Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2013 в 14:54, курсовая работа
Цель курсовой работы состоит в рассмотрении в теоретическом материале и на практике финансового обеспечения расходов на культуру и спорт в Ленинском районе г.Барнаула.
Задачи курсовой работы:
Рассмотреть теоретические аспекты финансирования учреждений культуры и спорта;
Проанализировать финансовое обеспечение расходов на культуру и спорт в Ленинском районе;
Выявить проблемы и пути их решения финансового обеспечения расходов на культуру и спорт в Ленинском районе.
Введение……………………………………………………………………………………3
Теоретические основы финансового обеспечения расходов на культуру и спорт……………………………………………………………………………….…………..….6
Характеристика учреждений культуры и спорта……………………………....6
Понятие, сущность и особенности финансирования учреждений культуры и спорта………………………………………………………………………………………..........8
Понятие и сущность финансирования………………………………………….8
Особенности финансирования учреждений культуры и спорта………….....11
Нормативно-правовое регулирование финансового обеспечения расходов на культуру и спорт.……………………………………………………………………………….14
Анализ финансового обеспечения расходов на культуру и спорт в Ленинском районе г. Барнаула………………………………………………………………...17
Анализ финансирования общих расходов в Ленинском районе, расходов на культуру и спорт в динамике за период 2009-2012гг. и структуры расходов Ленинского района г. Барнаула……………………………………………………………………………...17
Анализ финансирования расходов на культуру по статьям расходов в Ленинском районе г.Барнаула…………………………………………………………………21
Проблемы финансового обеспечения расходов на культуру и спорт и пути их решения ………………………….……………………………………………………….….25
Заключение……………………………………………………………………………….30
Список использованной литературы………………………………………………...….32
Поэтому важно оценить объективные потребности сфер культуры и спорта в финансовых ресурсах и обеспечить их источниками финансирования, отвечающими этим потребностям.
Все уровни власти должны иметь реальную бюджетную самостоятельность и ответственность за финансирование расходов, в том числе и сфер культуры и спорта. [18. С.125]
Другой проблемой является сметное финансирование, которое сильно ограничивает возможности в принятии самостоятельных экономических решений по расходованию получаемых средств. В связи с этим актуальным вопросом становится поиск альтернативных источников финансирования.
В течение последних 15 лет учреждения культуры и спорта подталкивались к ведению активной предпринимательской деятельности, и замещению бюджетных ассигнований внебюджетными доходами.
Как известно, государственным и муниципальным учреждениям культуры и спорта разрешено вести предпринимательскую деятельность, предусмотренную их уставом.
Установлен следующий перечень видов предпринимательской деятельности:
Однако в сфере культуры и спорта не созданы необходимые условия для развития предпринимательства, получения прибыли. Кроме того, расширение платности во всех отраслях социальной сферы приводит к снижению качества услуг, предоставляемых населению бесплатно. Последнее особенно ощутимо отразилось на наиболее неблагополучной с точки зрения уровня доходности части населения (пенсионеры, инвалиды, многодетные, неполные семьи и т.п.).
Из этого можно заключить, что в современных социально-экономических условиях России финансирование организаций культуры и массового спорта во многих муниципальных образованиях сопровождается многочисленными проблемами. Поэтому здесь на первое место выходят косвенные формы финансовой поддержки: льготные тарифы на коммунальные услуги; выделение земельных участков на льготных условиях; предоставление инвентаря и спортивного оборудования бесплатно или на льготных условиях; помощь в поиске спонсоров; организация обмена информацией, организация тематических семинаров, построение информационной инфраструктуры; частичное финансирование работы высококвалифицированных специалистов; содержание центров научного, медицинского обслуживания сферы спорта и пр.
Таким образом, основными проблемами сфер культуры и спорта на муниципальном уровне являются:
Для преодоления существующих проблем в финансировании отраслей культуры и спорта требуется предпринять целый ряд мер, в том числе и правовых.
В первую очередь необходимо совершенствовать механизмы распределения бюджетных средств и процедур ведения бюджетными учреждениями предпринимательской и иной деятельности, приносящей доход. Важно оценить объективные потребности сфер культуры и спорта в финансовых ресурсах и обеспечить их источниками финансирования, отвечающими их потребностям.
Одним из способов совершенствования финансирования бюджетных учреждений является переход от сметного финансирования к другим методам. Существующий порядок бюджетного финансирования по смете доходов и расходов имеет ряд недостатков. Во-первых, он по сути своей является неэффективным, то есть не создает стимулов к сокращению издержек и экономии бюджетных средств. Авторитарный бюджетный режим, строгий контроль по каждой статье сметы не только лишают организации всякой хозяйственной самостоятельности, но и порождают иждивенчество, не заинтересованность в рациональном использовании государственных средств. Во-вторых, в действующем виде он в недостаточной степени ориентирован на достижение определенных социально-экономических результатов деятельности, так как в его рамках финансируется сам факт существования учреждения.
Переход преимущественно к программно-целевым методам бюджетного планирования является одним из важных направлений бюджетной политики РФ на современном этапе. Предполагается, что это позволит обеспечить взаимосвязь между распределением бюджетных средств и фактическими (или планируемыми) результатами их использования.
Необходимы глубокие системные
изменения, которые смогут осуществиться
так же и через переосмысление
роли культуры и спорта в обществе, роли государства
в данных сферах и меры его ответственности
за культурную и спортивную жизнь страны. Развитие культуры и спорта России должно стать важнейшим стратегическим
Без полномасштабных инвестиций в культуру и спорт невозможно добиться устойчивого тренда в интеллектуальном и физическом развитии общества. Это, в свою очередь, непосредственно связано с повышением качества оказания услуг населению в сфере культуры и спорта, введением системы его оценки и критериев экономической эффективности расходов данные сферы.
Резюмируя сказанное, следует отметить, что негативные тенденции развития отраслей культуры и спорта в нашей стране обусловлены не только нехваткой средств, но и проведением неудачной государственной политики в этих сферах. Поэтому в качестве основных направлений совершенствования государственной политики России и стабилизации финансового положения культуры и спорта необходимо выделить:
Кроме того, роль государства в поддержке отраслей культуры и спорта должна выражаться не только в управлении учреждениями, но и, в не меньшей степени, в формировании потребностей в услугах этих отраслей у населения.
Говоря о современной
Безусловно, такие меры потребуют
больших финансовых вложений со стороны
государства. Но в данном случае речь
идет о его долгосрочных интересах,
в конечном счете, о сохранении культурного
потенциала общества и нации в
целом, поэтому любые мероприятия
по совершенствованию
Будущее культуры и спорта зависит от развития экономики, которое, в свою очередь, во многом обуславливается состоянием данных отраслей. Поэтому, государство, должно стимулировать развитие культуры и спорта, активизируя индустрию данных сфер, а одновременно и других отраслей экономики - торговлю, промышленность, услуги.
Заключение
В данной курсовой работе были рассмотрены вопросы бюджетного финансирования учреждений сфер культуры и спорта.
В первой главе были изучены: характеристика учреждений культуры и спорта, сущность, особенности финансирования учреждений культуры и спорта, нормативно-правовое регулирование финансового обеспечения расходов на культуру и спорт.
Выполняя комплекс задач по идеологическому и социальному обслуживанию населения, направленных на расширенное воспроизводство общества, культура и спорт выступают одним из основных претендентов на средства государственного бюджета.
Бюджетное финансирование учреждений
культуры и спорта осуществляется с
помощью ряда методов, самый распространенный
из которых – сметное
Финансирование культуры и финансирование спорта схожи. Из федерального бюджета финансируются учреждения и организации по перечню, определенному Правительством Российской Федерации. В него включены учреждения и сооружения, имеющие особую культурную значимость для России.
Из муниципальных бюджетов финансируется самая массовая сеть государственных учреждений культуры и спорта.
В Российской Федерации существует большой перечень законов и нормативно-правовых актов, регулирующих деятельность учреждений культуры и спорта, а так же и порядок их финансирования. Однако установленные нормы не всегда выполняются.
Во второй главе курсовой работы проведен анализ финансового обеспечения расходов на культуру и спорт в Ленинском районе г.Барнаула.
Говоря о структуре и динамике финансирования расходов на культуру в Ленинском районе, можно сделать вывод о том, что динамика и структура финансирования за период 2009-2012гг. достаточно неравномерна. Увеличение объемов финансирования в 2010г. сменилось снижением в 2011-2012гг. в связи с передачей полномочий администрации Ленинского района в сфере культуры другим ведомствам. Вследствие этого в структуре финансирования расходов на культуру произошли изменения: обеспечение расходов на дворцы и дома культуры, другие учреждения культуры и средств массовой информации сменилось финансированием мероприятий данной сферы.
Динамика финансового обеспечения расходов физической культуры и спорта за период 2009-2012гг. была так же неравномерной. Увеличение финансирования расходов в 2010г. сменилось резким уменьшением объемов финансирования в 2011-2012гг.
Следует заметить, что, несмотря на периодическое увеличение и уменьшение доли расходов на культуру и спорт в общем объеме финансирования расходов Ленинского района, доля расходов финансирования этих сфер достаточно мала. В периоде 2009-2012гг. самый высокий показатель доли финансирования расходов на культуру составил 4,9%, а на спорт - 0,2%.
В третьей главе были рассмотрены проблемы и недостатки финансирования сфер культуры и спорта пути их преодоления.
Основными проблемами данных сфер на муниципальном уровне являются:
Информация о работе Теоретические основы финансового обеспечения расходов на культуру и спорт