Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 18:12, курсовая работа
Цель данной курсовой работы состоит в рассмотрении теоретических особенностей бюджетной политики Российской Федерации и выявлении основных направлений развития бюджетной политики на перспективу.
Для достижения поставленной цели курсовой работы были поставлены следующие задачи:
− раскрыть понятие и изучить функции бюджета;
− изучить структуру бюджетной системы Российской Федерации;
− рассмотреть принципы построения бюджетной системы Российской Федерации;
− раскрыть сущность и определить типы и задачи бюджетной политики;
− провести анализ бюджета Российской Федерации;
− определить основные направления бюджетной политики России на 2012-2014 годы.
Введение……………………………………………………………………………...3
Глава 1. Бюджетное устройство Российской Федерации…………………………5
1.1 Понятие и функции бюджета…………………………………………………...5
1.2 Структура бюджетной системы Российской Федерации……………………..7
1.3 Принципы построения бюджетной системы Российской Федерации……….9
Глава 2. Бюджетная политика Российской Федерации………………………….12
2.1 Сущность, типы и задачи бюджетной политики……………………………..12
2.2 Анализ бюджета Российской Федерации……………………………………..16
2.3 Основные направления бюджетной политики России на 2012-2014 год......25
Заключение………………………………………………………………………….40
Список использованных источников литературы………………………………..42
Принцип разграничения доходов и расходов означает закрепление доходов и расходов за субъектами бюджетной системы, а также определение полномочий органов государственной власти по формированию доходов, установлению и исполнению расходных обязательств. Органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны вести реестры расходных обязательств - перечень нормативно-правовых актов, предусматривающих возникновение расходных обязательств, подлежащих исполнению за счет средств бюджетов.
На основе международного опыта можно выделить два основных принципа закрепления доходных полномочий:
1) органы местного
самоуправления должны иметь
возможность финансирования
2) собственные
доходы должны формироваться
только за счет собственного
населения в соответствии с
той пользой, которую они
Принцип самостоятельности бюджетов означает для органов государственной власти и местного самоуправления:
1) самостоятельно
осуществлять бюджетный
2) устанавливать
региональные или местные
3) самостоятельно
определять направления
Принцип равенства бюджетных прав означает, что для всех субъектов РФ государство устанавливает одинаковые и обязательные нормы и правила, определяющие компетенцию органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления в области регулирования бюджетных отношений, осуществления бюджетного процесса. Равенство бюджетных прав означает также применение единых формализованных методов распределения федеральной финансовой помощи нижестоящим бюджетам.
Принцип полноты отражения доходов и расходов бюджетов означает:
1) все доходы и расходы бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов подлежат отражению в бюджетах в обязательном порядке и в полном объеме;
2) все государственные
и муниципальные расходы
3) налоговые
кредиты, отсрочки и рассрочки
по уплате налогов полностью
учитываются отдельно по
Различают бюджеты брутто и нетто. В бюджет брутто включаются все валовые доходы и расходы государства, а в бюджет нетто - только чистые доходы и расходы. Расходы на государственные предприятия включаются в бюджет брутто, а в бюджете нетто отражается только разница между доходами и расходами.
Принцип сбалансированности бюджета предполагает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета. При составлении, утверждении и исполнении бюджета уполномоченные органы должны исходить из необходимости минимизации дефицита бюджета.
Принцип эффективности
и экономности использования
бюджетных средств означает, что
при составлении и
Принцип общего
(совокупного) покрытия расходов означает,
что бюджетные доходы и поступления
не могут увязываться с определенн
Принцип достоверности бюджета предполагает, что все суммы доходов и расходов должны быть обоснованы. Реальность бюджета основывается на достоверности показателей прогноза социально-экономического развития.
Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей и направляются на финансирование конкретных целей.
Принцип гласности означает:
- обязательное опубликование в открытой печати утвержденных бюджетов и отчетов об их использовании;
- обязательную открытость для общества процедур рассмотрения и принятия решений по проектам бюджетов;
- секретные статьи могут утверждаться только в составе федерального бюджета.
Принцип единства кассы означает зачисление всех кассовых поступлений и осуществление всех кассовых выплат с единого счета бюджета.
ГЛАВА 2. БЮДЖЕТНАЯ ПОЛИТИКА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
2.1 Сущность, типы и задачи бюджетной политики
Бюджетная политика государства – это совокупность мероприятий в сфере организации бюджетных отношений с целью обеспечения его денежными средствами для выполнения своих функций.
Бюджетная политика имеет свои субъект и объект. Субъектом выступают государственные законодательные и исполнительные органы власти, разрабатывающие, утверждающие, контролирующие и исполняющие принятую бюджетную политику, а также непосредственные исполнители бюджетов всех уровней власти. Чаще всего под объектом бюджетной политики понимают в различных комбинациях бюджетно-налоговое законодательство, бюджетная система и бюджетный механизм. Однако некоторые авторы считают более правильным признать в качестве объекта бюджетной политики весь бюджетный процесс, включающий в себя бюджетно-налоговое право, бюджетную систему, систему бюджетов и бюджетный механизм. Каждый из этих элементов должен выполнять свои функции и задачи в рамках принятой бюджетной политики [5, c.87].
Бюджетная политика должна строиться на следующих принципах:
− принцип объективности - отражение в бюджетной политике объективных процессов, происходящих в экономике;
− принцип преемственности - формирование бюджетной политики на предстоящий финансовый год с учетом задач и достижений предшествующего периода;
− принцип обязательности - бюджетная политика должна быть обязательной для исполнения;
− принцип гласности - открытость, прозрачность и подконтрольность бюджетных отношений на всех стадиях бюджетного процесса.
Бюджетную политику можно разделить на виды и формы реализации:
1. По масштабности
и долговременности целей и
задач различают стратегическую
2. В зависимости
от приоритетов бюджетной
- доходный тип характеризуется тем, что планирование, исполнение и организация бюджетов ведутся от доходов, под их объем подстраиваются бюджетные расходы и основные задачи.
- расходный тип основан на подчинении доходов бюджета его расходам.
- контрольно-регулирующий тип. Характерными чертами такого типа политики является чрезмерное регулирование экономики, государственных заказов, налоговыми льготами, расширение государственной собственности на сферы деятельности, традиционно занимаемые частным сектором.
- комбинированный тип направлен на обеспечение равновесного соотношения всех функций бюджета, интересов государства, налогоплательщиков, пользователей государственными услугами и общества в целом.
Между этими типами бюджетной политики сложно провести четкие границы. На практике проводимая государством бюджетная политика носит комбинированный, но не всегда равновесный характер.
3. В зависимости
от стратегической
4. По территориальному признаку можно выделить федеральную, региональную и местную бюджетную политику. Однако это деление является весьма условным, поскольку региональные и местные органы власти в России не наделены такими бюджетно-налоговыми полномочиями, позволяющие в полной мере проводить самостоятельную бюджетную политику.
5. По признаку
предметной специализации
Бюджетная политика РФ базируется на Бюджетном послании Президента России Федеральному собранию РФ, которое задает долго- и краткосрочные ориентиры бюджетной политики, согласованные с общими целями и задачами экономической политики государства.
В соответствии с намеченными целями формируются задачи, которые определяют стратегические направления и ориентиры бюджетной политики. Как правило, это:
- концентрация
финансовых ресурсов на
- снижение налоговой нагрузки на экономику;
- упорядочивание государственных обязательств;
- создание эффективной системы межбюджетных отношений и управления государственными финансами.
Согласно Бюджетному кодексу РФ неотъемлемым элементом процедуры подготовки федерального бюджета является Бюджетное послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ о бюджетной политике на очередной год. Бюджетное послание задает стратегические и краткосрочные ориентиры бюджетной политики, согласованные с общими целями и задачами экономической политики государства, которые являются определяющими в среднесрочном бюджетном планировании и при составлении проекта федерального бюджета на очередной год.
2.2 Анализ бюджета Российской Федерации
Исполнение федерального бюджета в 2011 г. осуществлялось в соответствии с Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012-2013 годов».
В таблице 1 представим сравнительный анализ доходной части федерального бюджета 2009 – 2011 годов.
Таблица 1 – Доходы Федерального бюджета на 2009 – 2011 годы
Наименование доходов |
2009 |
2010 |
2011 | |||
млрд.руб |
доля,% |
млрд.руб |
доля,% |
млрд.руб |
доля,% | |
Налоги на прибыль, доходы |
761,13 |
8,2 |
165,65 |
2,5 |
214,71 |
3,09 |
Налоги и взносы на социальные нужды |
506,77 |
5,46 |
496,09 |
7,39 |
19,03 |
0,27 |
Налоги на товары (работы, услуги), реализуемые на территории РФ |
1 123,62 |
12,11 |
1 157,90 |
17,25 |
1 348,15 |
19,4 |
Налоги на товары, ввозимые на территорию РФ |
1 169,07 |
12,6 |
882,79 |
13,15 |
965,03 |
13,89 |
Налоги, сборы, регулярные платежи за пользование природными ресурсами |
1 637,52 |
17,65 |
974,83 |
14,52 |
1 104,46 |
15,89 |
Государственная пошлина |
33,68 |
0,36 |
31,21 |
0,47 |
56,96 |
0,82 |
Задолженность и перерасчеты по отмененным налогам, сборам и иным обязательным платежам |
0,87 |
0,009 |
0,87 |
0,009 |
0,00 |
0 |
Доходы
от внешнеэкономической |
3 584,95 |
38,65 |
2 519,92 |
37,53 |
2 750,30 |
39,52 |
Доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности |
150,54 |
1,62 |
103,17 |
1,54 |
263,87 |
3,8 |
Платежи при пользовании природными ресурсами |
111,77 |
1,21 |
59,66 |
0,89 |
62,13 |
0,9 |
Доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат государства |
114,03 |
1,23 |
106,86 |
1,59 |
123,26 |
1,77 |
Доходы от продажи материальных и нематериальных активов |
22,12 |
0,24 |
14,80 |
0,22 |
16,06 |
0,23 |
Административные платежи и сборы |
4,54 |
0,05 |
5,33 |
0,08 |
5,26 |
0,08 |
Штрафы, санкции, возмещение ущерба |
8,18 |
0,09 |
5,30 |
0,08 |
5,32 |
0,0,8 |
Прочие неналоговые доходы |
39,56 |
0,43 |
22,98 |
0,34 |
12,02 |
0,17 |
Доходы бюджетов бюджетной системы РФ от возврата остатков субсидии, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, прошлых лет |
6,24 |
0,07 |
164,31 |
2,45 |
0,72 |
0,104 |
Безвозмездные поступления |
1,34 |
0,014 |
0,00 |
0 |
0,00 |
0 |
Доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности |
0,02 |
0,002 |
2,14 |
0,03 |
2,73 |
0,4 |
Всего доходов |
9 275,93 |
100 |
6 713,82 |
100 |
6 950,01 |
100 |
Рисунок 1 – Динамика доходов Федерального бюджета на 2009 – 2011 годы
Рисунок 2 – Структура доходов Федерального бюджета за 2011 год
По данным таблицы 1 видно:
1) Налог на прибыль.
Эта статья в динамике уменьшается. В абсолютном выражении мы видим, что к 2010 году происходит уменьшение поступлений на 595,48 млрд. руб., к 2011 ещё на 49,06 млрд. руб., что составит 636,28 млрд. руб., в общем, этот показатель к 2011 году уменьшился в 0,3 раза по темпам роста. Удельный вес этого показателя снижается от 8,2% до 3,09%.
Уменьшение поступлений в основном связано со снижением с 1 января 2009 года ставки для зачисления налога в федеральный бюджет с 6,5 до 2%.
2) Налоги и взносы на социальные нужды.
Удельный вес этого показателя увеличивается, но только с 2009 по 2010 год. Далее следует резкое уменьшение от 7,39% до 0,27%. Суммы поступлений уменьшаются. В 2009 году в размере 506,77 млрд.руб., в 2011 году уменьшается в 0,4 раза по отношению к 2009 году, составив 487,74 млрд.руб.
3) Налоги на товары (работы, услуги) реализуемые на территорию РФ.
Доля этого раздела составляет 12,11% в 2009 году, в 2010 году составляет 17,25%. В 2011 году увеличивается на 2,15%.В 2011 году сумма показателя возрастает на 224,53 млрд. руб. по отношению к 2009 году.
4) Налоги на товары, ввозимые на территорию РФ.
В динамике этого показателя, мы видим, что сумма этого показателя уменьшается от 1169,07 –965,03 млрд. руб. на 204,04 млрд.руб.. Удельный вес этого показателя растет к 2011 году составит 13,89% увеличившись на 1,29% к 2009 году.
5) Налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами.
Поступления налога на добычу полезных ископаемых на 2009 год составляет сумму 1637,52млрд. руб., на 2010 и 2011 год 974,83 млрд. руб. и 1104,46 млрд. руб. Данный показатель полностью зависит от цен на природные ресурсы.
6) Государственная пошлина.
На 2009 год поступления составляют сумму в 33,68 млрд. руб., на 2011 год 56,96 млрд. руб. Сумма этого показателя в 2011 году возрастает на 23,28 млрд.руб. по отношению к 2009 году.
7) Доходы от внешнеэкономической деятельности.
В динамике этого показателя, мы видим, что сумма этого показателя уменьшается от 3584,95 до 2750,30 млрд. руб. на 834,65 млрд. руб.. Удельный вес этого показателя растет к 2011 году составляет 39,52% увеличившись на 0,87% к 2009 году.
8) Доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности.
Сумма этого показателя составляет 150,54 млрд. руб. в 2009 году, в 2011 году сумма показателя возрастает на 133,33 млрд. руб. по отношению к 2009 году., составляя 263,87млрд.руб.