Теоретические основы финансового обеспечения расходов на культуру и спорт

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2013 в 14:54, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы состоит в рассмотрении в теоретическом материале и на практике финансового обеспечения расходов на культуру и спорт в Ленинском районе г.Барнаула.
Задачи курсовой работы:
Рассмотреть теоретические аспекты финансирования учреждений культуры и спорта;
Проанализировать финансовое обеспечение расходов на культуру и спорт в Ленинском районе;
Выявить проблемы и пути их решения финансового обеспечения расходов на культуру и спорт в Ленинском районе.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………………3
Теоретические основы финансового обеспечения расходов на культуру и спорт……………………………………………………………………………….…………..….6
Характеристика учреждений культуры и спорта……………………………....6
Понятие, сущность и особенности финансирования учреждений культуры и спорта………………………………………………………………………………………..........8
Понятие и сущность финансирования………………………………………….8
Особенности финансирования учреждений культуры и спорта………….....11
Нормативно-правовое регулирование финансового обеспечения расходов на культуру и спорт.……………………………………………………………………………….14
Анализ финансового обеспечения расходов на культуру и спорт в Ленинском районе г. Барнаула………………………………………………………………...17
Анализ финансирования общих расходов в Ленинском районе, расходов на культуру и спорт в динамике за период 2009-2012гг. и структуры расходов Ленинского района г. Барнаула……………………………………………………………………………...17
Анализ финансирования расходов на культуру по статьям расходов в Ленинском районе г.Барнаула…………………………………………………………………21
Проблемы финансового обеспечения расходов на культуру и спорт и пути их решения ………………………….……………………………………………………….….25
Заключение……………………………………………………………………………….30
Список использованной литературы………………………………………………...….32

Файлы: 1 файл

Культура - бюджет.docx

— 102.94 Кб (Скачать файл)

Поэтому важно оценить  объективные потребности сфер культуры и спорта в финансовых ресурсах и  обеспечить их источниками финансирования, отвечающими этим потребностям.

Все уровни власти должны иметь  реальную бюджетную самостоятельность  и ответственность за финансирование расходов, в том числе и сфер культуры и спорта. [18. С.125]

Другой проблемой является сметное финансирование, которое  сильно ограничивает возможности в  принятии самостоятельных экономических  решений по расходованию получаемых средств. В связи с этим актуальным вопросом становится поиск альтернативных источников финансирования.

В течение последних 15 лет учреждения культуры и спорта подталкивались к ведению активной предпринимательской деятельности, и замещению бюджетных ассигнований внебюджетными доходами.

Как известно, государственным  и муниципальным учреждениям  культуры и спорта разрешено вести предпринимательскую деятельность, предусмотренную их уставом.

Установлен следующий  перечень видов предпринимательской  деятельности:

  1. по реализации и сдаче в аренду основных фондов и имущества организаций для целей, не связанных с культурной деятельностью;
  2. по торговле покупными товарами, оборудованием;
  3. по оказанию посреднических услуг;
  4. по долевому участию в деятельности коммерческих предприятий, учреждений и организаций (в том числе культуры и спорта);
  5. по приобретению акций, облигаций, иных ценных бумаг и получению доходов (дивидендов, процентов) по ним;
  6. по осуществлению приносящих доход не предусмотренных уставом операций, работ, услуг.

Однако в сфере культуры и спорта не созданы необходимые условия для развития предпринимательства, получения прибыли. Кроме того, расширение платности во всех отраслях социальной сферы приводит к снижению качества услуг, предоставляемых населению бесплатно. Последнее особенно ощутимо отразилось на наиболее неблагополучной с точки зрения уровня доходности части населения (пенсионеры, инвалиды, многодетные, неполные семьи и т.п.).

Из этого можно заключить, что в современных социально-экономических условиях России финансирование организаций культуры и массового спорта во многих муниципальных образованиях сопровождается многочисленными проблемами. Поэтому здесь на первое место выходят косвенные формы финансовой поддержки: льготные тарифы на коммунальные услуги; выделение земельных участков на льготных условиях; предоставление инвентаря и спортивного оборудования бесплатно или на льготных условиях; помощь в поиске спонсоров; организация обмена информацией, организация тематических семинаров, построение информационной инфраструктуры; частичное финансирование работы высококвалифицированных специалистов; содержание центров научного, медицинского обслуживания сферы спорта и пр.

Таким образом, основными  проблемами сфер культуры и спорта на муниципальном уровне являются:

  1. Размеры бюджетного финансирования, которые не соответствуют потребностям в ресурсном обеспечении культурных услуг, гарантии предоставления которых населению декларированы государством;
  2. Отсутствие рационального анализа эффективности использования выделяемых государством средств;
  3. Зависимость от поступлений из бюджетов всех уровней и снижение финансовой самостоятельности сфер культуры и спорта;
  4. Несовершенство бюджетного планирования (в 2010 г. отклонение фактических доходов от плановых составило 3,2%);
  5. Слаборазвитая материально-техническая база, отсутствие четких стратегических целей и приоритетов в развитии сфер культуры и спорта.

Для преодоления существующих проблем в финансировании отраслей культуры и спорта требуется предпринять целый ряд мер, в том числе и правовых.

В первую очередь необходимо совершенствовать механизмы распределения  бюджетных средств и процедур ведения бюджетными учреждениями предпринимательской  и иной деятельности, приносящей доход. Важно оценить объективные потребности сфер культуры и спорта в финансовых ресурсах и обеспечить их источниками финансирования, отвечающими их потребностям.

Одним из способов совершенствования  финансирования бюджетных учреждений является переход от сметного финансирования к другим методам. Существующий порядок  бюджетного финансирования по смете  доходов и расходов имеет ряд  недостатков. Во-первых, он по сути своей является неэффективным, то есть не создает стимулов к сокращению издержек и экономии бюджетных средств. Авторитарный бюджетный режим, строгий контроль по каждой статье сметы не только лишают организации всякой хозяйственной самостоятельности, но и порождают иждивенчество, не заинтересованность в рациональном использовании государственных средств. Во-вторых, в действующем виде он в недостаточной степени ориентирован на достижение определенных социально-экономических результатов деятельности, так как в его рамках финансируется сам факт существования учреждения.

Переход преимущественно  к программно-целевым методам  бюджетного планирования является одним  из важных направлений бюджетной  политики РФ на современном этапе. Предполагается, что это позволит обеспечить взаимосвязь  между распределением бюджетных  средств и фактическими (или планируемыми) результатами их использования.

Необходимы глубокие системные  изменения, которые смогут осуществиться  так же и через переосмысление роли культуры и спорта в обществе, роли государства в данных сферах и меры его ответственности за культурную и спортивную жизнь страны. Развитие культуры и спорта России должно стать важнейшим стратегическим направлением государственной политики, направленной на социально-экономический рост, укрепление целостности и обороноспособности страны.

Без полномасштабных инвестиций в культуру и спорт невозможно добиться устойчивого тренда в интеллектуальном и физическом развитии общества. Это, в свою очередь, непосредственно связано с повышением качества оказания услуг населению в сфере культуры и спорта, введением системы его оценки и критериев экономической эффективности расходов данные сферы.

Резюмируя сказанное, следует  отметить, что негативные тенденции  развития отраслей культуры и спорта в нашей стране обусловлены не только нехваткой средств, но и проведением неудачной государственной политики в этих сферах. Поэтому в качестве основных направлений совершенствования государственной политики России и стабилизации финансового положения культуры и спорта необходимо выделить:

  1. Привлечение общественного внимания к проблемам культуры и спорта, гарантии публичного обсуждения различных точек зрения на реформирование отраслей;
  2. Контроль над проникновением низкопробных зарубежных культурных стереотипов;
  3. Укрепление связи между государственными учреждениями и местными органами самоуправления, а также координация действий всех социальных институтов, имеющих отношение к культуре и спорту;
  4. Разработка новых подходов к государственному финансированию культуры и спорта, применение современных форм государственной поддержки этой отрасли (целевые трансферты, различные виды грантов). [20].

Кроме того, роль государства  в поддержке отраслей культуры и спорта должна выражаться не только в управлении учреждениями, но и, в не меньшей степени, в формировании потребностей в услугах этих отраслей у населения.

Говоря о современной государственной политике России в данных отраслях, следует отметить ее направленность в значительной мере на учет интересов учреждений этих сфер, в то время как интересы населения пока остаются без внимания. В конечном итоге государство должно принимать меры по вовлечению как можно большего числа людей в культурную и спортивную жизнь, а наиболее эффективных шагов на этом пути можно достичь лишь путем снижения стоимости культурно-досуговых услуг.

Безусловно, такие меры потребуют  больших финансовых вложений со стороны  государства. Но в данном случае речь идет о его долгосрочных интересах, в конечном счете, о сохранении культурного  потенциала общества и нации в  целом, поэтому любые мероприятия  по совершенствованию человеческого  потенциала должны стать приоритетными  не только в решении стратегических, но и тактических задач государства.

Будущее культуры  и спорта зависит от развития экономики, которое, в свою очередь, во многом обуславливается состоянием данных отраслей. Поэтому, государство, должно стимулировать развитие культуры и спорта, активизируя индустрию данных сфер, а одновременно и других отраслей экономики - торговлю, промышленность, услуги.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

В данной курсовой работе были рассмотрены вопросы бюджетного финансирования учреждений сфер культуры и спорта.

В первой главе были изучены: характеристика учреждений культуры и спорта, сущность, особенности финансирования учреждений культуры и спорта, нормативно-правовое регулирование финансового обеспечения расходов на культуру и спорт.

Выполняя комплекс задач  по идеологическому и социальному  обслуживанию населения, направленных на расширенное воспроизводство  общества, культура и спорт выступают  одним из основных претендентов на средства государственного бюджета.

Бюджетное финансирование учреждений культуры и спорта осуществляется с  помощью ряда методов, самый распространенный из которых – сметное финансирование. Его сущность состоит в том, что государственные и муниципальные учреждения непроизводственной сферы, не имеющие своих доходов, все свои расходы покрывают за счет бюджета на основе финансовых планов - смет расходов.

Финансирование культуры и финансирование спорта схожи. Из федерального бюджета финансируются учреждения и организации по перечню, определенному Правительством Российской Федерации. В него включены учреждения и сооружения, имеющие особую культурную значимость для России.

Из муниципальных бюджетов финансируется самая массовая сеть государственных учреждений культуры и спорта.

В Российской Федерации существует большой перечень законов и нормативно-правовых актов, регулирующих деятельность учреждений культуры  и спорта, а так же и порядок их финансирования. Однако установленные нормы не всегда выполняются.

Во второй главе курсовой работы проведен анализ финансового обеспечения расходов на культуру и спорт в Ленинском районе г.Барнаула.

Говоря о структуре  и динамике финансирования расходов на культуру в Ленинском районе, можно сделать вывод о том, что динамика и структура финансирования за период 2009-2012гг. достаточно неравномерна. Увеличение объемов финансирования в 2010г. сменилось снижением в 2011-2012гг. в связи с передачей полномочий администрации Ленинского района в сфере культуры другим ведомствам. Вследствие этого в структуре финансирования расходов на культуру произошли изменения: обеспечение расходов на дворцы и дома культуры, другие учреждения культуры и средств массовой информации сменилось финансированием мероприятий данной сферы.

Динамика финансового обеспечения расходов физической культуры и спорта за период 2009-2012гг. была так же неравномерной. Увеличение финансирования расходов в 2010г. сменилось резким уменьшением объемов финансирования в 2011-2012гг.

Следует заметить, что, несмотря на периодическое увеличение и уменьшение доли расходов на культуру и спорт  в общем объеме финансирования расходов Ленинского района, доля расходов финансирования этих сфер достаточно мала. В периоде 2009-2012гг. самый высокий показатель доли финансирования расходов на культуру составил 4,9%, а на спорт - 0,2%.

В третьей главе были рассмотрены  проблемы и недостатки финансирования сфер культуры и спорта пути их преодоления.

Основными проблемами данных сфер на муниципальном уровне являются:

  1. Размеры бюджетного финансирования, которые не соответствуют потребностям в ресурсном обеспечении культурных услуг, гарантии предоставления которых населению декларированы государством;
  2. Отсутствие рационального анализа эффективности использования выделяемых государством средств;
  3. Зависимость от поступлений из бюджетов всех уровней и снижение финансовой самостоятельности сфер культуры и спорта;
  4. <span class="List_0020Paragraph__Char" style=" font-family: 'Times New Roman', 'Arial'; fon

Информация о работе Теоретические основы финансового обеспечения расходов на культуру и спорт