Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2014 в 23:16, курсовая работа
Целью данного исследования является оценка бюджетной политики России и разработка рекомендаций по ее совершенствованию.
Для достижения цели были сформулированы следующие задачи:
- показать содержание бюджетной политики;
- сформулировать принципы, лежащие в основе формирования бюджетной политики;
- оценить роль налогов как источник средств для проведения бюджетной политики;
- проанализировать государственные расходы как инструмент реализации бюджетной политики;
Исследования показали, что отсутствие однозначного представления о необходимой России налоговой системы приводит к неэффективному применению ее инструментов. В этой связи, предлагаемая нами концепция реформирования налогового механизма регулирования доходов актуальна, поскольку является одной из попыток поиска направлений совершенствования не только налоговой системы России, но и системы формирования доходов населения.
Итак, снижение ставки подоходного налога с физических лиц до 13% независимо от уровня дохода не оказало существенного воздействия на показатели прироста заработной платы и не привело к раскрытию теневых доходов. Во многом это связано с отсутствием соответствующего контроля за формированием доходов и уплатой налога.
Снижение ставки подоходного налога было выгодно небольшой группе населения России, имеющей наибольшие доходы, так как ставка налога для них была снижена с 30% до 13%.
Государство не должно формировать бюджет за счет граждан получающих доходы, уровень которых не может обеспечить их минимальные потребности, для работника, получающего доход на уровне прожиточного минимума.
Недостатки налогового механизма
перераспределения доходов
Первое направление может
Вторым путем является сохранение единой ставки с последующим ее увеличением и таким образом, повышением налоговых сборов за счет наименее обеспеченных и наиболее многочисленных граждан.
На наш взгляд, реформирование налога на доходы физических лиц необходимо проводить в течение 4 лет в два этапа.
На первом этапе предлагается ввести прогрессивную шкалу и осуществить дифференциацию населения по трем группам в соответствии с уровнем дохода
- население с уровнем доходов
на уровне прожиточного
- средний класс населения с
доходами более одного
- высокообеспеченное население с доходами превышающими 10-кратный размер среднего дохода, т.е. более 50 тыс.руб.
При этом необлагаемый минимум должен быть зафиксирован на уровне одного прожиточного минимума. Таким образом, первая группа населения с доходами на уровне прожиточного минимума, утвержденного Правительством РФ, будет освобождена от уплаты налога.
Второй этап реформы является по сути формальным, так как на этом этапе предлагается повышение диапазона доходов для отнесения населения к первой группе, в результате чего необлагаемый размер дохода составит два прожиточных минимума. Соответственно вторую гриппу составит население с доходами от двух прожиточных минимумов до 50 тыс.руб., а третью — свыше 50 тыс.руб.
Предлагаемая концепция
В процессе теоретического исследования и обзора литературы по теме дипломной работы становится очевидным, что бюджетная политика связана с таким понятиями, как бюджетный потенциал (доходный и расходный), налоговое бремя, межбюджетные отношения. Причем в современных условиях она должна быть ориентирована на создание необходимых условий для роста бюджетного потенциала России, ее регионов и территорий. В свою очередь степень реализации бюджетного потенциала зависит от того, насколько величина и распределение налоговой нагрузки оптимальны.
В настоящем исследовании в процессе изучения теоретического автор исследования пришел к следующим выводам.
Под бюджетной политикой государства следует понимать целенаправленные действия правительства, связанные с формированием и использованием централизованного фонда денежных средств, предназначенных для удовлетворения общегосударственных потребностей.
Бюджетная политика является политикой государственных расходов, налоговых ставок и государственных займов.
Выделяют три основных функции бюджетной политики: фискальную, регулирующую и распределительную.
Бюджетная политика является действенным средством управления бюджетными и межбюджетными отношениями, если она будет базироваться на таких основных принципах, как:
— принцип объективности;
— принцип преемственности.;
— принцип обязательности;
— принцип гласности.
Перечисленные выше принципы являются основополагающими требованиями, которых следует придерживаться при построении рациональной бюджетной политики в России.
В соответствии с изученными теоретическими положениями бюджетной политики была выполнена практическая часть дипломной работы и в результате получено следующее.
Проведение ответственной
При проведении реформы налоговой системы в 2000-2004 гг. снижены ставки основных налогов.
Жесткая налогово-бюджетная политика тоже способствовала стерилизации части притока иностранной валюты, обусловленного значительным положительным сальдо внешнеторгового баланса. В противном случае он привел бы к более существенному повышению курса рубля или к более быстрому росту денежной массы. Фискальная стерилизация в основном обеспечивалась за счет профицита бюджета.
Налоговая система была сориентирована на изъятие большей доли природной ренты, в частности, дополнительной прибыли, обусловленной высокими ценами на нефть. Наряду с сокращением ставки налога на прибыль и введением единого социального налога это стало первым шагом по уменьшению общей налоговой нагрузки на производственный сектор при одновременном повышении налогообложения ресурсного сектора.
Доля общих государственных расходов (включая расходы на всех уровнях государственного управления и социальные фонды) в объеме ВВП ныне приблизительно на 10 процентных пунктов ниже, чем до кризиса 1998 г., а отношение доходов к ВВП остается приблизительно на докризисном уровне.
Создание федерального казначейства, реформа бюджетных отношений на федеральном уровне и ограничения общих государственных расходов способствовали повышению эффективности управления бюджетными средствами.
В приоритетном порядке обеспечивалось в анализируемом периоде финансирование расходов по разделам: судебная реформа, правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности государства, образование, здравоохранение и наука.
К сожалению, многие расходы бюджетной сферы финансируются по остаточному принципу, благодаря чему растет величина внутреннего государственного долга.
Достаточно уверенной (тесной и значимой связи) зависимости между обеспеченностью инженерной инфраструктурой и расходами бюджета, а также между обеспеченностью социальной инфраструктурой и расходами бюджета не наблюдается.
В 2005 г. будет происходить снижение расходов федерального бюджета в отношении к ВВП. Но в номинальном выражении расходы бюджета (федерального) вырастают на 10,2%, а в реальном – на 2%. Поэтому увеличивается финансирование всех ведущих отраслей экономики, социальных реформ, модернизации Вооруженных Сил, развития общественной инфраструктуры.
Проанализировав бюджетную политику России, для решения, автор дипломной работы рекомендует
Бюджетная политика должна служить основой при кардинальной реформе бюджетной системы, причем, проводимой по трем главным направлениям:
Реформирование системы
Результатом принятых изменений законодательства в области межбюджетных отношений станет существенное расширение бюджетных полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по формированию расходов соответствующих бюджетов, поскольку и объем, и порядок осуществления выплат будут определяться региональными и муниципальными правовыми актами.
Переход от планирования затрат к программно-целевым методам бюджетного планирования и совершенствованию среднесрочного бюджетного планирования. Сейчас перспективный финансовый план составлен на три года, в дальнейшем его горизонты расширятся до пяти лет, и с 2006 г. перспективные финансовые планы будут утверждаться Правительством и направляться в Государственную Думу. Бюджет же будет строиться на основе разделения действующих и вновь принимаемых обязательств.
Суть бюджетной реформы
Масштабная реструктуризация огромной сети бюджетных учреждений. Целью проводимой реформы является системная модернизация государственного управления, формирование ясной и функционально прозрачной системы органов власти в стране с четким разделением их компетенции.
снижение ставки подоходного налога с физических лиц до 13% независимо от уровня дохода не оказало существенного воздействия на показатели прироста заработной платы и не привело к раскрытию теневых доходов. Во многом это связано с отсутствием соответствующего контроля за формированием доходов и уплатой налога.
Снижение ставки подоходного налога было выгодно небольшой группе населения России, имеющей наибольшие доходы, так как ставка налога для них была снижена с 30% до 13%.
Государство не должно формировать бюджет за счет граждан получающих доходы, уровень которых не может обеспечить их минимальные потребности, для работника, получающего доход на уровне прожиточного минимума.
Недостатки налогового механизма
перераспределения доходов
Первое направление может предусматривать возврат к прогрессивной шкале, позволяющей регулировать перераспределение национального дохода.
Вторым путем является сохранение единой ставки с последующим ее увеличением и таким образом, повышением налоговых сборов за счет наименее обеспеченных и наиболее многочисленных граждан.
На наш взгляд, реформирование налога на доходы физических лиц необходимо проводить в течение 4 лет в два этапа.
На первом этапе предлагается ввести
прогрессивную шкалу и
- население с уровнем доходов
на уровне прожиточного
- средний класс населения с
доходами более одного
- высокообеспеченное население с доходами превышающими 10-кратный размер среднего дохода, т.е. более 50 тыс.руб.
При этом необлагаемый минимум должен быть зафиксирован на уровне одного прожиточного минимума. Таким образом, первая группа населения с доходами на уровне прожиточного минимума, утвержденного Правительством РФ, будет освобождена от уплаты налога.
Второй этап реформы является по сути формальным, так как на этом этапе предлагается повышение диапазона доходов для отнесения населения к первой группе, в результате чего необлагаемый размер дохода составит два прожиточных минимума. Соответственно вторую гриппу составит население с доходами от двух прожиточных минимумов до 50 тыс.руб., а третью — свыше 50 тыс.руб.
Предлагаемая концепция реформирования налогового механизма регулирования доходов актуальна, поскольку является одной из попыток поиска направлений совершенствования не только налоговой системы России, но и системы формирования доходов населения.
Итак, реализация данных мероприятий позволяет повысить процесс формирования и использования бюджетной политики