Управление финансами в сфере здравоохранения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2013 в 16:36, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является анализ и критическая оценка системы управление финансами в сфере здравоохранения, определение направлений ее совершенствования.
Для достижения поставленной цели в работе необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть сущность финансов и их определить особенности в области здравоохранения;
- провести анализ структуры и динамики финансов в сфере здравоохранения;
- проанализировать показатели эффективности управления финансами некоммерческой организации;

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические основы управления финансами
1.1 Понятие и признаки финансов…………………………………………...5
1.2 Сущность и методы управления финансами…………………………...6
1.3 Особенности управления финансами в сфере здравоохранения……..12
Глава 2. Анализ практики управления финансов в здравоохранении РФ
2.1 Источники финансирования системы здравоохранения………………18
2.2 Планирование расходов из бюджета на здравоохранение…………….23
2.3 Оценка системы управления финансовыми ресурсами в
здравоохранении………………………………………………………….25
Глава 3. Пути совершенствования системы финансирования здравоохранения России…………………………………………………………………………….27
Заключение ………………………………………………………………………31
Список используемой литературы……………………………………………..33

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 58.41 Кб (Скачать файл)

 

Новацией  нового бюджетного периода является переход российского здравоохранения  к 2013 году с бюджетно-страхового на одноканальное финансирование, полностью  основанное на тарифах обязательного  медицинского страхования (ОМС). Переход  на одноканальное финансирование  приведет к росту доходов лечебных учреждений и зарплат медицинского персонала. Кроме того, в рамках программы  модернизации здравоохранения в  России будут разработаны новые, единые для всех территорий стандарты  лечения и тарифы на них, которые  будут выше существующих. Это позволит гражданам получать качественную медпомощь  вне зависимости от места проживания.

Оценивая  интересы пациента и лечебного учреждения, обнаруживается их несовпадение. Пациент  заинтересован в сохранении здоровья, а система здравоохранения - в  увеличении числа больных. Ведь чем  больше обращений к доктору, тем  больше средств получало ЛПУ. В Калининградской области внедрено одноканальное подушевое финансирование с полным фондо-держанием первичного звена здравоохранения: за медицинскую помощь, в том числе за консультации, госпитализацию, рассчитывается первичное звено здравоохранения, которое и является фондодержателем. Деньги от ОМС и фондодержателей проходят через страховые медицинские организации, которые играют роль оператора. Анализируя итоги преобразований системы финансирования, обнаруживается сближение мотиваций ЛПУ и пациента: медицинское учреждение тоже стало ориентироваться на сохранение здоровья населения .

Фондодержание — это метод подушевой оплаты амбулаторно-поликлинического звена за каждого пациента, при котором в нормативе его финансирования предусматривается оплата не только собственной деятельности, но и услуг других медицинских организаций (поликлиник, диагностических центров, стационаров и других). Это — предварительный метод оплаты. Учетная единица — комплексная медицинская услуга.

Обычно используется частичное фондодержание, при котором в состав норматива финансирования входит часть расходов на стационарную помощь. Чем шире объем услуг, оказываемых собственными силами, тем больше средств остается в распоряжении поликлиники. В результате повышается заинтересованность в увеличении объема внебольничной помощи, уменьшается число необоснованных госпитализаций. Поликлиника заинтересована в сокращении вызовов скорой и неотложной помощи, поскольку за каждый вызов приходится платить. Недостаток этого метода в том, что врачи могут необоснованно задерживать направления пациентов в стационар. Самым эффективным условием реализации метода полного фондодержания является конкуренция медиков, но поскольку она отсутствует в большинстве регионов РФ, то этот принцип совершенствования финансирования ЛПУ имеет ограничения и не может быть использован в качестве основного рыночного механизма.

Имеется недостатки и при финансировании на комплексную  амбулаторно-поликлиническую услугу. Поликлиника заинтересована направлять в стационары тех больных, которых  можно лечить амбулаторно, поскольку  стационар для нее бесплатен. Кроме того, получив средства на проведение специализированной внебольничной  помощи, поликлиника может необоснованно  снижать объем обследований и  лечения при конкретном заболевании.

Вывод: основные пути совершенствования системы финансирования здравоохранения России в связи с проведением реформы:

1) переход  от оплаты по посещениям и  койко-дням к оплате по законченному  принципу путём одноканального  финансирования обеспечит улучшение  качества медицинской помощи  и повышения оплаты труда работников;

2) проблемой  остаётся выравнивание финансирования  здравоохранения в регионах, поскольку  регионы-доноры получат меньше  средств, чем перечислили в  ФОМС, а в дотационных регионах  из-за недостатка средств уменьшится  количество и качество медицинской  помощи.

 

 

 

Заключение

В течение  многих лет российское здравоохранение  финансировалось по остаточному  принципу, и в то же время выделяемые средства использовались недостаточно эффективно.

Долгое время  «проводились опыты» по усовершенствованию финансирования учреждений здравоохранения.

В нашей стране с целью соединения положительных  сторон государственной и частной  медицины была выбрана бюджетно-страховая  модель. Страховая система здравоохранения, финансируемая, как и бюджетная, из общественных фондов потребления, формируется  на целевой основе и более защищена от остаточного принципа финансирования, характерного для многих бюджетных  систем здравоохранения. Выбор этот основывался на том, что системы  медицинского страхования обеспечивают заинтересованность государства, предприятий  и граждан в наиболее полном удовлетворении потребности населения в медицинском  обслуживании. Бюджетно-страховая модель организации здравоохранения одновременно сохраняет государственные гарантии населения в медицинском обслуживании и привлекает в здравоохранение  дополнительные ресурсы.

В Российской системе медицинского обслуживания много проблем. Получить полную медицинскую  помощь в районной поликлинике практически  невозможно: не хватает специалистов и оборудования. Везде огромные очереди. Все это ведет к увеличению потока «теневых» средств, которые  никак не влияют на состояние системы  здравоохранения. Упорядочить этот процесс можно, развивая систему  добровольного медицинского страхования (ДМС). Если для этого будут созданы  более благоприятные условия, объем  средств поступающих в медицинские  учреждения, мог бы возрасти как  минимум в два раза. Эти средства позволили бы обеспечить достойную оплату труда медицинских работников, улучшить материально-техническую базу учреждений здравоохранения. Правильное взаимодействие систем ОМС (обязательного медицинского страхования) и ДМС способствовало бы рациональному расходованию средств в системе здравоохранения. Основой системы ДМС должны стать стандартные унифицированные программы страхования, структура которых понятна каждому, особенно желающим получать медицинскую помощь высокого качества за отдельную плату. При разработке полисов ДМС должна учитываться специфика базовой программы ОМС, которая сегодня нуждается в серьезной доработке. В сложившейся экономической ситуации необходимо четко определить тот минимум бесплатной медицинской помощи, который может быть обеспечен при имеющемся объеме финансовых средств. Определенность, конкретность государственных обязательств и их финансовая обеспеченность достигается через изменение подходов к формированию программы ОМС.

В заключение хотелось бы отметить, что к сожалению, сегодня предусматриваемые плановые ассигнования муниципальным учреждениям здравоохранения не отражают потребности, а определяются, прежде всего, экономическими возможностями финансирования. На финансовом положении здравоохранения, как и других отраслях непроизводственной сферы, сказываются состояние экономики города и области, а система финансирования должна обеспечить повышение эффективности использования ресурсов и качества медицинской помощи, поэтому совершенствование системы финансирования здравоохранения предполагает тесную зависимость размеров финансирования медицинских учреждений от объема и качества оказываемых ими услуг.

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

1.Бюджетный кодекс Российской  Федерации. Официальный текст. - 2-е  изд., доп. – М.: Издательство НОРМА, 2000.

2.Инструкция МНС России  от 15 июня 2000 г. № 48 «О порядке  исчисления и уплаты в бюджет  налога на прибыль предприятий  и организаций»

3.Закон РСФСР от 19.04.1991 № 1034-1 « О санитарно-эпидемиологическом благополучие населения».

4.Закон РФ от 28.06.1991 №  1499-1 « О медицинском страховании  граждан в РФ». 

5.Налоговый кодекс Российской  Федерации (часть 1,2 ). Принят Государственной Думой 16.07.1998г с изменениями и дополнениями, внесенными : ФЗ от 30.03.1999г № 51-ФЗ, ФЗ от 09.07.1999г. № 154-ФЗ, ФЗ от 02.01.2000г. № 13-ФЗ, ФЗ от 19.07.2000г № 118-ФЗ

6.Постановление Правительства  Российской федерации № 27 от 13

января 1996г. «Правила предоставления платных медицинских услуг

населению медицинскими учреждениями».

7.Постановление Правительства  РФ от 05.08.1992г. № 552 « Об утверждении  положения о составе затрат  на производство и реализации  продукции ( работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции ( работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении».

8.Постановление РФ от 11.09.98г.  № 1096 «Об утверждении программа  государственных гарантий обеспечения  граждан Российской Федерации  бесплатной медицинской помощью».

9.Приказ Министерства  здравоохранения Российской Федерации  от 15.10.1999 года, № 377 «Об утверждении  положения об оплате труда

работников здравоохранения».

10.Приказ Министерства  финансов РФ от 09.06.01 г. № 44-н  «Об

утверждении положения по бухгалтерскому учету «Учет материально-

производственных запасов» ПБУ 5/01.

11.Артеменко В.Г., Беллендир М.В. Финансовый анализ. М.: ДИС, 2000

12.Багдасаров Г.Г. Новые  подходы в системе финансирования  учреждений здравоохранения// Здравоохранение.-2002г.  №5 – с.19-23

Большакова Т.С. Совершенствование  системы финансирования учреждений здравоохранения в связи с  проблемой повышения эффективности  планирования и использования ресурсов// Экономика здравоохранение.-2001г. №1 – с.14-16

13.Бланк И.А. Финансовый  менеджемнт: Учебный курс. Киев : Ника-Центр Эльга, 1999г.

14.Бюджетная система Российской  Федерации : Учебник / Под ред.М.В. Романовского, О.В.Врублевский.- М.: Юрайт, 2001г.-621с.

15.Бюджетная система России : Учебник для вузов / Под ред. проф.Г.Б. Поляка.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000г.

16.Ван Хорн Дж. Основы управления финансами: Пер. с анг./ Под.ред.И.И.Елисеевой. М.: Финансы и статистика, 1996г.


Информация о работе Управление финансами в сфере здравоохранения