Управление финансами в сфере здравоохранения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2013 в 16:36, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является анализ и критическая оценка системы управление финансами в сфере здравоохранения, определение направлений ее совершенствования.
Для достижения поставленной цели в работе необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть сущность финансов и их определить особенности в области здравоохранения;
- провести анализ структуры и динамики финансов в сфере здравоохранения;
- проанализировать показатели эффективности управления финансами некоммерческой организации;

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические основы управления финансами
1.1 Понятие и признаки финансов…………………………………………...5
1.2 Сущность и методы управления финансами…………………………...6
1.3 Особенности управления финансами в сфере здравоохранения……..12
Глава 2. Анализ практики управления финансов в здравоохранении РФ
2.1 Источники финансирования системы здравоохранения………………18
2.2 Планирование расходов из бюджета на здравоохранение…………….23
2.3 Оценка системы управления финансовыми ресурсами в
здравоохранении………………………………………………………….25
Глава 3. Пути совершенствования системы финансирования здравоохранения России…………………………………………………………………………….27
Заключение ………………………………………………………………………31
Список используемой литературы……………………………………………..33

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 58.41 Кб (Скачать файл)

В процессе финансового прогнозирования исследуется  возможное состояние финансов в  прогнозируемом периоде, обосновываются показатели соответствующих финансовых планов, определяются возможные объемы мобилизации финансовых ресурсов, источники  их формирования и направления использования. Система финансовых прогнозов содействует  выработке финансовой концепции  развития страны или субъекта хозяйствования. Прогнозы позволяют органам управления финансами наметить различные варианты развития финансовой системы, выработать методы реализации финансовой политики. Финансовое прогнозирование в России осуществляют Государственная Дума, Администрация Президента РФ, Министерство финансов РФ и другие органы государственной  власти и управления. Оперативное  управление представляет собой процесс  разработки комплекса мер, направленных на достижение максимального эффекта  при минимуме затрат на основе анализа  текущей финансовой ситуации и соответствующего перераспределения финансовых ресурсов.

Необходимость оперативного управления обусловлена  текущими изменениями условий осуществления  финансово-хозяйственной деятельности субъектами хозяйствования, складывающимися  тенденциями развития экономики  страны, другими разнообразными причинами, наиболее характерными из которых являются: непредвиденные обстоятельства, связанные  с изменением условий организации  финансовых отношений, например изменение  порядка осуществления налоговых  платежей; чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, изменяющие ритм производства и уничтожающие созданные  материальные ценности, которые требуют  использования финансовых резервов и мобилизации дополнительных материальных ресурсов для устранения их неблагоприятных  последствий; непредвиденные события, связанные с международными осложнениями, которые могут вызвать необходимость  увеличения предусмотренных ранее  объемов государственных расходов и привлечения дополнительных финансовых ресурсов; непредвиденные события в  социально-экономической жизни страны, вызванные переходом к рыночным условиям хозяйствования, при которых не всегда удается точно спрогнозировать все условия и тенденции развития экономики.

Таким образом, оперативное управление финансами  позволяет обеспечить стабильное развитие экономики страны и нормальное функционирование субъектов хозяйствования, решить задачи поддержки населения, предупредить и ликвидировать чрезвычайные ситуации, возникающие в ходе финансово-хозяйственной  деятельности, и их негативные последствия, осуществить маневрирование бюджетными средствами в целях выполнения показателей бюджетов всех уровней бюджетной системы. Оперативное управление финансами в России осуществляют Министерство финансов РФ, финансовые управления органов местного самоуправления, дирекции внебюджетных фондов, страховых организаций, финансовые службы предприятий, учреждений и организаций. Финансовый контроль представляет собой особую сферу деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления и финансовых служб организаций по сбору и анализу информации о действительном финансовом состоянии управляемого объекта и эффективности принятых управленческих решений. Данный контроль осуществляется на стадии оперативного управления финансами.

Он помогает сопоставить фактические результаты от использования финансовых ресурсов с плановыми результатами, а также  выявить резервы роста финансовых ресурсов и определить пути их наиболее эффективного использования. Следует  подчеркнуть, что с переходом  страны к рыночным отношениям принципиально  изменилась цель финансового контроля. От контроля за выполнением плана в условиях централизованной плановой экономики осуществлен переход к контролю за соблюдением законодательства. Эффективность управления финансами во многом определяется качеством и степенью совершенства действующих финансово-правовых актов, регулирующих финансовые отношения во всех сферах финансовой системы государства. Поэтому правовым вопросам финансового регулирования экономики в стране уделяется серьезное внимание. Основным звеном, закладывающим основы управления финансами в нашей стране, является Конституция РФ, в которой определяется федеративное государственное устройство, что обусловливает выделение в составе бюджетной и налоговой систем Российской Федерации трех самостоятельных уровней (Российская Федерация, ее субъекты и местное самоуправление). В управлении финансами участвуют законодательные и исполнительные органы государственной власти, органы местного самоуправления.

На общегосударственном  уровне аппарат управления финансовой системой включает следующие органы:

1) Счетную  палату РФ;

2) Министерство  финансов РФ и его органы  на местах;

3) Центральный  банк РФ;

4) Министерство  по налогам и сборам РФ;

5) Государственный  таможенный комитет РФ;

6) Федеральную  комиссию по ценным бумагам; 

7) Министерство  государственного имущества РФ;

8) исполнительные  дирекции внебюджетных фондов  социального назначения.

Особое место  среди этих органов управления занимает Министерство финансов РФ, основными  задачами которого являются:

— совершенствование  бюджетной системы РФ и развитие бюджетного федерализма;

— разработка и реализация единой финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики РФ;

— обеспечение  устойчивости государственных финансов и осуществление мер по развитию финансового рынка;

 — концентрация  финансовых ресурсов на приоритетных  направлениях социально-экономического  развития РФ;

— разработка и обеспечение исполнения федерального бюджета, составление отчета об исполнении федерального и консолидировано  госбюджета РФ;

 — разработка  и реализация программ государственных  заимствований, управление внутренним  и внешним долгом РФ;

- разработка  и реализация единой политики  в сфере развития финансовых  рынков РФ;

— участие  в разработке и проведении единой политики в сфере формирования и  использования государственных  ресурсов драгоценных металлов и  драгоценных камней;

— разработка единой методологии составления  бюджетов всех уровней и отчетов  об их исполнении;

— осуществление  финансового контроля за рациональным и целевым расходованием бюджетных  средств и средств федеральных  внебюджетных фондов; — методологическое руководство бухгалтерским учетом, отчетностью и аудитом в РФ.

Под механизмом управления финансами понимается комплекс организационно-экономических и  правовых мер регулирования финансовой системы страны. Он включает три  составляющие:

а) мониторинг (наблюдение) за состоянием финансов;

б) правовое регулирование финансовой системы;

в) контроль над финансовой деятельностью субъектов  хозяйствования.

Мониторинг  за состоянием финансов, а также  правовое регулирование финансовой системы страны проводятся высшими  законодательными органами власти (Федеральное  Собрание и др.). Контроль над финансовой деятельностью всех субъектов хозяйствования осуществляется как законодательными, так и исполнительными органами власти (Минфин, налоговая служба и  др.).

 

1.3 Особенности управления финансами  в сфере здравоохранения

В настоящее  время модель финансового обеспечения  здравоохранения в нашей стране включает бюджетные ресурсы, ресурсы  фондов обязательного медицинского страхования (ОМС), фондов медицинских  страховых организаций и другие источники.

     Финансовые средства на оказание  медицинской помощи поступают  на расчётный счёт медицинского  учреждения по безналичному расчёту  из бюджета, Фонда обязательного  медицинского страхования, страховой  медицинской организации. Кроме того, в кассу учреждения поступают наличные средства от пациентов за так называемые платные услуги.

     Однако следует отметить, что  и бюджеты различных уровней,  и фонды медицинского страхования  (как обязательного, так и добровольного)  формируются за счёт соответствующих  налогов и страховых взносов,  которые платит налогоплательщик (он же пациент), поэтому он  в конечном итоге и оказывается  единственным источником финансирования  услуг здравоохранения. 

  Администрации  же различного уровня, выделяющие  средства из бюджета, и страховщики,  оплачивающие счета медицинских  учреждений, получив у населения  деньги, выполняют функции покупателей  медицинских услуг – по сути, посредников, которым граждане  поручили распорядиться переданными  средствами, чтобы затем удовлетворить  свои потребности в медицинской  помощи.

     Что касается непосредственно  объёмов финансирования, то общепризнанно,  что затраты на здравоохранение  в нашей стране чрезвычайно  низкие. Если проводить сопоставление  по доле затрат «расширенного  правительства» на здравоохранение  в ВВП, то в последние годы  они были следующие: 

- в России  – чуть больше 3 %;

- в Дании  – 5,8 %;

- в Бельгии  – 6,6 %;

- в Германии  – 6,7%;

- в Швеции  – 7,7%.

         Эти же цифры по отношению  к совокупным расходам составляют:

- Россия  – 5 %;

- Австралия  – 17 %;

- Чехия –  14 %;

- Австрия,  Германия, Швеция, Италия и Бельгия  – 13 %;

- Литва –  12 %. 2

         Таким образом, показатели по  России являются самыми низкими  не только для стран Западной  Европы, но и для стран Центральной  и Восточной Европы. Следует отметить, что ранее планировалось увеличить  расходы на здравоохранение к  2011 году до 3,9 % ВВП. Хотя этот  показатель несколько выше текущего  уровня, тем не менее, он существенно  ниже уровня, рекомендуемого Всемирной организацией здравоохранения  (5-6% ВВП). Но даже этим планам, вероятнее всего, не суждено сбыться. Кризис вносит свои коррективы.

     Существующий уровень финансирования  здравоохранения не удовлетворяет  всех потребностей отрасли, а  это приводит к снижению качества  медицинской помощи, сокращению  её гарантированных объёмов, увеличению  числа платных медицинских услуг  за счёт уменьшения бесплатных  и в конечном итоге негативно  влияет на состояние здоровья  населения. 

     Последствия  недофинансирования  здравоохранения в России широко  известны. Стремление сохранить  определенный уровень оказания  медицинской помощи заставляет  компенсировать имеющийся дефицит  финансовых средств за счёт  пациентов. Расходы населения  при обращении за медицинской  помощью во многих регионах  составляют значительную величину. Это могут быть выплаты в  адрес лечебно-профилактических  учреждений через систему платных  услуг или нелегально непосредственно  медицинскому персоналу, как в  виде денежной оплаты, так и  через косвенные затраты. Всё  это способствует развитию теневой  экономики в здравоохранении.3

     Необходимо отметить и недостатки  в распределении имеющихся средств.  В основу реформирования экономической  модели отечественного здравоохранения  был заложен переход от преимущественно  централизованной одноканальной  системы финансирования к децентрализованной многоканальной. В результате значительно возросшее количество финансовых потоков привело к естественному уменьшению средств, доходящих до лечебно-профилактических учреждений. Это объясняется затратами на содержание субъектов систем здравоохранения и медицинского страхования, потерями при многократном прохождении финансов через банковские структуры, а иногда и их нецелевым использованием.

     Анализировать финансирование здравоохранения  крайне сложно. Средства рассредоточены  по различным статьям, фондам  и федеральным программам без  должной координации. Следовательно,  нужно не только увеличить  объём ассигнований на здравоохранение,  но и сократить количество  финансовых потоков в этой  системе.

     Отдельно следует остановиться на системе обязательного медицинского страхования (ОМС).

     Схема классического медицинского страхования подразумевает наличие программы страхования, субъекта и объекта страховой защиты, а также участников: страхователь – тот, кто платит (предприятие, орган исполнительной власти, работодатель), страховщик – тот, кто аккумулирует средства и возмещает понесённый ущерб (страховая компания), застрахованный (гражданин), медицинское учреждение – сторона, оказывающая услуги.

     Основной принцип страхования  заключается в том, что страхователь  выбирает страховую компанию. А  та, в свою очередь, выбирает  медицинское учреждение, которое  будет обслуживать его клиентов  на определённых условиях. Государство  в этой модели влияет на  здравоохранение в основном через  законодательное регулирование  взаимодействия сторон, выполняя  лишь функции арбитра и гарантируя  населению медицинское обслуживание  в соответствии с социально  значимыми стандартами.

     В нашей стране между работодателем  и страховщиком внедрили дополнительную  структуру – Фонд обязательного  медицинского страхования. Фонд  аккумулирует все источники финансирования  – из казны, от работодателей,  из региональных бюджетов. Сколько  он должен собрать денег, оговорено  специальным федеральным законом.  Затем эти деньги направляются  обратно в регионы на счета  территориальных фондов ОМС, оттуда  поступают в страховые медицинские  компании. Уже они расплачиваются  с медицинскими учреждениями  за услуги, оказанные населению  по полису ОМС. 

Информация о работе Управление финансами в сфере здравоохранения