Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2014 в 23:16, курсовая работа
Целью данного исследования является оценка бюджетной политики России и разработка рекомендаций по ее совершенствованию.
Для достижения цели были сформулированы следующие задачи:
- показать содержание бюджетной политики;
- сформулировать принципы, лежащие в основе формирования бюджетной политики;
- оценить роль налогов как источник средств для проведения бюджетной политики;
- проанализировать государственные расходы как инструмент реализации бюджетной политики;
Рассчитаем величину коэффициента корреляции по следующей формуле:
, где хср = 11 854,5 (млрд.руб.); уср = 2 853,3 (млрд.руб.); хуср = 35 119 671; σ2х = 4 145 431; σ2у = 433 419.
Полученное значение корреляции = 0,9668 говорит и наличии прямой (знак «плюс») и значительной (величина 0,96) связи между уровнями рядов ВВП и налогами и сборами.
Рассчитаем конечный вид уравнений прямолинейной регрессии между ВВП и поступившими налогами и сборами в консолидированный бюджет:
4а0 + 47418а1 = 11413
47418а0 + 16581724а1 = 140478682
Тогда уравнение регрессии:
У = 2965,88 – 0,0095х.
Косвенные налоги в составе налогов и сборов консолидированного бюджета не повторяют динамику налогов и сборов. Так темпы роста 2002 г. по отношению к 2001 г. составили 139,4, а 2003 г. к 2002 – 165,0%, а в 2004 г. только 102,4%
Проанализируем наличие корреляции между ВВП и отдельными видами налогов. Ниже представлены результате этого анализа.
Таблица 7
Валовой внутренний продукт и косвенные налоги в консолидированный бюджет
Наименование |
2001 |
2002 |
2003 |
2004 |
Валовой внутренний продукт |
|
10 863,4 |
13 285,2 |
|
Косвенные налоги в консолидированный бюджет |
|
586 |
966 |
989 |
Косвенные налоги консолидированного бюджета по отношению к ВВП, % |
21,51 |
22,10 |
31,81 |
26,22 |
Таблица 8
Исходные и расчетные данные для определения коэффициента корреляции (ВВП-Косвенные налоги)
Год |
Валовой внутренний продукт (х) |
Налоги и сборы в консолидированный бюджет (у) |
х2 |
у2 |
х*у |
х- хср |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
2001 |
|
420 |
7 916 696 |
|
3 797 700 |
- 2 814 |
2002 |
|
586 |
982 204 |
|
6 360 633 |
- 991 |
2003 |
|
966 |
2 047 010 |
|
12 830 846 |
1 431 |
2004 |
|
989 |
5 635 814 |
|
14 078 339 |
2 374,0 |
Итого: |
|
2 961 |
16 581 724 |
|
37 067 518 |
Продолжение таблицы
у-уср |
(х- хср)(у-уср) |
(х- хср)2 |
(у-уср)2 |
8 |
9 |
10 |
11 |
- 320 |
|
7 916 696 |
102 492 |
- 155 |
|
982 204 |
23 931 |
226 |
|
2 047 010 |
50 893 |
249,2 |
|
5 635 814 |
62 123 |
Итого: |
|
16 581 724 |
239 438 |
Полученное значение корреляции r = 0,988 говорит и наличии прямой (знак «плюс») и значительной (величина 0,988) связи между уровнями рядов ВВП и Косвенными налогами.
Решая систему уравнений, найдем уравнение регрессии:
4а0 + 47418а1 = 2961
47418а0 + 16581724а1 = 37067518
Уравнение регрессии:
У = 782,98 – 0,0036х
Тенденции в инвестиционной деятельности, начавшиеся в 2003 году, в целом продолжались и в 2004 году. В результате валовое накопление, по оценке года, увеличилось на 13.9%, а его относительная величина достигла 21.6% ВВП за счет прироста запасов материальных оборотных средств, объем которых в 2004 году составил 533.9 млрд. рублей. Вместе с тем, по внутригодовой тенденции динамики инвестиций, в III квартале произошло замедление их роста.
Некоторое замедление темпа роста инвестиций в 2004 году по сравнению с 2003 годом было обусловлено следующими причинами. Во-первых, замедлился рост инвестиций в экспортоориентированных отраслях, где скачок капитальных вложений в 2003 году носил компенсационный характер и восполнял стагнацию в 2002 году. Во-вторых, повышение налогов на природные ресурсы и улучшение налогового администрирования заставило предприятия осуществлять только необходимые инвестиции. В-третьих, обрабатывающим отраслям, в основном работающим на внутренней рынок, было более выгодно осуществлять инвестиции за счет импорта технологического оборудования, потребительские свойства которого лучше отечественных аналогов (если они существуют), при том, что поставки из-за рубежа становятся относительно дешевле в условиях стабильного укрепления рубля.
Сохранение в целом на высоком уровне инвестиционной активности обусловлено ростом производства в отраслях экономики и увеличением инвестиционных возможностей населения. Кроме собственных средств предприятий, источником поддержки инвестиционной активности в 2004 году стало продолжающееся расширение кредитования реального сектора со стороны банковской системы. Низкая реальная стоимость кредитных ресурсов позволяет предприятиям привлекать значительные заемные средства для финансирования инвестиционных проектов. Таким образом, принципиально новым моментом экономического роста в 2004 году стал сдвиг в источниках финансирования инвестиций в основной капитал предприятий и организаций от использования собственных средств, к расширению объемов привлеченных ресурсов. В 2004 году в структуре привлеченных средств растут, в основном, кредиты банков, компенсируя снижение бюджетного финансирования. Приток иностранного капитала, преимущественно, происходит в форме прямых инвестиций и займов нефинансовых корпораций за рубежом. В результате общая величина ресурсов национального хозяйства, инвестируемых в основные и оборотные средства, и в совокупности составляющих валовое накопление в 2004 году, составила 21.6% ВВП.
Основные параметры взаимоотнош
В обеспечении наращивания
Следует отметить, что в 2004 году увеличились на 1.7% ВВП налоги на внешнюю торговлю. Главным образом это связано с увеличением экспортной пошлины на газ при одновременной отмене акциза на газ. Однако, учитывая, что доля акциза на газ в ВВП составляла в 2003 году около 1% ВВП, можно сделать вывод о том, что отмеченное увеличение поступлений в значительной степени связано с высокими ценами на мировых рынках энергоносителей и ростом объемов экспорта. В то же время, в 2004 году продолжалось снижение поступлений по некоторым видам налогов. С 1 января 2004 года была снижена ставка НДС с 20 до 18%, что привело к сокращению бюджетных поступлений по этому налогу в текущем году на 0.5% ВВП по сравнению с прошлым годом. Также был отменен налог с продаж, что тоже сократило поступления в консолидированный бюджет. В результате разнонаправленных тенденций налоги на продукты и производство остались практически на прежнем уровне.
Особо стоит отметить изменения, произошедшие в 2004 году в динамике полученных государством текущих трансфертов, в первую очередь основной ее составляющей – текущих налогов на доходы и имущество.
В 2004 году впервые за последние
несколько лет увеличились
В результате в 2004 году впервые за последние несколько лет, по предварительной оценке, увеличились до 9.3% ВВП текущие налоги на доходы и имущество.
В связи с высокими мировыми ценами на энергоносители значительно увеличились поступления налога на добычу полезных ископаемых. Так, в 2004 году они составили 3% ВВП против 2.5% ВВП за аналогичный период прошлого года. Таким образом, полученные сектором доходы от собственности, основную часть которых составляет этот налог, возросли до 4.6% ВВП против 4.2% ВВП в 2003 году.
Ниже проанализируем, как отмеченные тенденции в доходах бюджетов отражаются в бюджетах на 2005 год.
Главная задача федерального бюджета на 2005 г. заключается в поддержании общей макроэкономической стабильности, реализации фундаментальных структурных реформ в секторе государственного управления, создании благо приятных условий для реального сектора экономики за счет оптимизации и сокращения налоговой нагрузки.
При подготовке бюджета Правительство исходило из того, что бюджет является не только финансовым выражением государственной политики, но и важнейшим инструментом реализации стратегических приоритетов, определенных в Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию, таких как — устойчивый экономический рост, снижение инфляции, преодоление бедности, обеспечение национальной безопасности. В Послании Президента они развернуты в конкретные задачи, решение которых и легло в основу бюджет ной политики на 2005 г. и среднесрочную перспективу.
Текущий год вбирает в себя целый ряд реформ, в том числе реформу и модернизацию Вооруженных Сил, административную реформу и разграничение полномочий, формирование бюджетов, ориентированное на результат, и другие.
Налоговая нагрузка в 2005 г. будет продолжать снижаться, но при этом расширяется налоговая база, поддерживается экономический рост и обеспечивается прирост доходов федерального бюджета. Если четыре года назад бюджет составил 37 млрд. дол.. то в 2005 г. он превысит 100 млрд.дол.. те. в долларовом выражении вес федерального бюджета существенно увеличивается
Основные изменения налоговой реформы направлены на сокращение налогового бремени для обрабатывающих отраслей за счет добывающих отраслей экономики. В 2005 г. снижаются ставки единого социального налога. Это даст дополнительное ускорение темпам экономического роста примерно на 0,5% и увеличение инвестиций в основной капитал дополнительно на 1,5%. Такими мерами поддерживаются внутренние факторы роста экономики, обеспечивается снижение зависимости её от внешних условий.
Это — очередной шаг, направленный на улучшение финансов положения предприятий. Более 280 млрд. руб. останется у предприятий. Эти средства пойдут на инвестиции, пополнение оборотных средств и повышение заработной платы. Ни один бюджет — ни федеральный, ни субъектов Федерации — не может выделить хоть сколько-нибудь сопоставимые суммы на поддержку экономики. Следующий раз это будет в 2006 г. при снижении налога на добавленную стоимость.
В 2005 г. регионы смогут переходить на новый порядок сбора земельного налога, ориентируясь на рыночную стоимость земли, определенную по соответствующей методике. С 2006 г. переход на новый порядок для всех регионов станет обязательным, что даст дополнительные доходы бюджетам субъектов Федерации. Эти доходы будут расти по мере совершенствования земельного кадастра вовлечения земли в оборот, выдачи свидетельств о собственности, оценки земли и т.д.
С 2005 г. не будет уменьшаться налоговая база в субъектах Федерации, если только сам субъект РФ не примет такое решение. Не будут передаваться в регионы дополнительные обязательства с федерального уровня.
Таким образом, бюджет и бюджетная поли тика становятся важным инструментом формирования инвестиционного климата, снижения рисков российской экономики, прогнозируемости курса инфляции.
Итак, проведение ответственной налогово-бюджетной политики было наиболее важным вкладом органов власти в обеспечение устойчивого роста в период после 1998 г. Начиная с 2000 г. федеральный бюджет составлялся так, чтобы быть профицитным даже при консервативных оценках цен на нефть. Такой подход обеспечил не только заметный профицит бюджета, но и его сбалансированность независимо от колебаний цен на нефть.
При проведении реформы налоговой системы в 2000-2004 гг. снижены ставки основных налогов.
Жесткая налогово-бюджетная политика тоже способствовала стерилизации части притока иностранной валюты, обусловленного значительным положительным сальдо внешнеторгового баланса. В противном случае он привел бы к более существенному повышению курса рубля или к более быстрому росту денежной массы. Фискальная стерилизация в основном обеспечивалась за счет профицита бюджета.
Налоговая система была сориентирована на изъятие большей доли природной ренты, в частности, дополнительной прибыли, обусловленной высокими ценами на нефть. Наряду с сокращением ставки налога на прибыль и введением единого социального налога это стало первым шагом по уменьшению общей налоговой нагрузки на производственный сектор при одновременном повышении налогообложения ресурсного сектора.