Управление государственным внутренним долгом в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2013 в 14:38, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – исследование управление государственным внутренним долгом в Российской Федерации.
Задачами работы являются:
раскрытие экономической сущности государственного внутреннего долга и его составляющих;
исследование методов и принципов управления государственным внутренним долгом;
анализ современного состояния внутреннего долга Российской Федерации;
анализ путей совершенствования механизма погашения государственного внутреннего долга Российской Федерации.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ВНУТРЕННЕГО ДОЛГА 5
1.1. Государственный внутренний долг: сущность, значение, органы управления 5
1.2. Методы и принципы погашения государственного внутреннего долга 8
Глава 2.АНАЛИЗ ГОСУДАРСТВЕННОГО ВНУТРЕННЕГО ДОЛГА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ЕГО ОБСЛУЖИВАНИЕ И ПОГАШЕНИЕ 12
2.1. Анализ государственного внутреннего долга Российской Федерации 12
2.2. Анализ методов погашения государственного внутреннего долга Российской Федерации 15
Глава 3.СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕХАНИЗМА ПОГАШЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ВНУТРЕННЕГО ДОЛГА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 19
3.1. Основные факторы, определяющие характер и направления долговой политики Российской Федерации 19
3.2. Приоритеты и инструменты внутренней долговой политики 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 34

Файлы: 1 файл

Гос.долг. курсовая.doc (1).doc

— 388.50 Кб (Скачать файл)

Затраты по размещению, выплате доходов и погашению долговых обязательств Российской Федерации осуществляются за счет средств федерального бюджета.

Обслуживание государственного внутреннего долга Российской Федерации  производится Банком России и его  учреждениями, если иное не предусмотрено Правительством Российской Федерации, путем осуществления операций по размещению долговых обязательств Российской Федерации, их погашению и выплате доходов в виде процентов по ним или в иной форме.

Выполнение Банком России, другим специализированным финансовым институтом функций генерального агента Правительства Российской Федерации по размещению долговых обязательств Российской Федерации, их погашению и выплате доходов в виде процентов по ним осуществляется на основе специальных соглашений, заключаемых с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации выполнять функции эмитента государственных ценных бумаг.

Банк России осуществляет функции генерального агента по обслуживанию государственного внутреннего долга безвозмездно.

Долговые обязательства  России подлежат учету и регистрации  в государственных долговых книгах внутреннего и внешнего долга  РФ (в Кодексе указанные книги  обозначены единым понятием – Государственная  долговая книга РФ). Государственную долговую книгу РФ ведет Минфин России. Приказом Минфина России от 23 августа 2006 г. №107н утвержден Порядок ведения Государственной долговой книги Российской Федерации в Министерстве финансов Российской Федерации, который разработан с целью определения процедуры ведения Государственной долговой книги РФ, обеспечения контроля за полнотой учета, своевременностью обслуживания и исполнения долговых обязательств и устанавливает требования по структуре Долговой книги, а также по порядку ведения и хранения Долговой книги.

Правительство Российской Федерации вправе определять объемы выпуска, формы и методы эмиссии  государственных ценных бумаг, являющихся долговыми обязательствами Российской Федерации, и осуществлять их эмиссию  в объеме, не приводящем к превышению верхнего предела государственного внутреннего долга Российской Федерации.

Бюджетный кодекс Российской Федерации (п. 5 ст. 103 БК РФ) предоставляет Правительству Российской Федерации право осуществлять внутренние заимствования с превышением установленного федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год предельного объема государственного внутреннего долга, но вместо внешних заимствований, если это снижает расходы на обслуживание государственного долга в рамках установленного федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год объема государственного долга (суммы внутреннего и внешнего долга) [12, с. 286].

 

Глава 2. Анализ государственного внутреннего долга Российской Федерации, его обслуживание и погашение

2.1. Анализ государственного внутреннего долга Российской Федерации

Общий объем государственного внутреннего и внешнего долга Российской Федерации (далее – государственный долг) в рублевом эквиваленте на 1 января 2011 года составлял 4 158,2 млрд. рублей, или 9,2 % ВВП, на 1 января 2012 года – 5 343,2 млрд. рублей, или 9,8 % ВВП за 2011 год. Увеличение объема государственного долга Российской Федерации в 2011 году составило 1 185,1 млрд. рублей, или 28,5 %, и произошло за счет увеличения государственного внутреннего долга на 1 250,2 млрд. рублей, или на 42,5 %, при одновременном уменьшении государственного внешнего долга на 65,1 млрд. рублей, или на 5,3 %. В течение 2011 года доля государственного внутреннего долга в общем объеме государственного долга Российской Федерации выросла с 70,7 % до 78,4 %, доля государственного внешнего долга сократилась с 29,3 % до 21,6 %.

Сведения об изменении величины государственного долга Российской Федерации за 2011 год представлены в таблице 1:

Таблица 1

Сведения об изменении величины государственного долга Российской Федерации за 2011 год, (млн. рублей)

 

На 1 января 2011 года

На 1 января 2012 года

Изменение (+, -)

сумма

в % к объему на начало года

Государственный долг Российской Федерации

4 158 154,0

5 343 217,4

1 185 063,4

28,5

в % к ВВП 

9,2

9,8

0,6

х

в том числе:

       

государственный внутренний долг

2 940 391,6

4 190 553,0

1 250 161,4

42,5

в % к ВВП

6,5

7,7

1,2

 

государственный внешний долг

1 217 762,4

1 152 664,4

-65 098,0

-5,3

в % к ВВП

2,7

2,1

-0,6

 

Справочно. ВВП (млрд. рублей)

45 172,7

54 585,6

9 412,9

20,8


 

Динамика объема и  структуры государственного долга  Российской Федерации в 2008 – 2014 годах  представлена на рис. 1.

Рис. 1. Динамика объема и структуры  государственного долга Российской Федерации в 2008 – 2014 годах

 

Статьей 1 Федерального закона от 13 декабря 2010 г. № 357-ФЗ (с изменениями) установлен верхний предел государственного внутреннего долга Российской Федерации на 1 января 2012 года по долговым обязательствам Российской Федерации в сумме 4 554 955,6 млн. рублей.

Согласно отчету о состоянии  государственного внешнего и внутреннего  долга Российской Федерации на начало и конец отчетного финансового  года государственный внутренний долг на 1 января 2011 года составлял 2 904 391,6 млн. рублей (6,5 % ВВП за 2010 год), увеличился за 2011 год на 1 250 161,4 млн. рублей, или на 42,5 %, и составил на 1 января 2012 года 4 190 553,0 млн. рублей (7,7 % ВВП за 2011 год).

Государственный внутренний долг Российской Федерации на 1 января 2012 года не превышает установленный статьей 1 Федерального закона от 13 декабря 2010 г. № 357-ФЗ (с изменениями) предел государственного внутреннего долга.

Сведения об изменении объема и  структуры государственного внутреннего  долга Российской Федерации в 2011 году приведены в приложении 1.

Государственный внутренний долг Российской Федерации по обязательствам «Целевой заем 1990 года» за 2011 год увеличился на 44,6 млн. рублей и на 1 января 2012 года составил 3 928,5 млн. рублей.

По обязательствам «Целевые вклады и чеки на автомобили» за 2011 год долг увеличился на 188,2 млн. рублей и на 1 января 2012 года составил 2 855,0 млн. рублей. Увеличение долга по указанным обязательствам при одновременном погашении в общей сумме 10,2 млн. рублей связано с ростом цен на товары народного потребления и легковые автомобили и проводимой Минфином России соответствующей переоценкой обязательств государства.

Государственный внутренний долг Российской Федерации, выраженный в государственных  ценных бумагах Российской Федерации, на 1 января 2011 года составлял 2 461 591,1 млн. рублей, за отчетный год увеличился на 1 084 844,4 млн. рублей, или на 44,1 %, и по состоянию на 1 января 2012 года составил 3 546 435,5 млн. рублей за счет увеличения объема облигаций федеральных займов с постоянным купонным доходом (далее – ОФЗ-ПД) на сумму 485 109,5 млн. рублей, или на 36,2 %, облигаций федерального займа с амортизацией долга (далее – ОФЗ-АД) – на сумму 264 000,0 млн. рублей, или на 32,4 %, государственных сберегательных облигаций (далее – ГСО) на сумму 245 734,9 млн. рублей, или на 79,9 %, облигаций внутренних облигационных займов (далее – ОВОЗ) на сумму 90 000,0 млн. рублей, размещенных на международном рынке капитала.

Наибольшую долю в объеме государственного внутреннего долга, выраженном в  государственных ценных бумагах Российской Федерации, на 1 января 2012 года составляли ОФЗ-ПД – 51,4 % (на 1 января 2011 года – 54,4 %), которые относятся к среднесрочному сегменту рынка государственных ценных бумаг.

Доля государственного внутреннего  долга, выраженного в государственных ценных бумагах, в объеме государственного внутреннего долга по состоянию на 1 января 2012 года по сравнению с 1 января 2011 года увеличилась на 0,9 процентного пункта (с 83,7 % до 84,6 %).

2.2. Анализ методов погашения государственного внутреннего долга Российской Федерации

 

 

С учетом сложившейся в стране в  связи с последствиями мирового финансового кризиса рыночной конъюнктуры  в 2011 году проводилась аукционная политика, направленная на размещение выпусков среднесрочных государственных облигаций фиксированной длины (от 2 до 10 лет). Состоялось 46 аукционов по размещению ОФЗ-ПД, объем денежных поступлений в федеральный бюджет от размещения ОФЗ-ПД составил 751 288,2 млн. рублей; проведено 6 размещений новых выпусков ГСО по закрытой подписке на общую сумму 242 463,8 млн. рублей, при этом размещались только ГСО с постоянной процентной ставкой купонного дохода (ГСО-ППС).

В 2011 году в рамках проводимой аукционной политики Минфином России были размещены 7 новых выпусков ОФЗ-ПД с фиксированными сроками обращения со сроками погашения в 2013 – 2021 годах и общим объемом эмиссии 718 360,7 млн. рублей. Средневзвешенная доходность государственных ценных бумаг Российской Федерации (ОФЗ), номинированных в российской валюте, в 2011 году составляла от 6,44 % до 8,45 % годовых.

Объем долга по ОФЗ-АД составил на 1 января 2012 года 1 079 583,7 млн. рублей. В 2011 году Минфин России разместил по закрытой подписке ОФЗ-АД с погашением в 2026 году и объемом эмиссии 295 000,0 млн. рублей.

Объем долга по ГСО-ППС на 1 января 2012 года составил 553 150,0 млн. рублей. В 2011 году Минфином России были размещены пять выпусков ГСО-ППС с погашением в 2015 – 2021 годах и суммарным объемом эмиссии 246 150,0 млн. рублей.

В 2011 году Минфином России впервые  размещены на международном рынке капиталы ОВОЗ Российской Федерации с погашением в 2018 году и объемом эмиссии 90 000,0 млн. рублей.

В результате проводимой в 2011 году политики внутренних заимствований сложилась  следующая структура государственного внутреннего долга Российской Федерации, выраженного в государственных ценных бумагах Российской Федерации.

Таблица 2

Структура государственного внутреннего  долга Российской Федерации, выраженного  в государственных ценных бумагах  Российской Федерации, (млн. рублей)

Сроки обращения ОФЗ/ГСО, установленные  при выпуске

На 1 января

2011 года

На 1 января

2012 года

Изменение за 2011 год

сумма

%

До одного года

0,0

0,0

0,0

0,0

От 1 года до 5 лет 

1 129 429,3

1 412 462,5

283 033,2

25,1

От 5 лет до 30 лет 

1 332 161,6

2 133 972,8

801 811,2

60,2


 

За 2011 год объем внутренних среднесрочных  долговых обязательств увеличился на 283 033,2 млн. рублей, или на 25,1 %, и составил на 1 января 2012 года 1 412 462,5 млн. рублей, объем долгосрочных долговых обязательств увеличился на 801 811,2 млн. рублей, или на 60,2 %, и составил на 1 января 2012 года 2 133 972,8 млн. рублей.

Объем рыночного долга, выраженный в государственных ценных бумагах  Российской Федерации, за 2011 год увеличился на 749 109,5 млн. рублей, или на 36,5 %, и  составил на 1 января 2012 года 2 803 285,3 млн. рублей. Дюрация рыночного портфеля государственных ценных бумаг ГКО-ОФЗ составила 3,8 года на начало 2012 года (на начало 2011 года – 3,7 года).

По результатам проверки, проведенной  Счетной палатой, установлено, что за 2011 год в объеме государственного внутреннего долга, выраженного в государственных ценных бумагах, доля ОФЗ-ПД уменьшилась с 54,4 % до 51,4 %, а объем ОФЗ-ПД увеличился на 485 109,5 млн. рублей, или на 36,2 %, и составил на 1 января 2012 года 1 823 701,6 млн. рублей (на 1 января 2011 года – 1 338 592,1 млн. рублей).

Доля ОФЗ-АД в объеме государственного внутреннего долга, выраженного  в государственных ценных бумагах, в 2011 году снизилась с 33,1 % до 30,4 %.

Государственный внутренний долг по государственным гарантиям Российской Федерации в 2011 году в целом увеличился на 165 084,2 млн. рублей, что обусловлено предоставлением государственных гарантий на общую сумму 202 354,7 млн. рублей, и списанием задолженности по государственным гарантиям на общую сумму 37 270,5 млн. рублей в связи с исполнением обязательств принципала перед бенефициаром, отказом бенефициара от своих прав по государственной гарантии Российской Федерации, а также отзывом государственной гарантии Российской Федерации гарантом.

В отчетном периоде не предоставлены государственные гарантии Российской Федерации, предусмотренные Программой государственных гарантий Российской Федерации в валюте Российской Федерации на 2011 год, на общую сумму 218 095,3 млн. рублей, в том числе:

25 500,0 млн. рублей – по обязательствам страхования военных рисков, рисков угона и других подобных рисков ответственности авиаперевозчиков перед третьими лицами;

15 000,0 млн. рублей – по кредитам, привлекаемым юридическими лицами, зарегистрированными и осуществляющими свою основную уставную деятельность на территории Чеченской Республики, на реализацию инвестиционных проектов на территории Чеченской Республики, поскольку Правительством Российской Федерации не принято распоряжение о предоставлении указанных государственных гарантий Российской Федерации;

56 827,0 млн. рублей – по кредитам либо облигационным займам, привлекаемым юридическими лицами, отобранными в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, на осуществление инвестиционных проектов;

Информация о работе Управление государственным внутренним долгом в Российской Федерации