Бюджетная система РФ и проблемы межбюджетных отношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2013 в 17:34, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования - рассмотреть приоритетные направления развития межбюджетных отношений.
Для достижения целей ставились следующие задачи:
изучить сущность и особенности бюджета и структуру бюджетной системы;
рассмотреть сущность межбюджетных отношений и межбюджетных трансфертов;
провести анализ межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов и местным бюджетам;
исследовать предоставление межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам государственных внебюджетных фондов;
изучить проблемы межбюджетных отношений и пути их решения;

Файлы: 1 файл

готовая курсовая!.doc

— 658.50 Кб (Скачать файл)

В 2008-2010 гг. сохраняется  тенденция устойчивого роста  расходов федерального бюджета на межбюджетные трансферты бюджетам государственных внебюджетных фондов. Так, в 2010 году объем межбюджетных трансфертов бюджетам государственных внебюджетных фондов увеличится на 641,9 млрд. руб. по сравнению с 2009 годом.

Основная доля межбюджетных ассигнований по подразделу «Межбюджетные  трансферты бюджетам государственных внебюджетных фондов» приходится на межбюджетные трансферты ПФР. Межбюджетные трансферты, передаваемые бюджету ПФР, в 2010 году предусматриваются в объеме 2530 млрд. руб., что на 17,8% больше, чем в 2009 году.

К формированию приоритетных направлений развития межбюджетных отношений (МБО) возможны три методологических подхода — функциональный, оптимизационный и динамический.

Суть функционального подхода состоит в том, что определенные функции управления должны закрепляться исключительно за федеральным уровнем, прочие функции — за региональными и местными уровнями. Оптимизационный подход базируется на необходимости закрепления расходов за конкретными бюджетами на основе минимизации как самих затрат, так и издержек на их администрирование. Суть динамического подхода состоит в том, что определение приоритетных направлений формирования межбюджетных отношений зависит от особенностей конкретной макроэкономической ситуации.

Можно выделить следующие  проблемы межбюджетных отношений:

  • Резкая диспропорция между переданными на региональный уровень финансовыми ресурсами и ответственностью за их использование;
  • Недостаточно эффективная система распределения межбюджетных трансфертов между регионами;
  • Не найден оптимальный баланс между объективно необходимым выравниванием бюджетной обеспеченности и созданием стимулов для развития экономического и налогового потенциала регионов, снижения уровня дотационности, повышения ответственности за принимаемые на местах решения;
  • С трудом преодолеваются традиции централизованного регулирования доходов и расходов местных бюджетов.

Система межбюджетных трансфертов должна быть ориентирована  на выравнивание социально-экономической  базы действительно нуждающихся  регионов, отсталость которой является причиной финансовой несостоятельности этих регионов. Должна быть создана четкая нормативно-правовая основа и система, объективно оценивающая усилия нуждающихся регионов, направленные на рост своей социально-экономической базы. Таким образом выделять необходимо трансферты дифференцированно и не просто исходя из нуждаемости, а под программы лучшего использования внутренних возможностей регионов в интересах их самостоятельного развития и при условии последующего снижения дотаций, а также проведения политики рыночных реформ.

Необходимо  применять систему санкций как  за нарушение сроков и размеров перечислений предусмотренных средств из республиканских  и региональных бюджетов в федеральный, так и за нарушение сроков и  размеров предоставления финансирования из федерального бюджета регионам и бюджетным организациям.

К позитивным итогам преобразований в федеративных отношениях, осуществляемых в последние годы, следует отнести начавшийся процесс  совершенствования федеративной административно-территориальной  структуры государства, а именно, укрупнение регионов.

Несмотря на положительные  изменения в системе межбюджетных отношений и в организации  бюджетного процесса в субъектах  Российской Федерации и муниципальных  образованиях, достигнутые в ходе реформы межбюджетных отношений, сохраняются существенные диспропорции доходных поступлений и расходов бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Конституция Российской Федерации 
  2. Бюджетный кодекс Российской Федерации. [Электронный ресурс].: от   31.07.1998г (ред. от 19.07.2009г.)  №145-ФЗ.– Режим доступа: Консультант плюс \\pdc.edu.ugrasu\consultant.
  3. Нешитой А.С. Бюджетная система РФ: Учебник. – 7-е изд., испр. и доп. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2008. – 308 с.
  4. Бюджетная система России: учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям / Под ред. Г.Б. Поляка. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. – 703 с.
  5. Деева А.И. Финансы и кредит: учебное пособие / А.И. Деева. – М.: КНОРУС, 2009. – 544 с.
  6. Чернецов С.А. Финансы, денежное обращение и кредит: учеб. пособие. – М.: Магистр, 2008. – 527 с.
  7.   Ковалёва А.М. Финансы [Текст]: учебник для вузов /Под ред. А.М.Ковалевой.- 4-е изд., перер. и доп. -М.:Финансы и статистика, 2010.-384с.  
  8. Вахрин П.И. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник для вузов / П.И. Вахрин. – М.: Дашков и К*, 2009. – 342 с.
  9. Государственные и муниципальные финансы: Учебник для студ. вузов / А.Я. Быстряков, Т.Д. Викулина, В.Ф. Воля и др.; Под. общ. ред. И.Д. Мацкуляка. – М.: Изд-во Рос. акад. гос. службы, 2009. – 680 
  10. Бюджетная система РФ. Учебник. /Под ред. Александрова И.М.-2007, 2-е изд. –486с.
  11. Дробозина Л.А. Финансы. [Текст]: учебник для вузов /Под ред. Л.А. Дробозиной. -  М.: ИНФРА-М, 2010. – 258 с.
  12. Замятина Н.В. Бюджетный федерализм и межбюджетные отношения в России [Текст] /Н.В.Замятина – М: Финансы и статистика, 2008.-208с.
  13. Бюджетная система РФ [Текст]: учебник для вузов. 4-е изд./ Под ред. О Врублевской, М. Романовского. – СПб.: Питер, 2008. – 576с.
  14. Полозков М.Г. Приоритеты совершенствования межбюджетных отношений в субъектах Российской Федерации / М.Г. Полозков // Финансы и кредит. – 2010. - №13. – с. 33-37
  15. Федосов В.А. Бюджетная политика Российской Федерации в посткризисных условиях  / В.А. Федосов // Финансы и кредит. – 2010. - №44. – с. 20-24
  16. Виницина В.В. Финансовый механизм межбюджетных отношений / Виницина // Финансы и кредит. – 2010. - №22. – с. 15-19
  17. Ягофаров Р.Р. Межбюджетные трансферты: вопросы правового регулирования межбюджетных отношений / Ягофаров //. Финансы и кредит. – 2010. - №5. – с.20-21
  18. Слепов В.А., Бурлачков В.К. Разграничение расходных полномочий в системе межбюджетных отношений // Финансы и кредит. – 2009. - №4 – с.19-24
  19. Суглобов А.Е. Развитие межбюджетных отношений в Российской Федерации // Финансы и кредит. – 2009.- №1
  20. А. Асанов. Межбюджетные трансферты и необходимость совершенствования государственного финансового контроля за их исполнением // Бюджет. - 2010. - №6
  21. Межбюджетные трансферты. / Официальный сайт Счетной палаты РФ. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.ach.gov.ru/userfiles/tree/09-tree_files-fl-172.pdf

 

 


Информация о работе Бюджетная система РФ и проблемы межбюджетных отношений