Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2015 в 18:04, контрольная работа
Центральное место в системе государственных финансов занимает государственный бюджет - имеющий силу закона финансовый план государства на текущий финансовый год. Бюджетный кодекс Российской Федерации определяет бюджет как "форму образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления". Аккумулируя с помощью государственного бюджета денежные средства, государство через финансовые механизмы осуществляет выполнение возложенных на него обществом политических, экономических и социальных функций, а именно содержание государственного аппарата, армии, правоохранительных органов, выполнение социальных программ, реализация приоритетных экономических задач и т.д.
Центральное место в системе государственных финансов занимает государственный бюджет - имеющий силу закона финансовый план государства на текущий финансовый год. Бюджетный кодекс Российской Федерации определяет бюджет как "форму образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления". Аккумулируя с помощью государственного бюджета денежные средства, государство через финансовые механизмы осуществляет выполнение возложенных на него обществом политических, экономических и социальных функций, а именно содержание государственного аппарата, армии, правоохранительных органов, выполнение социальных программ, реализация приоритетных экономических задач и т.д.
Государственный бюджет состоит из 2-х дополняющих друг друга взаимосвязанных частей: доходной и расходной. Доходная часть показывает, откуда поступают средства на финансирование деятельности государства, какие слои общества отчисляют больше из своих доходов. Структура доходов непостоянна и зависит от конкретных экономических условий развития страны, рыночной конъюнктуры и осуществляемой экономической политикой политики. Любое изменение структуры бюджетных доходов отражает изменения в экономических процессах. Расходная часть показывает, на какие цели направляются аккумулированные государством средства.
Необходимо отметить, что бюджет, как фонд денежных средств, в цельном виде никогда не существует, т.к. по мере поступления доходов они обращаются на покрытие расходов. Он является лишь планом образования и использования общегосударственного фонда денежных средств, то есть росписью доходов и расходов государства, согласованных друг с другом, как по объему, так и по срокам поступления и использования.
Федеральный бюджет, будучи экономической категорией, выражает экономические отношения в обществе - отношения между социальными слоями и группами и государством. В этой связи важно, чтобы налоговые и неналоговые поступления, зачисляемые в федеральный бюджет, были не слишком обременительны для населения и хозяйствующих субъектов и наряду с этим обеспечивали государство оптимальным объемом денежных ресурсов, необходимых ему для решения экономических, политических и социальных задач.
В основу бюджетной политики на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов положены стратегические цели развития страны, сформулированные в указах Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года, Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, а также основные положения Бюджетного послания Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2013 - 2015 годах.
Опубликованные Минфином России Основные направления бюджетной
политики на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 гг. предполагают в ближайшие годы резкое снижение доли в ВВП доходов и расходов бюджетной системы.[1]
Таблица 1
Анализ формирования доходной части Федерального бюджета РФ на 2013-2015 гг. (млрд. рублей)
Показатели |
2013 г. |
2014 г. |
2015 г. |
Изменение (+,-) |
Темпы роста, % | ||
2014 г. к 2013 г. |
2015 г. к 2014 г. |
2014 г. к 2013 г. |
2015 г. к 2014 г. | ||||
А |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
Доходы - всего |
12906,4 |
14238,8 |
14923,9 |
1332,4 |
685,1 |
110,3 |
104,8 |
Продолжение табл.1
в том числе |
|||||||
Налоговые доходы |
5645,8 |
6127,2 |
6913,3 |
481,4 |
786,1 |
108,5 |
112,8 |
Налог на прибыль |
345,21 |
368,5 |
380,6 |
23,25 |
12,14 |
106,7 |
103,3 |
Налог на добавленную стоимость |
3579,3 |
3711,9 |
4202,4 |
132,6 |
490,5 |
103,7 |
113,2 |
Акцизы |
488,02 |
664,7 |
797 |
176,6 |
132,2 |
136,22 |
119,9 |
Налог на добычу полезных ископаемых |
2526,4 |
2937,4 |
3052,4 |
411,0 |
115,01 |
116,27 |
103,9 |
Неналоговые доходы |
6670,5 |
6618,3 |
7005,5 |
-52,2 |
387,2 |
99,2 |
105,9 |
Доходы от внешнеэкономической деятельности |
4904,8 |
5462,6 |
4468,2 |
557,8 |
-994,4 |
111,4 |
81,8 |
Ввозные таможенные пошлины |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Вывозные таможенные пошлины |
4003,3 |
4602,3 |
- |
599 |
- |
114,9 |
-
|
Доходы от использования имущества, находящегося в федеральной собственности |
337,8 |
330,0 |
565,0 |
-7,8 |
235 |
97,7 |
171,2 |
Доходы бюджета - это денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации в распоряжение органов государственной власти Российской Федерации. Доходы как экономическая категория отражают экономические отношения, возникающие в процессе формирования фонда денежных средств.
В состав доходов бюджетов включаются налоговые и неналоговые доходы, а также безвозмездные перечисления. Обособленно в составе доходов бюджетов учитываются доходы целевых бюджетных фондов.
По данным таблицы 1, следует что за период 2013-2014 годов доходы в Федеральном бюджете Российской Федерации увеличились на 10,3 % или на 1332,4 млрд.рублей. Это произошло за счет увеличения налоговых поступлений на 8,5 % или 481,4 млрд.рублей. В свою очередь, налоговые поступления увеличились в основном за счет показателя «Акцизы» на 36,22 % или 176,6 млрд. рублей, столь значительное увеличение доли акцизов связано, прежде всего, с индексацией ставок отдельных видов акцизов в рассматриваемый период. [2]. Также увеличились такие показатели как:
«Налог на прибыль» на 6,7 % или на 23,25 млрд.рублей
«Налог на добавленную стоимость» на 3,7% или 132,6 млрд. рублей;
«Налог на добычу полезных ископаемых» на 16,27 % или 411,0 млрд.рублей.
Неналоговые поступления в 2014 году по сравнению с 2013 годом уменьшилась на 0,8 % или на 52,2 млрд. рублей из-за уменьшения показателя: «Доходы от использования имущества, находящегося в федеральной собственности» на 2,3 % или на -7,8 млрд. рублей. Однако произошло увеличение доходов от внешнеэкономической деятельности на 11,4 %( или на 557,8 млрд. рублей) и вывозных таможенных пошлин на 14,9 %( или на 599 млрд.рублей).
Анализируя данные периода 2014-2015 годов, можно сделать выводы, что доходы в Федеральном бюджете Российской Федерации в 2015 году по сравнению с 2014 годом увеличились на 4,8% или на 685,1 млрд. рублей. В основном это произошло за счет увеличения налоговых поступления на 12,8 % или на 786,1 млрд. рублей. Следует отметить, налоговые поступления увеличились за счет изменений в акцизах на 19,9 % или на 132,2 млрд. рублей, по той же причине, что и в 2013-2013 годах, так же произошло увеличение показателей как:
«Налог на добавленную стоимость» на 13,2 % или на 490,5 млрд. рублей;
«Налог на добычу полезных ископаемых» на 3,9 % или на 115,01 млрд. рублей;
«Налог на прибыль» на 3,3 % или на 12,14 млрд. рублей.
По сравнению с 2014 годом в 2015 году неналоговые доходы увеличились на 5,9 % или на 387,2 млрд. рублей. Это в основном произошло за счет увеличения доходов от использования имущества, находящегося в федеральной собственности на 71,2 % или на 235 млрд. рублей. Однако следует отметить, что произошло уменьшение в части доходов от внешнеэкономической деятельности на 18,2 % или на 994,4 млрд. рублей.
Также следует отметить, что в формировании доходной части Федерального Бюджета Российской Федерации ввозные таможенные пошлины не участвовали.
Таблица 2
Анализ формирования структуры доходной части Федерального бюджета РФ на 2013-2015 гг., %
Показатель |
Годы |
Отклонение, (+,-), | |||
2013 г. |
2014 г. |
2015 г. |
2014 г. к 2013 г. |
2015 г. к 2014 г. | |
А |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Доходы – всего |
100 |
100 |
100 |
- |
- |
в том числе |
|||||
Налоговые доходы |
43,7 |
43,0 |
46,3 |
-0,7 |
3,3 |
Налог на прибыль |
2,7 |
2,6 |
2,6 |
-0,1 |
0,0 |
Налог на добавленную стоимость |
27,7 |
26,1 |
28,2 |
-1,6 |
2,1 |
Акцизы |
3,8 |
4,7 |
5,3 |
0,9 |
0,6 |
Налог на добычу полезных ископаемых |
19,6 |
20,6 |
20,5 |
1,0 |
-0,2 |
Неналоговые доходы |
51,7 |
46,5 |
46,9 |
-5,2 |
0,4 |
Доходы от внешнеэкономической деятельности |
38,0 |
38,4 |
29,9 |
0,4 |
-8,5 |
Ввозные таможенные пошлины |
- |
- |
- |
- |
- |
Вывозные таможенные пошлины |
31,0 |
32,3 |
- |
1,30 |
- |
Доходы от использования имущества, находящегося в федеральной собственности |
2,6 |
2,3 |
- |
-0,30 |
- |
Анализ данных таблицы 2 показывает, что главным источником формирования доходной части федерального бюджета в 2013, 2014, 2015 годах имели неналоговые поступления, которые составили 51,7 % (6670,5млрд.руб.), 46,5 % (6618,3 млрд.рублей), 46,9 % (7005,5 млрд.рублей) соответственно. Налоговые доходы также являются одним из основных источников доходов за 2013 год они составили 43,7 % или 5645,8 млрд. руб. от общей суммы доходов. За 2014 год 43,0 % (или 6127,2 млрд.рублей), за 2015 год 46,3 % (или 6913,3 млрд.рублей). Это всё наглядно представлено на рисунках 1,2 и 3.
Рисунок 1. Диаграмма структуры доходной части Федерального бюджета РФ на 2013 г.
Рисунок 2. Диаграмма структуры доходной части Федерального бюджета РФ на 2014 г.
Рисунок 3. Диаграмма структуры доходной части Федерального бюджета РФ на 2015 г.
В структуре налоговых доходов в 2014 году по сравнению с 2013 годом произошло уменьшение по следующим показателям:
«Налог на добавленную стоимость» на 1,6 процентных пункта (п.п.)
«Налог на прибыль» на 0,1 п.п. А также увеличение по налогу на добычу полезных ископаемых на 1,0 п.п. и акцизу на 0,9 п.п. В целом налоговые поступления уменьшились на 0,7 п.п.
Неналоговые поступления также уменьшились на 5,2 п.п. На нем отразились изменения по следующим показателям: увеличение вывозных таможенных пошлин и доходов от внешнеэкономической деятельности на 1,3 и 0,4 п.п. соответственно, а также уменьшение доходов от использования имущества, находящегося в федеральной собственности на 0,3 п.п.
Таблица 3
Анализ формирования расходной части Федерального бюджета РФ на 2013-2015 гг.(млрд. рублей)
Показатели |
2013 г. |
2014 г. |
2015 г. |
Изменение (+,-) |
Темпы роста, % | ||
2014 г. к 2013 г. |
2015 г. к 2014 г. |
22014 г. к 2013 г. |
22015 г. к 2014 г. | ||||
А |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
Расходы – всего |
13464,29 |
15052,23 |
12340,54 |
1587,94 |
-2711,69 |
111,79 |
81,98 |
в том числе: |
|||||||
Общегосударственные вопросы. |
884,2 |
946,2 |
1019,18 |
62,0 |
72,98 |
107,01 |
107,71 |
Функционирование Президента РФ |
19,41 |
17,12 |
17,49 |
-2,29 |
0,37 |
88,20 |
102,16 |
Функционирование законодательных (представительных) органов государственной власти и представительных органов муниципальных образований |
10,70 |
11,58 |
10,81 |
0,88 |
-0,77 |
108,22 |
93,35 |
Функционирование Правительства РФ, высших исполнительных органов государственной власти субъектов РФ, местных администраций |
6,37 |
6,26 |
6,58 |
0,11 |
0,32 |
98,27 |
105,11 |
Судебная система |
132,75 |
144,85 |
147,31 |
12,1 |
2,46 |
109,11 |
101,70 |