Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 22:36, курсовая работа
Цель курсовой работы – на основе исследования теоретико-методологических положений разработать сводный бюджет предприятия. Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить теоретические основы бюджетирования;
- проанализировать методы разработки бюджетов на предприятии;
- рассмотреть планирование операционного бюджета на предприятии
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БЮДЖЕТИРОВАНИЯ КАК ОСНОВНОГО ИНСТРУМЕНТА ФИНАНСОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ 5
1.1. Сущность бюджетирования на предприятии 5
1.2. Организация процесса бюджетирования на предприятии 7
1.3. Планирование бюджета на предприятии 13
2. АНАЛИЗ ПРОЦЕССА БЮДЖЕТИРОВАНИЯ НА ООО «РЕСУРС МЕБЕЛЬ» 16
2.1. Анализ финансового состояния и выявление необходимости осуществления бюджетирования на ООО «Ресурс мебель» 16
2.2. Планирование сводного бюджета ООО «Ресурс мебель» 21
3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ БЮДЖЕТИРОВАНИЯ НА ООО «РЕСУРС МЕБЕЛЬ» 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 36
ПРИЛОЖЕНИЕ 38
Генеральный директор постоянно занимается
тщательной проверкой стратегических
и финансовых планов, даёт рекомендации,
разрешает разногласия и
Генеральный директор определяет срок рассмотрения бюджета предприятия на плановый период. На основании указанной даты, планово-экономический отдел формирует сроки составления бизнес-прогнозов. После согласования производится предварительный расчет бюджета. После осуществления необходимых поправок бюджет выносится на рассмотрение Генеральному директору. Он инициирует внесение требуемых корректировок и утверждает бюджет предприятия.
Корректировка бюджета может быть инициирована генеральным директором в случае изменения стратегии предприятия; невозможности выполнения запланированных годовых целевых показателей по объективным причинам; существенных отклонений фактических показателей от целевых и т.д. Для организации корректировки бюджета планово-экономический отдел формирует сроки изменения бизнес-прогнозов. Накопленный опыт показывает, что использование данного инструмента позволяет вывести систему управления организацией на качественно новый уровень, характеризуемый достижением "прозрачности" принимаемых управленческих решений с точки зрения финансовых последствий, наличием реальной возможности управления финансовыми результатами и денежными потоками структурных единиц и организации как единого целого. Несмотря на очевидность необходимости бюджетирования, в процессе его реализации предприятие столкнулось с рядом факторов, ограничивающих его использование. В первую очередь это, конечно, высокая нестабильность внешней среды. К числу внутренних факторов следует отнести:
- дефицит времени в связи с давлением, приоритетом текущих дел;
- убежденность в том,
что главный фактор успеха
фирмы - предпринимательский талант
руководителей, интуиция и
- недостаточная квалификация служащих;
- негативное отношение к планированию, ассоциируемое с советской плановой экономикой др.
Потребовалось проведение огромной работы по преодолению влияния этих факторов.
Не смотря на недолгое время использование системы бюджетирования, она уже дает конкретные результаты. Во-первых, составление бюджетов делает прозрачным расходование средств для руководителей подразделений, и они могут корректировать свои расходы на те или иные цели. Во-вторых, начальники подразделений чувствуют ответственность за соблюдение плановых показателей, которые заложены у них в бюджетах. В-третьих, уже начали выявляться некоторые внутренние ресурсы общества, которые можно использовать с намного большей выгодой.
2.2. Планирование сводного бюджета ООО «Ресурс мебель»
На предприятии используется структура общего бюджета с выделением оперативного и финансового бюджета. Составление общего бюджета начинается именно с операционного бюджета, первым шагом которого является бюджет продаж.
Бюджет продаж объединяет информацию об объемах реализации, ценах и, соответственно, о выручке от реализации. Он является отправной точкой всего процесса бюджетирования. Так как предприятие имеет достаточно большую номенклатуру товаров необходимо их сгруппировать. В этом случае бюджет продаж составляют по группам товаров и средним ценам для каждой группы.
В таблице 3 приведен прогноз средних цен на продукцию, выпускаемую предприятием.
Таблица 3 - Запланированные цены на 2013 г.
Наименование продукции |
Цена (руб.) |
|
17580 |
|
16490 |
|
3400 |
В бюджете отражен объем реализации продукции на основе сбытовой деятельности прошлых лет.
Таблица 4 - Бюджет продаж предприятия
Наименование/ период |
Квартал 1 |
Квартал 2 |
Квартал 3 |
Квартал 4 |
Всего за 2013г. |
1. Запланированные продажи, шт. | |||||
1.1.Мягкая мебель |
44 |
51 |
53 |
50 |
198 |
1.2.Спальные гарнитуры |
35 |
39 |
43 |
38 |
155 |
1.3.Компьютерные столы |
45 |
52 |
53 |
50 |
200 |
2. Ожидаемая цена, руб./ед. | |||||
2.1.Мягкая мебель |
17580 |
17580 |
17580 |
17580 |
- |
2.2.Спальные гарнитуры |
16490 |
16490 |
16490 |
16490 |
- |
2.3.Компьютерные столы |
3400 |
3400 |
3400 |
3400 |
- |
3. Запланированные продажи, руб. | |||||
3.1.Мягкая мебель |
773520 |
896580 |
931740 |
879000 |
3480840 |
3.2.Спальные гарнитуры |
577150 |
643110 |
709070 |
626620 |
2555950 |
3.3.Компьютерные столы |
153000 |
176800 |
180200 |
170000 |
680000 |
3.5. Итого продажи |
1503670 |
1716490 |
1821010 |
1675620 |
6716790 |
Следующим этапом разработки бюджета
продаж является определение размера
денежных поступлений от этих продаж.
При составлении графика
Таблица 5 - График поступлений денежных средств от продаж (руб.)
Наименование/период |
Квартал 1 |
Квартал 2 |
Квартал 3 |
Квартал 4 |
Всего за 2013г. |
Счета дебиторов на начало периода |
409980 |
- |
- |
- |
409980 |
Поступления денег от продаж 1 квартала |
1052569 |
451101 |
- |
- |
1503670 |
Поступления денег от продаж 2 квартала |
- |
1201543 |
514947 |
- |
1716490 |
Поступления денег от продаж 3 квартала |
- |
- |
1274707 |
546303 |
1821010 |
Поступления денег от продаж 4 квартала |
- |
- |
- |
1172934 |
1172934 |
Всего поступлений |
1462549 |
1652644 |
1789654 |
1719237 |
6624084 |
Из данных таблицы видно, что
остаток дебиторской
Производственный план продукции составляется исходя из бюджета продаж с учетом необходимой для предприятия динамики остатков готовой продукции на складе. Для ООО «Ресурс мебель» предполагается, что наиболее оптимальной является величина запаса готовой продукции в размере 20% от объема продаж следующего квартала. Запас готовой продукции на начало периода равен конечному запасу предыдущего периода. На начало года фактические запасы мягкой мебели составили 7 шт., спальных гарнитуров – 5 шт. Необходимый объем выпуска готовой продукции, который составляется в натуральных единицах измерения. План производства представлен в таблице 6.
Таблица 6 - Производственный бюджет в натуральных единицах
Наименование/ период |
Квартал 1 |
Квартал 2 |
Квартал 3 |
Квартал 4 |
Всего за 2013г. |
1. Плановый объем продаж, шт. | |||||
1.1.Мягкая мебель |
44 |
51 |
53 |
50 |
198 |
1.2.Спальный гарнитур |
35 |
39 |
43 |
38 |
155 |
1.3.Комп. столы |
45 |
52 |
53 |
50 |
200 |
2. Плановые остатки готовой продукции на конец периода, шт. | |||||
2.1. Мягкая мебель |
10 |
11 |
10 |
9 |
9 |
2.2. Спальный гарнитур |
8 |
9 |
8 |
6 |
6 |
3. Остатки готовой продукции на начало периода, шт. | |||||
3.1. Мягкая мебель |
7 |
10 |
11 |
10 |
7 |
3.2. Спальный гарнитур |
5 |
8 |
9 |
8 |
5 |
4. Объем выпуска готовой продукции, шт. | |||||
4.1. Мягкая мебель |
47 |
52 |
52 |
49 |
200 |
4.2. Спальный гарнитур |
38 |
40 |
42 |
36 |
156 |
4.3.Комп. столы |
45 |
52 |
53 |
50 |
200 |
Данные таблицы
Бюджет прямых затрат на материалы базируется на производственном плане, то есть на основе плановой величины валового выпуска калькулируется потребность в материалах.
Расход материалов на единицу продукции показан в таблице 9.
Таблица 7 - Состав прямых затрат на материалы, включаемых в себестоимость единицы продукции
Наименование |
Вид продукции | ||
Мягкая мебель |
Спальный гарнитур |
Комп. стол | |
Обивочная ткань, м |
19 |
- |
- |
Пружинные блоки, шт |
40 |
- |
- |
Бязь, м |
7 |
- |
- |
ЛДСП, м2 |
- |
22,5 |
5,5 |
OSB, м2 |
- |
10,6 |
- |
Фанера, м2 |
20 |
5,5 |
- |
ДСП,м2 |
0,7 |
- |
- |
ДВП, м2 |
- |
5,1 |
- |
Неткан. материал, кг |
18 |
- |
- |
Брус сосны, м3 |
0,2 |
- |
- |
Брус березы, м3 |
- |
0,1 |
- |
Клей, кг |
1,3 |
1,5 |
0,9 |
Нитки, м |
200 |
- |
- |
Зеркало, м2 |
- |
1,5 |
- |
Матрац, шт. |
- |
1 |
- |
Набор фурнитуры, комп. |
1 |
1 |
1 |
Планируемая цена материалов определена в Приложении 1
В таблице рассчитаны потребности в материалах для производства каждого вида продукции исходя из запланированного объема выпуска и данных, приведенных в таблице. А также общие потребности в прямых материальных затратах как в натуральном так и в стоимостном выражении.