Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2013 в 08:52, дипломная работа
Целью данной работы является определение путей повышения финансовых показателей посредством разработки мероприятий на примере ОАО «Шипуновский элеватор».
Для достижения поставленной цели в работе необходимо решить следующие задачи:
1) Рассмотреть теоретические основы управления финансовыми результатами на предприятиях сельхозпереработки, в том числе:
- рассмотреть сущность финансовых результатов предприятия как объекта управления;
- изучит современную систему показателей оценки финансовых результатов предприятия;
- ознакомиться с особенностями управления и перспективами развития предприятий сельхозпереработки России на современном этапе.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Теоретические основы управления финансовыми результатами предприятия 6
1.1. Финансовые результаты предприятия как объект управления 6
1.2. Система показателей оценки финансовых результатов предприятия 9
1.3. Особенности управления и перспективы развития предприятий сельхозпереработки России на современном этапе 22
2. Оценка системы управления финансовыми результатами предприятия (на примере ОАО «ШИПУНОВСКИЙ ЭЛЕВАТОР») 31
2.1 Краткая характеристика ОАО «Шипуновский элеватор» 31
2.2 Анализ финансовых результатов ОАО «Шипуновский элеватор» 47
2.3 Анализ системы управления финансовыми результатами ОАО «Шипуновский элеватор» 55
3. мероприятия, направленные на повышение эффективности управления финансовыми результатами ОАО «ШИПУНОВСКИЙ ЭЛЕВАТОР» 61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 80
Список использованной литературы 83
Механизм формирования показателей представлен на рис.1.3 [16,стр.205]:
–
–
–
±
+
+
–
–
–
Рис. 1.3. Структурно - логистическая модель формирования
показателей прибыли
В процессе анализа необходимо изучить состав балансовой прибыли, ее структуру, динамику и выполнение плана за отчетный год.
В ходе дальнейшего анализа должны быть изучены факторы изменения каждой составляющей общей суммы прибыли (рис. 1.4) [16, стр.208].
Рис. 1.4. Структурно-логистическая схема факторного анализа прибыли
В ходе анализа финансовых результатов от реализации продукции (работ, услуг) изучаются динамика и выполнение плана реализации продукции по каждому виду и в целом по предприятию с учетом каналов реализации (государству, на рынке, другим организациям и т.д.). С этой целью фактические данные об объеме продаж каждого вида продукции сравнивают с данными прошлых лет и определяют абсолютные и относительные отклонения. Для обобщающей оценки динамики реализации продукции в целом по предприятию ее объем выражается в сопоставимых ценах и рассчитывается индекс физического объема продаж:
(1.1)
где IРП – индекс физического объема по реализации продукции;
VРП1 и VРПО – объем реализации продукции соответственно в текущем и базовом периодах;
ЦО – цена единицы продукции базового периода.
Следует также изучить выполнение плана и динамику уровня товарности по каждому виду продукции и в целом по хозяйству. Уровень товарности – это отношение объема реализованной продукции к объему ее производства в натуральном выражении или в сопоставимых ценах [21, стр. 356].
Объем реализации продукции изменяется под воздействием многочисленных факторов (рис. 1.5). Важнейшими из них являются изменения объема производства продукции (VВП) и уровня товарности (УТ):
VPП = VВП* УТ (1.2)
Рис. 1.5. Структурно-логическая модель факторного анализа
объема реализации продукции
Большое влияние на объем реализации продукции оказывает ее качество. Чем выше качество продукции, реализованной государству, тем выше ее зачетная масса и цены, и наоборот, предприятия, реализующие продукцию низкого качества, нестандартную, много теряют в зачетной массе [16, стр.262].
Прибыль от реализации продукции составляет основную часть прибыли предприятия. В процессе её анализа, используя метод сравнения, изучают динамику, выполнение плана, а также выявляют факторы, влияющие на отклонение. С этой целью осуществляется преобразование прибыли от реализации продукции в различные факторные модели:
Пот реал = Выручка (без НДС) – полная с/с; (1.3)
Пот реализ = (1.4)
Т.о. общая прибыль от реализации продукции в целом по предприятию зависит от следующих факторов [24, стр.286]:
Влияние этих факторов на величину прибыли
от реализации продукции можно найти
с помощью методов
Далее анализируют выполнение плана и динамику прибыли от реализации отдельных видов продукции:
П=q ; (1.5)
После чего детально изучают причины изменения объёма продаж, цены и себестоимости и в первую очередь по тем видам продукции, план по которым не выполнён.
Чистая прибыль является собственностью предприятия и распределяется им самостоятельно. Эффективность функционирования предприятия зависит не только от размера получаемой прибыли, но и от характера ее распределения. Порядок ее распределения показан на рис. 1.6. Из него видно, что одна часть прибыли в виде налогов и сборов поступает в бюджет государства и используется на нужды общества, а вторая часть остается в распоряжении предприятия и используется на выплату дивидендов акционерам предприятия, на расширение производства, материальное поощрение работников, создание резервных фондов и т.д.
Чистая прибыль – один из важнейших экономических показателей, характеризующих конечные результаты деятельности предприятия. Количественно она представляет собой разность между суммой балансовой прибыли и суммой внесенных в бюджет налогов из прибыли, экономических санкций и других обязательных платежей предприятия, покрываемых за счет прибыли [16, стр.227-229].
Рис. 1.6. Общая схема распределения прибыли
Ее величина зависит от факторов изменения общей суммы брутто-прибыли, показанных на рис. 1.3, и факторов, определяющих удельный вес чистой прибыли в общей сумме прибыли, а именно доли начисленных процентов к уплате, налогов, экономических санкций в общей сумме брутто-прибыли.
Информация о распределении прибыли содержится в форме № 2.
В задачи анализа входит также изучение вопросов использования средств фондов, т.к. они имеют целевое назначение и расходуются согласно утверждённым сметам.
Чистая прибыль используется в соответствии с уставом предприятия. За счет ее осуществляется инвестирование производственного развития, выплачиваются дивиденды акционерам предприятия, создаются резервные и страховые фонды и т.д. При распределении чистой прибыли необходимо добиваться оптимизации пропорций между капитализируемой и потребляемой ее суммой с целью обеспечения:
В процессе анализа необходимо изучить данные об использовании чистой прибыли в динамике и выяснить факторы, определяющие распределение прибыли.
Дальнейший анализ должен показать, насколько и за счет каких факторов изменилась величина потребленной и капитализированной прибыли. Такими факторами могут быть:
Отчi = ДОТЧ i * ЧП. (1.6)
Зная факторы изменения чистой прибыли, можно определить их влияние на изменение капитализированной и потребленной ее суммы. Для этого прирост чистой прибыли за счет каждого фактора умножается фактический процент соответствующего направления ее использования:
ΔОтчi = ДДОТЧ i 1 * ΔЧПх i. (1.7)
Особое внимание при анализе
распределения прибыли
Рынок предъявляет определенные требования к субъектам хозяйствования в плане организации и реализации того или иного вида бизнеса.
Динамичность рыночных
отношений обусловливает
Рентабельность – относительный показатель, который обладает свойством сравнимости, может быть использован при сравнении деятельности разных хозяйствующих субъектов. Рентабельность характеризует степень доходности, выгодности, прибыльности [14, стр.430].
Показатели рентабельности позволяют оценить, какую прибыль имеет субъект хозяйствования с каждого рубля средств, вложенных в активы.
Показатели рентабельности более полно, чем прибыль характеризуют окончательные результаты деятельности, т.к. отражают соотношение эффекта с наличными или использованными ресурсами. Они применяются для оценки различных направлений деятельности предприятия (производственной, предпринимательской), а также как инструмент в инвестиционной политике и ценообразовании [10, стр. 317-321].
Показатели рентабельности можно объединить в несколько групп:
Все эти показатели могут рассчитываться на основе балансовой прибыли, прибыли от реализации продукции и чистой прибыли.
В процессе анализа изучают динамику
перечисленных показателей
В соответствии с этим в анализе финансовых показателей используются следующие группы показателей относительной доходности:
Доходность продукции (работ, услуг) характеризуется показателями:
Рентабельность реализации (оборота, продаж) определяется отношением прибыли от реализации продукции (работ, услуг) (ПР) или чистой прибыли к величине выручки от реализации продукции (работ, услуг) без НДС и акцизов (ВР), выраженным в процентах:
RПРОДАЖ (ОБОРОТА) = (ПР /ВР) * 100%. (1.8)
Данный показатель характеризует эффективность предпринимательской деятельности: сколько прибыли имеет хозяйствующий субъект с рубля продаж, выполненных работ, оказанных услуг.
Рентабельность товарного выпуска и отдельных видов продукции (RТВ) определяется отношением прибыли от выпуска продукции или изделия определенного вида (ПВ) к себестоимости товарного выпуска продукции (СТВ):