Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2013 в 14:38, курсовая работа
Цель данной работы – исследование управление государственным внутренним долгом в Российской Федерации.
Задачами работы являются:
раскрытие экономической сущности государственного внутреннего долга и его составляющих;
исследование методов и принципов управления государственным внутренним долгом;
анализ современного состояния внутреннего долга Российской Федерации;
анализ путей совершенствования механизма погашения государственного внутреннего долга Российской Федерации.
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ВНУТРЕННЕГО ДОЛГА 5
1.1. Государственный внутренний долг: сущность, значение, органы управления 5
1.2. Методы и принципы погашения государственного внутреннего долга 8
Глава 2.АНАЛИЗ ГОСУДАРСТВЕННОГО ВНУТРЕННЕГО ДОЛГА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ЕГО ОБСЛУЖИВАНИЕ И ПОГАШЕНИЕ 12
2.1. Анализ государственного внутреннего долга Российской Федерации 12
2.2. Анализ методов погашения государственного внутреннего долга Российской Федерации 15
Глава 3.СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕХАНИЗМА ПОГАШЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ВНУТРЕННЕГО ДОЛГА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 19
3.1. Основные факторы, определяющие характер и направления долговой политики Российской Федерации 19
3.2. Приоритеты и инструменты внутренней долговой политики 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 34
Актуальность темы работы обусловлена
тем, что российская экономика на
современном этапе несет
В экономической литературе тема государственного долга России является дискуссионной. Единой методики оценки долгового бремени и его влияния на экономику РФ не существует. Предложения по оптимизации величины внешней и внутренней задолженности также различны. Следует отметить, что точные суммы перечислений по обслуживанию и погашению внешнего долга России недоступны даже в Минфине, так как разными долгами занимаются различные подразделения и информацию никто официально не сводит.
Очевидно, что именно несогласованность
оценок и экономических воззрений
авторов позволяет
Формирование методологии
Цель данной работы – исследование управление государственным внутренним долгом в Российской Федерации.
Задачами работы являются:
Объект исследования - государственные обязательства Российской Федерации.
Предмет исследования – государственный внутренний долг РФ.
Источниками информации
при написании работы послужили
труды отечественных и
При написании работы использовались следующие методы исследования: монографический, абстрактно-логический, описательный, табличный, расчетно-конструктивный, прогнозирования.
Согласно ст. 97 Бюджетного Кодекса РФ к государственному долгу Российской Федерации относятся долговые обязательства Российской Федерации перед физическими и юридическими лицами Российской Федерации, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, иностранными государствами, международными финансовыми организациями, иными субъектами международного права, иностранными физическими и юридическими лицами, возникшие в результате государственных заимствований Российской Федерации, а также долговые обязательства по государственным гарантиям, предоставленным Российской Федерацией, и долговые обязательства, возникшие в результате принятия законодательных актов Российской Федерации об отнесении на государственный долг долговых обязательств третьих лиц. Кроме того, в понятие "государственный долг" также включается общая сумма процентов, начисленных на сумму задолженности РФ. При возникновении данного вида долгового обязательства должником в любом случае выступает РФ, интересы которой представляют уполномоченные государственные органы исполнительной власти [3, с. 235].
Основные формы долговых обязательств РФ следующие:
По срокам долговые обязательства подразделяются на:
Для финансирования бюджетного дефицита государство прибегает к внешним и внутренним заимствованиям, в результате чего и формируется государственный долг.
Увеличение долга происходит в результате капитализации процентов по ранее полученным кредитам. Кроме того, он увеличивается вследствие обязательств, принятых государством к исполнению, но по различным причинам, не профинансированным в срок.
В настоящее время государственный долг выдвинулся в центр экономических проблем страны, что требует самого пристального внимания к этой экономической категории и проблемам, с ней связанным. В проблеме государственного долга можно выделить следующие основные аспекты: структура и динамика государственного долга; механизм управления, обслуживания и реструктуризации долга; влияние государственного долга на развитие экономики страны.
В эффективной, нормально развивающейся, стабильной экономике государственный долг не является ключевой проблемой развития и жизнедеятельности общества. Как правило, государственный долг возрастает на этапах активного экономического роста, имея в виду, что развивающаяся экономика, модернизируемое производство требуют определенных вложений, в том числе государственных. Однако государственный долг может расти и в период упадка экономики, так как спад производства в течение длительного времени предопределяет все динамические процессы развития макроэкономики. В этом случае основным источником покрытия затрат государства являются монетарные каналы финансирования возрастающего государственного долга.
Государственный долг является
характеристикой
Существует несколько классификаций государственного долга в зависимости от признака, положенного в основу данной классификации. Бюджетный кодекс Российской Федерации предусматривает разделение государственного долга на внутренний и внешний.
В объем внутреннего государственного долга включаются:
1) номинальная
сумма долга по
2) объем основного долга по кредитам, которые получены Российской Федерацией и обязательства по которым выражены в валюте Российской Федерации;
3) объем основного
долга по бюджетным кредитам,
полученным Российской
4) объем обязательств
по государственным гарантиям,
выраженным в валюте
5) объем иных (за исключением указанных) долговых обязательств Российской Федерации, оплата которых в валюте Российской Федерации предусмотрена федеральными законами до введения в действие Бюджетного Кодекса РФ [8, с. 169].
Размеры и структура государственного внутреннего долга представлены в программе государственных внутренних заимствований Российской Федерации, субъектов Федерации и муниципальных образований. Программа входит в число документов, представляемых одновременно с проектом бюджета на очередной финансовый год.
Предельные объемы внутреннего долга утверждаются законом о бюджете на соответствующий финансовый год. Предельный объем может быть превышен правительством РФ, если это снижает расходы по обслуживанию государственного долга. В законе о бюджете утверждается также предельный объем заемных средств, направляемых Россией, субъектами Федерации или муниципальными образованиями на финансирование бюджета соответствующего уровня.
Под обслуживанием государственного долга понимаются операции по выплате доходов по государственным долговым обязательствам в виде процента по ним и (или) дисконта, осуществляемых за счет средств соответствующего бюджета. Центральный банк РФ, кредитная организация выполняют функции генерального агента Правительства РФ по обслуживанию долговых обязательств РФ. Учет и регистрация государственных долговых обязательств РФ осуществляются в государственных долговых книгах внутреннего и внешнего долга РФ, которые ведет Министерство финансов РФ.
Внутренний государственный долг РФ включает в себя задолженность по ГКО (государственным краткосрочным обязательствам), ОФЗ (облигациям федерального займа), ОГСЗ (облигациям государственного сберегательного займа), реструктурированную задолженность по ОВГВЗ (облигациям внутреннего государственного валютного займа), а также просроченную задолженность по централизованным кредитам сельскому хозяйству и северным регионам.
В основу управления государственным долгом положены следующие принципы:
- безусловность
- обеспечение точного и
- единство учета - учет
в процессе управления
- единство долговой политики
- обеспечение единого подхода
в политике управления
- согласованность - обеспечение
максимально возможной
- снижение рисков выполнение всех необходимых действий, позволяющих снизить как риски кредитора, так и риски инвестора;
- оптимальность - создание
такой структуры
- гласность
- предоставление достоверной,
Статья 98.1 Бюджетного Кодекса РФ, введенная Законом 2007 г. №63-ФЗ, содержит положения, предусматривающие списание с государственного внутреннего долга России долговых обязательств, не предъявленных к погашению кредитором в течение срока исковой давности, установленного законодательством РФ Согласно ст. 196 ГК РФ общий срок исковой давности устанавливается в три года.
Соответственно, в случае если кредитор в течение данного срока не предъявит к погашению долговое обязательство России, т.е. не совершит определенные условиями обязательства и нормативными правовыми актами действия, то долговое обязательство считается полностью прекращенным и списывается с государственного внутреннего долга РФ. Такое долговое обязательство России, как государственная гарантия России, считается полностью прекращенным и списывается с государственного внутреннего долга РФ по истечении срока данной гарантии.
Статьей 119 Бюджетного кодекса Российской Федерации определен порядок обслуживания государственного внутреннего долга Российской Федерации, государственного внутреннего долга субъекта Российской Федерации, муниципального долга.
Информация о работе Управление государственным внутренним долгом в Российской Федерации