Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2013 в 12:15, курсовая работа
Цель представленной курсовой работы – показать функционирование финансовой системы Беларуси и ее роль в развитии экономики страны.
К задачам этой работы следует отнести 1) охарактеризовать исследуемый объект как экономическую категорию; 2) рассмотреть структуру финансовой системы Республики Беларусь; 3) раскрыть значение отдельных ее элементов для экономики Беларуси; 4) выделить наиболее важные проблемы финансовой системы Республики Беларусь.
Наиболее устоявшимся является
определение бюджета как
В соответствии с бюджетным процессом
Беларуси составление проектов бюджетов
находится в исключительной компетенции
Правительства и
Бюджетная система Республики Беларусь
включает как самостоятельные части
республиканский и местные
Республиканский бюджет обеспечивает финансирование мероприятий, имеющих общегосударственное значение. Через республиканский бюджет осуществляется перераспределение части финансовых ресурсов между областями и городом Минском в целях выравнивания уровней их экономического и социального развития. Из средств республиканского бюджета могут выделяться бюджетам областей и города Минска дотации, субвенции, субсидии при недостаточности средств их бюджетов для финансирования отдельных расходов и мероприятий. В свою очередь, местные бюджеты обеспечивают финансирование экономических, социальных, культурных и других мероприятий, проводимых на соответствующей территории. [13]
Внебюджетные фонды являются составной частью государственных финансовых ресурсов. Внебюджетные фонды - это средства государства, связанные с финансированием расходов, не включаемых в бюджет. Они имеют строго целевое назначение, что гарантирует использование средств в полном объеме. Организационно внебюджетные фонды отделены от бюджетов и имеют определенную самостоятельность.
Мировая практика не выработала более экономичного, рационального и доступного способа защиты имущественных интересов физических и юридических лиц, чем страхование. Отметим, что страхование охватывает только сферу перераспределительных отношений в отличие от финансов.
В 2001 г. Белорусская государственная
страховая организация была переименована
в Белорусское республиканское
унитарное страховое
В соответствии с Уставом Белорусского республиканского унитарного страхового предприятия “Белгосстрах”:
Белгосстрах имеет статус
юридического лица, является коммерческой
организацией, владеет имуществом
на праве хозяйственного
Целью деятельности Белгосстраха является
защита имущественных интересов
граждан и юридических лиц
при наступлении страховых
Предметом деятельности предприятия является страховая, а также инвестиционная и иная деятельность, связанная со страхованием и осуществляемая в целях получения дополнительных доходов и гарантий выполнения страховых обязательств. К услугам клиентов Белгосстраха более 40 видов страхования.
Уставный фонд Белгосстраха сформирован за счет средств республиканского бюджета, средств самого предприятия в денежной форме и недвижимого имущества.
Источниками формирования имущества предприятия являются:
Оперативное управление предприятием осуществляет генеральный директор, который назначается на должность и освобождается от должности Советом Министров Республики Беларусь и ему подотчетен.
Белгосстрах осуществляет свою деятельность на договорной основе или непосредственно на основании актов законодательства, реализует свои услуги по тарифам, устанавливаемым в соответствии с законодательством.
Предприятие уплачивает в республиканский бюджет часть прибыли в размерах и порядке, определенных законодательством, остающейся после уплаты налогов, других обязательных платежей и формирования в установленном порядке фонда накопления.
Прибыль предприятия после уплаты налогов и других обязательных платежей в бюджет, формирования фондов, предусмотренных законодательством, выплаты ее части собственнику имущества остается в распоряжении предприятия и может расходоваться на создание фонда накопления, фонда потребления и иных фондов.
Важным элементом системы
Особенностью госкредита является его двоякая роль. Он, с одной стороны, ориентирован на формирование денежных средств государства для покрытия дефицита бюджета. С другой стороны, государство выступает в роли кредитора в международных кредитных операциях. По своей экономической природе госкредит, не представляя собой доход государства, служит той же цели, что и доходы государства, - покрытию расходов государства. [5, с.106]
Государственный кредит может быть внутренним и внешним (международным). Сумма задолженностей по госкредиту составляет государственный долг (внутренний и внешний соответственно). Согласно Закону “О бюджете Республики Беларусь на 2005 год” размер прироста внутреннего государственного долга Республики Беларусь не может превышать 3 % от валового внутреннего продукта, а лимит внешнего государственного долга Республики Беларусь на конец 2004 г. установлен в размере 2 млрд. долларов США.
Общий объем расходов на обслуживание государственного долга в республиканском бюджете на 2005 г. определен сумме 218,7 млрд. р., и составит 2,5% в расходах бюджета, в т.ч. по обслуживанию внутреннего долга – 168,0 млрд. р., внешнего – 50,7 млрд. р. Стратегия заимствования денежных средств в 2005 г. основывается на увеличении значения правительственных ценных бумаг в качестве основного источника финансирования дефицита бюджета. Обеспечение планируемых объемов средств государственного заимствования предполагается путем расширения способов размещения долговых обязательств и круга потенциальных инвесторов.
В Беларуси к числу основных форм государственного кредита относят государственные займы (внутренние и внешние), выпускаемые в форме ценных бумаг от лица Совета Министров Республики Беларусь; кредиты Национального банка; другие долговые обязательства, гарантированные Советом Министров. [14]
Привлеченные посредством
Ценные бумаги правительства являются одним из основных безинфляционных источников финансирования дефицита бюджета, инструментом регулирования финансового рынка страны, объектом инвестирования свободных денежных средств физических и юридических лиц.
Государственные ценные бумаги - долговые обязательства, выпускаемые правительством или уполномоченными на это государственными органами для привлечения временно свободных денежных средств юридических и физических лиц. Министерство финансов от имени правительства Беларуси выпускает следующие виды государственных ценных бумаг: для физических лиц - облигации государственного выигрышного валютного займа, сберегательного займа; для юридических лиц - государственные краткосрочные и долгосрочные облигации с купонным доходом, облигации, не обращающиеся на вторичном рынке, компенсационные, долгосрочные государственные облигации, номинированные в свободно конвертируемой валюте, векселя правительства. [15]
Эмиссия государственных краткосрочных облигаций и государственных долгосрочных облигаций производится в целях привлечения временно свободных денежных средств физических и юридических лиц, в том числе иностранных, для финансирования дефицита республиканского бюджета. Объемы эмиссии облигаций учитываются при формировании республиканского бюджета и могут уточняться при его исполнении с учетом условий финансирования дефицита бюджета, определенных законом о бюджете на соответствующий год.
Размещение этих облигаций среди юридических лиц осуществляется путем:
3. их передачи или продажи банкам для их последующей реализации.
Учет всех размещенных облигаций производится на счетах депо в депозитариях, определенных Национальным банком по согласованию с Министерством финансов.
Анализ приведенной структуры
показывает, что состояние финансовой
системы затрагивает
На надежность финансовой системы оказывают влияние такие финансовые факторы, как денежно-кредитная политика центрального банка и размеры кредитной эмиссии; темпы инфляции и инфляционные ожидания; валютный курс и паритет покупательной способности национальной валюты; доходность различных секторов денежно-кредитной системы; емкость различных секторов денежно-кредитной системы; динамика процентных ставок на различных секторах денежно-кредитной системы; финансовое состояние банковской системы; ресурсная база денежно-кредитной системы.
Надежность финансовой системы помимо финансовых факторов обусловлена организационными факторами — степень развитости инфраструктуры финансовой системы, организационная структура и независимость центрального банка, степень саморегулирования и прозрачности финансовой системы. [16, с.57]
Итак, финансовая система Республики Беларусь включает две сферы финансовых отношений, каждая из которых является самостоятельным звеном в ее структуре. В целом взаимодействие этих звеньев внутри системы, а также с элементами смежных систем влияет на надежность финансовой системы и экономическое развитие государства.
2. Общегосударственные финансы: их роль и значение
Централизованные (общегосударственные) финансы Республики Беларусь включают в себя государственный бюджет; внебюджетные фонды, а именно Фонд социальной защиты населения; государственное страхование, осуществляемое предприятием “Белгосстрах”; государственный кредит.
Государственный бюджет. Ни один бюджет, каким бы совершенным он ни был, не может быть хорош для всех. Бюджет является отражением той экономической ситуации, которая сложилась в стране, - это компромисс между желаемым и возможным. В этом документе определено финансирование тех обязательств, которые взяло на себя государство.
Государственный бюджет, как основной финансовый план государства, определяет его доходы и расходы на конкретный период (на год). В процессе исполнения основного финансового плана государственный бюджет воплощается в централизованный фонд денежных средств государства.
В соответствии с Законом “О бюджете Республики Беларусь на 2005 год” республиканский бюджет утверждается по расходам в сумме 19166916005,0 тыс.рублей исходя из прогнозируемого объема доходов в сумме 18256916005,0 тыс.рублей.
Доходы республиканского бюджета на 2005 год формируются за счет: