Бюджетная система РФ и проблемы межбюджетных отношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2013 в 17:34, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования - рассмотреть приоритетные направления развития межбюджетных отношений.
Для достижения целей ставились следующие задачи:
изучить сущность и особенности бюджета и структуру бюджетной системы;
рассмотреть сущность межбюджетных отношений и межбюджетных трансфертов;
провести анализ межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов и местным бюджетам;
исследовать предоставление межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам государственных внебюджетных фондов;
изучить проблемы межбюджетных отношений и пути их решения;

Файлы: 1 файл

готовая курсовая!.doc

— 658.50 Кб (Скачать файл)

В рамках реализации ПНП  «Здоровье» предусматриваются бюджетные  ассигнования в объеме 45,7 млрд. руб., что на 9,8 млрд. руб., или на 27,4%, больше бюджетных ассигнований на 2009 год. В рамках реализации ПНП «Образование» предусматриваются бюджетные ассигнования в объеме 14,4 млрд. руб., что на 25,2% меньше бюджетных ассигнований на 2009 год. Предусматривается существенное увеличение в 2010 году субсидии бюджетам субъектов РФ на софинсирование мероприятий по проведению оздоровительной компании детей. Объем субсидии в сумме 4,1 млрд. руб. или в 3,1 раза больше, чем в 2009 году.

По подразделу «Субвенции бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» на 2010 год предусматривается выделение средств федерального бюджета в объеме 232,2 млрд. руб., что на 1,5% больше расходов на 2009 год.

В 2010 году предусмотрены бюджетные ассигнования по 22 субвенциям (в 2009 году – по 24 субвенции, в 2008 году – по 21 субвенции).

Изменение количества субвенций вызвано  включением в состав подраздела новой  субвенции на осуществление полномочий РФ государственной охране объектов культурного наследия федерального значения (267,3 млн. руб.) и исключением из состава подраздела трех субвенций на:

- осуществление высшим исполнительным  органом государственной власти  Санкт-Петербурга полномочий по  управлению федеральным имуществом;

- оказание государственной социальной помощи отдельным категориям граждан в части оплаты санаторно-курортного лечения, а также проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно;

- осуществление Краснодарским  краем полномочий по резервированию  земель и изъятию земельных участков для федеральных нужд.

На 2010 год предусматривается увеличить  бюджетные ассигнования на предоставление субвенций бюджетам субъектов РФ на осуществлении полномочий РФ в  области содействия занятости населения, включая расходы на осуществлении этих полномочий.

В составе данного подраздела наибольшие по объему расходы федерального бюджета (44%) приходится на предоставление субвенции  бюджетам субъектов РФ на оплату жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан. На 2010 год на указанные цели проектируется сумма 102,2 млрд. руб., что на 6,8% больше расходов в 2009 году.

По отдельным субвенциям изменение  объема бюджетных ассигнований на 2010 год по сравнению с предыдущим годом обосновывается уточнением численности  контингента получателей пособий и (или) изменением размера указанных выплат.

Также предусматривается увеличение объема субвенций на:

-обеспечение мер социальной  поддержки для лиц, награжденных  знаком «Почетный донор СССР»,  «Почетный донор России», - на 2%;

- единовременное пособие беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, а также ежемесячное пособие на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, - на 83,5%;

- государственные единовременные  пособия и ежемесячные денежные компенсации гражданам при возникновении поствакционных осложнений – на 33,5%;

- выплаты инвалидам компенсаций  страховых премий по договорам  обязательного страхования гражданской  ответственности автотранспортных  средств – на 236,3%;

-перевозку несовершеннолетних, самовольно ушедших из семьи,  детских садов, школ – на 64,5%.

По остальным субвенциям предусматривается сокращение бюджетных  ассигнований, которое в основном обосновывается оптимизацией расходов на текущее содержание. Наиболее существенное снижение бюджетных ассигнований (на 30%) предусматривается по субвенциям бюджетам субъектов РФ на осуществление полномочий РФ в области водных отношений и по охране и использованию объектов животного мира.

По подразделу «Иные  межбюджетные трансферты» на 2010 год предусматривается выделение средств федерального бюджета в объеме 52,9 млрд. руб., что на 38 млрд. руб. меньше расходов на 2009 год. По сравнению с 2008 годом общий объем межбюджетных трансфертов по указанному подразделу в 2010 году снизится на 54%.

Снижение в 2010 году общего объема расходов федерального бюджета  по указанному подразделу вызвано, в  первую очередь, исключением из подраздела расходов федерального бюджета на покрытие дефицита Фонда социального страхования  Российской Федерации, связанного с выплатой пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию (в 2009 году на эти цели использовалось 14,7 млрд. руб.), а также расходов на единовременную денежную компенсацию отдельным категориям граждан вместо получения транспортного средства (4,6 млрд. руб.).

На 45-60% снижаются также  расходы федерального бюджета, связанные  с реализацией программ местного развития и обеспечения занятости  для шахтерских городов и поселков, развития и поддержки инфраструктуры города Байконура, ЗАТО и наукоградов РФ, а также расходы на переселение граждан из ЗАТО. [21]

Структура раздела «Межбюджетные  трансферты» без учета подраздела «Межбюджетные трансферты бюджетам государственных внебюджетных фондов» на 2010 год представлена на рисунке 3.

Рисунок 3 – Структура  предоставляемых межбюджетных трансфертов  из федерального бюджета 

 

По сравнению с утвержденными  показателями на 2009 год существенных изменений в структуре межбюджетных трансфертов, предоставляемых бюджетам субъектов Российской Федерации, не произойдет.

Таким образом, в области  межбюджетных отношений требуется  продолжение работы по повышению  прозрачности системы бюджетного выравнивания, достижению оптимального баланса между объективно необходимым выравниванием бюджетной обеспеченности и созданием стимулов для экономического и налогового потенциала субъектов РФ и муниципальных образований и снижению уровня их дотационности. Необходимо повысить роль и значение межбюджетных трансфертов, имеющих долгосрочный инвестиционный характер и направляемых на формирование структурных сдвигов в региональной экономике и повышение их налогового потенциала.

 

 

2.2. Предоставление межбюджетных трансфертов бюджетам государственных внебюджетных фондов

 

Одним из основных приоритетов бюджетной политики в 2008-2010 годах остается обеспечение в полном объеме действующих и вновь принимаемых расходных обязательств, подлежащих исполнению за счет средств бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации.

В этом направлении законопроектом предусматривается выделение из федерального бюджета существенных бюджетных ассигнований, в том  числе на обеспечение сбалансированности пенсионной системы.

Данные о расходах федерального бюджета по подразделу «Межбюджетные трансферты бюджетам государственных внебюджетных фондов» представлены в таблице 2.

 

Таблица 2 – Межбюджетные трансферты, предоставленные бюджетам государственных внебюджетных фондов

МЕЖБЮДЖЕТНЫЕ  ТРАНСФЕРТЫ

2008 год

2009 год

2010 год (закон)

Сумма, млрд. руб.

Уд. вес,%

Сумма, млрд. руб.

Уд. вес,%

Сумма, млрд. руб.

Уд. вес,%

Межбюджетные  трансферты бюджетам государственных  внебюджетных фондов

1579,9

100

2113,2

100

2755,1

100

В том числе:

Трансферты  бюджеты ПФР

1456,9

92,2

1944,2

92,0

2538,9

92,2

Изменение к  предыдущему году (млрд. руб./%)

-

-

487,3

33,4

594,7

30,6

Трансферты  бюджету ФСС

49,8

3,2

131,1

6,2

61,5

2,2

Изменение к  предыдущему году (млрд. руб./%)

-

-

81,3

163,3

-69,5

-53

Трансферты  бюджету ФОМС

73,2

4,6

37,9

1,8

4,7

0,2

Изменение к  предыдущему году (млрд. руб./%)

-

-

-35,3

-48,2

-33,2

-86,7


Анализ приведенных данных показывает, что в 2008-2010 гг. сохраняется тенденция  устойчивого роста расходов федерального бюджета на межбюджетные трансферты бюджетам государственных внебюджетных фондов. Так, в 2010 году объем межбюджетных трансфертов бюджетам государственных внебюджетных фондов увеличится на 641,9 млрд. руб. по сравнению с 2009 годом.  При этом в 2011 году планируется сокращение данного показателя на 322,3 млрд. руб., по сравнению с предыдущим годом.

Основная доля межбюджетных ассигнований по подразделу «Межбюджетные  трансферты бюджетам государственных  внебюджетных фондов» приходится на межбюджетные трансферты ПФР. В 2010 году она составит 92,2% по сравнению с 92,0% за 2009 год.

Межбюджетные трансферты, передаваемые бюджету ПФР, в 2010 году предусматриваются в объеме 2530 млрд. руб., что на 17,8% больше, чем в 2009 году. В 2010 году планируется увеличить  объем бюджетных ассигнований из федерального бюджета бюджету ПФР на 16,1% по сравнению с 2009 годом.

Предусмотренные показатели направлены на выполнение задачи бюджетной  политики по формированию надежной и  сбалансированной пенсионной системы, основанной на страховых принципах  ресурсного обеспечения и позволяющей  обеспечить достойный уровень жизни гражданам старшего поколения.

В 2010 году предусматривается выделение существенных бюджетных ассигнований из федерального бюджета на обеспечение сбалансированности пенсионной системы, что напрямую связано с повышением уровня расходов на пенсионное обеспечение населения.

Данные об объеме трансфертов, предоставляемых федеральным бюджетом на покрытие дефицита бюджета ПФР, в 2008 - 2010 годах приведены на рисунке 4.

 

Рисунок 4 - Объем трансфертов из федерального бюджета на покрытие дефицита бюджета ПФР в 2008-2010 годах

 

По данным диаграммы  видно, что объем трансфертов из федерального бюджета на покрытие дефицита бюджета ПФР в 2010 году на 767 млрд. руб. больше, чем в 2009 году и на 969,2 млрд. руб., чем в 2008 году.

Доля межбюджетных трансфертов  федерального бюджета в общих доходах ПФР в 2010 году составит 54,1%. В 2003 году указанная доля не превышала 50%, а в 2008 году – 53,4% и в 2009 году – 61,8%. Таким образом, в рассматриваемом периоде доля межбюджетных трансфертов федерального бюджета в доходах бюджета ПФР будет снижаться, но зависимость бюджета ПФР от межбюджетных трансфертов остается на достаточно высоком уровне.

В 2010 году значительные бюджетные  ассигнования федерального бюджета  направляются бюджету ПФР на ежемесячную  денежную выплату инвалидам в  сумме 259,0 млрд. руб., что на 9,6% больше чем в 2009 году, выплату пенсий по государственному пенсионному обеспечению – 252,8 млрд. руб., что больше на 37,8% по сравнению с 2009 годом, а также на предоставление материнского капитала – 102 млрд. руб.

В связи с установлением в 2010 году пониженных тарифов страховых взносов для отдельных категорий плательщиков предусматривается из федерального бюджета компенсировать выпадающие доходы ПФР за счет предоставления бюджету ПФР межбюджетного трансферта в размере 72,9 млрд. руб. (2,3% общей суммы бюджетных ассигнований из федерального бюджета).

На валоризацию расчетного пенсионного капитала в 2010 году предусматривается выделить 502,2 млрд. руб. или 19,85% общей суммы межбюджетных трансфертов, направляемой ПФР из федерального бюджета.

Впервые предусмотрены  межбюджетные трансферты из федерального бюджета бюджету ПФР на осуществление  единовременной выплаты отдельным  категориям граждан в связи с  празднованием 65-летия Победы в Великой  Отечественной войне в размере 10,1 млрд. руб.

На 2010 год предусмотрены  средства федерального бюджета, передаваемые бюджету Федерального фонда обязательного  медицинского страхования, в объеме 65,1 млрд. руб., что на 69,6 млрд. руб. меньше по сравнению с 2009 годом. Снижение объема предоставляемых межбюджетных трансфертов вызвано прекращением с 2010 года выделения бюджетных ассигнований на обязательное медицинское страхование неработающего населения (детей), которое осуществляется в рамках территориальных программ обязательного медицинского страхования и источником финансового обеспечения которых являются средства обязательного медицинского страхования.

За счет средств федерального бюджета будут профинансированы расходы ФФОМС на проведение диспансеризации  пребывающих в стационарных учреждениях  детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации (734,0 млн. руб., что на 23,7% больше, чем в 2009 году) и на проведение дополнительной диспансеризации работающих граждан (4000.0 млн. руб., или на уровне 2009 года).

В связи с установлением  в 2011-2012 годах пониженных тарифов страховых взносов для отдельных категорий плательщиков прогнозируется из федерального бюджета компенсировать выпадающие доходы ФФОМС за счет предоставления бюджету ФФОМС межбюджетного трансферта в размере 13,4 млрд. руб. в 20011 году, что составляет 73,6% общей суммы бюджетных ассигнований из федерального бюджета.

В 2010 году предусмотрены  средства федерального бюджета, передаваемые бюджету Фонда социального страхования  РФ, в объеме 61,6 млрд. руб., что на 34,7% меньше бюджетных ассигнований по сравнению с 2009 годом.

Снижение объема предоставляемых  межбюджетных трансфертов в основном вызвано прекращением с 2010 года выделения  бюджетных ассигнований на покрытие дефицита бюджета ФСС (в 2009 году выделено на эти цели 40,5 млрд. руб.)

Информация о работе Бюджетная система РФ и проблемы межбюджетных отношений