Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2013 в 19:40, контрольная работа
Для того что бы дать точное определение государственного управления, необходимо сначала определить что такое государство и управление как отдельные термины. Есть много определений слова «Государство».
Государство есть организация политической власти, содействующая осуществлению конкретных общественных интересов в пределах определённой территории.
Согласно Федеральному
закону от 6 октября 2003 г. «Об общих
принципах организации местного
самоуправления в Российской Федерации»
временное осуществление
1) когда в связи со
стихийным бедствием,
2) если долги муниципального образования превысили на 30 % собственные доходы («банкротство муниципального образования»);
3) если допущено нецелевое расходование субвенций.
В реальности взаимодействие
между государством и местным
самоуправлением осуществляется одновременно
по многим направлениям. Поэтому структурно-
• во-первых, государственная поддержка местного самоуправления;
• во-вторых, наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями;
• в-третьих, создание в субъекте Российской Федерации совета муниципальных образований;
• в-четвертых, реализация представительными органами муниципальных образований права законодательной инициативы в законодательном (представительном) органе субъекта РФ;
• в-пятых, создание совместных координационных, консультационных, совещательных и других рабочих органов (как временных, так и постоянно действующих);
• в-шестых, контроль и надзор органов государственной власти за деятельностью органов местного самоуправления.
Без постоянной поддержки
со стороны государства органы местного
самоуправления не могут эффективно
участвовать в проведении реформ,
в укреплении российской государственности.
Кроме того, государственная поддержка
развития местного самоуправления является
законодательно закрепленной обязанностью
органов государственной
а) издание правовых актов по вопросам организации и деятельности местного самоуправления;
б) контроль за соблюдением конституционных основ местного самоуправления;
в) информационное обеспечение органов местного самоуправления (в том числе ознакомление с проектами нормативно-правовых актов органов государственной власти, затрагивающих интересы местного сообщества);
г) оказание методической поддержки;
д) рассмотрение обращений
органов и должностных лиц
местного самоуправления в органы и
к должностным лицам
е) участие в формировании
органов местного самоуправления в
случаях, установленных законом (например,
в муниципальных районах и
городских округах
ж) принятие и реализация целевых программ государственной поддержки местного самоуправления;
з) подготовка кадров муниципальных служащих;
и) оказание материальной и финансовой помощи органам местного самоуправления;
к) предоставление в пользование государственного и муниципального имущества на безвозмездной основе;
л) временное осуществление полномочий местного самоуправления органами государственной власти и другие меры.
В целях реализации государственной
политики в области местного самоуправления 15
декабря 1999 г. была принята Федеральная
целевая программа государственной поддержки
развития муниципальных образований и
создания условий для реализации конституционных
полномочий местного самоуправления. Предусмотрено
• первый этап (2000-2002 гг.): создание базовых условий для комплексного социально-экономического развития муниципальных образований;
• второй этап (2002–2014 гг.): выполнение программных мероприятий, направленных на кодификацию законодательства о местном самоуправлении, а также на решение задач инвестиционного характера, способных обеспечить устойчивое развитие муниципалитетов и существенное повышение жизненного уровня населения.
В качестве форм осуществления программы государственной поддержки местного самоуправления выделяются: правовое регулирование, бюджетное регулирование, реализация целевых программ, передача объектов государственной собственности в муниципальную, информационная и научно-методическая поддержка местного самоуправления, кадровое обеспечение органов местного самоуправления, популяризация идей, принципов и задач местного самоуправления. При реализации Программы используются такие методы, как анализ действующего законодательства, анализ межбюджетных отношений, разработка и реализация целевых программ, разработка системы подготовки кадров для органов местного самоуправления, создание системы информирования населения об основных идеях, принципах и задачах местного самоуправления.
Финансирование программы
государственной поддержки
В целях стимулирования
развития местного самоуправления на
своей территории субъекты РФ принимают
собственные программы
Таким образом, с учетом
роли местного самоуправления в системе
властных отношений Российской Федерации,
в экономической, социальной и политической
системах российского общества, программы
государственной поддержки
2. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями – это исключение какого-либо полномочия из компетенции государственного органа и включение его в компетенцию органа местного самоуправления.
Реализация органами местного самоуправления полномочий государства имеет под собой определенные исторические основы. В России органы местного самоуправления всегда исполняли некоторый объем государственных полномочий и государственных обязанностей. Так, к ведению земских учреждений согласно Положению о губернских и уездных земских учреждениях от 1 января 1864 г. подлежали раскладка государственных денежных сборов, исполнение возложенных на земство потребностей воинского и гражданского управлений, участие в делах почтовой повинности и другие дела, которые вверялись на основании особых уставов, положений или постановлений.
В мировой практике существуют два основных способа предоставления полномочий органам местного самоуправления. Для стран англосаксонской системы характерен принцип inter vires – принцип «позитивного регулирования». Данный принцип закрепляет за муниципальными органами право осуществлять лишь те полномочия, которые прямо закрепил закон. Действия, непосредственно не предусмотренные законом, могут быть признаны совершенными с превышением полномочий и отменены. Страны континентального права опираются на противоположный принцип «негативного регулирования» (ultra vires), в соответствии с которым местные органы могут осуществлять все действия, прямо не запрещенные законом и не относящиеся к компетенции иных органов.
Каждый из подходов имеет
свои достоинства и недостатки для
государственной власти и местного
самоуправления. Континентальная система
на первый взгляд предоставляет больше
свободы местному самоуправлению: они
как бы сами определяют свою компетенцию,
могут принять к рассмотрению
любые вопросы, не отнесенные к компетенции
других органов власти. Однако в
рамках континентальной системы
органы местного самоуправления оказываются
гораздо менее защищены от произвольного
уменьшения объема своих полномочий:
государство в любой момент по
соображениям целесообразности может
расширить сферу своей
В современной теории муниципального управления предусматривается две основные формы наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями: передача полномочий и делегирование полномочий. Под передачей полномочий понимается способ регулирования полномочий органа местного самоуправления, при котором какое-либо полномочие органа государственной власти исключается из его компетенции и включается в компетенцию органов местного самоуправления. При этом срок такой передачи, как правило, не оговаривается. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, как правило, происходит в форме передачи полномочий.
Делегирование полномочий – это предоставление органом государственной власти принадлежащего ему права решения какого-либо вопроса органам местного самоуправления на один раз, на определенный срок или бессрочно. Исходя из этого, следует обратить внимание на различия в содержании понятия «передача полномочий», которая происходит на постоянной и безусловной основе, расширяя перечень вопросов ведения муниципального образования, и «делегирование полномочий», которое осуществляется на временной основе с соблюдением определенных требований, расширяя лишь компетенцию отдельных муниципальных органов.
Возможность наделения
органов местного самоуправления отдельными
государственными полномочиями закрепляется
в Конституции Российской Федерации.
В соответствии с ней в компетенцию
органов местного самоуправления помимо
вопросов местного значения могут входить
и отдельные государственные
полномочия, которые им передаются
государством[55]. До сих пор на федеральном
уровне вопрос о наделении органов
местного самоуправления отдельными государственными
полномочиями практически не регулировался.
Закреплялось только, что передача
отдельных государственных
Согласно Федеральному закону от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями может производиться только законом: федеральным и региональным. Закон также содержит перечень требований, предъявляемый к законам о наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями.
Если в законе о наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями о сроке наделения ничего не сказано и иное не вытекает из действующего законодательства, то следует понимать, что полномочия передаются бессрочно.
Представляется, что передача
отдельных государственных
В законах субъектов
РФ чаще всего указывают следующие
1) истечение срока, на
который были переданы
2) признание органами
государственной власти
3) невозможность обеспечения
ранее переданных
4) систематическое нарушение
законодательства органами
5) неоднократные обращения
и жалобы физических и
6) принятие федерального
нормативного акта, изменяющего
правовое регулирование в
7) отказ органов местного самоуправления от дальнейшей реализации полномочий[58].
Передача отдельных
3. Эффективной формой взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления является сотрудничество через ассоциации и союзы муниципальных образований. В рамках ассоциации органы местного самоуправления могут более точно сформулировать и довести до сведения государственных органов общие проблемы. Для государственной власти ассоциация муниципальных образований – это та организация, через которую можно обратиться одновременно ко всем ее членам и выработать согласованную политику в отношении местного самоуправления.
Муниципальные образования
создают объединения в форме
ассоциаций или союзов не только для
повышения эффективности