Бюджетирование предприятия ООО «Вереск-Уфа»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2012 в 12:58, курсовая работа

Описание работы

Использование объективной оценки и анализа системы управления на предприятиях должно учитывать специфические черты их хозяйственной деятельности в современных экономических условиях и служить инструментом для выявления направлений повышения эффективности и результативности управленческой деятельности на предприятии.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….. 3
1 Глава :Основная часть………………………………………………………….4
1.1 Содержание, цели и функции бюджетирования………………………… 6
1.2. Бюджет в системе планов. Виды бюджетов………………………………. 6
2Глава: Бюджетирование предприятия ООО «Вереск-Уфа»…………………17
2.1 Общая характеристика предприятия……………………………………… 17
2.2. Организация бюджетного управления…………………………………… 33
Заключение…………………………………………………………………….. 37
Список используемых источников……………………………………………. 40

Файлы: 1 файл

планирование на ппп.doc

— 92.66 Кб (Скачать файл)
  1. Определенный уровень запасов готовой продукции необходим для повышения ритмичности поставок, хотя это сопряжено с дополнительными издержками производства и реализации. Бюджет запасов готовой продукции составляют для того, чтобы точнее отразить эти запасы в расчетном балансе.

     Бюджет  запасов готовой  продукции, как  и бюджет производства, составляется только в натуральных единицах измерения, а затем на его основе определяются соответствующие затраты в стоимостном  выражении.

  1. Назначение бюджета производства – определить производственную программу предприятия (для производственных структур) или план закупок товаров для последующей перепродажи (для торговых предприятий) на предстоящий бюджетный период.
  2. Для точного определения прямых затрат необходимо составить три бюджета, первым из которых является бюджет прямых затрат на материалы (бюджет закупок сырья и материалов).

     Бюджет  прямых затрат на материалы предназначен для определения затрат сырья, материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий  и других продуктов, необходимых  для производства готовой продукции, стоимость которой целиком относится  на объем продаж и изменяется прямо  пропорционально объему продаж (производства).

     Информация  из бюджета прямых затрат на материалы (товары) также может быть представлена в виде плана-графика и графика  оплаты приобретаемых материалов (погашения  кредиторской задолженности). Для определения  режима закупок вначале необходимо определить желаемый запас сырья  и материалов на начало и конец  каждого периода.

     Наряду  с планом-графиком закупок материалов в бюджете прямых затрат должен быть представлен график оплаты поставок (график погашения кредиторской задолженности).

     Информация  бюджета прямых затрат на оплату труда  также может быть представлена в  виде плана-графика и графика  выплаты заработной платы. Составление  таких графиков необходимо, прежде всего в динамично развивающихся  производствах, где быстро увеличиваются  объемы производства и соответственно прямые затраты на оплату труда. При  стабильных объемах производства значения показателей плана-графика и графика  погашения задолженности будут  совпадать.

  1. Бюджет прямых производственных (операционных) затрат предназначен для определения издержек, связанных с теми категориями производственных или операционных затрат, которые прямо пропорционально зависят от изменения объемов производства. К числу таких производственных затрат в зависимости от специфики производства могут быть отнесены: электроэнергия, вода, некоторые сопутствующие материалы. Прямые операционные затраты включают страхование грузов, экспедиторские и другие расходы, связанные с доставкой груза.

     В теории обычно эти категории расходов принято учитывать в составе  накладных общепроизводственных затрат. Но если для компании данные затраты  являются критическими (достаточно важными, составляющими весомую долю общей  себестоимости продукции), то планировать  их необходимо отдельно от накладных  расходов.

  1. Назначение бюджета накладных расходов – определить часть условно-постоянных издержек, необходимых для производства запланированного объема продукции. В состав таких расходов обычно включаются различные виды общецеховых расходов: издержки на вспомогательные материалы, заработную плату вспомогательного и обслуживающего персонала, на доплату за сверхурочные работникам, занятым посменно, на капитальный и текущий ремонт оборудования цеха, охрану труда, амортизацию оборудования цеха, издержки по содержанию производственных и вспомогательных площадей и хранению внутрицеховых запасов, а также прочие условно-постоянные расходы.

     Бюджет  коммерческих расходов предназначен для  более точного определения затрат на мероприятия по стимулированию сбыта.

     В состав коммерческих расходов принято  включать расходы по доставке готовой  продукции (транспортировке), заработную плату персонала, занятого сбытом, комиссионные посредникам, а также премиальные  собственному персоналу, занятому сбытом (выплачиваемые в виде комиссионных), издержки на вспомогательные упаковочные  материалы, маркетинговые исследования, рекламу и продвижение продукции  на рынке.

     Коммерческие  расходы также принято разделять  на условно-переменные и условно-постоянные.

     В российской практике применяют три  подхода к планированию коммерческих расходов:

  • в виде определенного процента от объема продаж (наихудший подход, получивший наибольшее распространение в России);
  • по принципу «планирование от достигнутого» (несколько лучший подход, характерный преимущественно для новых коммерческих структур);
  •   по принципу конкурентного паритета (самый грамотный подход, но применяется он только в маркетингово ориентированных компаниях, число которых в России невелико).

     Бюджет  управленческих расходов предназначен для точного определения общих  и административных расходов, необходимых  для функционирования предприятия  или фирмы как организации  или юридического лица. В состав управленческих расходов, как правило, включают расходы на содержание (командировочные, представительские расходы, служебный транспорт и т.п.) и оплату труда (заработная плата и премии) высшего и среднего управленческого звена компании, содержание центрального офиса (связь, коммунальные и арендные платежи), услуги сторонних организаций (юридические, страхование, аудиторские и др.), содержание офисной техники, канцелярские товары и т. д.

     При планировании управленческих расходов их доля в фонде оплаты труда должна увеличиваться для обеспечения  роста эффективности производства и повышения конкурентоспособности  предприятия на основе роста его  технологического уровня. А в общем  объеме продаж доля этих расходов должна оставаться стабильной и медленно снижаться (примерно на 1-1,2% в течение 10-15 лет). На практике планирование управленческих расходов осуществляется следующими методами:

  1. традиционным;
  2. по принципу «от достигнутого»;
  3. в увязке с конечными результатами.

     Традиционный  подход предусматривает ограничение  управленческих расходов определенным процентом от фонда оплаты труда  основного производственного персонала.

     Планирование  по принципу «от достигнутого». В рамках этого подхода предполагается ежегодно увеличивать (индексировать) уровень управленческих расходов в соответствии с темпом их роста за определенный период.

     Планирование  в увязке с конечными результатом. Общим критерием эффективности коммерческих и управленческих расходов является опережающий рост объемов продаж по сравнению с темпами роста этих расходов. В результате размеры (масса) накладных расходов увеличивается, а их доля в объеме продаж может плавно снижаться.

     Отличие бюджета общепроизводственных накладных  расходов от бюджетов управленческих и коммерческих расходов по структуре  и набору статей незначительно, и  их форматы могут совпадать. Главное  отличие состоит в том, что  в первом случае все расходы можно  подсчитать непосредственно для  отдельного вида бизнеса (продукта, цеха, структурного подразделения), в во втором – те же самые затраты могут быть определены только для компании в целом.

  1. При наличии каких-либо инвестиционных проектов на предстоящий бюджетный период разрабатывают соответствующие планы капитальных затрат (первоначальных) затрат и составляют предварительную заявку на внешнее финансирование.

     Бюджет  капитальных затрат (инвестиционный план) отражает распределение финансовых средств, выделяемых для начала ведения  в виде различных стартовых затрат (под представленный бизнес-план) либо на создание нового или  модернизацию действующего производства. Бюджет первоначальных затрат обычно разрабатывается до составления  бюджета доходов и расходов или  одновременно с ним.

  1. Первоначальный вариант кредитного плана обычно составляют после разработки плана капитальных затрат. При этом определяют размер кредита, вероятную ставку процентов за кредит ( учетом состояния финансового рынка в стране) и условия возврата или погашения. окончательный вариант кредитного плана составляют после разработки бюджета движения денежных средств, когда будут известны все потребности во внешнем финансировании не только для финансирования капитальных затрат, но и на пополнение оборотных средств.
  2. Бюджет доходов и расходов показывает структуру себестоимости продукции, соотношение затрат и результатов хозяйственной деятельности за определенный период. По этому бюджету можно судить о рентабельности производства (норме прибыли), возможности вернуть в срок кредит и другие заемные средства, с его помощью можно рассчитать точку безубыточности бизнеса.

     При разработке бюджета доходов и  расходов существуют общие требования:

  1. Сопоставление изменений доходов и расходов по периодам (в динамике) и по отдельным  структурным подразделениям (видам) бизнесов.
  2. Определение рентабельности производства (бизнеса) – нормы и массы чистой, маржинальной или другой прибыли и контроль за ней.
  3. Установление лимитов условно-постоянных затрат по отдельным структурным подразделениям (видам) бизнесов.
  4. Определение нормативов и контроль за их соблюдением по отдельным структурным подразделениям (видам) бизнесов.

Методологический  подход:

    1. переделать форму №2 так, чтобы она была приближена к международному стандарту (выделить дополнительные статьи и детализировать существующие) и учитывала специфику данного предприятия;
    2. преобразовать форму БДиР (отчета о финансовых результатах) международного образца под нужды данного предприятия и условия ведения финансовой отчетности в России.

     Модификация формы №2 до формата БДиР предусматривает следующие меры:

      • введение в формат общего оборота и резерва по расчету с бюджетом по налогам с оборота;
      • разделение затрат на условно-постоянные и условно-переменные;
      • расчет маржинальной прибыли;
      • выделение в составе условно-постоянных (накладных) расходов общеорганизационных расходов, расходов отдельного бизнеса (структурного подразделения) и налогов, включаемых в себестоимость;
      • детализация при необходимости статей коммерческих и управленческих расходов;
      • выделение амортизации;
      • изъятие статей операционной прибыли от реализации и от финансово-хозяйственной деятельности.
  1. Бюджет движения денежных средств – это бюджет (план) движения расчетного счета и наличных денежных средств в кассе предприятия, отражающий все прогнозируемые поступления и изъятия денежных средств в результате хозяйственной деятельности предприятия. Его назначение состоит в обеспечении сбалансированности поступлений денежных средств (соответствующих планируемым доходам) и их списании (в соответствии с запланированными расходами по бюджетным периодам).
  1. Балансовый отчет (прогнозный) показывает, какими средствами финансирования предприятие обладает, как они используются,и характеризует финансовое состояние предприятия на конкретную дату.

Инвестиционные  проекты (программы) служат основой  для прогноза стоимости основных средств.

Для прогноза баланса используется величина нормативных  оборотных средств (сырье, материалы, незавершенное производство и запасы готовой продукции) и величина дебиторской  задолженности, которые рассчитываются при подготовке соответствующих  бюджетов.

Пассивная часть баланса формируется исходя из предполагаемой оборачиваемости  кредиторской задолженности и прочих текущих пассивов.

11) Составление  бюджета потока денежных средств  – один из самых важных и  сложных шагов в бюджетировании. Основой для его составления  служат составленные (ранее изложенные) бюджеты и в первую очередь  прогноз объема продаж.

Поступление средств от основной деятельности рассчитывается с        учетом изменений  в дебиторской задолженности, расходы (оттоки       денежных средств) – с учетом изменений в кредиторской     задолженности.

Прогноз отчета о движении денежных средств  рассчитывается отдельно по видам деятельности (основной, инвестиционной, финансовой). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    
 
 
 
 
 

2Глава: Бюджетирование предприятия ООО «Вереск-Уфа».

2.1 Общая характеристика предприятия

     На  территории Российской Федерации в 1998 году была создана крупная торговая сеть магазинов «Ветвяна». В Республике Башкортостан магазины сети «Ветвяна» существуют в четырех городах республики. Это четыре магазина розничной торговли в г. Уфе – «Вереск-Уфа», «Сезон», «Гармония», «Клеопатра» и два склад-магазина оптово-розничной торговли «КЭШ1» и «КЭШ2»; в г. Стерлитамаке – магазин «1000 мелочей»; в г. Салавате – «Яшлек»; в г. Нефтекамске – «Ларец».

Информация о работе Бюджетирование предприятия ООО «Вереск-Уфа»