Бюджетная система РФ и проблемы межбюджетных отношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2013 в 17:34, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования - рассмотреть приоритетные направления развития межбюджетных отношений.
Для достижения целей ставились следующие задачи:
изучить сущность и особенности бюджета и структуру бюджетной системы;
рассмотреть сущность межбюджетных отношений и межбюджетных трансфертов;
провести анализ межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов и местным бюджетам;
исследовать предоставление межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам государственных внебюджетных фондов;
изучить проблемы межбюджетных отношений и пути их решения;

Файлы: 1 файл

готовая курсовая!.doc

— 658.50 Кб (Скачать файл)

Получив заключения от комитетов, Государственная Дума начинает рассмотрение бюджета в  нескольких чтениях. Принятый Госдумой бюджет по Конституции в течение  пяти дней передается на рассмотрение Совета Федерации. В случае его отклонения Федеральным Собранием бюджет передается в Госдуму для повторного голосования и считается принятым, если при повторном голосовании за него проголосовало не менее 2/3 от общего числа депутатов (ст. 105 Конституции РФ). [1]

Принятый Федеральный  закон о бюджете в течение  пяти дней направляется Президенту РФ для подписания. После этого начинается непосредственное исполнение бюджета, организуемое Кабинетом министров  РФ по согласованию с нижестоящими исполнительными органами.

Важнейшая задача исполнения бюджета - обеспечение полного  и своевременного поступления налогов  и других платежей и доходов в  целом и по каждому источнику, а также финансирование мероприятий  в пределах утвержденных по бюджету  сумм и в течение того финансового года, на который утвержден бюджет. Непосредственная работа по исполнению федерального бюджета РФ проводится Минфином РФ, его подразделениями и органами, а также Федеральной налоговой службой и Федеральной таможенной службой и их органами на местах. Правительство РФ ежемесячно предоставляет в Государственную Думу информацию о ходе исполнения текущего федерального бюджета, консолидированного бюджета РФ и бюджетов государственных внебюджетных фондов.

Важнейшее значение в бюджетной системе играет структура Минфина - Федеральное казначейство РФ, состоящее из Главного управления Федерального казначейства и подчиненных ему территориальных органов на местах. Казначейство непосредственно организует исполнение бюджета, а так же внебюджетных фондов: его органы управляют зачислением доходов и проведением взаиморасчетов между бюджетами, осуществляют контроль за исполнением федерального бюджета РФ. Казначейство регулирует финансовые отношения между федеральным бюджетом РФ и государственными внебюджетными фондами, обеспечивает финансовое исполнение этих фондов. В функции Казначейства входит краткосрочное прогнозирование объемов государственных финансовых ресурсов, а также оперативное управление этими ресурсами в пределах установленных на определенный период государственных расходов; именно Казначейство проводит сбор, обработку и анализ информации о состоянии государственных финансов, предоставляет высшим органам государственной власти отчетности о финансовых операциях Правительства РФ по федеральному бюджету, о государственных внебюджетных фондах, а также о состоянии всей бюджетной системы. Наконец, именно Казначейство осуществляет управление и обслуживание совместно с ЦБ РФ и другими уполномоченными банками государственного внутреннего и внешнего долга РФ. [10, c.312-320]

Казначейство, опираясь на Центробанк и его систему, освобождает его от функций ведения  детального учета средств федерального бюджета и контроля за их целевым  использованием. Одновременно осуществляется внедрение учета операций по фиксации денежных средств на каждой стадии исполнения бюджета.

Таким образом, система позволит на основе четко  определяемых объемов реальных потребностей наиболее рационально проводить  оптимизацию бюджетных потоков, сделать процесс исполнения бюджета  более плавным, обеспечив учет и контроль каждого этапа исполнения федерального бюджета, а не только объема бюджетных назначений и сумм платежей.

Заключительным  этапом бюджетного процесса является составление отчета об исполнении бюджета  и утверждение его в законодательных органах власти. Вся работа по составлению отчетов возложена на Министерство финансов РФ и его финансовые органы, Федеральную налоговую службу, Федеральную таможенную службу и его органы. Эти отчеты направляются соответствующим органам государственной власти. Отчет о федеральном бюджете РФ докладывается Федеральному Собранию РФ, которое его утверждает. Для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета существует Счетная палата, состав и порядок деятельности которой определяется федеральным законом. [5, c. 247]

Таким образом, бюджетная система Российской Федерации  чрезвычайно сложна, как сложны и  все ее составляющие: федеральный  бюджет, бюджеты субъектов Федерации, местные бюджеты. Федеральный бюджет балансирует доходы и расходы  государства в целом, осуществляет необходимое перераспределение доходов между социальными группами, между регионами. Территориальные же бюджеты способствуют осуществлению конкретных программ на местах. И то, и другое жизненно важно для функционирования экономики страны и успешного ее развития. Оптимальное функционирование бюджетного механизма возможно лишь при двух основополагающих условиях: правильного построения межбюджетных отношений между бюджетами различных уровней и четкого, справедливого баланса его доходов и расходов. Именно тогда возможно говорить о стабильной и быстрорастущей экономике, эффективной бюджетной политике, ибо только тогда в полной мере проявятся основные принципы бюджета: единство, полнота, реальность, гласность и самостоятельность.

 

 

 

 

1.2 Структура бюджетной системы РФ

 

Бюджетная система  представляет собой основанную на экономических  отношениях и юридических нормах совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ (областных, окружных, республиканских, краевых), местных  бюджетов (городских, районных, сельских, поселковых) и бюджетов государственных внебюджетных фондов. Консолидированный бюджет РФ (т.е. свод федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ) и бюджеты государственных внебюджетных фондов составляют, так называемый, бюджет расширенного правительства. [9, c. 347]


Рисунок 1 - Структура бюджетной системы РФ

 

Показатели  доходов и расходов консолидированных  бюджетов используются при анализе  экономической политики государственной  власти и экономического роста территории.

Поскольку Россия является федеративным государством, то бюджетная система РФ имеет многоуровневую структуру (рис.1). В нашем государстве существует несколько уровней публичной власти - федеральный, региональный и местный, каждый из которых действует самостоятельно в пределах закрепленных за ним полномочий. Для исполнения своих функций каждый уровень государственной власти осуществляет расходы и соответственно должен иметь свои доходные источники, поэтому каждый уровень власти имеет свой собственный бюджет.

Федеральные органы власти формируют и исполняют федеральный бюджет, из которого финансируются общегосударственные программы. Федеральный бюджет принимается государственной Думой, одобряется Президентом РФ и Советом федерации, за его исполнением следят Федеральное казначейство и Министерство финансов РФ.

Каждый регион (субъект  РФ) принимает и исполняет свой собственный бюджет для того, чтобы  обеспечить выполнение государственных  функций на своей территории. В  бюджетном процессе на региональном уровне принимают участие законодательные и исполнительные органы власти региона. В бюджетную систему РФ входят 89 бюджетов субъектов РФ, среди которых 21 республиканский; 55 краевых и областных бюджетов; 1 бюджет автономной области; 10 бюджетов автономных округов и 2 бюджета городов федерального значения.

Кроме федерального и регионального  уровней власти на всей территории Российской Федерации в муниципальных  образованиях осуществляется местное  самоуправление. Муниципальными образованиями  в Российской Федерации считаются  муниципальные районы (несколько поселений, объединенных общей территорией), городские округа (город, не входящий в состав муниципального района), городские и сельские поселения (так называемый второй уровень местного самоуправления), а также внутригородские территории городов федерального значения (Москвы и Санкт-Петербурга). Муниципальные образования имеют свои бюджеты, предназначенные для выполнения задач местного самоуправления.

В бюджетной  системе РФ вне федерального бюджета  субъектов РФ существуют также такие  формы образования и расходования денежных средств как государственные внебюджетные фонды. Государственные внебюджетные фонды созданы для реализации конституционных прав граждан РФ на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение в случае безработицы, охрану здоровья и медицинскую помощь. В Российской Федерации существует три таких фонда: Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (федеральный и территориальные фонды). [11, c. 97-99]

В соответствии с Бюджетным Кодексом первый и второй уровни бюджетной системы РФ включают в себя помимо непосредственно государственного бюджета бюджеты государственных внебюджетных фондов. [2]

Хотя бюджеты  различного уровня самостоятельны, они  не изолированы друг от друга. Между ними происходит передача средств от одного бюджета другому - так называемые межбюджетные трансферты. Межбюджетные отношения отражают структуру взаимоотношений, сложившуюся между федеральными, региональными органами власти и органами местного самоуправления по вопросам распределения доходов, перераспределения средств между бюджетами.

Важной чертой бюджетной системы Российской Федерации  является ее сильная централизация  и то, что роль федерального бюджета  в ней очень велика. Это в частности выражается в том, что с его помощью могут финансироваться не только общегосударственные, но и региональные программы, как непосредственно, так и с помощью передачи финансовой помощи бюджетам регионов. [8, c.170]

 

    1.  Понятие межбюджетных отношений, их принципы

 

Все бюджеты, входящие в бюджетную систему страны, взаимосвязаны  в рамках межбюджетных отношений.

Межбюджетные  отношения - взаимоотношения между  публично-правовыми образованиями  по вопросам регулирования бюджетных  правоотношений, организации и осуществления бюджетного процесса. При этом под бюджетным процессом понимается регламентируемая законодательством Российской Федерации деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и иных участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, утверждению и исполнению бюджетов, контролю за их исполнением, осуществлению бюджетного учета, составлению, внешней проверке, рассмотрению и утверждению бюджетной отчетности. [2]

Сущностью межбюджетных отношений, как экономической категории, реализуется через распределительную и контрольную функции. Содержание распределительной функции определяется процессом распределения и перераспределения стоимости внутреннего валового продукта между различными субъектами РФ в целях сбалансированности бюджетов РФ различных уровней. [6, c. 419]

Базовыми принципами современных межбюджетных отношений  являются:

1) принцип распределения  и закрепления расходов бюджетов  по определенным уровням бюджетной  системы;

2) принцип разграничения (закрепления) на постоянной основе и распределения по временным нормативам регулирующих доходов по уровням бюджетной системы;

3) принцип равенства  бюджетных прав субъектов Федерации,  равенства бюджетных прав муниципальных  образований;

4) принцип выравнивания уровней минимальной бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации, муниципальных образований;

5) принцип равенства  всех бюджетов Российской Федерации  во взаимоотношениях с федеральным  бюджетом, равенства местных бюджетов  во взаимоотношениях с бюджетами субъектов Российской Федерации.

В соответствии с этими принципами отдельные  виды бюджетных расходов могут передаваться из федерального бюджета в бюджеты субъектов РФ и из бюджетов субъектов РФ — в местные бюджеты. [12, c. 133-134]

Принцип распределения и закрепления расходов бюджетов по определённым уровням бюджетной системы обуславливается трехуровневой бюджетной системой РФ. Отдельные виды расходов бюджетов могут передаваться из федерального бюджета в бюджеты субъектов Российской Федерации в установленном законодательством порядке. Здесь имеется ввиду целесообразность и практичность несения расходов бюджетов именно субъектами РФ.   Доходы бюджета – это денежные средства, которые поступают в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации в распоряжение органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Принцип разграничения  доходов по уровням бюджетной системы Российской Федерации подразумевает закрепление на законодательном 
уровне определённых доходов (части доходов) за определёнными уровнями бюджета.

Принцип равенства  бюджетов субъектов Российской Федерации  во взаимоотношениях с федеральным  бюджетом предполагает установление единых для всех субъектов Российской Федерации нормативов отчислений от федеральных налогов и сборов в бюджеты субъектов Российской Федерации и единого порядка уплаты федеральных налогов и сборов.

Принцип выравнивания уровней минимальной бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации, муниципальных образований обусловлен неравномерностью распределения ресурсов в РФ, что приводит к тому, что многие субъекты РФ не в состоянии самостоятельно обеспечить формирование бюджетов, что приводит к отсутствию денежных средств на проведение необходимых расходов. В целях соблюдения основных прав граждан, в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях устанавливаются определённые уровни минимальной бюджетной обеспеченности. То есть, государство заботится о том, чтобы каждый гражданин не зависимо от его места проживания получал необходимые социальные блага. В этих целях в федеральный бюджет РФ закладываются финансовые средства 
на выравнивание уровней минимальной бюджетной обеспеченности, которая позволяет производить первоочередные расходы по обеспечению социальных гарантий.

Информация о работе Бюджетная система РФ и проблемы межбюджетных отношений