Внешние риски и их влияние на деятельность банка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Июля 2013 в 13:56, курсовая работа

Описание работы

В течение долгих лет существования банковских структур остается неизменным их главное предназначение, заключающееся в посредничестве при перемещении денежных средств от кредиторов к заемщикам и от покупателей к продавцам. В процессе осуществления деятельности банки сталкиваются с множеством вопросов управления, главным из которых является поддержание постоянного баланса между потребностями в ресурсах и возможностями их приобретения в условиях, обеспечивающих финансовую устойчивость банка и удовлетворение интересов партнеров, а также достаточность ресурсов.

Содержание работы

Введение
I Теоретические аспекты банковских рисков, основные принципы их классификации
1.1 Сущность банковских рисков
1.2 Виды банковских рисков
1.3 Принципы и общие основы управления рисками
II Влияние внешних рисков на банковскую деятельность
2.1 Страновой риск: методы управления, оценки и минимизации
2.2 Понятие, методы управления и пути минимизации валютного риска
2.3 Риск форс-мажорных обстоятельств, обеспечение непрерывности деятельности банков
III Организационно-экономическая характеристика банка, его рыночная позиция и место на рынке банковских услуг
3.1 Краткая экономическая характеристика банка
3.2 Анализ деятельности коммерческого банка и его финансового состояния
3.3. Пути совершенствования системы управления банковскими рисками "Юникредит банк"
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

диплом.docx

— 143.67 Кб (Скачать файл)

Частный риск - это риск по отдельно взятой операции банка. Он может  определяться эмпирическим путем по специальным методикам, например, кредитный  риск по конкретной ссуде, или ссудному портфелю банка в целом. Здесь, в  частности, анализируется влияние  кредитной истории, отраслевой принадлежности, вида деятельности, финансового положения  заемщика, обеспечения ссуды и  других факторов.

Общий риск - это совокупный риск по всему кругу операций банка  в целом. Например, он может рассчитываться на основе анализа выполнения банком обязательных экономических нормативов Банка России, или по методикам  самого банка.

3 этап. Регулирование рисков, то есть их предупреждение и минимизация, осуществляется следующими способами:

  • страхование кредитов и депозитов;
  • использование гарантий и поручительств в качестве обеспечения возврата ссуд;
  • оформление высоколиквидного залога;
  • анализ платеже - и кредитоспособности заемщиков;
  • дисконтирование ссуд;
  • секьюритизация;
  • использование производных финансовых инструментов, например, дерривативов; другие.

4 этап. На последнем этапе управления рисками осуществляется возмещение потерь, возникших в результате риска. Данный процесс включает в себя:

  • создание резервных фондов;
  • списание соответствующих сумм на убытки;
  • прекращение начисления процентов по ссуде и др.

В целях минимизации потерь и обеспечения стабильных условий  работы банка создаются резервы  на возможные потери. Резервы создаются  по всем видам активных операций в  зависимости группы риска, к которой  она отнесена. Примеры формирования резервов на возможные потери по ссудам приведены в следующих темах. Покрытие возникших потерь банка  в результате превышения им допустимого  уровня риска осуществляется за счет средств резервного фонда.

2. Влияние внешних  рисков на банковскую деятельность

К внешним рискам следует  относить банковские риски, непосредственно  не связанные с деятельностью  самого банка или его клиентов. Внешние риски - региональный, инфляционный, снижения рыночной ликвидности - представляют собой опасности экономического характера, связанные с процессами производства и реализации товаров, услуг, обусловленные конъюнктурой рынков, макроэкономическими процессами. При этом вероятность наступления  указанных неблагоприятных событий  одинакова как для банка - кредитора  и инвестора, получателя депозитов, так и для фирм - получателей  инвестиций и заемщиков, для владельцев сбережений.

Следовательно, источники  возникновения внешних банковских рисков включают в себя политические, социально-экономические процессы и, соответственно, вызванный неполнотой их определенности вероятный ущерб  для банка. К финансово-экономическим  факторам образования внешних банковских рисков, не связанных непосредственно  с деятельностью кредитных организаций, можно отнести такие, как инфляция, массовые банкротства заемщиков  банковских кредитов или эмитентов  ценных бумаг, снижение доходов населения, ухудшение внешнеэкономической  конъюнктуры, отрицательная динамика фондового рынка и т.п.

Внешние риски подразделяются на три основных вида рисков: страновые, валютные и риски стихийных бедствий (форс-мажорных обстоятельств).

2.1 Страновой риск: методы управления, оценки и минимизации

Страновой риск - риск изменения текущих или будущих политических или экономических условий в стране в той степени, в которой они могут повлиять на способность страны, фирм и других заемщиков отвечать по обязательствам внешнего долга.

Страновой риск иногда довольно значителен для некоторых банков и небанковских фирм, прямо или косвенно занятых во внешней торговле и иностранных инвестициях. Например, банк, клиентами которого являются отечественные корпорации, которые активно экспортируют большую часть продукции, должен при оценке кредитоспособности клиентов принять во внимание страновой риск этих фирм. Одинаково важной является оценка фирм, которые перевели значительную часть своих производственных мощностей в другие страны. Прямые иностранные инвестиции увеличивают экономический и политический риски, также как риск перевода - аспекты, которые отсутствуют в чисто внутристрановом бизнесе.

Страновой риск является многофакторным явлением, характеризующимся тесным переплетением множества финансово-экономических и социально-политических переменных.

В рамках общего странового риска выделяют некоммерческий (политический) и коммерческий риски.

Коммерческий риск может  быть как на уровне государства (страны), то есть риском неплатежеспособности при предоставлении займа иностранным  государством, так и на уровне компаний - трансграничным риском, то есть риском того, что при проведении экономической политики отдельная страна (государство) может наложить ограничения на перевод капитала иностранным инвесторам.

Некоммерческий (политический) риск предполагает вероятность финансовых потерь для компании в результате воздействия неблагоприятных политических факторов в стране размещения инвестиций.

До середины 1980-х годов  прошлого столетия основное внимание при оценке странового риска уделялось экономическим и технологическим областям и менее - политическим и социальным. К пересмотру этой тенденции привели активные исследования в плане разработки соответствующих социальных индикаторов, которые могли бы использоваться наряду с экономическими составляющими (например, ВВП, индекс потребительских цен).

До 1970-х годов политический анализ климата в стране проводился на основе качественных оценок при  помощи методов "старых знакомств" (old hands) и "больших туров" (grand tours). Анализ проводился не регулярно, а только тогда, когда на карту был поставлен вопрос о новых инвестициях. Если риск представлялся высоким, то инвестиции, либо не размещались, либо к стоимости проекта добавлялась "премия за риск" для учета высокой вероятности потерь. Недостатком этих методов является то, что возможно "приукрашивание" полученной информации.

???????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????

Рисунок.1 Факторы, влияющие на оценку рисков

Наиболее систематичным  является метод Delphi, в соответствии с которым на первом этапе аналитики разрабатывают систему переменных для конкретного случая, а затем привлекают достаточное количество экспертов, которые определяют вес каждой переменной для рассматриваемой страны. Здесь возможным минусом является чрезмерная субъективность оценок.

Соответственно возникла необходимость разработать комбинированный  метод, который позволил бы соединить  субъективное восприятие незнакомой среды  той или иной компании с количественным анализом объективных данных для  формирования общего восприятия (GESTALT) странового риска.

Более широкое развитие моделирование  политических и экономических рисков получило к началу 1980-х годов. Рост задолженности развивающихся стран  вызвал интерес к рискам неплатежеспособности. Специфическая природа данных рисков привела к систематическому анализу  макроэкономических данных. Мировой  кризис конца 1990-х годов привел к  необходимости существенно пересмотреть количественные оценки странового риска практически для всех стран в сторону увеличения. Характер развития кризиса выявил глобальную взаимосвязь экономик различных государств ("принцип домино"), что привело к ограничению применяемых традиционных методов оценки риска и необходимости разработки новых подходов.

Конечно, количественная оценка странового риска имеет определяющее значение для принятия решения об инвестициях в зарубежных странах. Поэтому появилась концепция "мирового портфеля", в соответствии с которой доли вложения средств в активы различных государств должны распределяться, обратно пропорционально их страновому риску.

Количественный подход к  оценке странового риска позволяет сравнивать различные страны по степени риска, используя единый числовой фактор риска, который суммирует относительное влияние определенного количества социально-политических факторов посредством различных политических и социальных индикаторов (формула 1).

R = R (q1, q2, q3, …, qn) = R (qi), i = 1, …, n, (1)

где R - многофакторная функция, зависящая от значений учитываемых  факторов (qi - совокупность значений i-го фактора).

Главными недостатками количественных методов является использование  узкого определения политического  риска и концентрация на ограниченном количестве факторов риска, таких как  политическая нестабильность, валютный контроль и экспроприация. Полный список возможных рисков с разной степенью потенциального влияния на иностранные  инвестиции гораздо шире и включает несколько сотен политических, экономических  и социально-культурных факторов. Выбор  факторов и определение их относительного веса остается основной проблемой количественного  метода.

Также проблема заключается  в том, что попытка приспособить количественную шкалу рисков для  международных сравнений наталкивается  на отраслевую ориентированность большинства  страновых рисков. Например, добывающие отрасли гораздо больше подвержены экспроприации, чем высокотехнологичные производственные отрасли. Более того, то, что рассматривается как фактор риска для большинства отраслей, вполне может быть фактором дополнительных возможностей для некоторых других отраслей. Поскольку различные страны обладают различным относительным уровнем риска для разных инвесторов, то соответственно сфера применения количественной шкалы странового риска сужается.

Для раннего обнаружения  благоприятных или неблагоприятных  тенденций в стране может использоваться метод агрегированных статистических данных. На этой основе были разработаны  две модели - Political System Stability Index (PSSI) и Ecological Approach, основанные на точных причинных взаимосвязях и опирающиеся в первую очередь на эконометрические и другие объективные данные.

Другую группу составляют экспертные оценки, являющиеся обычно конечным продуктом многоступенчатого  консультационного процесса, который  может вовлекать метод Delphi. Некоторые из этих отчетов используют эконометрические данные, но их основной характеристикой является прогрессивное присвоение рейтингов достаточно большого количества стран. Первой компанией по ранжированию стран стала служба BERI (Business Environment Risk Index). Эта система оценки основана на придании каждому виду риска определенного весового коэффициента, отражающего его значимость для успеха в бизнесе.

Составление рейтинга стран  по уровню риска включает в себя несколько этапов:

  • выбор переменных (политическая стабильность, степень экономического роста, степень инфляции, уровень национализации и др.);
  • определение веса каждой переменной (максимальный вес имеет переменная политической стабильности);
  • обработка показателей по методу Delphi с использованием экспертной шкалы;
  • выведение суммарного индекса, теоретически располагающегося в пределах от 0 до 100 (минимальный индекс означает максимальный риск, и наоборот).

Как правило, индексы стран  не достигают крайних значений. Сравнительные  рейтинговые системы, использующие схожие методологии, разрабатываются  консалтинговыми фирмами Frost & Sullivan (the World Political Risk Forecast), Business International and Data Resources Inc. (Policon). Большинство из них доступны в режиме онлайн, и, как в случае с Policon, пользователи могут исключать вес различных переменных либо включать свою собственную оценочную информацию.

Существуют еще также две финансово-направленные рейтинговые системы - Institutional Investor's Country Credit Rating и Euromoney's Country Risk Index, охватывающие 109 и 116 стран соответственно.

В модели Euromoney рейтинг странового риска составляется путем комбинирования по 9 категориям: экономические данные (25% в оценке), политический риск (25%), долговые показатели (10%), невыплачиваемые или реструктурированные во времени долги (10%), кредитный рейтинг (10%), доступ к банковским финансам (5%), доступ к краткосрочным финансам (5%), доступ к рынкам капитала (5%), дискаунт по форфейтингу (5%). При этом оценка политического риска производится на основе экспертных заключений по шкале от 0 (высокий риск) до 10 (низкий риск). Результирующее значение странового риска варьируется от 0 (наибольший риск) до 100 (наименьший риск). Данные числовые значения конвертируются в 10 буквенных категорий - от ААА до N/R.

Более 25 лет назад у  международных инвесторов возникла необходимость оценивать риски  при вложении инвестиций в различные  программы и проекты отдельных  стран. В результате появились компании, которые стали с использованием определенного рейтинга стран, их образований  и хозяйствующих субъектов осуществлять прогноз по рискованности финансовых вложений. Такие оценки стали публиковаться. Первоначально этим занимались отдельные  группы при крупных компаниях  или банках, затем были созданы  специальные рейтинговые агентства.

??????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????

Рисунок 2 Категории  данных в оценке странового риска по модели Euromoney

Разработка стратегии  поведения в стране вложения инвестиций строится на тщательном анализе как  объективных (уровень инфляции, состояние  экономики и т.д.), так и субъективных (роль ключевых фигур государства, структура  власти, их влияние на ведение бизнеса) факторов.

Информация о работе Внешние риски и их влияние на деятельность банка