Бюджетная политика Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 18:12, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы состоит в рассмотрении теоретических особенностей бюджетной политики Российской Федерации и выявлении основных направлений развития бюджетной политики на перспективу.
Для достижения поставленной цели курсовой работы были поставлены следующие задачи:
− раскрыть понятие и изучить функции бюджета;
− изучить структуру бюджетной системы Российской Федерации;
− рассмотреть принципы построения бюджетной системы Российской Федерации;
− раскрыть сущность и определить типы и задачи бюджетной политики;
− провести анализ бюджета Российской Федерации;
− определить основные направления бюджетной политики России на 2012-2014 годы.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………...3
Глава 1. Бюджетное устройство Российской Федерации…………………………5
1.1 Понятие и функции бюджета…………………………………………………...5
1.2 Структура бюджетной системы Российской Федерации……………………..7
1.3 Принципы построения бюджетной системы Российской Федерации……….9
Глава 2. Бюджетная политика Российской Федерации………………………….12
2.1 Сущность, типы и задачи бюджетной политики……………………………..12
2.2 Анализ бюджета Российской Федерации……………………………………..16
2.3 Основные направления бюджетной политики России на 2012-2014 год......25
Заключение………………………………………………………………………….40
Список использованных источников литературы………………………………..42

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.doc

— 710.00 Кб (Скачать файл)

9) Платежи при пользовании природными ресурсами.

Поступления платежей при пользовании природными  ресурсами  на 2009 год составляет  сумму 111,77млрд. руб., на 2010 и 2011 год 59,66 млрд. руб. и 62,13млрд. руб. В 2010 году относительно 2009 года  происходит снижение данного показателя на 52,11 млрд. руб., в 2011 году идет небольшое увеличение суммы на 2,47 млрд. руб.

10) Доходы от оказания платных услуг  и компенсации затрат государства.

В динамике  этого показателя, видно, что сумма  этого показателя в 2011 году увеличивается от 114,03 до 123,26 млрд. руб. относительно 2009 года.  Удельный вес этого показателя растет, к 2011 году составляя 1,77% увеличившись на 0,54%   к 2009 году.

11) Доходы  от  продажи материальных и нематериальных  активов.

Суммы поступлений  уменьшаются. В 2009 году в размере 22,12 млрд. руб., в 2011 году уменьшается в 0,7 раза по отношению к 2009 году, составив 16,06 млрд.руб. Удельный вес этого показателя в 2011 году  уменьшается на 0,01% по отношению к 2008 году.

12) Административные платежи и сборы.

Сумма этого показателя составляет  4,54 млрд. руб. в 2009 году,  в 2011 году  сумма показателя возрастает  на 0,72 млрд. руб. по отношению к 2009 году., составляя 5,26 млрд. руб.

13) Штрафы, санкции, возмещение ущерба.

Эта статья в динамике уменьшается. В абсолютном выражении мы видим, что к 2010 году происходит уменьшение поступлений на 2,88 млрд. руб., к 2011 ещё на 0,02 млрд. руб., что составит 5,32 млрд. руб. Удельный вес этого показателя практически не изменяется.

14) Прочие неналоговые доходы.

 Сумма доходов  на 2009 год составляет 39,56 млрд. руб., на 2010 год на 16,58 млрд. руб. меньше, а в 2011 году уменьшается ещё на 10,96 млрд. руб.

15) Доходы бюджетов бюджетной  системы  РФ от возврата остатков субсидии, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение. Сумма данных доходов увеличивается, но только с 2009 по 2010 год от 6,24 млрд. руб. до 164,31 млрд. руб. . Далее следует резкое уменьшение до 0,72 млрд. руб.

16) Доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности увеличиваются от  0,02 млрд. руб. до 2,73 млрд. руб. Также идет увеличение удельного веса на 0,38%

Таким образом, с 2009 по 2011 доходы Федерального бюджета уменьшились на 2325,94 млрд. руб.

В таблице 2 представлен сравнительный анализ расходной части Федерального бюджета 2009 – 2011 годов [12].

По данным таблицы 2 видно:

1) на общегосударственные вопросы расходы возросли с 839,4 млрд. рублей в 2009 году до 1186 млрд. руб. в 2011 году то есть на 347 млрд. или на 23,7 % больше, чем в 2010 году и на 41% больше, чем в 2009 году.

2) на национальную оборону расходы составили в 2009 году – 1040,9 млрд. руб., в 2010 году – 1211,9 млрд. руб., в 2011 году - 1253,2 млрд. руб. Всего

 

Таблица 2 – Расходы Федерального бюджета на 2009-2011 годы

Наименование  расходов

2009

2010

2011

млрд.руб.

доля,%

млрд.руб.

доля,%

млрд.руб.

доля,%

Общегосударственные вопросы

839,4

10,83

959,3

9,7

1 186,7

12

Национальная  оборона

1040,9

13,4

1211,9

12,2

1 253,2

12,7

Национальная  безопасность и правоохранительная деятельность

835,6

10,78

1006,3

10,1

1 062,4

10,7

Национальная  экономика

1025

13,2

1845,7

18,6

1 347,1

13,6

Жилищно-коммунальное хозяйство

129,5

1,7

142,9

1,44

137,7

1,4

Охрана окружающей среды

10,2

0,13

13,3

0,13

12,2

0,1

Образование

355

4,6

413,1

4,16

398,7

4,03

Культура, кинематография, средства массовой информации

88,9

1,15

114,7

1,15

108,2

1,09

Здравоохранение, физическая культура и спорт

278,2

3,6

348,2

3,5

332,6

3,4

Социальная  политика

293,6

3,8

331,3

3,3

328,7

3,3

Межбюджетные трансферты

2674,6

34,5

3544,6

35,7

3 719,4

37,68

Всего расходов:

7750,9

100

9931,4

100

9 886,9

100


 

Рисунок 3 –  Динамика расходов Федерального бюджета  за 2009-2011 годы

Рисунок 4 –  Структура расходов Федерального бюджета за 2011 год

 

за 2 года ассигнования увеличились  на 253 млрд. руб. На вооруженные силы увеличение составило 5,7 %. На коллективную безопасность и миротворческую деятельность ассигнования увеличились в 18 раз (11,1 млрд. руб.). Значительному снижению подверглись расходы на ядерно-оружейный комплекс (1,6 %), военно-техническое сотрудничество – 8,3%, научные исследования – 15,3 %.

3) расходы на национальную безопасность почти сравнялись с расходами на оборону и в 2011 году составили 1062,4 млрд. руб. На 3,4 % увеличились ассигнования на МВД, на 12,4 % - на внутренние войска, на органы безопасности – на 14,9 %, на миграционную политику – на 10,5%, на модернизацию внутренних войск – на 166,7 %. Продолжается тенденция наращивания потенциала внутренних войск и снижения обороноспособности страны.

4) национальная экономика в 2011 году получила 1347,1 млрд. руб., что на 498,6 млрд. меньше 20010 года. На 69 % снижаются ассигнования на топливно-энергетический комплекс, на 68,2 % - сельское хозяйство (27,2 млрд.), на 40% лесное хозяйство, на 19,5 % - транспорт. На «другие вопросы» снижение составило 38,1 %. Значительное увеличение средств предусмотрено только на воспроизводство минерально-сырьевой базы (13,1%) и связь и информатику (12,3 %).

5) на жилищно-коммунальное хозяйство предусмотрено 137,7 млрд. руб., что на 5,2 млрд. руб. меньше 2010 года.

6) на образование ассигновано 398,7 млрд. руб., что на 14,4 млрд. меньше 2010 года. На 7 % уменьшены ассигнования на дошкольное образование, начальное и среднее профессиональное образование урезаны соответственно на 75,8% и 16,1 %. Молодежная политика и оздоровление детей сокращены на 33,3%.

7) на культуру выделено 108,2 млрд. руб., что на 6,5 млрд. рублей меньше 2010 года.

8) на здравоохранение выделено 332,6 млрд. рублей, сокращение составило 15,6 млрд. рублей. На 20 % сокращаются ассигнования на скорую помощь, на 7,9 % - санаторная помощь, на 58,3 % уменьшаются средства на санитарно-эпидемиологическое благополучие, на 23 % - спорт,

9) расходы по статье социальная политика уменьшаются в 20101 году на 2,6 млрд. рублей. Пенсионное обеспечение увеличивается на 7,9 %. На 7,4 % сокращаются средства на социальное обслуживание, на 21,5 % сокращается финансирование на социальное обеспечение.

10) Межбюджетные трансферты

Статья межбюджетных трансфертов увеличилась на 174,8 млрд.руб., однако динамика ее компонентов еще  более драматична. Так, важной составляющей являются трансферты пенсионному фонду, которые выросли более чем на 580 млрд руб. Однако остальные составляющие — различная помощь бюджетам других уровней, а также фондам социального и медицинского страхования — были уменьшены более чем на 400 млрд руб., за счет чего и был компенсирован такой значительный рост трансфертов в пенсионный фонд РФ.

Общая картина  ясна: расходы бюджета 2011года незначительно отличаются от расходов 2009 года. При этом в структуре бюджета 2011 года значительно выросли показатели общегосударственных расходов и межбюджетных трансфертов (за счет увеличения трансфертов пенсионному фонду), а также умеренно выросли расходы на национальную оборону и национальную безопасность (+3,4% и +5,6%). При практически неизменном общем объеме расходов бюджета 2011года в сравнении с бюджетом 2010 для финансирования вышеприведенных увеличившихся расходов были значительно сокращены расходы на национальную экономику (-500 млрд, или -27%), трансферты другим бюджетам (кроме трансфертов пенсионному фонду РФ), а также умеренно (в пределах 4-9%) были сокращены другие статьи расходов: на ЖКХ, образование, здравоохранение, культуру и т. д. [12].

 

2.3 Основные  направления бюджетной политики  России на 2012-2014 годы

 

Основными задачами бюджетной политики России на 2012-2014 годы являются:

1)  интеграция бюджетного планирования в процесс формирования и реализации долгосрочной стратегии развития страны, в том числе и прежде всего – путем полномасштабного внедрения программно-целевого принципа организации деятельности органов исполнительной власти и, соответственно, программных бюджетов;

2)  создание  в рамках переходного периода  предпосылок для введения, начиная  с 2015 года, правил использования  нефтегазовых доходов и ограничений  на размер дефицита федерального  бюджета;

3)  улучшение  условий жизни человека,  адресное решение социальных проблем, повышение качества государственных и муниципальных услуг, стимулирование инновационного развития страны;

4) повышение  отдачи от использования государственных  расходов, в том числе за счет  формирования рациональной сети государственных учреждений, совершенствования перечня и улучшения качества оказываемых ими услуг;

5) эффективная  децентрализация полномочий публично-правовых  образований [2].

Вклад федерального бюджета на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов в интеграцию стратегического и бюджетного планирования будет состоять в том, что его разработка и исполнение будут осуществляться в увязке с корректировкой концепции долгосрочного развития Российской Федерации на период до 2020 года при одновременном формировании государственных программ Российской Федерации и подготовкой к переходу, начиная с 2013 года, к «программному бюджету».

Для решения задачи по сокращению дефицита федерального бюджета и, соответственно, подготовке к введению с 2015 года фискалных правил при формировании основных характеристик федерального бюджета на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов предлагается в основном исходить из сохранения сложившегося уровня расходов федерального бюджета

Такой подход обеспечивает сокращение дефицита федерального бюджета, в том числе – по сравнению с ранее утвержденными на 2012-2013 годы параметрами, некоторое сокращение нефтегазового дефицита и сбережение части нефтегазовых доходов в Резервном фонде, однако цена на нефть, обеспечивающая сбалансированность федерального бюджета, будет расти.

Таким образом, при формировании федерального бюджета  на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов будут созданы определенные предпосылки для снижения зависимости  федерального бюджета от конъюнктурных доходов и подготовки к введению фискальных правил, но в целом для решения этой задачи необходимо будет подготовить и реализовать дополнительные меры в следующем бюджетном цикле.

Как указано  в Бюджетном послании,  необходима концентрация расходов на приоритетных направлениях, прежде всего,  связанных с улучшением условий жизни человека,  адресном решении социальных проблем, повышении качества государственных и муниципальных услуг, стимулировании инновационного развития страны, в том числе исходя из:

- безусловного исполнения законодательно установленных обязательств по выплате социальных пособий и компенсаций в сфере социальной защиты населения, включая пенсионное обеспечение военнослужащих;

- обеспечения  сбалансированности бюджета Пенсионного  фонда Российской Федерации;

- индексации  в 2012 году фондов оплаты труда  работников федеральных государственных  учреждений, денежного содержания (заработной  платы) судей и прокурорских  работников, федеральных государственных  гражданских служащих, денежного  довольствия военнослужащих и приравненных к ним лиц, и выплат, зависящих от размера денежного довольствия;

- обеспечения  реализации программ модернизации  здравоохранения и образования;

- обеспечения  закупки новых видов вооружения, совершенствования боевой подготовки, реализации социальных гарантий для военнослужащих, обеспечения постоянным и служебным жильем военных;

- обеспечения  реформы денежного довольствия  военнослужащих и сотрудников  правоохранительных органов;

- обеспечения  с 2012 года полиции за счет  средств федерального бюджета;

- поддержке  инновационного и инвестиционного  развития.

Как отмечено в  Бюджетном послании, основными направлениями  работы по децентрализации полномочий должны стать подготовка и реализация предложений по передаче субъектам Российской Федерации федеральных государственных учреждений в сферах образования, здравоохранения, культуры, сельского хозяйства, оптимизации субсидий региональным бюджетам, в том числе – их консолидация в рамках государственных программ Российской Федерации и повышение доли субсидий, распределяемых непосредственно федеральным законом о федеральном бюджете, стимулированию субъектов Российской Федерации по наращиванию налогового потенциала, сокращению предоставления кредитов субъектам Федерации.  

Информация о работе Бюджетная политика Российской Федерации