Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2013 в 16:36, курсовая работа
Целью данной работы является анализ и критическая оценка системы управление финансами в сфере здравоохранения, определение направлений ее совершенствования.
Для достижения поставленной цели в работе необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть сущность финансов и их определить особенности в области здравоохранения;
- провести анализ структуры и динамики финансов в сфере здравоохранения;
- проанализировать показатели эффективности управления финансами некоммерческой организации;
Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические основы управления финансами
1.1 Понятие и признаки финансов…………………………………………...5
1.2 Сущность и методы управления финансами…………………………...6
1.3 Особенности управления финансами в сфере здравоохранения……..12
Глава 2. Анализ практики управления финансов в здравоохранении РФ
2.1 Источники финансирования системы здравоохранения………………18
2.2 Планирование расходов из бюджета на здравоохранение…………….23
2.3 Оценка системы управления финансовыми ресурсами в
здравоохранении………………………………………………………….25
Глава 3. Пути совершенствования системы финансирования здравоохранения России…………………………………………………………………………….27
Заключение ………………………………………………………………………31
Список используемой литературы……………………………………………..33
В результате, в нашей модели
ОМС отсутствуют страховые
Принятая в рамках системы
ОМС территориальная модель
Обусловлена такая разница
В среднем же по России
Сложившееся положение
Действующие принципы «оплата
за пролеченного больного» и
«деньги следуют за пациентом»
вызывают серьёзные нарекания.
Первый принцип делает
Нельзя забывать о
Исходя из интересов пациента
и охраны его здоровья, предпочтительнее
такая модель, при которой между
врачом и пациентом не должно
быть никаких денежных
На протяжении более чем 15 лет
проведения реформ так и не
было внедрено эффективной
Глава 2. Анализ практики управления финансов в здравоохранении РФ
2.1 Источники финансирования системы здравоохранения
Системы финансирования
здравоохранения можно
1. по источнику формирования средств
2. по форме их распределения.
Источники формирования средств не всегда влияют на формы их распределения, системы с одним и тем же источником формирования средств могут иметь разные характеристики распределения.
1. Типы систем по источнику финансирования.
Источниками финансирования могут быть:
- Общие налоговые доходы всех видов и уровней.
- Целевые налоговые поступления.
- Целевой взнос на обязательное медицинское страхование (или налог на заработную плату).
- Личные средства граждан и иные источники.
Общие налоговые
доходы всех видов и уровней. К
ним относятся: налоги на прибыль, налоги
на добавленную стоимость, подоходный
налог и др. Они поступают в
государственный или
Система, базирующаяся на общих налоговых доходах, называется бюджетной.
Целевые налоговые
поступления. К ним относятся
налоги, устанавливаемые на определенные
товары (чаще всего, на продажу алкоголя
и табака). Установленная часть
поступлений от сбора этих налогов
в целевом порядке направляется
на здравоохранение. Этот вид налога
не характеризует систему
Целевой взнос на обязательное медицинское страхование. Это может быть взнос на обязательное медицинское страхование (РФ), а может быть единый взнос на социальное страхование (единый социальный налог). Взнос на ОМС обычно исчисляется в виде фиксированного процента к фонду оплаты труда и в России выплачивается только работодателями.
Системы, основанные преимущественно на целевом взносе на медицинское страхование, получили название систем обязательного медицинского страхования. Иногда их называют системами социального страхования. В большинстве стран Восточной Европы, в том числе и в РФ, эти системы получили распространение в форме сочетания страхового и бюджетного финансирования, то есть как бюджетно-страховые системы.
Личные средства граждан и иные источники финансирования. Эти средства не проходят через каналы государственного перераспределения и поступают в медицинские организации в форме прямой оплаты медицинских услуг. Кроме того, это могут быть доходы ЛПУ от аренды, от продажи медицинских технологий и др. В качестве иных источников финансирования могут выступать благотворительные фонды, средства работодателей, направляемые на создание собственной медицинской базы, пожертвования и альтернативные источники финансирования (ссуда, лизинг, факторинг).
Личные средства
населения как основной источник
оплаты медицинской помощи являются
основой частной системы
Ни в одной стране не существует в чистом виде бюджетной, страховой или частной системы финансирования. Системы финансирования здравоохранения основаны на доминирующем источнике финансирования.
Бюджетная система по определению является государственной системой финансирования, поэтому их иногда называют государственными системами. В таких системах государство является собственником значительной части медицинских учреждений, органы управления осуществляют планирование здравоохранения и много других функций прямого управления отраслью.
В системах
ОМС участие государства
- во-первых,
взносы работодателей и
- во-вторых,
поступления от взносов
- в-третьих,
государство регулирует многие
элементы этой системы - ставки
взносов, цены на медицинские
услуги, договорные отношения между
страховщиком и медицинской
2. Типы систем
финансирования по форме их
распределения (по характеру
По этому типу можно выделить два основных типа систем:
1. интеграционную модель;
2. контрактную модель.
Их называют экономическими моделями здравоохранения.
Интеграционная
модель предполагает слияние функций
финансирования, управления и оказания
медицинской помощи. Имущество медицинских
организаций принадлежит
Органы управления не только определяют общую стратегию и приоритеты развития отрасли, но и регламентируют основные стороны деятельности медицинских учреждений: определяют их мощность (например, число больничных коек, амбулаторных приемов), принимают решение о перераспределении ресурсов между отдельными учреждениями, назначают руководителей и прочее. В такой модели права медицинских учреждений ограничены.
Теоретически
интеграционная модель экономических
отношений обеспечивает высокую
степень управляемости
Недостатки модели - это отсутствие возможности для маневра ресурсами, бюрократизация отношений, слабая ориентация на потребительский спрос, отсутствие экономической мотивации медиков.
Поэтому интеграционную
модель экономических отношений
стали преобразовывать в
Контрактная модель строится на экономических, а не на административных отношениях между финансирующей стороной и медиками. Основой этих отношений является разделение функций финансирования и оказания медицинской помощи.
Контрактная
модель предполагает выбор гражданами
медицинской организации и
1 - пациент
самостоятельно или по
2 - заключение
договоров с теми медицинскими
организациями, у которых
Контрактная модель предполагает дополнительные затраты на осуществление договорных отношений. Чтобы заключить договор с поставщиками медицинских услуг, финансирующая сторона должна провести анализ их деятельности, сформировать планы оказания медицинской помощи, согласовать их с планами медиков, заключить договоры, организовать их мониторинг и оценку.
Информация о работе Управление финансами в сфере здравоохранения