Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 18:12, курсовая работа
Цель данной курсовой работы состоит в рассмотрении теоретических особенностей бюджетной политики Российской Федерации и выявлении основных направлений развития бюджетной политики на перспективу.
Для достижения поставленной цели курсовой работы были поставлены следующие задачи:
− раскрыть понятие и изучить функции бюджета;
− изучить структуру бюджетной системы Российской Федерации;
− рассмотреть принципы построения бюджетной системы Российской Федерации;
− раскрыть сущность и определить типы и задачи бюджетной политики;
− провести анализ бюджета Российской Федерации;
− определить основные направления бюджетной политики России на 2012-2014 годы.
Введение……………………………………………………………………………...3
Глава 1. Бюджетное устройство Российской Федерации…………………………5
1.1 Понятие и функции бюджета…………………………………………………...5
1.2 Структура бюджетной системы Российской Федерации……………………..7
1.3 Принципы построения бюджетной системы Российской Федерации……….9
Глава 2. Бюджетная политика Российской Федерации………………………….12
2.1 Сущность, типы и задачи бюджетной политики……………………………..12
2.2 Анализ бюджета Российской Федерации……………………………………..16
2.3 Основные направления бюджетной политики России на 2012-2014 год......25
Заключение………………………………………………………………………….40
Список использованных источников литературы………………………………..42
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Бюджетное устройство Российской Федерации…………………………5
1.1 Понятие и
функции бюджета………………………………………
1.2 Структура бюджетной системы Российской Федерации……………………..7
1.3 Принципы построения бюджетной системы Российской Федерации……….9
Глава 2. Бюджетная политика Российской Федерации………………………….12
2.1 Сущность, типы
и задачи бюджетной политики………
2.2 Анализ бюджета
Российской Федерации…………………………
2.3 Основные направления бюджетной политики России на 2012-2014 год......25
Заключение……………………………………………………
Список использованных источников литературы………………………………..42
ВВЕДЕНИЕ
Одним из важнейших направлений экономической политики государства является его финансовая политика, так как достичь успеха в построении сильного общества можно лишь при успехах в финансовой политике. Главной составной частью финансовой политики является бюджетная политика.
Как организационно-финансовая категория бюджетная политика представляет собой систему мер и действий органов власти в области управления бюджетным процессом на основе концепции развития бюджетных отношений в составе общей экономической политики, направленную на реализацию всех функций бюджета в целях достижения определенного на данном этапе экономического и социального эффекта. Бюджетная политика тесно связана с такими понятиями, как межбюджетные отношения, бюджетный потенциал, налоговое бремя.
Именно бюджетная политика, в которой отражаются интересы государства, его функции, требующие для решения поставленных задач бюджетных средств, во многом определяет экономический курс развития государства.
Таким образом, тема данной курсовой работы является весьма актуальной.
Цель данной курсовой работы состоит в рассмотрении теоретических особенностей бюджетной политики Российской Федерации и выявлении основных направлений развития бюджетной политики на перспективу.
Для достижения поставленной цели курсовой работы были поставлены следующие задачи:
− раскрыть понятие и изучить функции бюджета;
− изучить структуру бюджетной системы Российской Федерации;
− рассмотреть принципы построения бюджетной системы Российской Федерации;
− раскрыть сущность и определить типы и задачи бюджетной политики;
− провести анализ бюджета Российской Федерации;
− определить основные направления бюджетной политики России на 2012-2014 годы.
Объектом исследования выступает экономика Российской Федерации.
Предметом изучения является бюджетная политика Российской Федерации.
В ходе выполнения работы были использованы такие методы исследования как: табличный, индукционный, дедукционнный и метод анализа.
ГЛАВА 1. БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Одним из механизмов, позволяющих государству проводить экономическую и социальную политику, является финансовая система общества и входящий в ее состав государственный бюджет.
Бюджет – это форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.
Как правовой акт бюджет – это основной финансовый план образования, распределения и использования централизованного денежного фонда государственного или муниципального образования, утверждаемый соответствующим представительным органом власти.
Роль бюджета состоит в том, что он отражает расходование средств, перераспределение национального дохода и ВВП, создает финансовую основу, необходимую для деятельности государственных органов и органов местного самоуправления и выступает в качестве эффективного регулятора экономики и социальных процессов страны. Бюджетные средства предназначены для:
− функционирования органов государственного управления;
− осуществления международной деятельности государства, в том числе реализация международных договоров, возврат и предоставление кредитов, выполнение международных обязательств по охране окружающей природной среды, культурных и информационных связей;
− национальной обороны;
− правоохранительной деятельности и обеспечения безопасности государства;
− функционирования федеральной судебной системы;
− фундаментальных исследований и содействия научно-техническому прогрессу;
− развития промышленности, энергетики и строительства;
− развития сельского хозяйства, транспорта, дорожного хозяйства, информатики, рыночной инфраструктуры;
− предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
− развития образования, культуры, искусства и средств массовой информации, здравоохранения;
− осуществления социальной политики и т. д.
С помощью государственного бюджета власти государства получают финансовые ресурсы для содержания государственного аппарата, армии, осуществления социальных мероприятий, реализации экономических задач, т.е. бюджет, понимаемый как совокупность всех элементов бюджетной системы страны, - это по существу основа финансовой базы государственного регулирования рыночной экономикой.
Государственный бюджет, являясь основным финансовым планом государства, дает органам власти реальную экономическую возможность осуществления властных полномочий. Бюджет отражает размеры необходимых государству финансовых ресурсов и определяет тем самым налоговую политику в стране. Бюджет фиксирует конкретные направления расходования средств, перераспределение национального дохода и внутреннего валового продукта, что позволяет ему выступать в качестве эффективного регулятора экономики [ 2, c.55].
Выделяют три главные функции государственного бюджета:
1) Распределительная функция (или функция экономического регулирования) характеризуется распределением и перераспределением финансовых ресурсов не только между различными уровнями государственной власти, но и между разными подразделениями общественного производства. Основным объектом бюджетного перераспределения является чистый доход. Эта функция реализуется в процессе формирования доходных источников бюджета и их использования для проведения экономической политики государства. Имеющиеся в бюджетной системе финансовые ресурсы перераспределяются как в сферы материального производства, имеющие приоритетное значение для экономики страны, так и в сферу нематериального производства, находящуюся на содержании бюджета.
2) Контрольная функция заключается в том, что бюджет объективно отображает экономические процессы. Благодаря этой функции можно узнать о том, как поступают в распоряжение государства финансовые ресурсы от хозяйствующих субъектов, соответствует ли размер ресурсов потребностям государства, достаточно ли эффективно они работают в экономике. Эта функция помогает выявить слабые места в экономике страны и Правительство РФ получает возможность скорректировать направление движения финансовых ресурсов на эти болевые точки.
3) Фискальная функция предполагает, с одной стороны, обеспечение финансовыми ресурсами выполнение государством своих прямых задач, возложенных на него обществом. А с другой стороны, чтобы повышалась эффективность государственных услуг, нужно создание условий для эффективного использования имеющихся ресурсов и поддержание определенного уровня экономической активности. Поэтому фискальная функция тесно связана с распределительной.
1.2 Бюджетная система Российской Федерации
Бюджетное устройство определяет организацию государственного бюджета и бюджетной системы страны, взаимоотношения между ее отдельными звеньями, правовые основы функционирования бюджетов, входящих в бюджетную систему, состав и структуру бюджетов и т.д. Составляющей частью бюджетного устройства является бюджетная система.
Бюджетная система Российской Федерации - основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемую законодательством Российской Федерации совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.
В соответствии с законодательством РФ бюджетная система РФ состоит из бюджетов трех уровней:
1) федеральный бюджет
и бюджеты государственных
2) бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;
3) местные бюджеты (бюджеты муниципальных образований).
При этом бюджеты, входящие в бюджетную систему Российской Федерации, самостоятельны и не включаются друг в друга, т.е. бюджеты субъектов Российской Федерации не включаются в федеральный бюджет, а местные бюджеты не включаются в региональные.
Федеральный бюджет представляет собой основной финансовый план страны в целом, ежегодно принимаемый высшим законодательным органом государственной власти - Федеральным Собранием. Федеральный бюджет является центральным звеном бюджетной системы, обеспечивающим финансирование общенациональных задач и функций, и основным инструментом перераспределения ВВП и национального дохода в масштабах государства. Доходы федерального бюджета собираются по всей территории РФ по единым нормативам, а расходы осуществляются в интересах всего народа, населяющего страну. Основная часть доходного потенциала федерального бюджета формируется за счет налоговых поступлений, неналоговые доходы составляют незначительную долю - около 1%.
Государственные внебюджетные фонды являются самостоятельным звеном бюджетной системы РФ и их бюджеты формируются на федеральном и региональном уровнях.
Бюджет субъекта РФ - это
форма образования и
Местный бюджет (бюджет муниципального образования) представляет собой форму образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения местного самоуправления. К предметам ведения местного самоуправления относятся вопросы местного значения. Каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет. Территориями муниципальных образований являются городские и сельские поселения, муниципальные районы, городские округа и внутригородские муниципальные образования городов федерального значения. Это определяет разделение местных бюджетов на бюджеты двух уровней: муниципальных районов и городских округов и поселений.
Совершенно обособленным понятием в структуре бюджетного устройства России является понятие консолидированного бюджета. Консолидированный бюджет РФ – свод бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ. Он включает федеральный бюджет и консолидированные бюджеты субъектов РФ. В свою очередь, консолидированный бюджет субъекта Российской Федерации включает бюджет субъекта РФ и местные бюджеты [10, c. 120].
Консолидированные бюджеты не рассматриваются и не утверждаются законодательными органами власти. Это статистический свод бюджетных показателей, используемый при бюджетных или финансовых планированиях или при расчетах, характеризующих различные виды обеспеченности жителей страны, например, бюджетные расходы на одного жителя на медицинское обслуживание.
1.3 Принципы построения бюджетной системы Российской Федерации
Бюджетная система страны основана на ряде принципов:
- единство бюджетной системы;
- разграничение доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации;
- самостоятельность бюджетов;
- равенство бюджетных прав субъектов Российской Федерации, муниципальных образований;
- полнота отражения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов;
- сбалансированность бюджета;
- результативность и эффективность использования бюджетных средств;
- общее (совокупное) покрытие расходов бюджетов;
- прозрачность (открытость);
- достоверность бюджета;
- адресность и целевой характер бюджетных средств;
- подведомственность расходов бюджета;
- единство кассы. Бюджетный кодекс Российской
Единство бюджетной системы основано на единой денежной системе страны и на взаимодействии бюджетов всех уровней. Практическое применение этого принципа заключается в использовании единой бюджетной классификации РФ, единстве форм бюджетной документации, предоставление необходимой информации с одного уровня бюджетной системы на другой для обеспечения единых принципов организации и согласованных процедур бюджетного процесса по всем уровням бюджетной системы.