предыдущим годом. Однако обеспечение расходов на другие вопросы в области культуры, кинематографии, средств массовой информации за это время возросло до 105,9% по сравнению с 2010г., что составляет 412тыс.р.

2012 г. ознаменовался еще  большим снижением финансирования  расходов в области культуры. Городским бюджетом запланировано  финансирование в объеме 1200 тыс.р., что составляет 71,6% к 2011г. Данные  средства планируется расходовать  на мероприятия в сфере культуры; показатель обеспечения расходов  на мероприятия составит 95% к предыдущему  году. Другие вопросы в области  культуры, кинематографии, средств  массовой информации в этом  году не финансируются. 

Следует заметить, что распределение  средств, предназначенных для сферы  культуры в Ленинском районе, производится по перечню мероприятий и соответствующим  им статьям расходов, таким как: сувенирная продукция к мероприятиям, услуги по оформлению и проведению мероприятий, увеличение стоимости материальных запасов и пр.

Таким образом, динамика финансирования сферы культуры в Ленинском районе за период 2009-2012гг. достаточно неравномерна. Увеличение объемов финансирования в 2010г. сменилось снижением в 2011-2012гг. в связи с передачей полномочий администрации Ленинского района в  сфере культуры другим ведомствам.

Таблица 4 позволяет проанализировать структуру финансирования расходов на культуру в Ленинском районе.  Она показывает, что в 2009 году самый большой объем средств направлялся на финансирование дворцов и домов культуры, других учреждений культуры и средств массовой информации; он составлял 56,7% от общих расходов на культуру. 33% средств направлялось на мероприятия в сфере культуры. Доля финансирования других вопросов в области культуры, кинематографии, средств массовой информации составила 8,9%. Меньше всего средств направлялось на финансирование библиотек, его доля составила 1,4% от общих расходов на культуру в Ленинском районе.

В 2010г. доля финансирования расходов на дворцы и дома культуры, другие учреждения культуры и средств  массовой информации немного снизилась  и составила 50,7%. Это связано со снижением объема финансирования данного вида расходов, а так же с увеличением в 2010г. общего объема финансирования расходов на культуру. Несмотря на снижение доли, она, по-прежнему, составляет большую часть финансирования расходов на культуру. Доля расходов на мероприятия в сфере культура в 2010г. увеличилась до 39,9% в связи с увеличением объемов финансирования данного вида расходов на культуру. Этот вид расходов занимает второе место по объему финансирования из средств, направляющихся на сферу культуры.

 

 

 

 

 

Таблица 4. Структура финансирования расходов на культуру в Ленинском  районе г.Барнаула (тыс.р.)

 

2009

(исполнение)

2010

(исполнение)

2011

(план)

2012

(план)

 

Тыс.р.

%

Тыс.р.

%

Тыс.р.

%

Тыс.р.

%

Расходы на культуру всего

4353,2

100,0

4872,3

100,0

1675,0

100,0

1200,0

100,0

Дворцы и дома культуры, другие учреждения культуры и средств массовой информации

2469,4

56,7

2468,0

50,7

-

-

-

-

Библиотеки

58,7

1,4

72,3

1,5

-

-

-

-

Мероприятия в сфере культура

1439,4

33,1

1943,0

39,9

1263,0

75,4

1200,0

100,0

Другие вопросы в области  культуры, кинематографии, средств  массовой информации

385,7

8,9

389,0

8,1

412,0

24,6

-

-


 

Доля финансирования библиотек  в 2010 г. увеличилась до 1,5%. Это так  же связано с увеличением объема финансирования данного вида расходов, однако незначительность увеличения доли по сравнению с увеличением объема финансирования библиотек связана  с изменением в 2010г. общего объема финансирования расходов на культуру. 

Объем финансирования других вопросов в области культуры, кинематографии, средств массовой информации в 2010г. увеличился с 385,7 тыс.р. до 389 тыс.р., однако доля финансировании расходов, связанных с другими вопросами в области культуры в этот год составила 8,1%, что ниже прошлого года. Это связано с изменением в 2010г. общего объема финансирования расходов на культуру. 

В 2011г. самый большой объем средств планировалось направить на финансирование мероприятий в сфере культуры. Доля финансирования данного вида расходов в общем объеме расходов на культуру составила  75,4%, что больше, чем в прошлом году, хотя объем финансирования мероприятий в 2011г. ниже, чем в 2010г. Данное противоречие объясняется тем, что в 2011г. общий объем финансирования расходов на культуру в Ленинском районе снизился. Это повлияло  на изменение долей в структуре расходов на культуру.

Доля финансирования расходов на другие вопросы в области культуры, кинематографии, средств массовой информации составила в 2011г. 24,6%, что гораздо больше, чем в 2010г. Это связано с увеличением объемов финансирования данного вида расходов.

Финансирование же библиотек, дворцов и домов культуры, а так же других учреждений культуры и средств массовой информации в данном году прекратилось.

В 2012 г. запланировано обеспечение  расходов, связанных только с мероприятиями  в сфере культуры. Доля данного  вида расходов составит 100% в структуре  расходов на культуру. Другие вопросы в области культуры, кинематографии, средств массовой информации в этом году не финансируются.

Таким образом,  структура  финансирования расходов на культуру за период 2009-2012гг. менялась. Если в 2009-2010гг. в структуре расходов самая большая доля принадлежала финансированию расходов на  дворцы и дома культуры, другие учреждения культуры и средств массовой информации, а на втором месте было финансирование мероприятий в сфере культуры, то в 2011-2012гг. на первом месте по финансированию оказались мероприятия в связи с тем, что библиотеки, дворцы,  дома культуры, учреждения культуры были переданы в другие ведомства.

Говоря о структуре  и динамике финансирования расходов на культуру в Ленинском районе, можно сделать вывод о том, что динамика и структура финансирования за период 2009-2012гг. достаточно неравномерна. Увеличение объемов финансирования в 2010г. сменилось снижением в 2011-2012гг. в связи с передачей полномочий администрации Ленинского района в сфере культуры другим ведомствам. Вследствие этого в структуре финансирования расходов на культуру произошли изменения: обеспечение расходов на дворцы и дома культуры, другие учреждения культуры и средств массовой информации сменилось финансированием мероприятий данной сферы.

Динамика финансового обеспечения расходов физической культуры и спорта за период 2009-2012гг. была так же неравномерной. Увеличение финансирования расходов в 2010г. сменилось резким уменьшением объемов финансирования в 2011-2012гг.

Следует заметить, что, несмотря на периодическое увеличение и уменьшение доли расходов на культуру и спорт  в общем объеме финансирования расходов Ленинского района, доля расходов этих сфер в структуре расходов Ленинского района достаточно мала. В периоде 2009-2012гг. самый высокий показатель доли расходов на культуру составил 4,9%, а на спорт - 0,2%.

Это порождает ряд проблем  для сфер культуры и спорта, которые  нуждаются в поиске новых методов решения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Проблемы финансового обеспечения расходов на культуру и спорт и пути их решения

 

В последние годы проблемам культуры и спорта уделяется  много внимания. Более того, на самом  высшем уровне подчеркивается важность использования стратегического  ресурса культуры в контексте  формирования инновационной экономики. Как отметил Дмитрий Анатольевич  Медведев,  будучи в то время президентом  России: «Инновационная экономика может  сформироваться только в определенном социальном контексте, как часть  инновационной культуры… Мы обязаны  беречь единое культурное пространство страны во всем его многообразии, помогать сохранению богатых национальных традиций народов России». [19].

К сожалению, приходится констатировать, что, несмотря на такие  заявления, государство поставило  приоритетными развитие других направлений, что привело к ухудшению финансирования культуры и спорта. Так, если в начале девяностых годов, организации этих сфер находились на полном государственном обеспечении, то сейчас финансирование со стороны государства в процентном соотношении уменьшилось в несколько раз и в силу перманентной нехватки средств носит скорее поддерживающий характер. Такой подход к финансированию не учитывает реальные потребности отраслей культуры и спорта и не способствует их развитию. Кроме того, отсутствие рационального анализа эффективности использования выделяемых государством средств еще более усугубляет ситуацию.

По вопросам местного значения, к которым относится содержание и развитие учреждений, находящихся  в муниципальной собственности, органы власти местного самоуправления самостоятельно разрабатывают нормативы  расходов.

Однако нехватка денежных средств в местных бюджетах приводит к вынужденному отказу от финансирования большинства бюджетных расходов, не относящихся к сфере жизнеобеспечения. Эта проблема особенно остро чувствуется в финансировании учреждений культуры и спорта.

Отказ федерального бюджета  от финансирования многих мероприятий  и повышение роли местных и  региональных органов власти и жизнедеятельности  общества обусловили рост нехватки финансовых ресурсов на низовом уровне. Региональные и местные бюджеты поставлены в крайне тяжелое положение постоянных просителей у вышестоящих органов. Это снижает финансовую независимость учреждений и самостоятельность в принятии решений по вопросам их функционирования.

Кроме того, существуют проблемы межбюджетных отношений на уровне субъектов  РФ и местных бюджетов.

Помимо названных выше проблем в финансировании отраслей, следует отметить и ряд проблем, требующих неотложного решения. И самая главная из них – материально-техническое состояние многих сооружений, в том числе и спортивных, свыше 50% которых не соответствуют современным требованиям для качественного проведения учебно-тренировочного процесса и организации спортивно-массовых мероприятий.

Помимо ремонта существующих спортивных сооружений остро ощущается  необходимость строительства новых  объектов, в первую очередь в районе, для активного отдыха и оздоровления населения, с целью доступности спортивных сооружений жителям района.

Общей проблемой для данных сфер является недостаточная общедоступность социальной инфраструктуры, ориентированной на массовые слои населения.

При существующем подходе  к формированию государственных  минимальных социальных стандартов включение в них услуг массового  спорта не подразумевается. Так, к социальным гарантиям относятся гарантии в  области здравоохранения, образования  и культуры. Отсутствие единого механизма  формирования важнейшей ресурсной  составляющей массового спорта –  финансовой – зачастую приводит к  неэффективному, научно не обоснованному  выделению средств, создает возможности  для злоупотреблений и лоббирования чьих-либо интересов, а в итоге  – к отсутствию развитой спортивной инфраструктуры, к неравномерному распределению  ресурсов среди учреждений физической культуры и спорта.

В данном аспекте ясно видны  недостатки современного состояния  бюджетной системы Российской Федерации. Централизация основной доли финансовых ресурсов страны в федеральном бюджете  снижает экономические возможности  региональных и местных бюджетов в решении своих социально-экономических  функций. В территориальных и  местных бюджетах незначительна  доля собственных доходов и высока доля трансфертов. Явно проглядывается практика перекладывания расходов вниз по бюджетной системе без подкрепления соответствующими доходами.

Информация о работе Теоретические основы финансового обеспечения расходов на культуру и спорт