Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 22:36, курсовая работа
Цель курсовой работы – на основе исследования теоретико-методологических положений разработать сводный бюджет предприятия. Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить теоретические основы бюджетирования;
- проанализировать методы разработки бюджетов на предприятии;
- рассмотреть планирование операционного бюджета на предприятии
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БЮДЖЕТИРОВАНИЯ КАК ОСНОВНОГО ИНСТРУМЕНТА ФИНАНСОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ 5
1.1. Сущность бюджетирования на предприятии 5
1.2. Организация процесса бюджетирования на предприятии 7
1.3. Планирование бюджета на предприятии 13
2. АНАЛИЗ ПРОЦЕССА БЮДЖЕТИРОВАНИЯ НА ООО «РЕСУРС МЕБЕЛЬ» 16
2.1. Анализ финансового состояния и выявление необходимости осуществления бюджетирования на ООО «Ресурс мебель» 16
2.2. Планирование сводного бюджета ООО «Ресурс мебель» 21
3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ БЮДЖЕТИРОВАНИЯ НА ООО «РЕСУРС МЕБЕЛЬ» 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 36
ПРИЛОЖЕНИЕ 38
- совокупность структурных подразделений, являющихся объектами бюджетирования, то есть теми центрами ответственности, которыми назначается бюджетный план и которые ответственны за его исполнение.
Система управления бюджетированием – это регламент взаимодействия служб аппарата управления и структурных подразделений, закрепляющий в соответствующих внутренних нормативных актах и инструкциях обязанности каждого подразделения на каждой стадии бюджетного процесса. Так как бюджетный процесс является непрерывным и повторяющимся (регулярным). Точно так же регулярно, в соответствующие сроки в аппарата управления из структурных подразделений должна поступать учетная информация, необходимая для его обеспечения.
С другой стороны, структурные подразделения должны своевременно получать из аппарата управления бюджетное задание и коррективы, вносимые в него в течение бюджетного периода. Следовательно, важнейшей составляющей регламента бюджетного процесса является внутренней документооборот – совокупность регулярных, закрепленных в соответствующих внутренних актах и инструкциях, информационных потоков подразделений предприятия в процессе разработки, контроля и анализа исполнения сводного бюджета.
Организационная структура и система управления составляют организационный блок (компонент) бюджетного процесса.
В-четвертых, процесс разработки, контроля и анализа исполнения бюджета предполагает регистрацию и обработку больших массивов информации, что затруднительно сделать вручную. В бюджетном процессе уровень оперативности и качества учетно-аналитической работы существенно повышается, а количество ошибок сокращается при использовании программно-технических средств. Программно-технические средства, используемые структурами предприятия, задействованными в бюджетном процессе, составляют программно-технический блок системы бюджетирования.
Все четыре компонента бюджетного процесса тесно связаны между собой и составляют инфраструктуру системы бюджетирования на предприятии (рисунок 3).
Рисунок 3. Инфраструктура бюджетного процесса
Таким образом, бюджетный процесс представляет собой замкнутый контур финансового управления, включающий разработку проекта сводного бюджета, утверждение проекта бюджета и включение его в структуру научно обоснованного бизнес-плана организации, анализ исполнения бюджета по итогам текущего года.
Бюджетирование представляет собой метод распределения ресурсов, охарактеризованных в количественной форме, для достижения целей, также представленных количественно. Его также можно определить как процесс принятия решений, через который предприятие оценивает целесообразность притока и оттока активов.
Бюджетирование означает принятие управленческих решений, связанных с будущими событиями, на основе систематической обработки данных. Его основная цель на современном промышленном предприятии состоит в повышении эффективности работы предприятия посредством:
- целевой ориентации и координации всех событий на предприятии;
- выявления рисков и снижения их уровня;
- повышения гибкости,
приспособляемости к
Расчеты, осуществляемые в процессе формирования бюджета предприятия, позволяют в полном объеме и своевременно определить необходимую сумму денежных средств на их реализацию, а также источники поступления этих средств (собственные, кредитные, бюджетные или средства инвестора). Результаты расчетов находят свое отражение в долгосрочных и стратегических планах предприятия.
Таким образом, стремление научиться управлять финансами в условиях нестабильности, организовать производство конкурентоспособной продукции, обеспечивая эффективное развитие предприятия, ставит перед руководством российских предприятий сложную задачу: овладеть методикой формирования бюджета как основного финансового плана и экономического регулятора отношений между структурными подразделениями предприятия и предприятия с внешней средой.
В странах с рыночной экономикой формирование бюджета как одного из важнейших инструментов внутрифирменного планирования прошло долгий и сложный путь развития. На сегодняшний день бюджетирование представляет собой целостную систему, включающую все основные вопросы: от обоснования целей и задач до контроля его исполнения на всех стадиях. В России после отхода от централизованного планирования каждое предприятие разрабатывает свой бюджет самостоятельно. Компанией изучался западный опыт внутрифирменного планирования, но специфика отечественных экономических условий требует корректировки методологических основ формирования бюджета с учетом особенностей российских предприятий.
В результате была разработана и апробирована методика формирования бюджета:
- анализ существующей системы учета, планирования, документооборота;
- разработка экономических моделей, определяющих основные пути закономерного развития предприятия;
- формирование технологии составления бюджета;
- анализ и апробация механизма бюджетирования в условиях промышленного предприятия;
- распределение обязанностей по подготовке документооборота для составления бюджета между структурными подразделениями и конкретными исполнителями, определение форматов представляемых документов и сроков их подготовки;
- разработка сводного бюджета предприятия на основе предоставленной информации и результатов анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия с учетом поставленных целей развития;
- разработка методики контроля исполнения бюджета, процедур текущих корректировок бюджета при изменениях внешних и внутренних условий.
Формирование бюджета основывается на методе гибкого развития предприятия, который дает основные теоретические и методологические подходы к диагностике и планированию деятельности предприятия в условиях конкуренции и нестабильности.
В настоящее время бюджет компании представляет собой целостную научно-обоснованную систему сбора, анализа и обработки информации, получаемой из внутренней и внешней среды, осуществления расчетов основных и вспомогательных показателей экономического состояния предприятия и контроля за их выполнением на основе экономико-математических моделей и технологий на всех этапах реализации бюджета. При формировании бюджета расчеты ведутся как в сопоставимых условиях текущего года, так и с учетом метода дисконтирования денежных потоков и теории рисков.
Таким образом, расчеты, осуществляемые в процессе формирования бюджета предприятия, позволяют в полном объеме и своевременно определить необходимую сумму денежных средств на их реализацию, а также источники поступления этих средств (собственные, кредитные, бюджетные или средства инвестора).
ООО «Ресурс мебель» было основано 25 января 1995 года в городе Липецке. Ассортимент продукции предприятия представлен в виде спальных гарнитуров, компьютерных столов, мягкой мебели.
Коллекция постоянно обновляется. Достигнут высокий уровень культуры производства.
В 1996 году введена в строй новая гибкая автоматизированная линия по производству фасадов из МДФ различной конфигурации, облицованной декоративными ПВХ-пленками с широким спектром цветовой гаммы.
В декабре 1997 года фабрика вступила в Союз мебельщиков - добровольное некоммерческое объединение единомышленников. Фабрика активно участвует в конкурсах и мебельных выставках, завоевывая при этом призовые места и всевозможные награды.
В январе 1999 года фабрика участвовала в международной мебельный выставке в Москве, где выступала на равных с ведущими российскими фирмами. Об удаче дебюта свидетельствует тот факт, что вся выставочная продукция была раскуплена на месте.
В течение последних
мебельная фабрика является
2000 год. Налажен выпуск фасадов из массива твердолиственных пород, а также столешниц для рабочих поверхностей кухонной мебели и настенного покрытия.
2001 год. Фабрика освоила
выпуск погонажных изделий
2002 год. Сдана вторая очередь мебель, в 2003 - третья очередь.
Фабрика ведет неуклонный курс на модернизацию процессов производства.
Внедрение новых технологий повысило качественные характеристики мебели до уровня российских стандартов.
Следует отметить, мебельная фабрика принимает участие в конкурсах образцов мебели на ведущих российских выставочных форумах, а также победителями конкурса "Общественное признание" в номинации "За достижения в профессиональной деятельности", "За вклад в создание репутации отечественного предпринимательства", "Социальная значимость предприятия".
Предприятие ведет неуклонный курс на модернизацию процессов производства.
Внедрение новых технологий повысило качественные характеристики мебели до уровня европейских стандартов.
ООО «Ресурс мебель» уделяет большое внимание снижению себестоимости своей продукции.
Решающим условием снижения
себестоимости служит непрерывный
технический прогресс. Внедрение
новой техники, комплексная механизация
и автоматизация
Проведем анализ финансового состояния предприятия. Реализация продукции является завершающей стадией кругооборота средств предприятия. От ее величины зависят результаты финансово-хозяйственной деятельности, показатели оборачиваемости и рентабельности. В условиях рыночной экономике этот показатель приобретает первостепенное значение. От того, как продается продукция, какой спрос на нее на рынке, зависит, и объем ее производства. В таблице 1 показана статистика реализации продукции за 2010-2012 года.
Таблица 1 - Динамика реализации продукции
Год |
Общий объем продаж, тыс. руб. |
Темпы роста, % |
2010 |
1256 |
100 |
2011 |
1997,3 |
159 |
2012 |
3395,6 |
170 |
Расчет среднегеометрической взвешенной:
При сравнении трех последних лет выявлено, что объем реализации увеличился на 70% (170% - 100%). Среднегодовой темп прироста составляет 64%.
Основную часть прибыли
Таблица 2 - Анализ финансовых результатов от реализации продукции
Показатели |
2011 |
2012 |
Отклонение |
Выручка от реализации, тыс. руб. |
1997,3 |
3395,6 |
1398,3 |
Себестоимость реал. продукции, тыс. руб. |
1476,7 |
2546,7 |
1250,5 |
Коммерческие расходы, тыс. руб. |
139 |
188,2 |
49,2 |
Прибыль до налогообложения, тыс. руб. |
381,6 |
660,7 |
98,6 |
Налоги из прибыли, тыс. руб. |
91,58 |
158,6 |
23,7 |
Прибыль, тыс. руб. |
290 |
482,1 |
75,1 |
Рассчитаем рентабельность реализованной продукции:
Рр.п. = П/В,
где П – прибыль в распоряжении предприятия;
В – выручка от реализации продукции.
Рр.п. = 290000/1997300*100 = 14,5 (2011 год);
Рр.п. = 482100/3395600*100 = 16 (2012 год).
Этот показатель – рентабельность
реализованной продукции
Объем реализации продукции оказывает как положительное, так и отрицательное влияние на сумму прибыли. Увеличение объема продаж рентабельной продукции приводит к пропорциональному увеличению прибыли. Если же продукция является убыточной, то при увеличении объема продаж происходит уменьшение суммы прибыли. Себестоимость продукции и прибыль находятся в обратно пропорциональной зависимости: снижение себестоимости приводит к соответствующему росту суммы прибыли и наоборот.