Бюджетирование предприятия ООО «Вереск-Уфа»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2012 в 12:58, курсовая работа

Описание работы

Использование объективной оценки и анализа системы управления на предприятиях должно учитывать специфические черты их хозяйственной деятельности в современных экономических условиях и служить инструментом для выявления направлений повышения эффективности и результативности управленческой деятельности на предприятии.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….. 3
1 Глава :Основная часть………………………………………………………….4
1.1 Содержание, цели и функции бюджетирования………………………… 6
1.2. Бюджет в системе планов. Виды бюджетов………………………………. 6
2Глава: Бюджетирование предприятия ООО «Вереск-Уфа»…………………17
2.1 Общая характеристика предприятия……………………………………… 17
2.2. Организация бюджетного управления…………………………………… 33
Заключение…………………………………………………………………….. 37
Список используемых источников……………………………………………. 40

Файлы: 1 файл

планирование на ппп.doc

— 92.66 Кб (Скачать файл)

     Министерство  образования и науки Российской Федерации

     государственного  образовательного учреждения

     высшего профессионального образования

     «Оренбургский государственный университет»

     Уфимский  филиал 
 

Кафедра экономики и управления на предприятии 

пищевой промышленности 
 
 
 

     Курсовая  работа по дисциплине:

     «Планирование на предприятии» 
 

                                                                   
 

       Выполнил:

                                            студент группы ЭП 5-1

                                Тулькубаев Р.К.

                               шифр06-Э-118 
 
 
 
 
 

     Уфа   2012

Содержание

Введение………………………………………………………………………….. 3

1 Глава :Основная часть………………………………………………………….4

    1. Содержание, цели и функции бюджетирования………………………… 6

1.2. Бюджет в системе планов. Виды бюджетов………………………………. 6

2Глава: Бюджетирование  предприятия ООО «Вереск-Уфа»…………………17

2.1 Общая характеристика предприятия……………………………………… 17

2.2. Организация  бюджетного управления…………………………………… 33

Заключение…………………………………………………………………….. 37

Список используемых источников……………………………………………. 40 
 
 
 

 

ВВЕДЕНИЕ

     Глубокие изменения, произошедшие в экономике нашей страны за последние годы, привели к пересмотру роли и значимости управленческого персонала на предприятии. В современных условиях бизнеса менеджмент осуществляет не только текущее управление предприятием, но и определяет стратегию развития предприятия. Необходимость совершенствования управленческой деятельности привела к профессионализации менеджмента.

     Влияние научно-технического прогресса непосредственно  на производственный процесс, призванное повысить производительность труда  непосредственных исполнителей на производстве, не могло не отразиться на методах  управления. Возросли требования к  росту эффективности работы управленческого  персонала, качеству и научной обоснованности управленческих решений. В силу возросшей  степени ответственности за управляемый  объект, все чаще результативность деятельности аппарата управления отождествляется  с результативностью деятельности предприятия и наоборот. Несомненно, эффективная управленческая деятельность является ключевой предпосылкой успешного  функционирования предприятий. Отсюда вытекает объективная необходимость  изучения факторов, влияющих на эффективность  управленческой деятельности на предприятиях.

     Использование объективной оценки и анализа  системы управления на предприятиях должно учитывать специфические  черты их хозяйственной деятельности в современных экономических  условиях и служить инструментом для выявления направлений повышения  эффективности и результативности управленческой деятельности на предприятии. 
 
 
 

     

1.ГЛАВА:  Основная часть.

          1.1 Содержание, цели и функции  бюджетирования.

Понятие процесса бюджетирования носит неоднозначный  и противоречивый характер. Его, как  и многие другие финансовые категории, можно считать вопросом дискуссионным  и требующим тщательного рассмотрения во всех аспектах.

     В литературе по финансовому менеджменту  существуют следующие определения  бюджетирования:

     Процесс бюджетирования является составной  частью финансового планирования, т. е. процесса определения будущих  действий по формированию и использованию  финансовых ресурсов.

     Система бюджетирования – это система  учета для принятия управленческих решений, основанная на фактически полученных результатах в предыдущем году в  сопоставлении с планом на следующий  период планирования.

       Бюджетирование  представляет собой  балансирование потоков доходов  и расходов фирмы в целом  и основных ее структурных  звеньев. 

     Бюджетирование (внутрифирменное финансовое планирование) – это, с одной стороны, процесс составления финансовых планов и смет, а с другой – управленческая технология, предназначенная для выработки и повышения финансовой обоснованности принимаемых управленческих решений.

     Бюджетирование  – это технология финансового  планирования, учета и контроля доходов  и расходов, получаемых от бизнеса  на всех уровнях управления, позволяющая  анализировать прогнозируемые финансовые показатели и управлять с их помощью  ресурсами (прежде всего финансовыми  как отдельного бизнеса, так и  компании в целом).

     Основным  назначением бюджетирования  в  стратегическом плане является управление активами компании, рост капитализации, определение инвестиционной привлекательности  отдельных направлений хозяйственной  деятельности.

     Цели  бюджетирования, а также его роль в общей системе финансового  планирования наиболее полно характеризуются  функциями бюджета:

       Планирование операций, обеспечивающих  достижение целей организации.  Составление бюджета основано  на уточнении и детализации  стратегических планов на заданный  бюджетом период.

  1. Коммуникация и координация различных подразделений предприятия и видов деятельности, подразумевающие согласование интересов отдельных работников и групп в целом по предприятию для достижения намеченных целей. Бюджет способствует выявлению слабых звеньев в организационной структуре, решению проблем коммуникации и распределения ответственности между исполнителями.
  2. Ориентация руководителей всех рангов на достижение задач поставленных перед их центрами ответственности.
  3. Контроль текущей деятельности, обеспечение плановой дисциплины. В качестве основы для оценки выполнения плана центрами ответственности лучше использовать именно бюджетные данные, а не данные прошлых лет. Это связано с тем, что текущая деятельность может отличаться от прошлой изменениями в технологии, составе персонала, ассортименте продукции или новыми общеэкономическими условиями.
  4. Повышение профессионализма менеджеров. Составление бюджетов способствует детальному изучению деятельности своих подразделений и взаимоотношений между центрами ответственности на предприятии.

     При этом в каждой компании могут быть свои функции бюджетирования в зависимости, как от объекта финансового планирования, так и от системы финансовых и  нефинансовых целей. В  каждой компании в качестве управленческой технологии бюджетирование может преследовать свои собственные цели и использовать свои собственные средства, свой собственный  инструментарий, тем не менее, существует общая (принципиальная) схема бюджетирования  (рис. 1). 

     

     Рис. 1 Принципиальная блок-схема бюджетирования

 

     Конкретно функции бюджетирования проявляются  в системе показателей, которые  устанавливаются руководителем  предприятия или компании в качестве целевых или контрольных. По этой причине системы бюджетирования даже в одинаковых компаниях будут  различными. Различия в целях и  стратегиях проявляются в разных финансовых показателях, выбираемых в  качестве целевых (контрольных). Далее  форматы бюджетов должны соответствовать  заданным контрольным показателям. Главное в бюджетировании – создать  систему координат для бизнеса, по которой было бы видно, куда движется бизнес в настоящее время и  каковы его перспективы на будущее, т. е. создать основу для выработки  и принятия управленческих решений  в финансовой сфере. А поскольку  одной из основных задач финансового  менеджмента является эффективное  управление денежными потоками, то это и будет основной задачей  бюджетирования. 

1.2. Бюджет в системе планов. Виды бюджетов

Система планов – это результат процесса планирования. План включает основные показатели деятельности, которые должны быть достигнуты к концу планового  периода. По сути, план – это набор  инструкций для менеджеров, описывающих, какую роль каждая часть организации  должна играть в процессе достижения целей фирмы

     Процесс планирования сложен и разнообразен. Этим определяется комплексный характер системы планов, которую можно  разделить на следующие элементы.

  1. Стратегический (генеральный) план фирмы (часто составляется на 5 лет вперед).
  2. Общефирменные планы, составленные в продолжение стратегического плана и определяющие главные задачи развития организации. Основу этих планов составляет план развития.
  3. Оперативные планы организации:

     - Общефирменные планы текущей  деятельности, так называемые «хозяйственные  планы», или «планы прибыли», рассчитываются  на один год. С помощью планов  текущей деятельности товары  и услуги производятся и поставляются  на рынок;

     - Текущие планы подразделений,  в том числе бюджетные, дополняют  общефирменные планы текущей  деятельности.

  1. Помимо планов результатами процесса планирования являются программы (или планы-программы) и проекты.
    1. Бюджет – это количественное воплощение плана, характеризующее доходы и расходы на определенный период, и капитал, который необходимо привлечь для достижения заданных планом целей. Данные бюджета планируют будущие финансовые операции, т.е. бюджет создается до выполнения предполагаемых действий. Это и определяет роль бюджета как основы для контроля и оценки эффективности деятельности предприятия.
    1. Бюджеты имеют множество видов и форм; отдельные бюджеты, характеризующие промежуточные операции (закупка сырья и материалов, бюджет производства и т.п.), могут нести информацию только о расходах или только о доходах (бюджет продаж,) а укрупненные бюджеты (бюджетный отчет о прибылях и убытках, бюджет денежных средств) показывают как расходы, так и доходы организации.
    2. Составление бюджетов является неотъемлемым элементом общего процесса планирования, а не только его финансовой частью. Обычно создание бюджетов осуществляется в рамках оперативного планирования. Исходя из стратегических целей фирмы, бюджеты решают задачи распределения редких экономических ресурсов, находящихся в распоряжении организации. Разработка бюджетов придает количественную определенность выбранным перспективам существования фирмы.
    3. Основные требования к информации, содержащейся в бюджете, следующие: достаточность, неизбыточность, ясность и доступность. Конкретные формы составления бюджета каждое предприятие выбирает самостоятельно.

     Финансовые (основные) бюджеты предназначены для управления финансами предприятия, оценки финансового состояния бизнеса для выполнения определенных управленческих задач. В финансовых бюджетах отражаются объем и структура предполагаемых источников средств и планируемые направления их использования. Финансовые бюджеты позволяют руководителям иметь всю необходимую информацию для оценки финансового положения компании и контроля  за его изменением, для оценки финансовой состоятельности бизнеса и инвестиционной привлекательности проекта.

     Операционные  бюджеты – это бюджеты, характеризующие  доходы и расходы по операциям, планируемым  на предстоящий период для отдельных  объектов бюджетирования. Операционные бюджеты, прежде всего необходимы для более точного составления финансовых бюджетов, определения наиболее важных пропорций, ограничений и допущений, которые следует учитывать при составлении финансовых бюджетов.

     Бюджет  продаж может составляться различными способами в зависимости от специфики  хозяйственной деятельности компании.  Общим при любом подходе к  составлению бюджета продаж является определение в стоимостном выражении  объема реализованной продукции  или выручки от реализации.

     Общий объем продаж компании может быть подсчитан двумя способами: по контрактам (заказам) или по продуктам (изделиям и услугам).

     При формировании бюджета продаж составляется план-график продаж, в котором присутствует информация об объемах продаж в натуральном  выражении, цена за единицу изделия  и объемы продаж в стоимостном  выражении. Все данные разбиваются  по видам продуктов (изделий, услуг) и по месяцам планируемого периода.

     Наряду  с планом-графиком в бюджете продаж должен быть представлен график поступлений денежных средств от проданной продукции, т.к. фактическая реализация продукции и поступление денежных средств от нее часто не совпадают.

     Для определения объемов производства необходимо, знать общий объем  продаж и его распределение внутри бюджетного периода (в соответствии с бюджетом продаж),  товарные остатки  на начало бюджетного периода и установить такие целевые нормативы, как  товарные остатки и запас готовой  продукции на начало и на конец  каждого бюджетного периода (месяца) и всего периода (года). Поэтому вначале составляют бюджет запасов готовой продукции, а затем на базе двух операционных бюджетов (бюджета продаж и бюджета запасов готовой продукции) можно разработать бюджет производства.

Информация о работе Бюджетирование предприятия ООО «Вереск-Уфа»