Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2013 в 17:34, курсовая работа
Цель исследования - рассмотреть приоритетные направления развития межбюджетных отношений.
Для достижения целей ставились следующие задачи:
изучить сущность и особенности бюджета и структуру бюджетной системы;
рассмотреть сущность межбюджетных отношений и межбюджетных трансфертов;
провести анализ межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов и местным бюджетам;
исследовать предоставление межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам государственных внебюджетных фондов;
изучить проблемы межбюджетных отношений и пути их решения;
В рамках реализации ПНП «Здоровье» предусматриваются бюджетные ассигнования в объеме 45,7 млрд. руб., что на 9,8 млрд. руб., или на 27,4%, больше бюджетных ассигнований на 2009 год. В рамках реализации ПНП «Образование» предусматриваются бюджетные ассигнования в объеме 14,4 млрд. руб., что на 25,2% меньше бюджетных ассигнований на 2009 год. Предусматривается существенное увеличение в 2010 году субсидии бюджетам субъектов РФ на софинсирование мероприятий по проведению оздоровительной компании детей. Объем субсидии в сумме 4,1 млрд. руб. или в 3,1 раза больше, чем в 2009 году.
По подразделу «Субвенции бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» на 2010 год предусматривается выделение средств федерального бюджета в объеме 232,2 млрд. руб., что на 1,5% больше расходов на 2009 год.
В 2010 году предусмотрены бюджетные ассигнования по 22 субвенциям (в 2009 году – по 24 субвенции, в 2008 году – по 21 субвенции).
Изменение количества субвенций вызвано включением в состав подраздела новой субвенции на осуществление полномочий РФ государственной охране объектов культурного наследия федерального значения (267,3 млн. руб.) и исключением из состава подраздела трех субвенций на:
- осуществление высшим
- оказание государственной социальной помощи отдельным категориям граждан в части оплаты санаторно-курортного лечения, а также проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно;
- осуществление Краснодарским
краем полномочий по
На 2010 год предусматривается
В составе данного подраздела наибольшие по объему расходы федерального бюджета (44%) приходится на предоставление субвенции бюджетам субъектов РФ на оплату жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан. На 2010 год на указанные цели проектируется сумма 102,2 млрд. руб., что на 6,8% больше расходов в 2009 году.
По отдельным субвенциям изменение объема бюджетных ассигнований на 2010 год по сравнению с предыдущим годом обосновывается уточнением численности контингента получателей пособий и (или) изменением размера указанных выплат.
Также предусматривается увеличение объема субвенций на:
-обеспечение мер социальной
поддержки для лиц,
- единовременное пособие беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, а также ежемесячное пособие на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, - на 83,5%;
- государственные
- выплаты инвалидам компенсаций
страховых премий по договорам
обязательного страхования
-перевозку несовершеннолетних, самовольно ушедших из семьи, детских садов, школ – на 64,5%.
По остальным субвенциям предусматривается сокращение бюджетных ассигнований, которое в основном обосновывается оптимизацией расходов на текущее содержание. Наиболее существенное снижение бюджетных ассигнований (на 30%) предусматривается по субвенциям бюджетам субъектов РФ на осуществление полномочий РФ в области водных отношений и по охране и использованию объектов животного мира.
По подразделу «Иные межбюджетные трансферты» на 2010 год предусматривается выделение средств федерального бюджета в объеме 52,9 млрд. руб., что на 38 млрд. руб. меньше расходов на 2009 год. По сравнению с 2008 годом общий объем межбюджетных трансфертов по указанному подразделу в 2010 году снизится на 54%.
Снижение в 2010 году общего объема расходов федерального бюджета по указанному подразделу вызвано, в первую очередь, исключением из подраздела расходов федерального бюджета на покрытие дефицита Фонда социального страхования Российской Федерации, связанного с выплатой пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию (в 2009 году на эти цели использовалось 14,7 млрд. руб.), а также расходов на единовременную денежную компенсацию отдельным категориям граждан вместо получения транспортного средства (4,6 млрд. руб.).
На 45-60% снижаются также расходы федерального бюджета, связанные с реализацией программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков, развития и поддержки инфраструктуры города Байконура, ЗАТО и наукоградов РФ, а также расходы на переселение граждан из ЗАТО. [21]
Структура раздела «Межбюджетные
трансферты» без учета
Рисунок 3 – Структура предоставляемых межбюджетных трансфертов из федерального бюджета
По сравнению с утвержденными показателями на 2009 год существенных изменений в структуре межбюджетных трансфертов, предоставляемых бюджетам субъектов Российской Федерации, не произойдет.
Таким образом, в области межбюджетных отношений требуется продолжение работы по повышению прозрачности системы бюджетного выравнивания, достижению оптимального баланса между объективно необходимым выравниванием бюджетной обеспеченности и созданием стимулов для экономического и налогового потенциала субъектов РФ и муниципальных образований и снижению уровня их дотационности. Необходимо повысить роль и значение межбюджетных трансфертов, имеющих долгосрочный инвестиционный характер и направляемых на формирование структурных сдвигов в региональной экономике и повышение их налогового потенциала.
2.2. Предоставление межбюджетных трансфертов бюджетам государственных внебюджетных фондов
Одним из основных приоритетов бюджетной политики в 2008-2010 годах остается обеспечение в полном объеме действующих и вновь принимаемых расходных обязательств, подлежащих исполнению за счет средств бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации.
В этом направлении законопроектом предусматривается выделение из федерального бюджета существенных бюджетных ассигнований, в том числе на обеспечение сбалансированности пенсионной системы.
Данные о расходах федерального бюджета по подразделу «Межбюджетные трансферты бюджетам государственных внебюджетных фондов» представлены в таблице 2.
Таблица 2 – Межбюджетные трансферты, предоставленные бюджетам государственных внебюджетных фондов
МЕЖБЮДЖЕТНЫЕ ТРАНСФЕРТЫ |
2008 год |
2009 год |
2010 год (закон) | |||
Сумма, млрд. руб. |
Уд. вес,% |
Сумма, млрд. руб. |
Уд. вес,% |
Сумма, млрд. руб. |
Уд. вес,% | |
Межбюджетные трансферты бюджетам государственных внебюджетных фондов |
1579,9 |
100 |
2113,2 |
100 |
2755,1 |
100 |
В том числе: Трансферты бюджеты ПФР |
1456,9 |
92,2 |
1944,2 |
92,0 |
2538,9 |
92,2 |
Изменение к предыдущему году (млрд. руб./%) |
- |
- |
487,3 |
33,4 |
594,7 |
30,6 |
Трансферты бюджету ФСС |
49,8 |
3,2 |
131,1 |
6,2 |
61,5 |
2,2 |
Изменение к предыдущему году (млрд. руб./%) |
- |
- |
81,3 |
163,3 |
-69,5 |
-53 |
Трансферты бюджету ФОМС |
73,2 |
4,6 |
37,9 |
1,8 |
4,7 |
0,2 |
Изменение к предыдущему году (млрд. руб./%) |
- |
- |
-35,3 |
-48,2 |
-33,2 |
-86,7 |
Анализ приведенных данных показывает, что в 2008-2010 гг. сохраняется тенденция устойчивого роста расходов федерального бюджета на межбюджетные трансферты бюджетам государственных внебюджетных фондов. Так, в 2010 году объем межбюджетных трансфертов бюджетам государственных внебюджетных фондов увеличится на 641,9 млрд. руб. по сравнению с 2009 годом. При этом в 2011 году планируется сокращение данного показателя на 322,3 млрд. руб., по сравнению с предыдущим годом.
Основная доля межбюджетных ассигнований по подразделу «Межбюджетные трансферты бюджетам государственных внебюджетных фондов» приходится на межбюджетные трансферты ПФР. В 2010 году она составит 92,2% по сравнению с 92,0% за 2009 год.
Межбюджетные трансферты, передаваемые бюджету ПФР, в 2010 году предусматриваются в объеме 2530 млрд. руб., что на 17,8% больше, чем в 2009 году. В 2010 году планируется увеличить объем бюджетных ассигнований из федерального бюджета бюджету ПФР на 16,1% по сравнению с 2009 годом.
Предусмотренные показатели
направлены на выполнение задачи бюджетной
политики по формированию надежной и
сбалансированной пенсионной системы,
основанной на страховых принципах
ресурсного обеспечения и позволяющей
обеспечить достойный уровень жизни гражда
В 2010 году предусматривается выделение существенных бюджетных ассигнований из федерального бюджета на обеспечение сбалансированности пенсионной системы, что напрямую связано с повышением уровня расходов на пенсионное обеспечение населения.
Данные об объеме трансфертов, предоставляемых федеральным бюджетом на покрытие дефицита бюджета ПФР, в 2008 - 2010 годах приведены на рисунке 4.
Рисунок 4 - Объем трансфертов из федерального бюджета на покрытие дефицита бюджета ПФР в 2008-2010 годах
По данным диаграммы видно, что объем трансфертов из федерального бюджета на покрытие дефицита бюджета ПФР в 2010 году на 767 млрд. руб. больше, чем в 2009 году и на 969,2 млрд. руб., чем в 2008 году.
Доля межбюджетных трансфертов федерального бюджета в общих доходах ПФР в 2010 году составит 54,1%. В 2003 году указанная доля не превышала 50%, а в 2008 году – 53,4% и в 2009 году – 61,8%. Таким образом, в рассматриваемом периоде доля межбюджетных трансфертов федерального бюджета в доходах бюджета ПФР будет снижаться, но зависимость бюджета ПФР от межбюджетных трансфертов остается на достаточно высоком уровне.
В 2010 году значительные бюджетные ассигнования федерального бюджета направляются бюджету ПФР на ежемесячную денежную выплату инвалидам в сумме 259,0 млрд. руб., что на 9,6% больше чем в 2009 году, выплату пенсий по государственному пенсионному обеспечению – 252,8 млрд. руб., что больше на 37,8% по сравнению с 2009 годом, а также на предоставление материнского капитала – 102 млрд. руб.
В связи с установлением в 2010 году пониженных тарифов страховых взносов для отдельных категорий плательщиков предусматривается из федерального бюджета компенсировать выпадающие доходы ПФР за счет предоставления бюджету ПФР межбюджетного трансферта в размере 72,9 млрд. руб. (2,3% общей суммы бюджетных ассигнований из федерального бюджета).
На валоризацию расчетного пенсионного капитала в 2010 году предусматривается выделить 502,2 млрд. руб. или 19,85% общей суммы межбюджетных трансфертов, направляемой ПФР из федерального бюджета.
Впервые предусмотрены межбюджетные трансферты из федерального бюджета бюджету ПФР на осуществление единовременной выплаты отдельным категориям граждан в связи с празднованием 65-летия Победы в Великой Отечественной войне в размере 10,1 млрд. руб.
На 2010 год предусмотрены средства федерального бюджета, передаваемые бюджету Федерального фонда обязательного медицинского страхования, в объеме 65,1 млрд. руб., что на 69,6 млрд. руб. меньше по сравнению с 2009 годом. Снижение объема предоставляемых межбюджетных трансфертов вызвано прекращением с 2010 года выделения бюджетных ассигнований на обязательное медицинское страхование неработающего населения (детей), которое осуществляется в рамках территориальных программ обязательного медицинского страхования и источником финансового обеспечения которых являются средства обязательного медицинского страхования.
За счет средств федерального бюджета будут профинансированы расходы ФФОМС на проведение диспансеризации пребывающих в стационарных учреждениях детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации (734,0 млн. руб., что на 23,7% больше, чем в 2009 году) и на проведение дополнительной диспансеризации работающих граждан (4000.0 млн. руб., или на уровне 2009 года).
В связи с установлением в 2011-2012 годах пониженных тарифов страховых взносов для отдельных категорий плательщиков прогнозируется из федерального бюджета компенсировать выпадающие доходы ФФОМС за счет предоставления бюджету ФФОМС межбюджетного трансферта в размере 13,4 млрд. руб. в 20011 году, что составляет 73,6% общей суммы бюджетных ассигнований из федерального бюджета.
В 2010 году предусмотрены
средства федерального бюджета, передаваемые
бюджету Фонда социального
Снижение объема предоставляемых межбюджетных трансфертов в основном вызвано прекращением с 2010 года выделения бюджетных ассигнований на покрытие дефицита бюджета ФСС (в 2009 году выделено на эти цели 40,5 млрд. руб.)
Информация о работе Бюджетная система РФ и проблемы межбюджетных отношений