Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2014 в 23:16, курсовая работа
Целью данного исследования является оценка бюджетной политики России и разработка рекомендаций по ее совершенствованию.
Для достижения цели были сформулированы следующие задачи:
- показать содержание бюджетной политики;
- сформулировать принципы, лежащие в основе формирования бюджетной политики;
- оценить роль налогов как источник средств для проведения бюджетной политики;
- проанализировать государственные расходы как инструмент реализации бюджетной политики;
В бюджетной практике России с 2000 г. ежегодно предусматривается растущий профицит (табл. 1). Конечно, поступление налогов существенно улучшилось.
Таблица 1
Доходы, расходы, дефицит (профицит) федерального бюджета (в % к ВВП)
Год |
Доходы |
Расходы |
Дефицит (-) Профицит (+) |
1992 |
15,8 |
18,9 |
-3,1 |
1993 |
14,9 |
20,5 |
-5,5 |
1994 |
13,4 |
23,4 |
-10,0 |
1995 |
15,1 |
17,9 |
-2,8 |
1996 |
14,9 |
18,6 |
-3,7 |
1997 |
13,9 |
17,6 |
-3,7 |
1998 |
11,9 |
17,2 |
-5,3 |
1999 |
12,9 |
14,0 |
-1,1 |
2000 |
16,0 |
14,6 |
1,4 |
2001 |
17,6 |
14,7 |
2,9 |
2002 |
19,4 |
17,8 |
1,5 |
2003 |
18,5 |
18,0 |
0,5 |
2004 |
17,9 |
17,4 |
0,5 |
2005 |
17,8 |
16,3 |
1,5 |
Прежде нередко ситуация складывалась очень тяжелая. Относительно объема ВВП дефицит федерального бюджета в 1994 г. достиг максимума (10,5%). В этот период наблюдался глубокий спад производства, который сопровождался резким снижением рентабельности производства, ростом процентных расходов, низкой доходностью местных бюджетов и неудовлетворительной собираемостью налогов вследствие развития бартерной формы расчетов.
В абсолютном выражении показатели сбалансированности консолидированного и федерального бюджета представлены в таблице 2.
Таблица 2
Динамика основных показателей сбалансированности консолидированного бюджета РФ в 1992-2005 гг.
(в млрд, руб.)
Консолидированный бюджет РФ | ||||||||||||||
Год |
1992 |
1993 |
1994 |
1995 |
1996 |
1997 |
1998 |
1999 |
2000 |
2001 |
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
Доходы |
5,33 |
49,7 |
172,4 |
437,0 |
597,7 |
711,6 |
686,8 |
1213,6 |
2096,5 |
2301,2 |
3435,0 |
3421,04 |
4543,9 |
5478,3 |
Расходы |
5,97 |
57,7 |
230,4 |
486,1 |
694,4 |
835,5 |
842,1 |
1258,0 |
1950,0 |
2285,4 |
3254,6 |
4202,9 |
4211 6 |
5200,2 |
Дефицит (-), профицит |
-0,64 |
-8,0 |
-58,0 |
-49,1 |
-96,7 |
-123,9 |
-155,3 |
-44,4 |
146,5 |
157,4 |
181,02 |
118,54 |
332,33 |
278,1 |
Федеральный бюджет РФ | ||||||||||||||
Доходы |
3,02 |
25,5 |
81,7 |
232,1 |
320,3 |
343,4 |
325,9 |
615,3 |
1132,1 |
1193,5 |
1998,4 |
2417,8 |
2742,8 |
3326,0 |
Расходы |
3,98 |
35,4 |
142,7 |
275,2 |
400,0 |
436,6 |
472,2 |
666,9 |
1029,2 |
1193,4 |
1871,9 |
2435,6 |
2659,4 |
3047,9 |
Дефицит (-), профицит |
-0,96 |
-9,9 |
-61,0 |
-41,3 |
-79,7 |
-93,2 |
-146,3 |
-51,4 |
102,9 |
0,1 |
126,5 |
72,2 |
83,4 |
278,1 |
Консолидированные бюджеты субъектов РФ | ||||||||||||||
Доходы |
2,67 |
30,1 |
115,6 |
241,0 |
334,9 |
433,4 |
413,5 |
660,8 |
1065,9 |
1107,7 |
1437,3 |
1903,6 |
2141,1 |
2486,8 |
Расходы |
2,35 |
28,2 |
112,6 |
247,0 |
351,9 |
468,1 |
422,5 |
653,8 |
1032,1 |
1092,0 |
1382,8 |
1857,2 |
1892,2 |
2486,8 |
Дефицит (-), профицит |
0,32 |
1,9 |
3,0 |
-6,0 |
-17,0 |
-34,7 |
-9,0 |
7,0 |
33,8 |
15,7 |
54,5 |
46,4 |
248,93 |
00 |
Правительство России сумело воспользоваться благоприятной бюджетной ситуацией для проведения комплексной реформы налоговой системы, а также ряда институциональных реформ, призванных улучшить процесс выработки финансовой политики и управление государственными расходами.
При проведении реформы налоговой системы в 2000-2004 гг. в области совершенствования налоговой системы и снижения налогового бремени на экономику произошли большие изменения. Многие ставки налогов были значительно снижены, а их налоговая база — расширена
Снижены ставки основных налогов:
- налог на прибыль с 35% до 24%;
- НДС с 20% до 18%;
- ЕСН с 39,5% до 35,6% (в 2005 г. до 26,2%);
- введена плоская шкала подоходного налога 13%.
В этот же период отменен налог на пользователей автомобильных дорог. С 2003 года введена в действие упрощенная система налогообложения предприятий малого бизнеса, предусматривающая минимальную отчетность и низкие налоговые ставки. Отменен налог с продаж.
Упрощение механизма налогообложения содействовало повышению его эффективности, уменьшив искажения хозяйственной деятельности. В результате были ослаблены стимулы к уклонению от уплаты налогов и ограничены возможности подобного поведения. Кроме того, налоговая система была. сориентирована на изъятие большей доли природной ренты, в частности, дополнительной прибыли, обусловленной высокими ценами на нефть. Наряду с сокращением ставки налога на прибыль и введением единого социального налога это стало первым шагом по уменьшению общей налоговой нагрузки на производственный сектор при одновременном повышении налогообложения ресурсного сектора. Таким образом, налоговое бремя уменьшилось на 1,7%-2,3% от ВВП.
В формировании первичных доходов экономики в 2004 году тенденции 2003 года приобрели более выраженный характер6, об этом свидетельствуют основные показатели развития экономики (табл. 3). Относительная величина оплаты труда продолжала снижаться на фоне роста валовой прибыли и валовых смешанных доходов в экономике. При этом доля чистых налогов на производство и импорт увеличивалась, как за счет значительного расширения налогооблагаемой базы, так и за счет сокращения субсидий.
Таблица 3
Основные показатели развития экономики
(в % к соответствующему периоду предыдущего года)
2003 |
2004 | |||||||||
I квартал |
II квартал |
III квартал |
IY квартал |
год | ||||||
ВВП* |
107.3 |
107.5 |
107.4 |
106.4 |
106.9 |
107.1 | ||||
Номинальный ВВП, млрд. $ |
430 |
125.7 |
136.6 |
158.2 |
161.8 |
582.3 | ||||
Производство продукции |
107 |
107.6 |
107.1 |
104.8 |
104.8 |
106.1 | ||||
Производство продукции |
101.3 |
98.6 |
98.8 |
104.4 |
101 |
101.6 | ||||
Инвестиции в основной капитал |
112.5 |
113.1 |
112.3 |
110.3 |
109.4 |
110.9 | ||||
Объемы работ, выполненных по договорам строительного подряда |
114.4 |
113.8 |
114.6 |
106.8 |
107.8 |
110.1 | ||||
Реальные располагаемые |
114.9 |
111.7 |
106.2 |
107.9 |
106 |
107.8 | ||||
Реальная заработная плата |
110.9 |
115 |
113.5 |
111.4 |
104.9*** |
110.8*** | ||||
Оборот розничной торговли |
108.4 |
110.4 |
111.7 |
112.5 |
113.6 |
112.1 | ||||
Экспорт товаров |
126.7 |
120 |
136 |
139.2 |
138.5** |
133.9** | ||||
Импорт товаров |
124.8 |
122.8 |
124.9 |
126.1 |
124.7** |
124.6** |
* I, II и III кварталы - отчет Росстата (не уточнен в связи с публикацией 1-й оценки ВВП в целом за 2004 год), IV квартал – оценка Минэкономразвития
**оценка Минэкономразвития
Несмотря на некоторое увеличение доли чистых налогов на производство и импорт в структуре ВВП до 13.8%7 в 2004 году по сравнению с 13.5% в предыдущем году, это не изменило тенденцию предыдущих лет снижения налоговой нагрузки на экономику, смещения ее с факторов производства на конечную продукцию, а также уменьшения государственной поддержки нефинансовых предприятий. Так, наиболее значительное сокращение налоговых поступлений в экономике (до 1.2% ВВП) произошло по другим налогам на производство и импорт, уплачиваемых пропорционально факторам производства. Это было обусловлено как изменением порядка взимания некоторых категорий налогов (например, налога на имущество), так и отсутствием доначислений по налогам (например, на пользователей автодорог), отмененных с 2003 года. Одновременно с этим происходило дальнейшее целенаправленное сокращение субсидий на производство и импорт, связанное с планомерным уменьшением бюджетных расходов на поддержку отраслей народного хозяйства.
В 2004 году чрезвычайно благоприятная
внешнеэкономическая
Таблица 4
ВВП и налоги и сборы в консолидированный бюджет
Наименование |
2001 г. |
2002 г. |
2003 г. |
2004 г. |
Валовой внутренний продукт |
9040,8 |
10863,4 |
13285,2 |
14228,4 |
Налоги и сборы в консолидированный бюджет |
1952,8 |
2649,7 |
3036,5 |
3774,0 |
- удельный вес в составе ВВП |
|
24,4 |
22,9 |
|
Косвенные налоги (консолидированный бюджет) |
|
585,5 |
965,8 |
|
- удельный вес в составе налогов и сборов в консолидированный бюджет |
|
22,1 |
31,8 |
|
Прямые налоги (консолидированный бюджет) |
|
2 064,1 |
2 070,7 |
|
- удельный вес в составе налогов и сборов в консолидированный бюджет |
|
77,9 |
68,2 |
|
Прямые налоги (консолидированный бюджет) без платежей за природные ресурсы |
|
1 849,9 |
1 672,4 |
|
- удельный вес в составе налогов и сборов в консолидированный бюджет |
|
69,8 |
55,1 |
|
Подоходные налоги (консолидированный бюджет) |
87,7 |
222,5 |
455,3 |
574,1 |
- удельный вес в составе прямых налогов в консолидированный бюджет |
|
12,0 |
27,2 |
|
Дополнительно |
||||
Косвенные налоги (консолидированный бюджет) |
420,1 |
585,5 |
965,8 |
989,5 |
НДС |
285 |
401,2 |
619,09 |
748,95 |
- удельный вес в составе косвенных налогов в консолидированный бюджет |
67,8 |
68,5 |
64,1 |
75,7 |
Акцизы |
135,1 |
184,3 |
346,71 |
240,50 |
- удельный вес в составе косвенных налогов в консолидированный бюджет |
32,2 |
31,5 |
35,9 |
24,3 |
ВВП за анализируемый период рос неравномерно. В 2002 г он увеличился на 1 822,6 млрд.руб. (темп роста составил 120,2%), в 2003 г. темп прироста увеличился и составил 22,3% (в абсолютных значениях произошло увеличение на 2 421,8 млрд.руб.), однако в 2004 г отмечается замедление роста ВВП. В 2004 году ВВП увеличился к предыдущему году на 7.1%, в 2003 году рост составил 7.3%. По темпам экономического роста Россия превзошла развитые страны мира, но уступила ряду стран с переходной экономикой, в том числе Китаю и большинству государств СНГ. Отмечена тенденция замедления среднемесячных темпов роста ВВП с исключением сезонного фактора в 2004 году с 0.9% во II квартале до 0.5% в третьем. В IV квартале тенденция замедления остановилась, но среднемесячный темп роста ВВП сохранился примерно на уровне 0.5 процента.
Тем не менее, в анализируемом периоде наблюдается иная картина в изменениях налогов и сборов поступивших в консолидированный бюджет. Отмечаемый прирост налогов и сборов в 2003 г по отношению к 2002 г. составляющий 14,6% меньше чем в 2004 г. (24,3%). Увеличение относительной величины налогов на продукты в первичных доходах национального хозяйства было, в первую очередь, связано с ростом поступлений налогов на внешнюю торговлю (экспортные пошлины на газ и нефть), взимаемых пропорционально сложившимся ценам на энергоресурсы на внешнем рынке. Рост налогооблагаемой базы по данной категории налогов был столь значительным, что перекрыл потери ресурсов, связанных со снижением ставки НДС и отмены налога с продаж в 2004 году.
Анализируя таблицу 5 можно заключить, что налоги консолидированного бюджета по отношению к внутреннему валовому продукты в течение анализируемого периода изменялись неравномерно: при наметившемся росте в 2002 году, в 2003 году отмечается спад практически на 6,7% и далее в 2004 году резкий подъем (рис. 1).
Таблица 5
Валовой внутренний продукт и налоги и сборы в консолидированный бюджет
Наименование |
2001 |
2002 |
2003 |
2004 |
Валовой внутренний продукт |
|
10 863,4 |
13 285,2 |
14 228,4 |
Налоги и сборы в |
|
2 649,7 |
3 036,5 |
|
Налоги консолидированного бюджета по отношению к ВВП, % |
|
24,4 |
22,9 |
|
Рис. 2 Динамики изменения ВВП и Налогов и сборов в 2001-20058гг. (млрд.руб.)
Учитывая наблюдающуюся
Таблица 6
Исходные и расчетные данные для определения коэффициента корреляции
Год |
Валовой внутренний продукт (х) |
Налоги и сборы в консолидированный бюджет (у) |
х2 |
у2 |
х*у |
х- хср |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
2001 |
|
1 953 |
7 916 696 |
|
17 654 990 |
- 2 814 |
2002 |
|
2 650 |
982 204 |
|
28 784 313 |
- 991 |
2003 |
|
3 037 |
2 047 010 |
|
40 340 643 |
1 431 |
2004 |
|
3 774 |
5 635 814 |
|
53 698 736 |
2 374,0 |
Иотго: |
|
11 413 |
16581 724 |
|
140 478 682 |
Продолжение таблицы
у-уср |
(х- хср)(у-уср) |
(х- хср)2 |
(у-уср)2 |
8 |
9 |
10 |
11 |
- 900 |
|
7 916 696 |
810 797 |
- 204 |
|
982 204 |
41 451 |
183 |
|
2 047 010 |
33 582 |
920,8 |
|
5 635 814 |
847 844 |
Итого |
|
16 581 724 |
1 733 675 |