Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2013 в 12:15, курсовая работа
Цель представленной курсовой работы – показать функционирование финансовой системы Беларуси и ее роль в развитии экономики страны.
К задачам этой работы следует отнести 1) охарактеризовать исследуемый объект как экономическую категорию; 2) рассмотреть структуру финансовой системы Республики Беларусь; 3) раскрыть значение отдельных ее элементов для экономики Беларуси; 4) выделить наиболее важные проблемы финансовой системы Республики Беларусь.
Финансовая работа предприятий в современных условиях приобретает качественно новое содержание, что связано с развитием рыночных отношений. Большое внимание должно уделяться финансовому менеджменту, который позволяет создать систему управления денежными потоками, возникающими в процессе финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Это приводит к достижению важнейших целей предприятия: обеспечение устойчивого финансового положения; получение прибыли; рост собственного капитала; удовлетворение общественных интересов. Организация финансового менеджмента является основной задачей финансовой службы предприятия.
Направления совершенствования финансовой работы на предприятиях:
Финансы предприятий состоят из двух подсфер:
В экономической литературе выделяют следующие принципы организации финансов предприятий материального производства: принцип оперативно-хозяйственной самостоятельности; принцип коммерческого расчета; принцип плановости; принцип разграничения оборотных средств на собственные и заемные; принцип обеспечения предприятия финансовыми резервами. [6, с.18]
В зависимости от отраслевой направленности в первой подсфере выделяют финансы предприятий промышленности, сельского хозяйства, транспорта, строительства, торговли и др. Отраслевая специфика влияет на состав и структуру материально-технической базы, длительность производственного цикла, особенности кругооборота средств, источники финансирования простого и расширенного воспроизводства, состав и структуру финансовых ресурсов, формирование финансовых резервов и др. фондов.
Таблица 1. Особенности организации финансов в отраслях народного хозяйства
Сельское хозяйство |
Строительство |
Транспорт |
Торговля |
Медленная оборачиваемость оборотных средств из-за длительного производственного цикла |
Колебания в объеме оборотных средств, длительный производственный цикл |
В составе оборотных средств основная доля приходится на запасные части и горюче-смазочные материалы |
В составе оборотных средств значительное место занимают товарные запасы |
Финансовые резервы образуются как в денежной, так и натуральной формах |
Финансирование осуществляется
на основе сметной стоимости строительно- |
Большой удельный вес ОПФ, в составе которых преобладает подвижной состав |
ОПФ характеризуются сочетанием собственных и арендованных основных фондов |
Большой удельный вес внутреннего оборота (корма, семена) |
В структуре оборотных средств нет такого элемента, как готовая продукция |
Сочетание государственного регулирования и рыночных отношений |
Основной показатель деятельности – товарооборот |
Необходимость привлечения заемных средств |
Особый порядок формирования прибыли |
Особенности в исчислении некоторых показателей |
Примечание. Литературный источник: [1, с.89], собственная разработка.
Под непроизводственной сферой принято понимать совокупность отраслей и видов деятельности, связанных с обслуживанием общегосударственных и социально-культурных потребностей общества и конкретных граждан. [7, с.107]
Особенности финансов непроизводственной сферы:
В данной подсфере можно выделить финансы образования, культуры и искусства, здравоохранения, науки, жилищно-коммунального хозяйства, общественных организаций и др. Остановимся на финансах образовательных учреждений, в частности вузов.
В настоящее время действует большое количество негосударственных коммерческих институтов, услуги которых полностью платные и их доходы, следовательно, образуются за счет средств обучающихся. В свою очередь, финансовые ресурсы государственных вузов образуются за счет бюджетных ассигнований и внебюджетных средств, причем значение последних как источника финансирования деятельности вуза возрастает1.
В условиях дефицита бюджетных ресурсов их расходование должно осуществляться с учетом приоритетных направлений развития сферы образования, на финансирование целевых образовательных программ государства, выдачу целевых субсидий учебным заведениям. В целом, одним из основных недостатков сложившейся в настоящее время системы организации финансов образовательной сферы является отсутствие четких границ законных прав государства и суверенных прав учебного заведения в распоряжении финансовыми ресурсами. [8, с.19]
В соответствии со ст. 213 Гражданского кодекса Республики Беларусь, выделяют две формы собственности: государственная и частная. Поэтому в зависимости от формы собственности правомерно выделить финансы предприятий, учреждений и организаций, основанных на государственной и частной формах собственности.
Посредством финансов государственных предприятий государство участвует в первичном распределении национального дохода, аккумулируя в своих руках часть дохода, создаваемого на этих предприятиях. Государственные предприятия имеют закрепленные за ними основные и оборотные фонды, находятся на самостоятельной смете и осуществляют регламентированные законом взаимоотношения с государственным бюджетом. Государственные предприятия могут получать средства отраслевых инновационных фондов, государственных внебюджетных фондов и ассигнования из бюджета. В зависимости от типа предприятий они обладают различной степенью автономности, производственной и финансовой самостоятельности. [9, с.7]
С 80-х гг. в мировой практике роль государственного сектора падает. Это вызвано необходимостью повышения финансовой эффективности субъектов хозяйствования, находившихся в государственной собственности, поиском более интенсивных методов хозяйствования и управления ими.
Финансы частных предприятий материализуются в виде денежного капитала, различных денежных фондов предприятия. Так как деятельность предприятий осуществляется на основе индивидуального кругооборота капитала, эти денежные фонды носят обособленный, децентрализованный характер. Однако государство имеет непосредственные взаимоотношения с финансами частных предприятий. Они выражаются в виде взимания платежей в государственный бюджет, формирование амортизационного фонда, регламентации кредитных отношений, предоставления государственных субсидий.
Основными составляющими формирования негосударственного сектора в республике стали:
- разгосударствление и приватизация государственной собственности;
- создание новых предприятий за счет средств физических и юридических лиц;
- иностранные инвестиции.
Можно выделить ряд проблем,
препятствующих эффективному развитию
предпринимательства в
1. Неоправданно сложный процесс регистрации малых предприятий.
2. Отсутствие четких правовых норм, определяющих порядок лицензирования.
3. Контрольно-ревизионные функции в отношении малых предприятий осуществляют несколько десятков органов. Проверки носят бессистемный характер. Не налажен процесс обмена данными между контрольными органами. Ответственность контрольных органов, их должностных лиц и других работников за допускаемые нарушения, как правило, устанавливается нечетко.
4. Нехватка производственных площадей. Рынок недвижимости в значительной мере монополизирован. Владельцы собственности (крупные промышленные предприятия и государство), как правило, диктуют неблагоприятные для арендатора условия.
5. Рынок средств производства
характеризуется следующей
6. На рынке финансов
основными препятствиями
7. Рынок труда характеризуется серьезными региональными и отраслевыми диспропорциями.
8. Несовершенство налогового законодательства.
9. Проблема ценообразования
связана с тем, что
Необходимо понимать,
что негосударственные
По организационно-правовому признаку выделяют коммерческие и некоммерческие предприятия. В целом, тип предприятия влияет на порядок формирования уставного фонда (капитала), распределение и использование прибыли, взаимоотношения с бюджетом и на другие стороны управления финансами.
К коммерческим юридическим лицам Гражданский кодекс Республики Беларусь относит: 1) хозяйственные товарищества: полное или коммандитное товарищество; 2) хозяйственные общества: общество с ограниченной ответственностью; общество с дополнительной ответственностью; акционерное общество (открытое или закрытое); 3) производственный кооператив (артель); 4) унитарное предприятие (государственное или частное).
К некоммерческим юридическим лицам относятся 1) потребительский кооператив; 2) религиозные и общественные организации; 3) благотворительные фонды; 4) учреждения; 5) ассоциации и союзы, то есть объединения юридических лиц.
Особенности некоммерческих организаций состоят, прежде всего, в целях их деятельности и формировании денежных ресурсов. Целью деятельности такой организации не является извлечение прибыли, в отличие от коммерческой организации. Они создаются для достижения социальных, благотворительных, культурных, научных и других целей. Осуществляемая ими предпринимательская деятельность должна способствовать реализации основной цели их деятельности.
Источниками формирования денежных средств в некоммерческих организациях являются: поступления (регулярные и единовременные) от учредителей; добровольные взносы и пожертвования; выручка от реализации товаров, работ, услуг; доходы, получаемые от собственности некоммерческой организации; другие не закрепленные законом поступления. [11, с.381]
1.2.ОБЩЕГОСУДАРСТВЕННЫЕ ФИНАНСЫ
Общегосударственные финансы, как второе звено финансовой системы, органически связаны с финансами предприятий. С одной стороны, главным источником доходов бюджета является национальный доход, создаваемый в сфере материального производства. С другой – общегосударственные финансы участвуют в перераспределении финансовых ресурсов между отраслями экономики и регионами страны, производственной и непроизводственной сферами; посредством заключения страховых договоров с предприятиями осуществляется страхование предпринимательских рисков.
Общегосударственные финансы представляют собой систему денежных отношений, связанных с формированием, распределением и использованием централизованных фондов денежных средств.
Государственный бюджет – основное звено централизованных финансов. По материальному содержанию госбюджет представляет собой форму образования и использования централизованного фонда денежных средств государства.
Государственный бюджет имеет четыре основных признака: