Финансовая система РБ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2013 в 12:15, курсовая работа

Описание работы

Цель представленной курсовой работы – показать функционирование финансовой системы Беларуси и ее роль в развитии экономики страны.
К задачам этой работы следует отнести 1) охарактеризовать исследуемый объект как экономическую категорию; 2) рассмотреть структуру финансовой системы Республики Беларусь; 3) раскрыть значение отдельных ее элементов для экономики Беларуси; 4) выделить наиболее важные проблемы финансовой системы Республики Беларусь.

Файлы: 1 файл

Финансовая система РБ.doc

— 249.50 Кб (Скачать файл)

содержание

Введение

Экономику любой страны можно рассматривать  как единое системное образование. Тогда она состоит из ряда систем, тесно взаимодействующих между  собой и таким образом влияющих на всю экономическую ситуацию в стране, а также на основные макроэкономические показатели. Такие системы формируются исторически и каждая из них охватывают какую-то часть экономических отношений. В свою очередь, элементы этих систем определяют специфику экономического и политического устройства страны.

С приобретением  суверенитета в Беларуси стали формироваться  финансовая, бюджетная, налоговая, банковская, кредитная системы. На современном  этапе каждая характеризуется определенным уровнем развития, имеет свою структуру и особенности.

Объектом  исследования данной работы является финансовая система Республики Беларусь.

Теория  и практика функционирования финансовых систем в зарубежных странах подтверждает тот факт, что их надежность имеет  огромное социально-экономическое значение для государства. Состояние финансовой системы затрагивает материальные интересы почти каждого члена общества.

В странах  с переходной экономикой остро стоит  проблема формирования действенной  финансовой системы с эффективным  механизмом изымания и использования финансовых ресурсов.

Цель представленной курсовой работы – показать функционирование финансовой системы Беларуси и ее роль в развитии экономики страны.

К задачам  этой работы следует отнести 1) охарактеризовать исследуемый объект как экономическую категорию; 2) рассмотреть структуру финансовой системы Республики Беларусь; 3) раскрыть значение отдельных ее элементов для экономики Беларуси; 4) выделить наиболее важные проблемы финансовой системы Республики Беларусь.

Данная  работа состоит из трех разделов. Первый раздел носит теоретический характер, а во втором содержится фактический материал за последние годы по исследуемой проблеме. Третий раздел посвящен  проблемам и перспективам развития финансовой системы РБ.

В первом разделе  работы изложены подходы к определению финансовой системы государства. Приводится структура финансовой системы большинства зарубежных стран и Республики Беларусь.

Во втором разделе исследуется функционирование каждого элемента системы общегосударственных  финансов. Приводятся таблицы.

В третьем  разделе речь идет о проблемах, которыми обладает финансовая система РБ на современном этапе. Рассматриваются  перспективы благополучного развития финансовой системы.

В конце  каждого раздела делаются выводы.    

Анализ  литературы, используемой при написании работы, показывает, что данной проблеме посвящено достаточно большое количество монографий, учебников, статей. Однако следует отметить недостаточную разработку этой темы белорусскими авторами. При написании работы автор использовал большое количество статей по рассматриваемой теме, статистические данные, информацию с официальных сайтов Министерства финансов, Фонда социальной защиты населения, Национального центра правовой информации, Национальной экономической газеты.

1. Понятие финансовой системЫ ЕЕ СФЕРЫ И ЗВЕНЬЯ И ИХ ВЗАИМОСВЯЗЬ

В основе понятия «финансовая система» лежит экономическая категория  «финансы». Финансы выражают экономические  отношения, связанные с формирование, распределением, использованием централизованных и децентрализованных фондов денежных средств в целях выполнения функций и задач государства и обеспечения условий расширенного воспроизводства. Внешне такие экономические отношения кажутся одинаковыми, но они различаются между собой.

Каждая  сфера этих отношений является в определенной мере самостоятельным звеном, имеет свои, присущие ей функции и определенным образом влияет на процесс воспроизводства. Так, финансы предприятий обслуживают материальное производство. Они участвуют в создании ВВП, распределяемого внутри предприятий и отраслей хозяйства. Финансовые ресурсы предприятий образуются за счет прибыли, амортизационных отчислений, выручки от продажи ценных бумаг и др. Через государственный бюджет мобилизуются ресурсы в основной централизованный фонд государства и происходит их перераспределение между отраслями хозяйства, экономическими регионами, отдельными социальными группами населения. Государственный бюджет образуется в основном за счет налогов с предприятий и населения. Кроме средств бюджета функционируют финансовые ресурсы в форме внебюджетных фондов, которые имеют строго целевое назначение. Не одинаковы и направления расходования финансовых ресурсов государства и предприятий. Однако все звенья финансовых отношений взаимосвязаны и составляют финансовую систему.

Финансовая система – совокупность обособленных, но взаимосвязанных сфер и звеньев финансовых отношений, в процессе которых образуются и используются централизованные и децентрализованные фонды денежных средств государства и предприятий. [1, с.54]

Однако данное понятие рассматривается  с разных точек зрения. В западной литературе также можно встретить  такое определение: финансовая система – это совокупность рынков, посредников, фирм, предоставляющих финансовые услуги, и других институтов, с помощью которых домохозяйства, частные компании и правительственные организации реализуют принимаемые ими финансовые решения. В нее входят рынки, на которых торгуют акциями, облигациями и другими ценными бумагами, а также финансовые посредники, такие как, например, банки, инвестиционные и страховые компании. [2, с.101]

С учетом данной трактовки финансовая система обеспечивает: 

    • перемещение экономических ресурсов во времени, через границы государств и из одних отраслей экономики в другие;
    • управление рисками;
    • осуществление клиринга и расчетов в различных сферах;
    • функционирование механизма объединения финансовых ресурсов и разделения владения в различных предприятиях;
    • снабжение ценовой информацией, позволяющей координировать децентрализованный процесс принятия решений в разных отраслях экономики. [2, с.101]

Итак, учитывая два подхода к  трактовке рассматриваемого понятия, финансовая система представляет собой совокупность обособленных сфер и звеньев финансовых отношений, связанных с образованием и использованием денежных средств государства и предприятий, и соответствующих им финансовых учреждений.

Финансовая система государства  имеет тесную взаимосвязь с бюджетной  и налоговой системой. Фактически такие элементы бюджетной системы, как государственный бюджет и  местные бюджеты как часть местных финансов включаются в финансовую систему некоторых государств. В свою очередь, совокупность налоговых платежей, входящих в доходную часть бюджетов разных уровней, составляет налоговую систему.

Бюджетной системой государства называется совокупность бюджетов всех уровней, представляющая собой систему, основанную на определенных экономических отношениях и юридических нормах. Налоговая система представляет собой совокупность экономических отношений по поводу взимания обязательных и безвозмездных платежей, установленных законодательством и осуществляемых плательщиками в определенном размере и в определенный срок. [3, с.11]

Финансовая система также тесно  связана с кредитной системой в силу наличия общих черт у  таких базовых экономических понятий, как финансы и кредит: прежде всего, и финансы и кредит выражают движение стоимости, с их помощью происходит формирование и использование фондов денежных средств государства и предприятий. Кредитная система – совокупность кредитных отношений и институтов, организующих эти отношения в сфере денежного оборота, кредита.

В экономической литературе распространено понятие финансово-кредитной системы, которая объединяет, следовательно, финансовые и кредитные отношения. В соответствии со ст. 132 Конституции РБ финансово-кредитная система Беларуси включает бюджетную систему, банковскую систему, а также финансовые средства внебюджетных фондов, предприятий, учреждений, организаций и граждан.

Таким образом, финансовая система  является структурным образованием. Точно определить границы финансовой системы сложно. Однако именно сущность финансов отделяет ее от других систем: бюджетной, налоговой, кредитной. Структура финансовой системы позволяет выявить взаимосвязи рассматриваемого понятия.

Различают две сферы финансовых отношений, входящих в финансовую систему любого государства: централизованные и децентрализованные финансы.

К централизованным финансам относят  государственный бюджет, внебюджетные фонды, государственное страхование, государственный кредит.

Под децентрализованными финансами понимают финансы предприятий, которые могут классифицироваться по разным признакам. Например, финансы предприятий материального производства и финансы учреждений и организаций непроизводственной сферы, или финансы государственных предприятий и предприятий другой формы собственности и т.д.

В зарубежных странах принято выделять лишь некоторые из указанных звеньев, входящих в сферы централизованных и децентрализованных финансов. Так, финансовые системы зарубежных стран  включают в себя следующие элементы:

  • государственный бюджет;
  • местные финансы;
  • специальные внебюджетные фонды;
  • финансы государственных предприятий. [1, с.55]

 

Финансовая система Республики Беларусь включает в себя (Рис.1):

    1. финансы предприятий, учреждений и организаций (децентрализованные финансы);
    2. общегосударственные (централизованные) финансы.

Рис.1. Финансовая система  Республики Беларусь

1.1.ФИНАНСЫ ПРЕДПРИЯТИЙ

Финансы предприятий, являясь исходным звеном финансовой системы, охватывают процессы создания, распределения и использования ВВП в стоимостном выражении. На предприятиях в процессе материального производства создается решающая доля национального дохода страны – главного источника формирования централизованных и децентрализованных денежных фондов. Финансовые условия хозяйствования претерпели существенные изменения, которые выразились в либерализации экономики, изменении форм собственности, проведении широкомасштабной приватизации, изменении системы налогообложения предприятий. Все это привело к повышению роли распределительных отношений, к рациональному использованию финансовых ресурсов предприятий и контролю за их движением.

Таким образом, финансы предприятий представляют собой систему денежных отношений, связанных с формированием, распределением и использованием фондов денежных средств предприятий. По своему экономическому содержанию всю совокупность финансовых отношений, возникающих в ходе хозяйственной деятельности предприятий, можно сгруппировать по следующим направлениям:

  1. между учредителями в момент создания предприятия – связаны с формированием собственного капитала и в его составе уставного (акционерного) капитала. В свою очередь, уставный капитал является первоначальным источником формирования производственных фондов, приобретения нематериальных активов.
  2. между предприятиями – связаны с производством и реализацией продукции, возникновением вновь созданной стоимости, с эмиссией и размещением ценных бумаг, взаимным кредитованием, долевым участием в создании совместных предприятий. Эти отношения являются основными, поскольку от их эффективной организации во многом зависит конечный финансовый результат хозяйственной деятельности.
  3. между предприятиями и его подразделениями – по поводу финансирования расходов, распределения и использования прибыли, оборотных средств;
  4. между предприятием и его работниками – при распределении и использовании доходов, выпуске и размещении акций и облигаций предприятия, выплате процентов по облигациям и дивидендов по акциям, взыскании штрафов и компенсаций за причиненный материальный ущерб, удержании налогов с физических лиц;
  5. между предприятием и вышестоящей организацией, внутри финансово-промышленных групп, с ассоциациями и союзами, членом которых является предприятие - при образовании и использовании централизованных денежных фондов; финансировании целевых отраслевых программ, проведении научно-исследовательских работ, оказании финансовой помощи на возвратной основе для осуществления инвестиционных проектов и пополнения оборотных средств;
  6. между предприятиями и бюджетом – при уплате налогов и осуществлении других платежей в бюджет, формировании внебюджетных фондов, предоставлении налоговых льгот, применении штрафных санкций, финансировании из бюджета;
  7. между предприятиями и банковской системой – в процессе хранения денег в коммерческих банках, уплаты процентов за банковский кредит, покупки и продажи валюты, оказания других банковских услуг;
  8. между предприятиями и страховыми организациями (при страховании имущества, отдельных категорий работников, коммерческих рисков) и инвестиционными институтами (в ходе размещения инвестиций, приватизации и др.). [1, с.77]

Материальной основой перечисленных  групп отношений является движение денежных средств (в основном оно  носит двусторонний характер), которое  сопровождается формирование собственного и в его составе уставного капитала предприятия, начинается и завершается кругооборот средств предприятия, формирование и использование денежных фондов и резервов.

Финансы предприятий выполняют распределительную и контрольную функции. Распределительные отношения на предприятии оказывают сильное влияние на конечные результаты. Использование выручки от реализации продукции (выполнении работ, услуг) характеризует начальную стадию распределительных процессов. Полученная выручка используется на следующие цели: оплата счетов поставщиков за товарно-материальные ценности, выплата заработной платы, создание амортизационного фонда, взносы платежей в бюджет и внебюджетные фонды, уплата процентов за кредиты и т.д. Оставшаяся часть представляет собой прибыль, которая, в свою очередь, распределяется между предприятиями и государственным бюджетом. Распределение прибыли, остающейся в распоряжении предприятия (чистой прибыли), может быть осуществлено посредством образования специальных фондов: фонда накопления (на развитие предприятия), фонда потребления (на социальное развитие и социальные нужды) и резервных фондов (как гарантия финансовой устойчивости предприятия) либо непосредственным ее распределением по отдельным направлениям.

Рациональное использование денежных фондов предприятия, обоснованность формирования доходов, своевременная и полная уплата различных налогов и сборов, а также своевременное проведение расчетов с поставщиками и другими кредиторами - все это является целью контрольной функции финансов предприятий. [1, с.79]

Выделяют и воспроизводственную функцию финансов, которая способствует эффективному размещению капитала, созданию необходимых денежных фондов и накоплений. Она присуща только финансам организаций, деятельность которых осуществляется в сфере материального производства. [4, с.1050]

Источники формирования финансовых ресурсов предприятий делятся на следующие  группы:

  • собственные средства и приравненные к ним;
  • денежные фонды;
  • мобилизация средств на финансовом рынке;
  • средства, поступающие в порядке перераспределения.

На результаты деятельности предприятий  влияют такие факторы, как:

    • организационно-технический уровень управления хозяйственной деятельностью;
    • конкурентоспособность выпускаемой продукции;
    • уровень цен на потребляемые материалы и энергетические ресурсы;
    • нормы амортизационных отчислений;
    • конъюнктура рынка.

Информация о работе Финансовая система РБ