Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2013 в 12:15, курсовая работа
Цель представленной курсовой работы – показать функционирование финансовой системы Беларуси и ее роль в развитии экономики страны.
К задачам этой работы следует отнести 1) охарактеризовать исследуемый объект как экономическую категорию; 2) рассмотреть структуру финансовой системы Республики Беларусь; 3) раскрыть значение отдельных ее элементов для экономики Беларуси; 4) выделить наиболее важные проблемы финансовой системы Республики Беларусь.
В свою очередь, в доходы бюджетов свободных экономических зон включаются уплачиваемые резидентами свободных экономических зон налоги на доходы и прибыль, акцизы и 50 процентов налога на добавленную стоимость.
В доходы республиканского бюджета (с 1998 г.) включаются средства государственных целевых бюджетных фондов:
В 2005 году в доход республиканского бюджета поступают также:
В таблице 2 дана структура доходов республиканского бюджета на 2005 г.
Таблица 2. Доходы республиканского бюджета в 2005 году
Категория доходов |
Краткое описание |
Удельный вес, % |
1 |
2 |
3 |
Текущие доходы |
||
Текущие налоговые доходы |
прямые налоги на доходы и прибыль; налоги, взимаемые с фонда заработной платы; внутренние налоги на товары и услуги; налоги на собственность; доходы от внешней торговли и внешнеэкономических операций |
44,3 |
Текущие неналоговые доходы и обязательные платежи |
доходы от государственной
собственности и |
39,2 |
Капитальные доходы |
0,1 | |
Капитальные неналоговые доходы и обязательные платежи |
средства от продажи
принадлежащих государству |
0,1
|
Доходы СЭЗ |
0,2 | |
Доходы
государственных целевых |
Статьи 25-29 Закона “О бюджете Республики Беларусь на 2005 год” |
18,4 |
Доходы ФСЗН |
37 | |
Итого |
100 |
Примечание. Литературный источник: [17].
Из таблицы видно, что наибольший
удельный вес в доходной части
госбюджета на 2005 г. принадлежит текущим
доходам, а именно текущим налоговым
поступлениям - 39,2 %.Значительный удельный
вес в структуре доходов
Бюджет Беларуси, в отличие от развитых стран, ориентирован преимущественно на косвенное налогообложение, и за счет указанной группы платежей формируется более половины доходов казны. При этом прослеживается четкая тенденция увеличения доли косвенных налогов и сборов в структуре бюджетных доходов
Одним из важнейших косвенных доходных источников бюджета традиционно является НДС. Среди косвенных налогов вторыми по значимости в доходной части бюджета являются платежи в целевые бюджетные фонды из выручки. Поскольку эти платежи не зависят от результатов финансовой деятельности предприятий, поступления по ним достаточно весомы и стабильны. Значимость акцизов из года в год сокращается. Это обусловлено уменьшением объемов реализации подакцизной продукции и изменением ставок акцизов и курса евро.
Помимо косвенных налогов
С 2000 г. в структуре доходов бюджета увеличилась доля неналоговых поступлений: средства от реализации государственного имущества, прибыль Нацбанка, доходы от внешней торговли, поступления от реализации конфискованного и бесхозяйного имущества и др. Эти поступления вносят ощутимый вклад в государственный бюджет и не оказывают существенного влияния на экономические интересы плательщиков. [19]
По словам специалистов, в рамках
общей стратегии социально-
В теории и практике существует несколько признаков классификации расходов бюджета. В Республике Беларусь применяется три классификации.
Функциональная классификация расходов наглядно отражает сферы деятельности, в которые направляются денежные средства, а также роль государства в различных областях общественной жизни.
Ведомственная классификация расходов является группировкой расходов, отражающей распределение бюджетных средств по государственным органам и организациям в соответствии с законодательством.
Экономическая (предметная) классификация расходов показывает их влияние на процесс расширенного воспроизводства. В данной классификации используются такие категории расходов, как текущие расходы, капитальные расходы и кредитование минус погашение. [21]
Расходы республиканского бюджета на 2005 год (с учетом государственных целевых бюджетных фондов и Фонда социальной защиты населения) определены в размере 19166,92 млрд. р., или с ростом к 2004 году в 1,4 раза, а к 2003 году в 2,9 раза. Значительное увеличение расходов бюджета к 2005 году вызвано: 1) включением с 2004 года в состав республиканского бюджета средств ФСЗН Министерства труда и социальной защиты, 2) аккумулированием в полном объеме средств фонда поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки.
Состав и структура
расходов бюджета, приоритетные направления
расходования средств определяются
бюджетной политикой
Таблица3.Структура расходов республиканского бюджета РБ без учета целевых бюджетных фондов, % к итогу
Расходы |
Год | ||
2003 г. |
Утверждено Законом «О бюджете на 2004 г.» |
2005 год проект | |
Расходы, всего(млрд.р.) |
5205,0 |
6575,5 |
8776,2 |
В том числе: |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
на промышленность, энергетику и строительный комплекс |
0,7 |
0,6 |
0,3 |
на сельское хозяйство |
1,9 |
2,5 |
4,9 |
На транспорт, дорожное хозяйство и связь |
0,2 |
0,1 |
0,2 |
на жилищно-коммунальное хозяйство |
0,04 |
0,03 |
0,04 |
На капитальные вложения |
3,6 |
7,1 |
3,1 |
охрана окружающей среды и природных ресурсов, гидрометеорологии, картографии и геодезии |
2,9 |
2,6 |
2,4 |
На развитие и поддержку |
0,01 |
0,002 |
0,002 |
На образование |
7,8 |
7,2 |
8,1 |
На культуру и искусство, кинематографию |
0,8 |
0,8 |
0,8 |
на СМИ |
1,02 |
1,1 |
1,01 |
на здравоохранение |
6,8 |
6,7 |
6,8 |
на социальную политику |
9,7 |
9,6 |
15,03 |
на физическую культуру и спорт |
0,9 |
0,9 |
0,9 |
на науку |
2,3 |
2,8 |
2,9 |
на национальную оборону |
4,8 |
5,4 |
6,2 |
на правоохранительную деятельность и обеспечение безопасности |
10,2 |
9,4 |
11,2 |
на судебную власть |
0,6 |
0,5 |
0,8 |
на гос. управление и местное самоуправление |
3,4 |
2,9 |
4,0 |
на предупреждение и ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий |
6,6 |
5,2 |
4,03 |
на международную деятельность |
2,0 |
2,0 |
1,8 |
на обслуживание гос. долга |
4,1 |
3,1 |
2,5 |
на пополнение гос. Запасов и резервов |
1,4 |
1,2 |
0,8 |
прочие расходы |
26,3 |
28,7 |
23,9 |
Примечание. Литературный источник: [17], собственная разработка.
Бюджетные капитальные вложения в текущем году планируются ниже объемов капитальных доходов, что свидетельствует о выраженной социальной направленности бюджета.
Нормативные правовые акты, влекущие
дополнительные расходы сверх средств,
предусмотренных в
Формирование доходной части бюджета находится под влиянием ряда как внутренних, так и внешних факторов. К внутренним факторам риска следует отнести высокую вероятность отклонения фактических темпов роста ВВП и уровня инфляции от прогнозных, положенных в основу расчета доходной и расходной частей республиканского бюджета. Говоря о внешних факторах, необходимо отметить, что в случае увеличения в 2005 году цен на энергоносители или изменения мировой конъюнктуры на нефть или газ, финансовые показатели реального сектора могут ухудшиться, что, естественно, осложнит выполнение доходной части бюджета. [18]
В 2004 г. унитарным предприятием “Белгосстрах” была проделана огромная работа по расширению сферы оказываемых страховых услуг, привлечению новых клиентов, а, следовательно, и пополнению финансовых ресурсов государства.
Белгосстрах, начиная с октября
2002 г., 30 % прибыли от проведения страхования
гражданской ответственности
Одно из основных направлений деятельности Белгосстраха – добровольное страхование имущественных интересов граждан. По данному направлению в 2004 году заключено более 1,8 млн. договоров страхования, а сумма страховых взносов составила почти 17 млрд. рублей, что в 1,5 раза больше, чем за 2001 г.
Задачи Белгосстраха на 2005 г. определяются с учетом работы предыдущего года, складывающихся макроэкономических тенденций, а также миссии предприятия. Миссия Белгосстраха – создание эффективной системы страховой защиты имущественных интересов граждан и юридических лиц.
Основные задачи Белгосстраха на 2005 г.:
В связи с созданием единого
экономического пространства с Россией,
страховой рынок которой
По словам генерального директора Белгосстраха В. Шуста, этапы государственной политики на страховом рынке заключаются в следующем:
На первом этапе необходимо реализовать
компенсационную функцию
На втором этапе при условии проведения адекватной денежно-кредитной политики можно приступать к развитию операций по долгосрочному страхованию жизни и дополнительного пенсионного страхования. Реализация этих мероприятий позволит создать развитый и устойчивый страховой рынок, который станет серьезным фактором социально-экономической стабильности общества. [24, с.7]
Государственный кредит через каждую свою форму в той или иной степени влияет на состояние централизованных финансов.
Учитывая мировую практику законодательного ограничения (недопущения) кредитования центральным банком Правительства отметим, что наиболее распространенной формой госкредита являются государственные займы в виде государственных ценных бумаг. В Республике Беларусь они выпускаются для юридических и физических лиц Министерством финансов от имени Правительства РБ. Беларусь занимает второе место после Российской Федерации среди стран бывшего Советского Союза по номенклатуре выпускаемых государством ценных бумаг. [16]
Выпуск государством того или иного вида ценных бумаг (т.е. учитывая срок погашения, держателей, сферу их обращения, форму выплат дохода и т.п.) преследует определенные цели. Однако главной задачей, решаемой посредством эффективной организации рынка государственных ценных бумаг, является финансирование дефицита бюджета.
3. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
В последние годы финансовая система Республики Беларусь подвержена некоторым проблемным ситуациям. Во многом эти проблемы являются следствием экономического кризиса начала 90-х годов. Проблемы финансовой системы довольно широки. Это прежде всего наличие ежегодного дефицита государственного бюджета.
Проблемой финансовой системы является и инфляция. Независимые банковские эксперты отметили, что сохранение инфляционных процессов на высоком уровне обусловлено низкой рентабельностью белорусских предприятий, их высокими производственными затратами, несоблюдением ценовой дисциплины. По их мнению, рост инфляции усугубляется также неэффективной тарифной политикой государства, чрезмерным субсидированием социальной сферы, а также монополизацией отдельных секторов рынка.