Бюджетная политика Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 18:12, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы состоит в рассмотрении теоретических особенностей бюджетной политики Российской Федерации и выявлении основных направлений развития бюджетной политики на перспективу.
Для достижения поставленной цели курсовой работы были поставлены следующие задачи:
− раскрыть понятие и изучить функции бюджета;
− изучить структуру бюджетной системы Российской Федерации;
− рассмотреть принципы построения бюджетной системы Российской Федерации;
− раскрыть сущность и определить типы и задачи бюджетной политики;
− провести анализ бюджета Российской Федерации;
− определить основные направления бюджетной политики России на 2012-2014 годы.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………...3
Глава 1. Бюджетное устройство Российской Федерации…………………………5
1.1 Понятие и функции бюджета…………………………………………………...5
1.2 Структура бюджетной системы Российской Федерации……………………..7
1.3 Принципы построения бюджетной системы Российской Федерации……….9
Глава 2. Бюджетная политика Российской Федерации………………………….12
2.1 Сущность, типы и задачи бюджетной политики……………………………..12
2.2 Анализ бюджета Российской Федерации……………………………………..16
2.3 Основные направления бюджетной политики России на 2012-2014 год......25
Заключение………………………………………………………………………….40
Список использованных источников литературы………………………………..42

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.doc

— 710.00 Кб (Скачать файл)

Принцип разграничения  доходов и расходов означает закрепление  доходов и расходов за субъектами бюджетной системы, а также определение  полномочий органов государственной  власти по формированию доходов, установлению и исполнению расходных обязательств. Органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны вести реестры расходных обязательств - перечень нормативно-правовых актов, предусматривающих возникновение расходных обязательств, подлежащих исполнению за счет средств бюджетов.

На основе международного опыта можно выделить два основных принципа закрепления доходных полномочий:

1) органы местного  самоуправления должны иметь  возможность финансирования услуг,  предоставляемых местному населению, за счет использования собственных доходов;

2) собственные  доходы должны формироваться  только за счет собственного  населения в соответствии с  той пользой, которую они получают  в виде местных услуг.

Принцип самостоятельности  бюджетов означает для органов государственной власти и местного самоуправления:

1) самостоятельно  осуществлять бюджетный процесс;

2) устанавливать  региональные или местные налоги;

3) самостоятельно  определять направления расходования  денежных средств.

Принцип равенства  бюджетных прав означает, что для всех субъектов РФ государство устанавливает одинаковые и обязательные нормы и правила, определяющие компетенцию органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления в области регулирования бюджетных отношений, осуществления бюджетного процесса. Равенство бюджетных прав означает также применение единых формализованных методов распределения федеральной финансовой помощи нижестоящим бюджетам.

Принцип полноты  отражения доходов и расходов бюджетов означает:

1) все доходы и расходы бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов подлежат отражению в бюджетах в обязательном порядке и в полном объеме;

2) все государственные  и муниципальные расходы подлежат  финансированию за счет бюджетных  средств, аккумулированных бюджетной системе РФ;

3) налоговые  кредиты, отсрочки и рассрочки  по уплате налогов полностью  учитываются отдельно по доходам  бюджетов, бюджетов государственных  внебюджетных фондов и по расходам  бюджетов.

Различают бюджеты  брутто и нетто. В бюджет брутто включаются все валовые доходы и расходы государства, а в бюджет нетто - только чистые доходы и расходы. Расходы на государственные предприятия включаются в бюджет брутто, а в бюджете нетто отражается только разница между доходами и расходами.

Принцип сбалансированности бюджета предполагает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета. При составлении, утверждении и исполнении бюджета уполномоченные органы должны исходить из необходимости минимизации дефицита бюджета.

Принцип эффективности  и экономности использования  бюджетных средств означает, что  при составлении и использовании  бюджетов уполномоченные органы и получатели бюджетных средств должны исходить из того, чтобы достичь заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижение наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.

Принцип общего (совокупного) покрытия расходов означает, что бюджетные доходы и поступления  не могут увязываться с определенными расходами бюджета, кроме доходов целевых бюджетных фондов.

Принцип достоверности  бюджета предполагает, что все  суммы доходов и расходов должны быть обоснованы. Реальность бюджета основывается на достоверности показателей прогноза социально-экономического развития.

Принцип адресности и целевого характера бюджетных  средств означает, что бюджетные  средства выделяются в распоряжение конкретных получателей и направляются на финансирование конкретных целей.

Принцип гласности  означает:

- обязательное опубликование в открытой печати утвержденных бюджетов и отчетов об их использовании;

- обязательную открытость для общества процедур рассмотрения и принятия решений по проектам бюджетов;

- секретные статьи могут утверждаться только в составе федерального бюджета.

Принцип единства кассы означает зачисление всех кассовых поступлений и осуществление  всех кассовых выплат с единого счета  бюджета.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. БЮДЖЕТНАЯ  ПОЛИТИКА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

2.1 Сущность, типы и задачи  бюджетной политики

 

Бюджетная политика государства – это совокупность мероприятий в сфере организации бюджетных отношений с целью обеспечения его денежными средствами для выполнения своих функций.

Бюджетная политика имеет свои субъект и объект. Субъектом выступают государственные законодательные и исполнительные органы власти, разрабатывающие, утверждающие, контролирующие и исполняющие принятую бюджетную политику, а также непосредственные исполнители бюджетов всех уровней власти. Чаще всего под объектом бюджетной политики понимают в различных комбинациях бюджетно-налоговое законодательство, бюджетная система и бюджетный механизм. Однако некоторые авторы считают более правильным признать в качестве объекта бюджетной политики весь бюджетный процесс, включающий в себя бюджетно-налоговое право, бюджетную систему, систему бюджетов и бюджетный механизм. Каждый из этих элементов должен выполнять свои функции и задачи в рамках принятой бюджетной политики [5, c.87].

Бюджетная политика должна строиться на следующих принципах:

− принцип объективности - отражение в бюджетной политике объективных процессов, происходящих в экономике;

− принцип преемственности - формирование бюджетной политики на предстоящий финансовый год с учетом задач и достижений предшествующего периода;

− принцип обязательности - бюджетная политика должна быть обязательной для исполнения;

− принцип гласности - открытость, прозрачность и подконтрольность бюджетных отношений на всех стадиях бюджетного процесса.

Бюджетную политику можно разделить на виды и формы  реализации:

1. По масштабности  и долговременности целей и  задач различают стратегическую, долговременную (от 3 и более лет) и тактическую бюджетную политику;

2. В зависимости  от приоритетов бюджетной политики  выделяют следующие типы:

- доходный тип характеризуется тем, что планирование, исполнение и организация бюджетов ведутся от доходов, под их объем подстраиваются бюджетные расходы и основные задачи.

- расходный тип основан на подчинении доходов бюджета его расходам.

- контрольно-регулирующий тип. Характерными чертами такого типа политики является чрезмерное регулирование экономики, государственных заказов, налоговыми льготами, расширение государственной собственности на сферы деятельности, традиционно занимаемые частным сектором.

- комбинированный тип направлен на обеспечение равновесного соотношения всех функций бюджета, интересов государства, налогоплательщиков, пользователей государственными услугами и общества в целом.

Между этими  типами бюджетной политики сложно провести четкие границы. На практике проводимая государством бюджетная политика носит комбинированный, но не всегда равновесный характер.

3. В зависимости  от стратегической направленности  бюджетного регулирования различают  стимулирующую и сдерживающую  бюджетную политику.

4. По территориальному  признаку можно выделить федеральную, региональную и местную бюджетную политику. Однако это деление является весьма условным, поскольку региональные и местные органы власти в России не наделены такими бюджетно-налоговыми полномочиями, позволяющие в полной мере проводить самостоятельную бюджетную политику.

5. По признаку  предметной специализации можно  выделить налоговую, социальную, инвестиционную и другие виды  бюджетной политики.

Бюджетная политика РФ базируется на Бюджетном послании Президента России Федеральному собранию РФ, которое задает долго- и краткосрочные ориентиры бюджетной политики, согласованные с общими целями и задачами экономической политики государства.

В соответствии с намеченными целями формируются  задачи, которые определяют стратегические направления и ориентиры бюджетной политики. Как правило, это:

- концентрация  финансовых ресурсов на решение  приоритетных вопросов;

- снижение налоговой  нагрузки на экономику;

- упорядочивание  государственных обязательств;

- создание эффективной  системы межбюджетных отношений и управления государственными финансами.

Согласно Бюджетному кодексу РФ неотъемлемым элементом  процедуры подготовки федерального бюджета является Бюджетное послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ о бюджетной политике на очередной  год. Бюджетное послание задает стратегические и краткосрочные ориентиры бюджетной политики, согласованные с общими целями и задачами экономической политики государства, которые являются определяющими в среднесрочном бюджетном планировании и при составлении проекта федерального бюджета на очередной год.

 

2.2 Анализ бюджета  Российской Федерации

 

Исполнение  федерального бюджета в 2011 г. осуществлялось в соответствии с Федеральным  законом «О федеральном бюджете  на 2011 год и на плановый  период 2012-2013 годов».

В таблице 1 представим сравнительный анализ доходной  части федерального бюджета 2009 – 2011 годов.

 

Таблица 1 – Доходы Федерального бюджета на 2009 – 2011 годы

Наименование  доходов

2009

2010

2011

млрд.руб

доля,%

млрд.руб

доля,%

млрд.руб

доля,%

Налоги  на прибыль, доходы

761,13

8,2

165,65

2,5

214,71

3,09

Налоги  и взносы на социальные нужды

506,77

5,46

496,09

7,39

19,03

0,27

Налоги  на товары (работы, услуги), реализуемые на территории РФ

1 123,62

12,11

1 157,90

17,25

1 348,15

19,4

Налоги  на товары, ввозимые на территорию РФ

1 169,07

12,6

882,79

13,15

965,03

13,89

Налоги, сборы, регулярные платежи  за пользование природными ресурсами

1 637,52

17,65

974,83

14,52

1 104,46

15,89

Государственная пошлина

33,68

0,36

31,21

0,47

56,96

0,82

Задолженность и перерасчеты по отмененным налогам, сборам и иным обязательным платежам

0,87

0,009

0,87

0,009

0,00

0

Доходы  от внешнеэкономической деятельности

3 584,95

38,65

2 519,92

37,53

2 750,30

39,52

Доходы  от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности

150,54

1,62

103,17

1,54

263,87

3,8

Платежи при пользовании природными ресурсами

111,77

1,21

59,66

0,89

62,13

0,9

Доходы  от оказания платных услуг  и компенсации затрат государства

114,03

1,23

106,86

1,59

123,26

1,77

Доходы  от  продажи материальных и нематериальных  активов

22,12

0,24

14,80

0,22

16,06

0,23

Административные  платежи и сборы

4,54

0,05

5,33

0,08

5,26

0,08

Штрафы, санкции, возмещение ущерба

8,18

0,09

5,30

0,08

5,32

0,0,8

Прочие  неналоговые доходы

39,56

0,43

22,98

0,34

12,02

0,17

Доходы  бюджетов бюджетной  системы  РФ от возврата остатков субсидии, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, прошлых лет

6,24

0,07

164,31

2,45

0,72

0,104

Безвозмездные поступления

1,34

0,014

0,00

0

0,00

0

Доходы  от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности

0,02

0,002

2,14

0,03

2,73

0,4

Всего доходов

9 275,93

100

6 713,82

100

6 950,01

100


 

 

Рисунок 1 –  Динамика доходов Федерального бюджета на 2009 – 2011 годы

Рисунок 2 –  Структура доходов Федерального бюджета за 2011 год

 

По данным таблицы 1 видно:

1) Налог на прибыль.

Эта статья в динамике уменьшается. В абсолютном выражении мы видим, что к 2010 году происходит уменьшение поступлений на 595,48 млрд. руб., к 2011 ещё на 49,06 млрд. руб., что составит 636,28 млрд. руб., в общем, этот показатель к 2011 году уменьшился в 0,3 раза по темпам роста. Удельный вес этого показателя снижается от 8,2% до 3,09%.

Уменьшение поступлений  в основном связано со снижением с 1 января 2009 года ставки для зачисления налога в федеральный бюджет с 6,5 до 2%.

2) Налоги и взносы на социальные нужды.

Удельный вес этого показателя увеличивается, но только с 2009 по 2010 год. Далее следует резкое уменьшение от 7,39% до 0,27%. Суммы поступлений уменьшаются. В 2009 году в размере 506,77 млрд.руб., в 2011 году уменьшается в 0,4 раза по отношению к 2009 году, составив 487,74 млрд.руб.

3) Налоги на товары (работы, услуги) реализуемые на территорию РФ.

 Доля этого раздела составляет  12,11% в 2009 году,  в 2010 году составляет 17,25%. В 2011 году увеличивается на 2,15%.В 2011 году сумма показателя возрастает  на 224,53 млрд. руб.  по отношению к 2009 году.

4) Налоги на товары, ввозимые на территорию РФ.

В динамике  этого показателя, мы видим, что сумма этого показателя уменьшается от 1169,07 –965,03 млрд. руб. на 204,04 млрд.руб.. Удельный вес этого показателя растет к 2011 году составит 13,89% увеличившись на 1,29% к 2009 году.

5) Налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами.

Поступления налога на добычу полезных ископаемых на 2009 год составляет  сумму 1637,52млрд. руб., на 2010 и 2011 год 974,83 млрд. руб. и 1104,46 млрд. руб. Данный показатель полностью зависит от цен на природные  ресурсы.

6) Государственная пошлина. 

На 2009 год поступления составляют сумму в  33,68 млрд. руб., на 2011 год 56,96 млрд. руб. Сумма этого показателя в 2011 году возрастает на 23,28 млрд.руб. по отношению к 2009 году.

7) Доходы от внешнеэкономической деятельности.

В динамике  этого показателя, мы видим, что сумма этого показателя уменьшается от 3584,95 до 2750,30 млрд. руб. на 834,65 млрд. руб.. Удельный вес этого показателя растет к 2011 году составляет 39,52% увеличившись на 0,87% к 2009 году.

8) Доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности.

Сумма этого показателя составляет  150,54 млрд. руб. в 2009 году,  в 2011 году  сумма показателя возрастает  на 133,33 млрд. руб. по отношению к 2009 году., составляя 263,87млрд.руб.

Информация о работе Бюджетная политика Российской Федерации