Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2013 в 19:40, контрольная работа
Для того что бы дать точное определение государственного управления, необходимо сначала определить что такое государство и управление как отдельные термины. Есть много определений слова «Государство».
Государство есть организация политической власти, содействующая осуществлению конкретных общественных интересов в пределах определённой территории.
Глава 1. Теоретические основы государственного и местного самоуправления.
Для того что бы дать точное определение государственного управления, необходимо сначала определить что такое государство и управление как отдельные термины. Есть много определений слова «Государство».
Государство есть организация политической власти, содействующая осуществлению конкретных общественных интересов в пределах определённой территории.
Государство — совокупность политических институтов, главной целью которых является сохранение целостности общества.
Первые признаки государства возникли ещё в далеком прошлом. Для этого периода характерно отсутствие политической власти и государственных институтов. Социальные нормы в этот период носят характер обычаев, традиций, обрядов.
Управление, социальном смысле, понимается многообразно. В самом широком смысле оно может пониматься в качестве механизма организации общественных связей. В подобном смысле можно сказать, что его задачи и функции практически выполняют все государственные органы, независимо от их конкретного назначения, а также общественные объединения. Элементом системы социального управления является также и местное самоуправление. В качестве объекта управления здесь выступает все общество в целом, все варианты общественных связей развивающихся в нем.
Процесс управления осуществляется
в определенной последовательности.
Он носит циклический характер и
состоит из ряда стадий. Основными
стадиями управленческого цикла
являются выработка и принятие решения,
организация его исполнения, контроль
за исполнением решения и
Государственное управление в широком смысле слова осуществляют все органы государства. Это управление реализуется в следующих формах (видах) деятельности: законодательной, исполнительной и судебной. Все эти формы деятельности направлены на осуществление единых целей и задач государства, но каждая из них обладает определенными особенностями, обусловленными «разделением труда» между органами государства.
Государственное управление - это практическое, организующее и регулирующее воздействие государства на жизнедеятельность людей в целях ее упорядочения, сохранения или преобразования, опирающееся на властную силу. В государственном управлении его управляющие воздействия опираются на государственную власть, подкрепляются и обеспечиваются ею.
Субъектом государственного управления выступает государство, а не аппарат, как политико-правовая организация общества, совокупность всех граждан и др. жителей страны. Государственное управление - это управление в масштабе общества, призванное создавать и закреплять законодательно (или посредством иных юридических актов), обеспечивать, поддерживать и гарантировать практическую реализацию определенных условий для высокоэффективного и социально-актуального ведения любых видов общественной деятельности.
Государственное управление существует чтобы познавать потребности и интересы управляемых объектов, оценивать и структурировать их, совершать действия по их практическому удовлетворению. Определяющим фактором обеспечения рациональности, то есть эффективности, обоснованности и целесообразности государственного управления выступает социальность – наполненность государственного управления общественными запросами и ожиданиями, реальным бытием людей. Государственное управление призвано создавать и закреплять законодательно (или посредством иных юридических актов), поддерживать, обеспечивать и гарантировать на практике реализацию определенных условий для высокоэффективного и социально - актуального ведения любых видов человеческой деятельности. К функциям государственного управления относятся конкретные виды властных, целеорганизующих и регулирующих воздействий государства и его органов на общественные процессы. Функции объективны, так как исходят из сущности государства и выражают его управленческое и социальное воздействие.
По критерию содержания, характера и объема воздействия функции государственного управления можно разделить на общие и специфические. Общие функции отражают основные, объективно необходимые взаимосвязи: организация, планирование, регулирование, кадровое обеспечение и контроль. Специфические функции отражают особенное содержание отдельных воздействий государства: финансирование, налогообложение, лицензирование, регулирование труда и заработной платы, кредитование. Особую подгруппу специфических функций управления составляют внутренние управленческие функции государственных органов: обучение законности, подготовка и повышение квалификации.
Организационная структура государственного управления заключает в себе определенный состав, организацию и устойчивую взаимосвязь человеческих ресурсов, технических и других средств, выделяемых и затрачиваемых обществом на формирование и реализацию государственных управляющих воздействий1.
Государственное управление является повседневным и оперативным видом деятельности, осуществляется специально уполномоченными на то субъектами управления в объеме и порядке, определенном законом. В процессе государственного управления эти специальные субъекты реализуют по предметам ведения и в объеме своей компетенции внутренние и внешние функции государства не только в рамках исполнительной власти, но и в законодательной, судебной и прокурорской сфере деятельности.
Например, законодательные органы осуществляют такие функции государственного управления, как утверждение государственного бюджета, осуществляют контроль его исполнения.
Органы государственного
управления обеспечивают организацию
как внутреннюю, так и внешнюю,
в своей сфере деятельности, по
предметам ведения и в объеме
компетенции и их решения, а также
обеспечиваются мерами государственного
принуждения. Так, судебные органы рассматривают
и принимают решения о
Органы исполнительной власти, государственного управления и значительная часть органов местного самоуправления (реализующих в основном государственные функции) осуществляют непосредственную, повседневную и практическую организацию общественных процессов в государстве и обществе.
Государственное управление
также частично осуществляют руководители
учреждений, организаций и предприятий
государственной формы
Государственное управление как деятельность по реализации основных функций общества по объему шире, чем исполнительная деятельность, так как государственное управление в определенном объеме своих полномочий осуществляют Федеральное Собрание (обе его палаты – Совет Федераций и Государственная Дума), Президент Российской Федерации, суды, прокуратура, одноименные органы субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, а также государственные и общественные объединения в части делегированных им для реализации государственных функций и задач2.
Государственное управление
имеет не только государственный, но
и правовой характер. Оно осуществляется
на основании права и в рамках
права. Административное право определяет
права и обязанности субъектов
и в сфере управления, формы
и методы осуществления этой деятельности.
Иные виды социального управления не
огосударствлены и не регулируются
нормами административного
По своему качеству государственное
управление является исполнительно-
Таковы наиболее емкие черты, свойственные государственному управлению, как разновидности социального управления. Оно характерно по своему функциональному назначению не только для Российской Федерации в ее современном виде и, конечно, не только для периода развития нашего государства вплоть до распада Советского Союза.
Понятие “государственное
управление” характеризует область научного
знания и вид социального управления -
сферу практической деятельности, связанную
с решением проблем государственной организации
и регулирования общественной жизни. Это
организующе-регулирующее воздействие
государства может быть подразделено
на две составляющие - политическую и административную.
В рамках первой - политического управления
- решаются вопросы что, зачем и почему?
Вторая представляет более конкретное
проявление собственно государственного
управления, решающего вопросы как и при
помощи чего? В этом смысле оно именуется
некоторыми авторами административно-
Существуют два полярных
подхода к вопросу о
Между политическим и государственным управлением имеются как тесная взаимосвязь, так и существенные отличия. Политика в значительной степени эмоциональна, в том смысле, что чувствительна к общественному мнению, настроениям широких масс людей, их сиюминутным устремлениям, подвержена влиянию текущих событий, зависит от предпочтения тех или иных лидеров, социальных интересов и т.п. Государственное управление более рационально, т.е. функционально организовано и решает конкретные задачи. В первом главенствуют нормативно-ценностные знания, обращенные на выяснение целесообразности государственных действий и на оценочные характеристики. Во втором основную роль играют нормативно-позитивные знания, направленные на анализ государственной деятельности и ее последствий. Объединяющие два этих понятия начала вытекают не только из особенностей государства как политического института, но и из властного характера его организационной деятельности.
Можно выделить три структурных уровня организации государственного управления. Высший - институциональный - являющийся пограничным между политическим и государственным управлением. На нем определяются общая политика и главные задачи ее осуществления. Средний - административный уровень - сфера функционального управления (администрирования). На нем любое направление деятельности подвергается анализу и раскладывается на различные организационно-управленческие компоненты - планирование, организацию, руководство, контроль и т.д. На третьем - технологическом (низшем) - происходит непосредственное удовлетворение социальных потребностей в услугах государственного управления, превращаемых в конкретные продукты (результаты), которыми пользуется общество в целом и отдельные граждане или их организации.
Таким образом, государственная
администрация в теоретических
представлениях находится вне сферы
политики, тогда как государственное
управление на институциональном уровне
политично и основано на учете
разнообразия конфликтующих интересов,
идей и целей. Профессионально
Система государственного управления образуется подсистемами целей и принципов осуществления государственно-властного воздействия на общественную жизнедеятельность. Данное воздействие выражается обычно в правовых формах. Оно включает организационные структуры государственного аппарата (госорганы), систему государственной бюрократии (персонал), совокупность реализуемых ими функций, комплекс используемых методов, средств и ресурсов, а также прямые и обратные взаимосвязи между субъектами и объектами управления, необходимые при этом информационные потоки, документооборот и т.п.