Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2013 в 17:34, курсовая работа
Цель исследования - рассмотреть приоритетные направления развития межбюджетных отношений.
Для достижения целей ставились следующие задачи:
изучить сущность и особенности бюджета и структуру бюджетной системы;
рассмотреть сущность межбюджетных отношений и межбюджетных трансфертов;
провести анализ межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов и местным бюджетам;
исследовать предоставление межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам государственных внебюджетных фондов;
изучить проблемы межбюджетных отношений и пути их решения;
Принцип равенства бюджетов субъектов Российской Федерации во взаимоотношениях с федеральным бюджетом предполагает установление единых для всех субъектов Российской Федерации нормативов отчислений от федеральных налогов и сборов в бюджеты субъектов Российской Федерации и единого порядка уплаты федеральных налогов и сборов.
Таким образом, становится очевидным, что межбюджетные отношения имеют две основные составляющие экономическую и политическую. Экономическая составляющая представляет собой решения вопросов "Как и куда собирать деньги?" и "Как и куда эти деньги тратить?". Политическая составляющая связана с вопросом "функциональности" или "самостоятельности" того или иного уровня власти.
В бюджетной сфере под трансфертом понимают любые формы перевода средств из бюджета одного уровня бюджетной системы в бюджет другого уровня, отчисления от налогов в порядке бюджетного регулирования. С помощью трансферта региональные и местные бюджеты, органы социальной защиты населения получают средства для финансирования обязательных выплат населению: пенсий, стипендий, пособий, компенсаций, других социальных выплат, установленных государственным законодательством и нормативными актами органов местного самоуправления. [12, c. 45]
Межбюджетные трансферты предоставляются из федерального бюджета бюджетам бюджетной системы Российской Федерации, из бюджетов субъектов Российской Федерации и из местных бюджетов в формах, установленных главой 16 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Согласно статье 6 Бюджетного кодекса
Российской Федерации межбюджетные
трансферты – это средства одного
бюджета бюджетной системы
Межбюджетные трансферты являются одним из наиболее эффективных инструментов фискальной политики. Можно выделить три основные задачи данного инструмента:
Межбюджетные трансферты из федерального бюджета предоставляются при условии соблюдения органами государственной власти субъектов Российской Федерации бюджетного законодательства и законодательства Российской Федерации о налогах и сборах. Операции с межбюджетными трансфертами, предоставляемыми в форме субвенций и межбюджетных субсидий в рамках исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации, осуществляются в порядке, установленном федеральном законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации. В определенных федеральным законом случаях бюджетам субъектов Российской Федерации могут предоставляться межбюджетные трансферты для их направления бюджетам отдельных муниципальных образований.
Так, формами межбюджетных трансфертов, предоставляемых из федерального бюджета, являются:
Межбюджетные трансферты из бюджетов субъектов Российской Федерации местным бюджетам (за исключением субвенций) предоставляются при условии соблюдения соответствующими органами местного самоуправления бюджетного законодательства Российской Федерации и законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.
Согласно ст. 135 Бюджетного кодекса РФ формами межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджетов субъектов Российской Федерации, являются:
Формы, порядок и условия предоставления межбюджетных трансфертов бюджетам внутригородских муниципальных образований из бюджетов субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга устанавливаются законами указанных субъектов Российской Федерации.
Формы межбюджетных трансфертов перечислены в ст. 142 БК РФ и предоставляются в форме:
Межбюджетные трансферты из бюджетов муниципальных районов бюджетам поселений (за исключением межбюджетных трансфертов на осуществление части полномочий по решению вопросов местного значения в соответствии с заключенными соглашениями) предоставляются при условии соблюдения соответствующими органами местного самоуправления поселений бюджетного законодательства Российской Федерации и законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.
2 АНАЛИЗ МЕЖБЮДЖЕТНЫХ ТРАНСФЕРТОВ ИЗ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА
2.1 Предоставление межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов и местным бюджетам
Для целей финансовой помощи регионам в составе федерального бюджета действуют фонды: Фонд финансовой поддержки субъектов РФ, Фонд компенсаций, Федеральный фонд софинансирования расходов.
На практике финансовая поддержка регионам не ограничивается поступлением средств только из этих фондов. В условиях изменения налоговой системы, передачи расходных обязательств бюджетной системы одного уровня другому расширилось применение межбюджетных трансфертов в виде дотаций, субсидий, субвенций, которые выходят за рамки сформированной системы межбюджетных отношений
Наибольший удельный вес в классификации расходов занимают межбюджетные трансферты. Данные о расходах федерального бюджета по разделу «Межбюджетные трансферты» без учета межбюджетных трансфертов бюджетам государственных внебюджетных фондов на 2008-2010 гг. представлены в таблице.
Таблица 1 – Состав и структура межбюджетных трансфертов
Межбюджетные трансферты |
2008 г |
2009 г |
2010 г (закон) |
Откл., млрд. руб. (2009/2010гг) | |||
Сумма, млрд. руб. |
Уд. вес, % |
Сумма, млрд. руб. |
Уд. вес, % |
Сумма, млрд. руб. |
Уд. вес, % | ||
Всего: |
926,22 |
100 |
1002,5 |
100 |
1122,9 |
100 |
|
Дотации бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований |
375,54 |
40,5 |
413,6 |
41,3 |
496,7 |
44,2 |
+83,1 |
Субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований (межбюджетные субсидии) |
317,19 |
34,2 |
396,8 |
28,5 |
341,1 |
30,4 |
+55,7 |
Субвенции бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований |
163,74 |
17,7 |
235,7 |
23,5 |
232,2 |
20,7 |
-3,5 |
Иные межбюджетные трансферты |
69,75 |
7,5 |
67,8 |
6,8 |
52,9 |
4,7 |
-44,9 |
По данным таблицы
видно, что в структуре межбюджетных
трансфертов без учета
Рисунок 2 - Состав дотаций бюджетам субъектов РФ в 2008-2010 гг.
На рисунке 2 представлена структура дотаций бюджетам субъектов Российской Федерации. В структуре расходов подраздела «Дотации бюджетам субъектам Российской федерации и муниципальных образований» основная доля расходов федерального бюджета приходится на дотацию на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности субъектов РФ, которая в 2010 году составит 79,9% (в 2009 году – 64,5%, в 2008 году – 84,2%).На 2010 год прогнозируется увеличить сумму дотации на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации до 396,99 млрд. руб., что на 23 млрд. руб., или на 6,15% больше, чем в 2009 году.
По оценке Правительства Российской Федерации, увеличение объема дотаций и внесенные изменения в Методику распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности позволит повысить в 2010 году минимальный уровень расчетной бюджетной обеспеченности на 5%, довести его до 63% среднего уровня бюджетной обеспеченности по России и сократить с учетом предоставления дотаций разницу в бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации с 6,5 до 2,5 раза.
Количество субъектов Российской Федерации, получающих дотацию на выравнивание бюджетной обеспеченности в 2010 году составит 70 и сохранится на уровне 2009 года.
По данным рисунка 2 видно, что на обеспечение сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации предусматривается направить в 2010 году 89,96 млрд. руб., что существенно меньше, чем в 2009 году (193,4 млрд. руб.), но почти в 2 раза больше чем в 2008 году (46,03 млрд. руб.). Дотация на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации распределена бюджетам 25 регионов на сумму 59,4 млрд. руб., или 66% общей суммы указанной дотации. Распределенная сумма дотации будет направлена на частичную компенсацию выпадающих доходов бюджетов субъектов Российской Федерации в связи и централизацией в федеральный бюджет доходов от уплаты НДПИ на нефть и газовый конденсат, а также бюджету Чеченской Республики. Из распределенного объема дотаций 56% средств предусмотрено предоставить бюджету Тюменской области.
Из общей нераспределенной суммы дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации (30,6 млрд. руб.) Правительство РФ предусматривается выделить средства на ликвидацию перекрестного субсидирования в электроэнергетике (5,7 млрд. руб.), а оставшуюся часть дотации распределить в ходе исполнения бюджетов субъектов РФ.
Бюджетные ассигнования по подразделу «Субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований (межбюджетные субсидии)» предусматриваются на 2010 год в сумме 341,1 млрд. руб., что на 55,7 млрд. руб. меньше суммы субсидий на 2009 год.
Сокращение в 2010 году бюджетных ассигнований на субсидии бюджетам субъектов РФ связано с отказом от софинансирования из федерального бюджета отдельных полномочий субъектов РФ, со снижением объема финансирования ФЦП и объектов капитального строительства, не включенных в целевые программы, а также с тем, что в 2009 году Правительством Российской Федерации в рамках антикризисных мер по социальной поддержке населения и отраслей экономики предоставлялись субсидии бюджетам субъектов РФ на общую сумму порядка 90,0 млрд. руб.
Количество субсидий (без учета субсидий на реализацию ФЦП) составляло в 2009 году 51, в 2010 году их количество сократилось до 31. Так, из 17 целевых статей, относящихся к государственной поддержке сельского хозяйства, осталось 5; из 3 по дорожному хозяйству – 1.
В целом на 2010 год объем финансирования ФЦП, включая ФЦП «Жилище» предусматривается в объеме 22,7 млрд. руб., что на 46,4 млрд. руб., или на 31,9% меньше, чем в 2009 году, а бюджетные инвестиции в объекты капитального строительства, не включенные в целевые программы предусматриваются в объеме 22.7 млрд. руб., что на 10,1 млрд. руб., или на 30.8% меньше, чем в 2009 году.
Бюджетные инвестиции сконцентрированы в основном на реализации четырех ФЦП: «Экономическое и социальное развитие Дальнего востока и Забайкалья на период до 2013 года» - 35,8 млрд. руб. (36,2% общего объема финансирования ФЦП), «Социально-экономическое развитие Чеченской Республики на 2008-2011 годы – 13.4 млрд. руб. (13,5%), «Жилище» на 2002-2010 годы – 10 млрд. руб. (10,1%) и «Социальное развитие села до 2012 года» - 7,7 млрд. руб. (7,8%).
Предусматриваются бюджетные
инвестиции на новую ФЦП «Социально-
В 2010 году увеличится объем предоставляемых межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов РФ на государственную поддержку сельского хозяйства и его отраслей до 82,1 млрд. руб. (в 2008 году – 63,4 млрд. руб.; в 2009 году – 64,1 млрд. руб.).
На реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов РФ в 2010 году предусматриваются средства федерального бюджета в сумме 36,3 млрд. руб. В 2009 году бюджетные ассигнования на указанные цели не предусматривались.
Информация о работе Бюджетная система РФ и проблемы межбюджетных отношений