Управление финансами в сфере здравоохранения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2013 в 16:36, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является анализ и критическая оценка системы управление финансами в сфере здравоохранения, определение направлений ее совершенствования.
Для достижения поставленной цели в работе необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть сущность финансов и их определить особенности в области здравоохранения;
- провести анализ структуры и динамики финансов в сфере здравоохранения;
- проанализировать показатели эффективности управления финансами некоммерческой организации;

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические основы управления финансами
1.1 Понятие и признаки финансов…………………………………………...5
1.2 Сущность и методы управления финансами…………………………...6
1.3 Особенности управления финансами в сфере здравоохранения……..12
Глава 2. Анализ практики управления финансов в здравоохранении РФ
2.1 Источники финансирования системы здравоохранения………………18
2.2 Планирование расходов из бюджета на здравоохранение…………….23
2.3 Оценка системы управления финансовыми ресурсами в
здравоохранении………………………………………………………….25
Глава 3. Пути совершенствования системы финансирования здравоохранения России…………………………………………………………………………….27
Заключение ………………………………………………………………………31
Список используемой литературы……………………………………………..33

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 58.41 Кб (Скачать файл)

 

Академия  труда и социальных отношений

Факультет мировой  экономики, финансов и страхования

Кафедра финансов и кредита

Курсовая  работа

Дисциплина: Финансы

 

 

 

Тема: «Управление  финансами в сфере здравоохранения»

 

 

 

  

 

 

Выполнила: студентка 2 курса

Очной формы  обучения

Группы ФБ-БЭ-12-о-1

Абраменкова М.В.

Научный руководитель:

Фатхлисламова Г.Ф.

 

 

 

Москва 2013

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3

Глава 1. Теоретические основы управления финансами

1.1 Понятие  и признаки финансов…………………………………………...5

1.2  Сущность  и методы управления финансами…………………………...6

1.3 Особенности  управления финансами в сфере здравоохранения……..12

Глава 2. Анализ практики  управления финансов в здравоохранении  РФ

    2.1 Источники финансирования  системы здравоохранения………………18

    2.2 Планирование  расходов из бюджета на здравоохранение…………….23

     2.3 Оценка системы  управления финансовыми ресурсами  в            
           здравоохранении………………………………………………………….25

Глава 3. Пути совершенствования  системы финансирования здравоохранения  России…………………………………………………………………………….27

Заключение ………………………………………………………………………31

Список используемой литературы……………………………………………..33

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

     Стратегическим направлением государственной политики в сфере здравоохранения является сохранение и улучшение здоровья граждан, от состояния которого зависит будущее нации. Тем не менее, государственные гарантии оказания бесплатной медицинской помощи населению имеют скорее декларативный характер, так как не подкреплены реальными финансовыми средствами. До сих пор не используется в полной мере принцип многоканального финансирования здравоохранения, который изначально предусматривался введением бюджетно-страховой модели, оставляя не решенной проблему нехватки ресурсов. Непродуманность схемы функционирования добровольного медицинского страхования на практике приводит к неэффективному расходованию финансовых средств. Проводимые управленческие реформы в сфере здравоохранения не учитывают ни реальные нужды населения, ни потребности лечебно-профилактических учреждений для оказания качественной медицинской помощи. Большинство медицинских учреждений находятся на гране выживания вследствие неэффективной работы системы обязательного медицинского страхования и недостаточности бюджетного финансирования.

 

Сложившаяся ситуация в сфере здравоохранения  усугубляется нерациональным расходованием  бюджетных средств, чему способствует отсутствие обоснованных конечных результатов  деятельности, которые должны быть достигнуты субъектами институциональной  структуры сферы здравоохранения, в рамках которой происходит взаимодействие главных распорядителей и получателей  бюджетных средств. Целью реформирования бюджетного процесса является переход  от «управления затратами» к «управлению  результатами», в том числе и  переориентация деятельности администраторов  бюджетных средств на достижение итогов, которые обладают общественной значимостью. Для выполнения поставленной цели необходим принципиально новый  подход к формированию бюджета, который, по сути, становится финансовым планом и разрабатывается с учетом приоритетов  государственной политики. Первым шагом  к этому является переход от сметного планирования и финансирования расходов к бюджетному планированию для достижения измеримых результатов.

 

Формальный  подход к среднесрочному финансовому  планированию ограничивает возможности  финансового менеджмента для  повышения управляемости государственными (муниципальными) финансами в соответствии с приоритетами государственной  политики. Для применения модели «бюджетирования, ориентированного на результаты» необходима разработка системы мониторинга  и финансового контроля за результатами, предложение методики их оценки, позволяющей осуществлять экспертизу деятельности органов власти.

  Ключевой  проблемой функционирования всех  некоммерческих организаций, а  особенно – в сфере здравоохранения  в настоящее время является  недофинансирование.

         Целью данной работы является  анализ и критическая оценка  системы управление финансами  в сфере здравоохранения, определение направлений ее совершенствования.

         Для достижения поставленной  цели в работе необходимо решить  следующие задачи:

- рассмотреть  сущность финансов и их определить  особенности в области здравоохранения;

- провести  анализ структуры и динамики  финансов в сфере здравоохранения;

- проанализировать  показатели эффективности управления  финансами некоммерческой организации;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретические основы управления финансами

1.1 Понятие и признаки финансов

Финансы –  историческая категория, которая появилась  с возникновением государства.

Термин «finansia» возник в XIII-XV веках в Италии и сначала обозначал любой денежный платеж.  В дальнейшем термин получил международное распространение и стал употребляться как понятие, связанное с системой денежных отношений между населением и государством по поводу образования государственных фондов денежных средств.

Основные  признаки финансов:

- наличие  денежных отношений между двумя  субъектами, т.е. деньги выступают материальной основой существования и функционирования финансов (где нет денег, не может быть финансов);

 

- субъекты  обладают  разными правами в  процессе денежных отношений:  один из них (государство) обладает  особыми полномочиями:

 

- в процессе  денежных отношений формируется  общегосударственный фонд денежных  средств – бюджет, т.е. финансы носят фондовый характер;

 

- регулярное  поступление средств в бюджет не может быть обеспечено без придания налогам, сборам и другим платежам  государственно-приоритетного характера, что достигается посредством правовой нормотворческой деятельности государства, создания соответственного фискального аппарата.

 

Таким образом, финансы представляют  собой экономические  отношения, связанные с формированием, распределением и использованием фондов денежных средств в целях выполнения функций и задач государства, а также удовлетворения социальных и других потребностей общества.

 

1.2 Сущность и методы управления  финансами

Качество  управления в широком смысле, как  показывают новейшие исследования по конкурентоспособности стран в  мировой экономике, является предпосылкой и обязательным условием достижения экономикой высоких результатов. При  этом под управлением понимается совокупность приемов и методов  целенаправленного воздействия  на объект для достижения поставленной цели или определенного результата. Значение грамотного управления финансами  для успешного экономического развития страны трудно переоценить.

Особенно  важно формирование научного фундамента для разработки и осуществления практических мер в области управления финансами в условиях рыночной экономики с присущей ей жесткой конкуренцией и непредсказуемостью многих параметров развития. В то же время научный подход к управлению финансами способствует стабильному финансированию отраслей экономики и организаций, повышению материального благосостояния населения, сглаживанию последствий неблагоприятных моментов в процессе финансово-хозяйственной деятельности предприятий, а в целом способствует обеспечению стабильного развития экономики государства.

Поскольку в  финансовой сфере объектами управления являются разнообразные виды финансовых отношений, то управление финансами  представляет собой процесс целенаправленного  воздействия с помощью специальных  приемов и методов на финансовые отношения и соответствующие  им виды финансовых ресурсов для реализации функций субъектов власти и субъектов  хозяйствования, целей и задач  их деятельности. Управление государственными финансами имеет целью обеспечение:

а) относительного баланса экономических институтов государства, юридических и физических лиц;

б) бездефицитного государственного бюджета;

в) устойчивости национальной валюты как основополагающего  элемента в финансовых отношениях.

Когда речь идет об управлении финансами, то следует  определить объект и субъекты управления. Как отмечалось в первой главе, финансы  являются объективной экономической категорией и управлять ими можно лишь через изучение и познание специфических свойств и возможностей этой категории.

Только управляя финансовыми отношениями, конкретными  формами проявления категории финансов, можно позитивно воздействовать на эффективное развитие экономики. В этом качестве финансы выступают  объектом управления. Объектами управления являются разные виды финансовых отношений. В соответствии с классификацией финансовых отношений по их сферам выделяют обычно три основные группы, которые и принимаются в качестве объектов управления: финансы предприятий, учреждений и организаций, страховые  отношения и государственные  финансы.

Что касается субъектов управления финансами, то в финансовой науке под ними традиционно  понимается совокупность организационных  структур, которые непосредственно  осуществляют управление финансами:

а) финансовые службы предприятий, учреждений и организаций,

б) страховые  органы

в) финансовые органы и налоговые инспекции.

Данные службы называют еще финансовым аппаратом. Таким образом, управление финансами  включает, с одной стороны, объекты  управления, представляющие собой разнообразные  виды финансовых отношений, складывающихся в государственных и муниципальных  финансах, а также в финансах субъектов  хозяйствования, а с другой —  субъекты управления, включающие органы управления финансами, прежде всего  органы стратегического и оперативного управления. Совокупность всех организационных  структур, осуществляющих управление финансами, называется органами управления финансами. Содержание процесса управления финансами раскрывается в следующих  функциональных элементах:

а) планирование и прогнозирование;

б) оперативное  управление;

в) финансовый контроль.

Рассмотрим  их подробнее.

Финансовое  планирование занимает важное место  в системе управления финансами. Оно позволяет оценить состояние  своих финансовых ресурсов, возможности  их увеличения, а также наиболее эффективные направления их использования. Финансовое планирование основывается на анализе финансовой информации, которая, в свою очередь, базируется на данных бухгалтерской, статистической и оперативной отчетности. Оно  используется для научного обоснования  текущего и перспективного развития экономики, ее отдельных отраслей и  субъектов хозяйствования. Финансовое планирование способствует достижению пропорционального и сбалансированного  функционирования и развития как  отдельно субъекта хозяйствования, так  и экономики в целом. Составление  финансовых планов является начальной  стадией управления финансами.

На макроуровне  — это разработка проектов бюджетов (федеральных, региональных), на микроуровне  — это составление организациями  прогнозных балансов доходов и расходов, бухгалтерских балансов, балансов денежных потоков и т. д. Качество финансовых планов зависит от точности социально-экономических прогнозов и глубины анализа финансовой деятельности за предыдущие периоды. На базе утвержденных финансовых планов организуется процесс их реализации. На макроуровне исполнение бюджетов возложено на Федеральное казначейство. Исполнение доходов федерального бюджета осуществляется на основе отражения всех операций и средств федерального бюджета в системе балансовых счетов Федерального казначейства.

Оно предусматривает: зачисление доходов на единый счет федерального бюджета; распределение  федеральных регулирующих налогов; возврат излишне уплаченных сумм доходов; учет доходов и составление  отчетности о доходах. Финансирование расходов федерального бюджета включает разрешение на осуществление платежа, осуществление платежа. На микроуровне  организация выполнения финансового  плана означает управление активами и пассивами предприятия. Управление активами включает в себя управление внеоборотными (инвестициями в основные фонды и нематериальными активами, долгосрочными финансовыми вложениями) и оборотными активами (запасами и затратами, дебиторской задолженностью, денежными средствами и т. д.). Оперативное управление финансами предполагает принятие финансовых решений на основе соответствующей информации. Необходимость выполнения финансовых планов требует стимулирования их реализации. В условиях рыночной экономики преобладают экономические методы стимулирования. Например, в целях сокращения дебиторской задолженности финансовый менеджер может использовать следующие меры: предоплату счетов; взаимозачетные операции; товарообменные (бартерные) операции; замену долга заемным обязательством с уплатой процентов; задаток; банковскую гарантию или поручительство; залог; учет векселей и др.

Информация о работе Управление финансами в сфере здравоохранения