Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2013 в 16:36, курсовая работа
Целью данной работы является анализ и критическая оценка системы управление финансами в сфере здравоохранения, определение направлений ее совершенствования.
Для достижения поставленной цели в работе необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть сущность финансов и их определить особенности в области здравоохранения;
- провести анализ структуры и динамики финансов в сфере здравоохранения;
- проанализировать показатели эффективности управления финансами некоммерческой организации;
Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические основы управления финансами
1.1 Понятие и признаки финансов…………………………………………...5
1.2 Сущность и методы управления финансами…………………………...6
1.3 Особенности управления финансами в сфере здравоохранения……..12
Глава 2. Анализ практики управления финансов в здравоохранении РФ
2.1 Источники финансирования системы здравоохранения………………18
2.2 Планирование расходов из бюджета на здравоохранение…………….23
2.3 Оценка системы управления финансовыми ресурсами в
здравоохранении………………………………………………………….25
Глава 3. Пути совершенствования системы финансирования здравоохранения России…………………………………………………………………………….27
Заключение ………………………………………………………………………31
Список используемой литературы……………………………………………..33
В странах с контрактной моделью расходы выше, по сравнению со странами с интеграционной моделью. Условие их оправданности - обеспечение более высоких конечных показателей деятельности здравоохранения и экономии ресурсов.
Контрактная модель экономических отношений может действовать при любой системе финансирования здравоохранения. Для этого необходимо соблюдение, как минимум, двух условий:
1. Орган управления
здравоохранением отказывается
от прямого управления
2. Медицинское
учреждение обладает
Чем больше степень независимости сторон, тем шире возможности осуществления контрактной модели. В бюджетной системе трудней обеспечить эту независимость, поскольку чаще всего основная часть медицинских учреждений принадлежит государству. В системе ОМС потенциал реализации контрактной модели в принципе выше.
2.2 Планирование расходов из бюджета на здравоохранение
Расходы бюджетов складываются из затрат на оказание амбулаторно-поликлинических услуг, расходов на содержание стационарной сети лечебно-профилактических учреждений, расходов на финансирование целевых программ в области здравоохранения.
Планирование
расходов на амбулаторно-поликлиническое
обслуживание населения основывается
на численности населения и
Показатели
средней стоимости посещения
того или иного специалиста
Рассмотрим на примере города с численность населения 100 тыс. человек. Норматив посещений определен в размере 9100 посещений на 1000 жителей. Число посещений за год составит Чп=100000 : 1000 х 9100 = 910 тысяч посещений. Стоимость одного поликлинического посещения в зависимости от профиля заболевания колеблется в пределах 20-30 рублей. При среднем показателе стоимости одного посещения в 26 рублей, затраты на поликлиническое обслуживание (Рпол.) составят 23660 тыс. рублей.
Однако, следует учитывать, что из бюджета финансируется лечение только части заболеваний, в соответствии с Программой ОМС. Расходы на лечение этих заболеваний в поликлиниках составляют 6-7% от всех затрат. В результате расходы бюджета на поликлиническое обслуживание населения составят в нашем примере примерно 1,5 млн. рублей.
Расходы на
стационарное лечение в нашем
примере рассчитываются на основании
численности населения и
Норматив составляет 2000 койко-дней на 1000 человек. Стоимость одного койко-дня (СТкд) колеблется от 150-180 руб./день. В качестве средней величины возьмем 167 руб./день.
Число койко-дней за год составит: Чкд =100000 : 1000 х 2000 = 200 тыс. койко-дней за год.
Расходы на стационарное лечение Рст = СТкд х Чкд =167 х 200000 = 33,4 млн. рублей в год. Учитывая, что доля бюджетных расходов в стационарном лечении составляет около 20%, расходы бюджета составят порядка 6.5 млн. рублей.
Расходы на организацию скорой медицинской помощи рассчитываются исходя из численности населения, норматива числа вызовов на тысячу человек и стоимости одного вызова.
Для города с численностью 100 тыс. жителей, при 540 вызовах на 1000 жителей и стоимостью одного вызова 300 рублей, расходы на скорую помощь (Рск) составят 16,2 млн. рублей. Поскольку скорая медицинская помощь финансируется за счет бюджета, то вся эта сумма должна быть выделена из бюджета.
Расходы на
поддержание системы
Следующей важной
статьей затрат, присущей только муниципальному
уровню, является страхование неработающего
населения. Расходы определяются на
основании численности
Число неработающих граждан, включая детей, школьников, студентов, пенсионеров и безработных составляет 55 тыс. человек. Расходы из бюджета на обязательное медицинское страхование (Рстр) составят 26,7 млн. рублей.
Таким образом, общий объем расходов муниципального образования в нашем примере составит:
Роб = Рпол.+ Рст+ Рск+Рпод+Рстр= 1,5+6,5+16,2+50+26,7= 100,9 млн. рублей в год.
Необходимо также отметить, что при планировании расходов на здравоохранение учитывается возрастная структура населения: численность населения моложе трудоспособного возраста и численность населения старше пенсионного возраста. При превышении численности данных категорий населения средне-региональные показатели для расчета затрат по муниципальному образованию могут вводиться повышающие коэффициенты затрат на здравоохранение по данному образованию. Введение подобных норм основаны на данных медицинской статистики, показывающих, что дети и старики болеют чаще, чем население среднего возраста.
2.3 Оценка системы управления финансовыми ресурсами в здравоохранении
Несмотря
на то, что проведение масштабных реформ
в здравоохранении сдерживается
нарастанием кризисной ситуации
в мировой экономике, тем не менее,
в сфере здравоохранения
Современная управленческая наука рассматривает систему здравоохранения как систему отношений, возникающих в обществе, и институционально закрепляемых в связи с массовым оказанием медицинской помощи и реальным обеспечением прав человека на охрану здоровья. Характер этих отношений, безусловно, определяется применяемыми медицинскими технологиями, но более всего зависит от способов функционирования национальных экономик и политических систем в каждой стране.
При этом целью
совершенствования системы
Безусловно, системное реформирование отрасли должно включать в себя финансово-экономическую реформу, включая реструктуризацию здравоохранения; повышение качества управления отраслью на основе научно-обоснованных инновационных технологий современного менеджмента здравоохранения.
При этом одной
из важных составляющих инновационной
реформы системы
При этом инновации в механизме финансирования здравоохранения характеризуются значительным разнообразием. Так, например, направленность этих изменений противоречива, так как с одной стороны, происходит развитие институтов соизмерения затрат и результатов и взаимодействия покупателей и поставщиков медицинских услуг, а с другой стороны, проводятся преобразования, обеспечивающие усиление централизованного контроля и развитие механизмов административного распределения ресурсов. Несмотря на действия, направленные на унификацию и сокращение различий в механизмах финансирования здравоохранения, существуют значительные различия по всем основным компонентам систем финансирования и управления здравоохранением.
Вместе с тем, в рамках реализации инновационной политики в сфере услуг здравоохранения следует также предусмотреть меры, направленные на повышение медицинской, социальной и экономической эффективности в комплексе. Так, на новом этапе преобразований в сфере здравоохранения, именуемом модернизацией отрасли, в ряду не всегда обоснованно сформированных задач безусловным приоритетом, остается реструктуризация системы здравоохранения, направленная на достижение конечных целей отраслевой реформы: обеспечение доступности и повышение качества услуг сферы здравоохранения, что возможно только при условии перехода отрасли на научно обоснованные ресурсные и инновационные модели развития при адекватном правовом, экономическом, нормативном, кадровом и организационном обеспечении.
Глава 3. Пути совершенствования системы финансирования здравоохранения России
Конкурентоспособность
экономики России во многом зависит
от качества жизни населения, которое
обеспечивается, в том числе, системой
здравоохранения. Финансирование здравоохранения
РФ сейчас реформируется, как и во
многих странах мира. Изменяется механизм
финансового обеспечения
Обеспечение
эффективности и качества медицинской
помощи всему населению страны определяется
тем, каким образом осуществляется
закупка медицинских услуг. Этот
процесс означает перевод собранных
средств медицинским
Там, где
здравоохранение финансируется
главным образом из взносов социального
страхования, связь между покупателями
медицинских услуг (медицинскими страховыми
фондами) и поставщиками услуг традиционно
опирается на систему контрактов.
В тех странах ЕС, где здравоохранение
финансируется главным образом
из налогов, закупкой медицинских услуг
обычно занимаются региональные или
местные органы здравоохранения
либо специальные организации, такие
как Фонды первичной
Любая система финансирования здравоохранения выполняет ряд определенных функций: формирование средств, их объединение, покупка и финансовое обеспечения предоставления услуг. Анализ каждой из них позволяет конструктивно обсуждать, какая система финансирования здравоохранения строится в России. С точки зрения формирования денежных средств для здравоохранения, за последние 20 лет очевидно движение в сторону государственно-частной системы. Доля государственных средств среди всех расходов на здравоохранение сократилась с 90% в 1994 г. до 64% в 2009 г.[3].
В РФ доминирующим
источником сейчас является Фонд обязательного
медицинского страхования (ФОМС). Но с
2011 г. началась его реорганизация
на основе Федерального Закона № 83 «О
внесении изменений в отдельные
законодательные акты Российской Федерации
в связи с совершенствованием
правового положения
Планируется получить средства на модернизацию здравоохранения в 2012 году за счет увеличения страхового взноса с 3,1% до 5,1% за работающее население в ФОМС. При этом за неработающее население платежи в систему обязательного медицинского страхования будут по-прежнему начисляться из бюджета региона, по новому закону об ОМС установлен минимальный размер платежа за неработающее население. Если раньше субъекты платили за неработающее население по-разному, то теперь должна обеспечиваться равнодоступность медицинской помощи.
Однако стремление
выровнять финансовое обеспечение
регионов чревато новыми рисками. Например,
тем, что регионы-доноры при распределении
средств получат намного
Информация о работе Управление финансами в сфере здравоохранения