Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2013 в 12:15, курсовая работа
Цель представленной курсовой работы – показать функционирование финансовой системы Беларуси и ее роль в развитии экономики страны.
К задачам этой работы следует отнести 1) охарактеризовать исследуемый объект как экономическую категорию; 2) рассмотреть структуру финансовой системы Республики Беларусь; 3) раскрыть значение отдельных ее элементов для экономики Беларуси; 4) выделить наиболее важные проблемы финансовой системы Республики Беларусь.
Рост инфляции вызван многими причинами,
в том числе и изменениями
в порядке установления цен, а
также факторами финансового
порядка — дефицитом
Также к проблемам финансовой системы РБ можно отнести и постоянный рост неплатежей предприятий и государства. Это явление в литературе часто именуется как кризис неплатежей. Обострение кризиса неплатежей находит свое прямое выражение в росте кредиторской и дебиторской задолженности. Особенно велика задолженность предприятий за поставляемые в республику энергоресурсы из России.
Еще к одной из проблем финансовой системы я бы отнесла несвоевременную выплату заработной платы работникам бюджетных учреждений.
Серьезной проблемой финансовой системы Республики Беларусь является неудовлетворительное финансовое состояние многих предприятий республики. Причины — сокращение объемов производства, недостаток оборотных средств, высокие затраты, низкая рентабельность или даже убыточность производства и др.
Проблемой финансовой системы является также рост внешней задолженности.
Для того чтобы финансовая система
развивалась быстрее, необходимо обеспечить
выполнение многих факторов: сокращение
дефицита государственного бюджета
путем сокращения некоторых статей
расходов и роста доходов, сокращение
расходов за счет снижения затрат на нужды
обороны страны, на содержание административно-
Увеличение доходов бюджета может быть осуществлено на основе роста производства продукции. Для этого необходимо сначала добиться снижения спада производства, а затем постепенного увеличения темпов роста производимой продукции и услуг всеми отраслями национальной экономики.
Рост малого предпринимательства
в сфере материального
Важным направлением преодоления кризиса финансовой системы является укрепление финансовой дисциплины в народном хозяйстве, и в частности дальнейшее упорядочение расчетов между субъектами хозяйствования, уменьшение массы неплатежей.
В условиях дефицита финансовых ресурсов одним из направлений стабилизации финансовой системы является дальнейшая активизация и стимулирование привлечения иностранных инвестиций в экономику республики.
Рост инвестиций в экономику любой страны обычно способствует увеличению производственных мощностей предприятий, а отсюда росту производства продукции, выручки от реализации, денежных накоплений и укреплению доходной базы государственного бюджета.
Проблемные стороны финансовой
системы могут иметь меньшее
влияние если принять такие меры,
как совершенствование
На мой взгляд, устранению некоторых проблем финансовой системы будет способствовать дальнейшая интеграция Республики Беларусь со странами СНГ, и в частности такие меры, как унификация или максимальная близость налогового, таможенного, внешнеторгового, валютно-финансового, ценового и другого законодательства; выработка общих правил организации валютных рынков; согласованная внешнеэкономическая политика в отношении третьих стран и др.
Заключение
В основе понятия «финансовая система» лежит экономическая категория «финансы». Финансовая система представляет собой совокупность обособленных сфер и звеньев финансовых отношений, связанных с образованием и использованием денежных средств государства и предприятий, и соответствующих им финансовых учреждений.
Финансовая система
Финансовая система Республики Беларусь включает в себя финансы предприятий, учреждений и организаций (децентрализованные финансы); общегосударственные (централизованные) финансы.
Финансы предприятий, являясь исходным звеном финансовой системы, охватывают процессы создания, распределения и использования ВВП в стоимостном выражении. На предприятиях в процессе материального производства создается решающая доля национального дохода страны – главного источника формирования централизованных и децентрализованных денежных фондов. Финансы предприятий выполняют распределительную, контрольную и воспроизводственную функции.
Финансы предприятий состоят из
двух подсфер: 1) финансы предприятий
материального производства; 2) финансы
учреждений и организаций
В зависимости от формы собственности правомерно выделить финансы предприятий, учреждений и организаций, основанных на государственной и частной формах собственности. По организационно-правовому признаку выделяют коммерческие и некоммерческие предприятия.
Общегосударственные финансы, как второе звено финансовой системы, органически связаны с финансами предприятий. Общегосударственные финансы представляют собой систему денежных отношений, связанных с формированием, распределением и использованием централизованных фондов денежных средств.
Централизованные финансы
По материальному содержанию госбюджет представляет собой форму образования и использования централизованного фонда денежных средств государства. Это политический инструмент; инструмент управления и администрирования; экономический инструмент; инструмент учета.
Доходы республиканского бюджета в 2005 г. образуются из текущих налоговых и неналоговых доходов, капитальных неналоговых доходов и обязательных платежей, доходов СЭЗ, доходов государственных целевых бюджетных фондов. Наибольший удельный вес в доходной части принадлежит текущим налоговым поступлениям – 44,3%. Республиканский бюджет обеспечивает финансирование мероприятий, имеющих общегосударственное значение. Из средств республиканского бюджета могут выделяться бюджетам областей и города Минска дотации, субвенции, субсидии.
Внебюджетные фонды - это средства государства, связанные с финансированием расходов, не включаемых в бюджет. Они имеют строго целевое назначение. Организационно внебюджетные фонды отделены от бюджетов и имеют определенную самостоятельность.
За последние пять лет доля Белгосстраха на страховом рынке Беларуси возросла с 38 до почти 60 %. Такая тенденция позволяет утверждать, что “Белгосстрах” является лидером в системе государственного страхования.
Государственный кредит обслуживает формирование и использование централизованных денежных фондов государства: бюджета и внебюджетных фондов. По своей экономической природе госкредит, не представляя собой доход государства, служит той же цели, что и доходы государства, - покрытию расходов государства.
В Беларуси к числу основных форм государственного кредита относят государственные займы (внутренние и внешние); кредиты Национального банка; другие долговые обязательства, гарантированные Советом Министров. Привлеченные посредством госкредита средства используются, в первую очередь, для покрытия бюджетного дефицита в стране. Государственные ценные бумаги являются одним из основных безинфляционных источников финансирования дефицита бюджета.
Основой общегосударственных финансов являются финансы предприятий. Поэтому при совершенствовании финансовой системы необходимо наладить механизм взаимодействия этих двух сфер отношений. В дальнейшем это позволит также усилить надежность финансовой системы и укрепить позиции каждого ее элемента в формировании финансовых ресурсов государства и предприятий.
В свою очередь, от эффективной работы и надежности финансовой системы зависит успех в преодолении экономических проблем, снижении инфляции и в росте финансовой стабилизации.
Правильное построение системы общегосударственных финансов приводит к тому, что государство выходит на показатели, определенные финансовой политикой государства на год и планом социально-экономического развития. Однако не стоит забывать, что основой общегосударственных финансов являются финансы предприятий. И в первую очередь необходимо наладить механизм взаимодействия этих двух сфер отношений. В дальнейшем это позволит усилить надежность финансовой системы и укрепить позиции каждого ее элемента в формировании финансовых ресурсов государства и предприятий.
Список использованных источников
1 За 2001-2004 гг. в структуре внебюджетных средств БГЭУ около 76 % составила плата за обучение.